Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.
Евгений Водолазкин

8 января 2019.
Текст: Дмитрий Глебов. Фото: Анна Глебова.
Рубрика: Литература. Тэги: , .

Что должен узнать читатель до того, как возьмет в руки вашу новую книгу?

У меня плохая фантазия, поэтому я не выдумываю сюжеты, а собираю их. И потом начинаются неприятности – кто-то себя узнает. Причем я, вроде бы, особо никого и не пытался нарисовать, следуя Набокову, который сказал: «Не разбрасывайте шпильки по страницам романов, их никто потом не будет собирать». Новый роман я написал, основываясь на биографических фактах человека, которого я знаю лучше всех – самого себя. Значит ли это, что я действую в романе? Нет, не значит. Шел какой-то человек из моей фантазии. Я на него надел куртку, шарф, шапку, он пошел дальше, я стал описывать его. Вещей я ему много подарил. И много подарил мыслей, некоторые черты характера. Так получилось, что герой даже родился в один год со мной.

презентация книги Евгения Водолазкина

Есть ли другие люди, которые могут узнать себя в романе?

Роман называется «Брисбен». Это символ недостижимого счастья. Название связано с моей мамой. Она всю жизнь мечтала поехать в Париж, что в советских условиях было скорее мечтой напрасной. Но Париж совсем рядом, а Брисбен… Во-первых, это звучит красиво. И генерал Брисбен, в честь которого назвали город, тоже заслуживает внимания. Он бы генералом-губернатором этого населенного пункта, а в свободное время занимался астрономией и открыл семь тысяч звезд. В Брисбене, как и во всей Австралии, жили только каторжники, которых посылали из Англии, так что хлопот у генерала хватало. Но я не знаю ни одного нашего губернатора, который бы открыл хотя бы одну звезду. Живя в Питере, я спрашивал у своих знакомых, были ли они в этом городе. Ни один из них там не был. Приехал в Москву, большая пресс-конференция, и половина из людей была в Брисбене. Вот что значит финансовая мощь российской столицы. И мне там сказали, что это замечательный город, где люди ходят со счастливым выражением лица, а не как мы.

презентация книги Евгени Водолазкина

А ваш герой с каким лицом ходит?

Мой герой — звезда, а звезде надо капризничать. Ему надоело внимание, хотя он пребывает на границе того, чтобы это внимание потерять. Как и я, мой герой не делает никаких движений, чтобы чего-то достичь. Так было и у меня в жизни. Мне кажется, иногда надо просто замереть и ждать нужного момента. Единственное «но» — мой герой поступил так, как не поступил бы я. Он пошел играть в сомнительный ансамбль к авторитетному бизнесмену. Он сделал это, потому что считал, что жизнь притормозила и надо дать ей новый разгон.

Вы сами чувствуете себя новой звездой российской прозы?

Нет. Мой друг Леонид Юзефович говорит: «Известность писателя – это когда тебя узнают в книжном магазине».

презентация книги Евгени Водолазкина

У вас многотысячные тиражи, но существует, наверняка, какой-то образ читателя для которого вы пишите.

В первую очередь я рассчитываю на себя и круг моего общения. Другое дело, что, к счастью, это интересует гораздо больше людей, чем я первоначально думал. Все-таки моя целевая аудитория оказывается шире, чем я предполагал. И слава богу, потому что я был уверен, что роман «Лавр» вообще никто не прочитает. Приятно так ошибаться.

Есть авторы, которые уверяют, что пишут для себя…

Это выдумка писателей, они так кокетничают. Любой автор хочет публиковаться. Потому что для себя ему не надо писать. Ему достаточно сказать это, шепнуть тебе на ухо и все. Он же хочет, чтобы его читали, листали книги. По крайней мере я таких писателей не знал, чтобы они писали только для себя и не дорожили читателем. Дело в том, что писатель – это, по определению, энергия, изнутри человека выходящая во вне – слова, мысли… Так как же можно без читателя?

Леонид Мозговой на презентации книги ЕвгенияВодолазкина

В советское время существовала цензура, а сегодня издательства руководствуются коммерческими мотивами. Публиковаться писателям в итоге стало сложнее, чем раньше?

