Екатерина Столярова: У нас с Индией много общего

В Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открылась и до 3 октября будет работать выставка «Тысяча лепестков лотоса: домашние и храмовые ритуалы в индуизме». Научный сотрудник музейного отдела религии Востока Екатерина Столярова, под руководством которой создавалась экспозиция, рассказала «Петербургскому авангарду», почему открыта экспозиция и на что стоит обратить особое внимание.
Музей истории религии

28 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Почему выставку решили посвятить именно Индии и ее культуре?

— Вот уже несколько лет мы проводим экспозиции, которые посвящены основным ритуалам на Востоке. В 2016 году мы устраивали выставку о культуре Японии. В этом году в центре внимания оказалась Индия.

Выбор на эту страну пал преимущественно из-за того, что в этом году мы отмечаем 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Индией. Формирование этой выставки началось с небольшой экспозиции, которая была посвящена кукольному театру в Индии. Мы ее развили и получилась более целостная экспозиция.

Музей истории религии, Екатерина Столярова

Каким образом вы сами начали свое знакомство с индийской культурой?

— По образованию я индолог. Я несколько раз была в Индии, последний раз – на трехмесячной стажировке в 2012 году. Посетила и Южную, и Северную Индию. Моя коллега, Валентина Николаевна Мазурина, несколько раз путешествовала в Непал. Мы с ней объединили наши материалы. Поэтому на выставке можно узнать не только о традициях Индии, но и обычаях Непала, ведь по своей религии эти страны очень близки.

Музей истории религии

О чем посетителю, далекому от индуизма, может рассказать эта выставка?

— Мы хотели показать основные храмовые и домашние ритуалы в индуизме. Кроме того, на выставке можно узнать о том, как проходят основные обряды жизненного цикла, например, свадьба. Мы попытались воссоздать алтарные комплексы, которые есть в доме почти у каждой семьи Индии. Таким образом, выставка показывает, как функционирует индуизм. Ведь в рамках этой религии от рождения и до самой смерти вся жизнь человека сопровождается ритуальными действиями. Пусть экспонатов у нас не так много, но среди них есть крайне интересные картины и литографии.

Музей истории религии

Откуда пришли экспонаты?

— Их природа абсолютно разная. Что-то попало к нам от частных коллекционеров, что-то привозили мы сами. Кроме того, некоторые образцы поступили в музей еще до войны, например, фотоматериалы со старейшими индийскими храмами. Многие экспонаты, представленные на выставке сегодня, не выставлялись вообще. Некоторые – были участниками временных выставок музея. И вот на выставке «Тысяча лепестков лотоса» они объединились воедино.

Музей истории религии

Какие из них представляют наибольшую значимость?

— «Жемчужинами» нашей коллекции являются алтарь из слоновой кости XIX века, литографии начала ХХ века и старинная напечатанная в Лондоне гравюра 1799 года, на которой изображены пещерные храмы острова Элефанта. Они же включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого, интерес заслуживают картины Василия Ватагина 1913-1914 годов.

Музей истории религии

Из каких разделов состоит выставка?

— Половина выставочного зала посвящена богу Вишну, половина – Шиве. В целом выставка включает четыре больших тематических раздела. Первый знакомит с храмовыми ритуалами и архитектурой индуистских храмовых комплексов Индии и Непала.

Музей истории религии

Второй раздел демонстрирует ежедневное проведение традиционной домашней пуджи (ритуала поклонения богу или богине). В каждом индуистском доме есть специально отведенное для изображения божества место. Это может быть отдельная комната или полка. На алтаре могут быть картины с изображением божества, скульптуры и ритуальная утварь – колокольчики, сосуды, светильники, лепестки цветов и даже фрукты.

Третий раздел связан с основными жизненными этапами и событиями, которые совершаются индуистами дома. Самыми важными являются обряды, связанные с рождением или смертью, обрядом инициации и церемонией бракосочетания. Главный акцент раздела на этой выставке сделан на традиционном свадебном обряде. Здесь же можно увидеть костюм невесты – сари – и полный набор свадебных украшений. В этом разделе у нас есть и интерактивная часть – показ тематического фильма о традиционной индуистской свадьбе. Киноленту передала в нашу коллекцию Валентина Николаевна после посещения Непала.

Музей истории религии

Завершает выставку раздел, посвященный индуистским праздникам. Их у индуистов очень много — примерно 140, но лишь около двадцати из них празднуются достаточно широко всеми группами населения. На выставке представлены основные — Дивали (или праздник огней) и Холи. Празднование Холи символизирует конец холодного сезона и наступление весны, созревание и сбор зимнего урожая.

Музей истории религии

Почему петербуржцам и гостям города стоит посетить «Тысячу лепестков лотоса»?

— Многие россияне, насколько я знаю, всегда интересовались индийской культурой. И, по-моему, у нас с жителями Индии есть что-то общее. Зачастую экспозиции, посвященные этой стране, затрагивают лишь одну или несколько сторон жизни этой культуры. Благодаря нескольким разделам и собранной богатой коллекции, именно на этой выставке посетители смогут узнать об индуизме во всей его полноте.

Музей истории религии

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».