Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.
Елена Щелчкова

1 декабря 2019.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , , .

Творчество Владимира Гоосса оказало большое влияние на художественный почерк Елены. Главными чертами этого почерка стало стремление к экспериментам в различных техниках, поиск новой художественной формы и выразительного изобразительного языка, а также выявление скрытого, угадывание тайных механизмов жизни, их эмоциональных флюидов. Елена Щелчкова называет себя экспрессионисткой. Она снимает внешние приятные покровы с реальности, доискиваясь, докапываясь до архаических, пугающих основ бытия.

В интервью «Петербургскому авангарду» Елена Щелчкова рассказала о своих творческих поисках.

выставка Елены Щелчковой

Елена Николаевна, что вы можете вспомнить и рассказать о наиболее ярких моментах самого раннего творчества — детском воплощении образов?

Лично мое рисование в детстве ограничивалось занятиями на уроках рисования. Но в близком окружении были профессиональные художники, и я могла наблюдать за тем, как при помощи краски рождается что-то необыкновенное и совсем новое. Первый осознанный порыв к творческому воплощению произошел в шестом классе школы. Первый снег кружился над фонарем и покрывал деревья. Ухватить этот момент таинства света во тьме казалось мне очень важным. Я до сих пор заворожена этим явлением.

Как вы охарактеризуете творческую атмосферу Ленинграда, взаимоотношения между его академической школой и андеграундом, наиболее яркие отличия от культуры современного Петербурга?

В официальном искусстве были интересные художники и личности. А вот выставки Союза художников были невероятно скучны и однообразны. Интереснее было ходить по мастерским, где можно было узнать много разной информации. Кипели споры, зарождались идеи. Андеграунд объединял художников, музыкантов, поэтов и ученых. Незабываемое время. Сейчас границы стираются постепенно.

В вашем искусстве важное место занимает печатная графика. Есть ли у вас собственный метод, как найти гармонию между станком, материалом, инструментом и художественной идеей, порывом вдохновения? Всегда ли удается воплотить на оттиске то, что вам хотелось передать душой?

Из многих печатных техник я чаще всего выбираю классическую масляную монотипию. Эта техника позволяет мне воплотить ту художественную идею, тот образ, который я задумала. Технически важно знать тот материал, которым пользуешься, его химию, возможности и ограничения. Работа над каждым оттиском у меня требует сосредоточения, ведь очень важно, как размокла бумага, где не сталось влаги на поверхности и не пересохла краска на матрице с изображением. Рисование сюжета должно быть быстрым и требует умения.

выставка Елены Щелчковой

Когда вы заинтересовались культурой сказок и оберегов? Насколько важную роль они занимают для вас в настоящий момент?

К этнографии и мифологии я пришла через занятие ткачеством. А обрядовые куклы мне показала моя бабушка, уроженка Вятской губернии. Корни всегда важны для меня.

На выставке «Рисунки на обоях» в арт-пространстве mArs были показаны произведения в тематике природного начала в человеке, свободного от условностей и догматов. Возможно ли, на ваш взгляд, в принципе равновесие между первобытной стороной и необходимостью жить в социуме с неизбежными правилами, или это всегда чревато внутренними проблемами и конфликтами?

Ну, каждый свободен в той степени, в которой ему естественно и комфортно.

Чем вы руководствуетесь в выборе материала и фактуры для нового произведения?

Для авторского почерка как раз самое важное — найти, выявить свою фактуру, алхимию материала и дружить с ним.

Дарите ли вы когда-нибудь свои авторские произведения?

Только музеям.

Ваши работы в рамках выставки «Рисунки на обоях» можно отнести к технике экспрессионизма, который порой называют дисгармоничным, болевым, шоковым искусством. Какую роль именно болевое состояние и драматический, провокационный посыл играют в рождении вдохновенного порыва?

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причем само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

В обнаженке, рисуя парные натуры, меня увлекает тот накал и незащищенность, которые возникают между моделями, как разными личностями, а не передача формальной анатомии и светотени. Это выражается в контрасте цвета или в изломанности линии, но это происходит непроизвольно в эмоциональном порыве. В таком подходе больше жизненной правды. Сексуальность провокационна, природное не принято показывать в рамках сегодняшнего общества. Хотя в сезон жары смущения сами собой исчезают.

Часто ли вы в своей творческой деятельности сталкиваетесь с непониманием и неконструктивной критикой?

Случается. Чаще на уровне «нравится — не нравится, мое — не мое». Она, скорее, некомпетентная.

Можете ли вы выделить наиболее яркие моменты вашей выставочной деятельности, участия в конкурсах, фестивалях и перфомансах?

Интересно было участвовать в конкурсе «К 100-летию Владимира Набокова». Запомнился как яркое событие Международный фестиваль перформанса Exit в 2000 году в Хельсинки. В 2004 году я получила грант в арт-резиденцию в Музее Лёнстриемов в Рауме (Финляндии). Это был необычный опыт трехмесячного проживания и воплощения художественных идей среди местных художников. Очень много интересных выставок было у нас в Петербурге: например групповая выставка «Метро» в Музее петербургского авангарда — Доме Матюшина — в 2017 году. Там же с этой группой из 10 художников в этом году проходит выставка «Парк». Очень интенсивное время — участие в «АртПолигоне» на «Пушкинской 10» (1999-2001). Моя выставочная деятельность началась с конца 1980-х годов: очень много всего важного было в разные отрезки времени.

выставка Елены Щелчковой

Беседовала  ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.