Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.
Елена Щелчкова

2 декабря 2019.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , , .

Творчество Владимира Гоосса оказало большое влияние на художественный почерк Елены. Главными чертами этого почерка стало стремление к экспериментам в различных техниках, поиск новой художественной формы и выразительного изобразительного языка, а также выявление скрытого, угадывание тайных механизмов жизни, их эмоциональных флюидов. Елена Щелчкова называет себя экспрессионисткой. Она снимает внешние приятные покровы с реальности, доискиваясь, докапываясь до архаических, пугающих основ бытия.

В интервью «Петербургскому авангарду» Елена Щелчкова рассказала о своих творческих поисках.

выставка Елены Щелчковой

Елена Николаевна, что вы можете вспомнить и рассказать о наиболее ярких моментах самого раннего творчества — детском воплощении образов?

Лично мое рисование в детстве ограничивалось занятиями на уроках рисования. Но в близком окружении были профессиональные художники, и я могла наблюдать за тем, как при помощи краски рождается что-то необыкновенное и совсем новое. Первый осознанный порыв к творческому воплощению произошел в шестом классе школы. Первый снег кружился над фонарем и покрывал деревья. Ухватить этот момент таинства света во тьме казалось мне очень важным. Я до сих пор заворожена этим явлением.

Как вы охарактеризуете творческую атмосферу Ленинграда, взаимоотношения между его академической школой и андеграундом, наиболее яркие отличия от культуры современного Петербурга?

В официальном искусстве были интересные художники и личности. А вот выставки Союза художников были невероятно скучны и однообразны. Интереснее было ходить по мастерским, где можно было узнать много разной информации. Кипели споры, зарождались идеи. Андеграунд объединял художников, музыкантов, поэтов и ученых. Незабываемое время. Сейчас границы стираются постепенно.

В вашем искусстве важное место занимает печатная графика. Есть ли у вас собственный метод, как найти гармонию между станком, материалом, инструментом и художественной идеей, порывом вдохновения? Всегда ли удается воплотить на оттиске то, что вам хотелось передать душой?

Из многих печатных техник я чаще всего выбираю классическую масляную монотипию. Эта техника позволяет мне воплотить ту художественную идею, тот образ, который я задумала. Технически важно знать тот материал, которым пользуешься, его химию, возможности и ограничения. Работа над каждым оттиском у меня требует сосредоточения, ведь очень важно, как размокла бумага, где не сталось влаги на поверхности и не пересохла краска на матрице с изображением. Рисование сюжета должно быть быстрым и требует умения.

выставка Елены Щелчковой

Когда вы заинтересовались культурой сказок и оберегов? Насколько важную роль они занимают для вас в настоящий момент?

К этнографии и мифологии я пришла через занятие ткачеством. А обрядовые куклы мне показала моя бабушка, уроженка Вятской губернии. Корни всегда важны для меня.

На выставке «Рисунки на обоях» в арт-пространстве mArs были показаны произведения в тематике природного начала в человеке, свободного от условностей и догматов. Возможно ли, на ваш взгляд, в принципе равновесие между первобытной стороной и необходимостью жить в социуме с неизбежными правилами, или это всегда чревато внутренними проблемами и конфликтами?

Ну, каждый свободен в той степени, в которой ему естественно и комфортно.

Чем вы руководствуетесь в выборе материала и фактуры для нового произведения?

Для авторского почерка как раз самое важное — найти, выявить свою фактуру, алхимию материала и дружить с ним.

Дарите ли вы когда-нибудь свои авторские произведения?

Только музеям.

Ваши работы в рамках выставки «Рисунки на обоях» можно отнести к технике экспрессионизма, который порой называют дисгармоничным, болевым, шоковым искусством. Какую роль именно болевое состояние и драматический, провокационный посыл играют в рождении вдохновенного порыва?

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причем само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

В обнаженке, рисуя парные натуры, меня увлекает тот накал и незащищенность, которые возникают между моделями, как разными личностями, а не передача формальной анатомии и светотени. Это выражается в контрасте цвета или в изломанности линии, но это происходит непроизвольно в эмоциональном порыве. В таком подходе больше жизненной правды. Сексуальность провокационна, природное не принято показывать в рамках сегодняшнего общества. Хотя в сезон жары смущения сами собой исчезают.

Часто ли вы в своей творческой деятельности сталкиваетесь с непониманием и неконструктивной критикой?

Случается. Чаще на уровне «нравится — не нравится, мое — не мое». Она, скорее, некомпетентная.

Можете ли вы выделить наиболее яркие моменты вашей выставочной деятельности, участия в конкурсах, фестивалях и перфомансах?

Интересно было участвовать в конкурсе «К 100-летию Владимира Набокова». Запомнился как яркое событие Международный фестиваль перформанса Exit в 2000 году в Хельсинки. В 2004 году я получила грант в арт-резиденцию в Музее Лёнстриемов в Рауме (Финляндии). Это был необычный опыт трехмесячного проживания и воплощения художественных идей среди местных художников. Очень много интересных выставок было у нас в Петербурге: например групповая выставка «Метро» в Музее петербургского авангарда — Доме Матюшина — в 2017 году. Там же с этой группой из 10 художников в этом году проходит выставка «Парк». Очень интенсивное время — участие в «АртПолигоне» на «Пушкинской 10» (1999-2001). Моя выставочная деятельность началась с конца 1980-х годов: очень много всего важного было в разные отрезки времени.

выставка Елены Щелчковой

Беседовала  ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.