Екатерина Столярова: У нас с Индией много общего

В Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открылась и до 3 октября будет работать выставка «Тысяча лепестков лотоса: домашние и храмовые ритуалы в индуизме». Научный сотрудник музейного отдела религии Востока Екатерина Столярова, под руководством которой создавалась экспозиция, рассказала «Петербургскому авангарду», почему открыта экспозиция и на что стоит обратить особое внимание.
Музей истории религии

28 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Почему выставку решили посвятить именно Индии и ее культуре?

— Вот уже несколько лет мы проводим экспозиции, которые посвящены основным ритуалам на Востоке. В 2016 году мы устраивали выставку о культуре Японии. В этом году в центре внимания оказалась Индия.

Выбор на эту страну пал преимущественно из-за того, что в этом году мы отмечаем 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Индией. Формирование этой выставки началось с небольшой экспозиции, которая была посвящена кукольному театру в Индии. Мы ее развили и получилась более целостная экспозиция.

Музей истории религии, Екатерина Столярова

Каким образом вы сами начали свое знакомство с индийской культурой?

— По образованию я индолог. Я несколько раз была в Индии, последний раз – на трехмесячной стажировке в 2012 году. Посетила и Южную, и Северную Индию. Моя коллега, Валентина Николаевна Мазурина, несколько раз путешествовала в Непал. Мы с ней объединили наши материалы. Поэтому на выставке можно узнать не только о традициях Индии, но и обычаях Непала, ведь по своей религии эти страны очень близки.

Музей истории религии

О чем посетителю, далекому от индуизма, может рассказать эта выставка?

— Мы хотели показать основные храмовые и домашние ритуалы в индуизме. Кроме того, на выставке можно узнать о том, как проходят основные обряды жизненного цикла, например, свадьба. Мы попытались воссоздать алтарные комплексы, которые есть в доме почти у каждой семьи Индии. Таким образом, выставка показывает, как функционирует индуизм. Ведь в рамках этой религии от рождения и до самой смерти вся жизнь человека сопровождается ритуальными действиями. Пусть экспонатов у нас не так много, но среди них есть крайне интересные картины и литографии.

Музей истории религии

Откуда пришли экспонаты?

— Их природа абсолютно разная. Что-то попало к нам от частных коллекционеров, что-то привозили мы сами. Кроме того, некоторые образцы поступили в музей еще до войны, например, фотоматериалы со старейшими индийскими храмами. Многие экспонаты, представленные на выставке сегодня, не выставлялись вообще. Некоторые – были участниками временных выставок музея. И вот на выставке «Тысяча лепестков лотоса» они объединились воедино.

Музей истории религии

Какие из них представляют наибольшую значимость?

— «Жемчужинами» нашей коллекции являются алтарь из слоновой кости XIX века, литографии начала ХХ века и старинная напечатанная в Лондоне гравюра 1799 года, на которой изображены пещерные храмы острова Элефанта. Они же включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого, интерес заслуживают картины Василия Ватагина 1913-1914 годов.

Музей истории религии

Из каких разделов состоит выставка?

— Половина выставочного зала посвящена богу Вишну, половина – Шиве. В целом выставка включает четыре больших тематических раздела. Первый знакомит с храмовыми ритуалами и архитектурой индуистских храмовых комплексов Индии и Непала.

Музей истории религии

Второй раздел демонстрирует ежедневное проведение традиционной домашней пуджи (ритуала поклонения богу или богине). В каждом индуистском доме есть специально отведенное для изображения божества место. Это может быть отдельная комната или полка. На алтаре могут быть картины с изображением божества, скульптуры и ритуальная утварь – колокольчики, сосуды, светильники, лепестки цветов и даже фрукты.

Третий раздел связан с основными жизненными этапами и событиями, которые совершаются индуистами дома. Самыми важными являются обряды, связанные с рождением или смертью, обрядом инициации и церемонией бракосочетания. Главный акцент раздела на этой выставке сделан на традиционном свадебном обряде. Здесь же можно увидеть костюм невесты – сари – и полный набор свадебных украшений. В этом разделе у нас есть и интерактивная часть – показ тематического фильма о традиционной индуистской свадьбе. Киноленту передала в нашу коллекцию Валентина Николаевна после посещения Непала.

Музей истории религии

Завершает выставку раздел, посвященный индуистским праздникам. Их у индуистов очень много — примерно 140, но лишь около двадцати из них празднуются достаточно широко всеми группами населения. На выставке представлены основные — Дивали (или праздник огней) и Холи. Празднование Холи символизирует конец холодного сезона и наступление весны, созревание и сбор зимнего урожая.

Музей истории религии

Почему петербуржцам и гостям города стоит посетить «Тысячу лепестков лотоса»?

— Многие россияне, насколько я знаю, всегда интересовались индийской культурой. И, по-моему, у нас с жителями Индии есть что-то общее. Зачастую экспозиции, посвященные этой стране, затрагивают лишь одну или несколько сторон жизни этой культуры. Благодаря нескольким разделам и собранной богатой коллекции, именно на этой выставке посетители смогут узнать об индуизме во всей его полноте.

Музей истории религии

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.