Екатерина Столярова: У нас с Индией много общего

В Государственном музее истории религии на Почтамтской улице, 14, открылась и до 3 октября будет работать выставка «Тысяча лепестков лотоса: домашние и храмовые ритуалы в индуизме». Научный сотрудник музейного отдела религии Востока Екатерина Столярова, под руководством которой создавалась экспозиция, рассказала «Петербургскому авангарду», почему открыта экспозиция и на что стоит обратить особое внимание.
Музей истории религии

28 июля 2017.
Текст и фото: Дарья Загуменнова
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: .

Почему выставку решили посвятить именно Индии и ее культуре?

— Вот уже несколько лет мы проводим экспозиции, которые посвящены основным ритуалам на Востоке. В 2016 году мы устраивали выставку о культуре Японии. В этом году в центре внимания оказалась Индия.

Выбор на эту страну пал преимущественно из-за того, что в этом году мы отмечаем 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Индией. Формирование этой выставки началось с небольшой экспозиции, которая была посвящена кукольному театру в Индии. Мы ее развили и получилась более целостная экспозиция.

Музей истории религии, Екатерина Столярова

Каким образом вы сами начали свое знакомство с индийской культурой?

— По образованию я индолог. Я несколько раз была в Индии, последний раз – на трехмесячной стажировке в 2012 году. Посетила и Южную, и Северную Индию. Моя коллега, Валентина Николаевна Мазурина, несколько раз путешествовала в Непал. Мы с ней объединили наши материалы. Поэтому на выставке можно узнать не только о традициях Индии, но и обычаях Непала, ведь по своей религии эти страны очень близки.

Музей истории религии

О чем посетителю, далекому от индуизма, может рассказать эта выставка?

— Мы хотели показать основные храмовые и домашние ритуалы в индуизме. Кроме того, на выставке можно узнать о том, как проходят основные обряды жизненного цикла, например, свадьба. Мы попытались воссоздать алтарные комплексы, которые есть в доме почти у каждой семьи Индии. Таким образом, выставка показывает, как функционирует индуизм. Ведь в рамках этой религии от рождения и до самой смерти вся жизнь человека сопровождается ритуальными действиями. Пусть экспонатов у нас не так много, но среди них есть крайне интересные картины и литографии.

Музей истории религии

Откуда пришли экспонаты?

— Их природа абсолютно разная. Что-то попало к нам от частных коллекционеров, что-то привозили мы сами. Кроме того, некоторые образцы поступили в музей еще до войны, например, фотоматериалы со старейшими индийскими храмами. Многие экспонаты, представленные на выставке сегодня, не выставлялись вообще. Некоторые – были участниками временных выставок музея. И вот на выставке «Тысяча лепестков лотоса» они объединились воедино.

Музей истории религии

Какие из них представляют наибольшую значимость?

— «Жемчужинами» нашей коллекции являются алтарь из слоновой кости XIX века, литографии начала ХХ века и старинная напечатанная в Лондоне гравюра 1799 года, на которой изображены пещерные храмы острова Элефанта. Они же включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо этого, интерес заслуживают картины Василия Ватагина 1913-1914 годов.

Музей истории религии

Из каких разделов состоит выставка?

— Половина выставочного зала посвящена богу Вишну, половина – Шиве. В целом выставка включает четыре больших тематических раздела. Первый знакомит с храмовыми ритуалами и архитектурой индуистских храмовых комплексов Индии и Непала.

Музей истории религии

Второй раздел демонстрирует ежедневное проведение традиционной домашней пуджи (ритуала поклонения богу или богине). В каждом индуистском доме есть специально отведенное для изображения божества место. Это может быть отдельная комната или полка. На алтаре могут быть картины с изображением божества, скульптуры и ритуальная утварь – колокольчики, сосуды, светильники, лепестки цветов и даже фрукты.

Третий раздел связан с основными жизненными этапами и событиями, которые совершаются индуистами дома. Самыми важными являются обряды, связанные с рождением или смертью, обрядом инициации и церемонией бракосочетания. Главный акцент раздела на этой выставке сделан на традиционном свадебном обряде. Здесь же можно увидеть костюм невесты – сари – и полный набор свадебных украшений. В этом разделе у нас есть и интерактивная часть – показ тематического фильма о традиционной индуистской свадьбе. Киноленту передала в нашу коллекцию Валентина Николаевна после посещения Непала.

Музей истории религии

Завершает выставку раздел, посвященный индуистским праздникам. Их у индуистов очень много — примерно 140, но лишь около двадцати из них празднуются достаточно широко всеми группами населения. На выставке представлены основные — Дивали (или праздник огней) и Холи. Празднование Холи символизирует конец холодного сезона и наступление весны, созревание и сбор зимнего урожая.

Музей истории религии

Почему петербуржцам и гостям города стоит посетить «Тысячу лепестков лотоса»?

— Многие россияне, насколько я знаю, всегда интересовались индийской культурой. И, по-моему, у нас с жителями Индии есть что-то общее. Зачастую экспозиции, посвященные этой стране, затрагивают лишь одну или несколько сторон жизни этой культуры. Благодаря нескольким разделам и собранной богатой коллекции, именно на этой выставке посетители смогут узнать об индуизме во всей его полноте.

Музей истории религии

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.