Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.
Евгений Водолазкин

8 января 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Литература. Тэги: , .

Что должен узнать читатель до того, как возьмет в руки вашу новую книгу?

У меня плохая фантазия, поэтому я не выдумываю сюжеты, а собираю их. И потом начинаются неприятности – кто-то себя узнает. Причем я, вроде бы, особо никого и не пытался нарисовать, следуя Набокову, который сказал: «Не разбрасывайте шпильки по страницам романов, их никто потом не будет собирать». Новый роман я написал, основываясь на биографических фактах человека, которого я знаю лучше всех – самого себя. Значит ли это, что я действую в романе? Нет, не значит. Шел какой-то человек из моей фантазии. Я на него надел куртку, шарф, шапку, он пошел дальше, я стал описывать его. Вещей я ему много подарил. И много подарил мыслей, некоторые черты характера. Так получилось, что герой даже родился в один год со мной.

презентация книги Евгения Водолазкина

Есть ли другие люди, которые могут узнать себя в романе?

Роман называется «Брисбен». Это символ недостижимого счастья. Название связано с моей мамой. Она всю жизнь мечтала поехать в Париж, что в советских условиях было скорее мечтой напрасной. Но Париж совсем рядом, а Брисбен… Во-первых, это звучит красиво. И генерал Брисбен, в честь которого назвали город, тоже заслуживает внимания. Он бы генералом-губернатором этого населенного пункта, а в свободное время занимался астрономией и открыл семь тысяч звезд. В Брисбене, как и во всей Австралии, жили только каторжники, которых посылали из Англии, так что хлопот у генерала хватало. Но я не знаю ни одного нашего губернатора, который бы открыл хотя бы одну звезду. Живя в Питере, я спрашивал у своих знакомых, были ли они в этом городе. Ни один из них там не был. Приехал в Москву, большая пресс-конференция, и половина из людей была в Брисбене. Вот что значит финансовая мощь российской столицы. И мне там сказали, что это замечательный город, где люди ходят со счастливым выражением лица, а не как мы.

презентация книги Евгени Водолазкина

А ваш герой с каким лицом ходит?

Мой герой — звезда, а звезде надо капризничать. Ему надоело внимание, хотя он пребывает на границе того, чтобы это внимание потерять. Как и я, мой герой не делает никаких движений, чтобы чего-то достичь. Так было и у меня в жизни. Мне кажется, иногда надо просто замереть и ждать нужного момента. Единственное «но» — мой герой поступил так, как не поступил бы я. Он пошел играть в сомнительный ансамбль к авторитетному бизнесмену. Он сделал это, потому что считал, что жизнь притормозила и надо дать ей новый разгон.

Вы сами чувствуете себя новой звездой российской прозы?

Нет. Мой друг Леонид Юзефович говорит: «Известность писателя – это когда тебя узнают в книжном магазине».

презентация книги Евгени Водолазкина

У вас многотысячные тиражи, но существует, наверняка, какой-то образ читателя для которого вы пишите.

В первую очередь я рассчитываю на себя и круг моего общения. Другое дело, что, к счастью, это интересует гораздо больше людей, чем я первоначально думал. Все-таки моя целевая аудитория оказывается шире, чем я предполагал. И слава богу, потому что я был уверен, что роман «Лавр» вообще никто не прочитает. Приятно так ошибаться.

Есть авторы, которые уверяют, что пишут для себя…

Это выдумка писателей, они так кокетничают. Любой автор хочет публиковаться. Потому что для себя ему не надо писать. Ему достаточно сказать это, шепнуть тебе на ухо и все. Он же хочет, чтобы его читали, листали книги. По крайней мере я таких писателей не знал, чтобы они писали только для себя и не дорожили читателем. Дело в том, что писатель – это, по определению, энергия, изнутри человека выходящая во вне – слова, мысли… Так как же можно без читателя?

Леонид Мозговой на презентации книги ЕвгенияВодолазкина

В советское время существовала цензура, а сегодня издательства руководствуются коммерческими мотивами. Публиковаться писателям в итоге стало сложнее, чем раньше?

Каждое время несет свои сложности и улучшения. С одной стороны, печатать можно все, что хочешь, были бы деньги. Препон этому нет ни цензурных, ни издательских – только финансовые. Если у тебя есть деньги – печатай. Публиковаться можно и в интернете, на «Прозе.ру». И кто скажет, что этот человек не писатель? Раньше был сертификат качества – толстый журнал. Его публикации должны были удовлетворять не только идеологическим, но и стилевым, и композиционным критериям. Сейчас, как мне сказал Сергей Иванович Чупринин, в России 700 тысяч людей, считающих себя писателями. Из них только 20-30 человек пишут произведения, которые читаются. А остальные… Но зато, если они хотят, могут иметь статус писателя. Это сейчас стало возможным. Цензуры в писательской сфере нет – это говорят как писатели патриотического, так и либерального направления. Но есть и естественная преграда – всех прочесть просто невозможно.

Евгений Водолазкин

Существует ли у русского писателя какая-то особая миссия в наше время?

Я избегаю таких слов, как «миссия», хотя понимаю, о чем идет речь. Мне кажется, писатель должен описывать какие-то загадочные или неназванные еще уголки мира, а их очень много. И когда он их описывает, проливает на них свет, они становятся достоянием общественного сознания. И тогда с этим можно работать. А до тех пор надо просто ждать, когда эта тайна будет названа. А назвать тайну – это уже полдела. Этим и занимается писатель – он называет эту тайну и приоткрывает ее. Это его миссия, причем всегда, не только сейчас. Есть случай действительно пророческой миссии – это Александр Исаевич Солженицын. Но такие люди рождаются раз в 200 лет. Это действительно тот пророк, который был необходим, а пророк, мы знаем, не столько предсказывает, сколько обличает. И он должен был сказать то, что он сказал. Этого от него ждали. И, кстати, он довольно много всего предсказал, в частности, нынешнюю ситуацию на Украине.

Вы недавно вошли в Совет при президенте РФ по культуре и искусству. Зачем вам это нужно?

У меня было время подумать над этим предложением, и я его принял, потому что, во-первых, у меня вызывают уважение люди, которые работают в Совете. Многих я знаю. А во-вторых, должен же кто-то говорить о текущих проблемах президенту. Должен кто-то принимать новый закон о культуре, от которого очень многое зависит. Этот закон должен помочь уйти от конфликтов, которые постоянно сотрясали театры, музеи и прочее. Мы поработаем, и я думаю, к марту или апрелю мы этот закон отточим и предложим на рассмотрение президенту. Я надеюсь, что он будет полезен.

Евгений Водолазкин

Не опасно ли для писателя быть близко к власти?

Отвечу словами из одной византийской хроники: «С властью надо вести себя как с костром в морозном лесу. Слишком далеко не уходить, чтобы не замерзнуть, но и не приближаться, чтобы не сгореть».

Должны ли современные писатели больше уделять внимания остросоциальным темам?

Нужны те вещи, которые останутся в вечности. Остросоциальные тексты уйдут вместе с острой социальностью, и не будет ничего. А когда человек отрывается, отвлекается от своего времени, и пишет то, что необязательно лежит в русле его времени, оно имеет шанс остаться.

Евгений Водолазкин

Беседовал  ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…