Каждое время несет свои сложности и улучшения. С одной стороны, печатать можно все, что хочешь, были бы деньги. Препон этому нет ни цензурных, ни издательских – только финансовые. Если у тебя есть деньги – печатай. Публиковаться можно и в интернете, на «Прозе.ру». И кто скажет, что этот человек не писатель? Раньше был сертификат качества – толстый журнал. Его публикации должны были удовлетворять не только идеологическим, но и стилевым, и композиционным критериям. Сейчас, как мне сказал Сергей Иванович Чупринин, в России 700 тысяч людей, считающих себя писателями. Из них только 20-30 человек пишут произведения, которые читаются. А остальные… Но зато, если они хотят, могут иметь статус писателя. Это сейчас стало возможным. Цензуры в писательской сфере нет – это говорят как писатели патриотического, так и либерального направления. Но есть и естественная преграда – всех прочесть просто невозможно.

Евгений Водолазкин

Существует ли у русского писателя какая-то особая миссия в наше время?

Я избегаю таких слов, как «миссия», хотя понимаю, о чем идет речь. Мне кажется, писатель должен описывать какие-то загадочные или неназванные еще уголки мира, а их очень много. И когда он их описывает, проливает на них свет, они становятся достоянием общественного сознания. И тогда с этим можно работать. А до тех пор надо просто ждать, когда эта тайна будет названа. А назвать тайну – это уже полдела. Этим и занимается писатель – он называет эту тайну и приоткрывает ее. Это его миссия, причем всегда, не только сейчас. Есть случай действительно пророческой миссии – это Александр Исаевич Солженицын. Но такие люди рождаются раз в 200 лет. Это действительно тот пророк, который был необходим, а пророк, мы знаем, не столько предсказывает, сколько обличает. И он должен был сказать то, что он сказал. Этого от него ждали. И, кстати, он довольно много всего предсказал, в частности, нынешнюю ситуацию на Украине.

Вы недавно вошли в Совет при президенте РФ по культуре и искусству. Зачем вам это нужно?

У меня было время подумать над этим предложением, и я его принял, потому что, во-первых, у меня вызывают уважение люди, которые работают в Совете. Многих я знаю. А во-вторых, должен же кто-то говорить о текущих проблемах президенту. Должен кто-то принимать новый закон о культуре, от которого очень многое зависит. Этот закон должен помочь уйти от конфликтов, которые постоянно сотрясали театры, музеи и прочее. Мы поработаем, и я думаю, к марту или апрелю мы этот закон отточим и предложим на рассмотрение президенту. Я надеюсь, что он будет полезен.

Евгений Водолазкин

Не опасно ли для писателя быть близко к власти?

Отвечу словами из одной византийской хроники: «С властью надо вести себя как с костром в морозном лесу. Слишком далеко не уходить, чтобы не замерзнуть, но и не приближаться, чтобы не сгореть».

Должны ли современные писатели больше уделять внимания остросоциальным темам?

Нужны те вещи, которые останутся в вечности. Остросоциальные тексты уйдут вместе с острой социальностью, и не будет ничего. А когда человек отрывается, отвлекается от своего времени, и пишет то, что необязательно лежит в русле его времени, оно имеет шанс остаться.

Евгений Водолазкин

Беседовал  ДМИТРИЙ  ГЛЕБОВ

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.

Театр Karlsson Haus

Karlsson Haus бесстрашно отпраздновал 13

22 февраля театр Karlsson Haus отметил свой 13-й день рождения в любимой обстановке — уютной и загадочной, как все его спектакли. История этого кукольного и фигуративного театра началась с флигеля на набережной Фонтанки, где появился петербургский домик героя Астрид Линдгрен, и состоялась премьера спектакля «Мой Карлсон». Роль повзрослевшего Малыша в нем сыграл Борис Константинов, который в настоящее время является художественным руководителем Театра кукол Сергея Образцова.

Пьеро делла Франческа в Эрмитаже

Пьеро в городе Петра

В Россию впервые привезли работы одного из выдающихся итальянских художников и математиков. Лучшим местом для экспозиции оказался Петербург. Толпа гостей и репортеров теснилась у входа в Пикетный зал Эрмитажа. Путь им преграждала широкая лента. Директор музея Михаил Пиотровский произнес короткую прочувствованную речь о том, что давно мечтал о выставке Пьеро делла Франческа — шедевры этого мастера никогда еще не пересекали границы России. И вот, наконец, 11 картин и фресок, а также редчайшие рукописи из музеев Италии, Испании, Франции и частных коллекций представляются в Петербурге.

Выставка Якоба Йорданса

В Эрмитаже открыта выставка Якоба Йорданса

В Николаевском зале Эрмитажа открылась выставка «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России», которая продлится до 26 мая. Жемчужиной коллекции стало знаменитое полотно «Оплакивание Христа», хранившееся в Александро-Невской лавре 225 лет и впервые покинувшее ее стены. Зрителям представлены картины всех жанров, в которых работал художник, и все этапы его творчества — с середины 1610-х до середины 1660-х годов.