Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.
Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

11 декабря 2019.
Текст: Дина Калинина. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Екатерина, чему вам пришлось учиться? Что входит в работу гримера?

Во-первых, самому ремеслу: училась делать прически, укладывать парики, ухаживать за ними и правильно хранить. Освоила основы грима. Многое переняла у своих более опытных коллег, обсуждая, наблюдая. Признаюсь, профессия гримера очень увлекательная и перспективная, потому что есть возможность не только получать новую информацию, но и осваивать ее на практике.

Где можно получить профессию гримера?

Мои коллеги в большинстве своем пришли после курсов гримеров «Кадр» при Ленфильме. В течение года там изучают историческую прическу, основные принципы работы с гримом, пластику. Отдельный курс – пастижерское мастерство: изготовление накладных усов, бакенбард, бород, бровей. В театре такие элементы грима обычно очень востребованы. И специалист, работающий в гримерном цехе, должен не только понимать, как ими пользоваться, но и как ухаживать за ними и чинить при необходимости. Есть в нашем цехе выпускницы художественных вузов, которые отлично рисуют. На них ложится большая нагрузка, потому что воспроизвести исторический грим лучше, чем они, не может никто. К примеру, если говорить о спектакле «Белый.Петербург» на музыку Георгия Фиртича, то создание портретного сходства с Гоголем или Лениным – их работа. Только они могут придать лицам актеров особенные характерные черты. Они же работают на отливке силиконовых деталей для грима – носов или других элементов образа. И эти навыки тоже очень востребованы сегодня.

Подготовка артиста С. Браги к сп. Белый.Петербург в Театре музкомедии

Много ли человек работает в гримерном цехе, и сколько артистов приходится обычно подготовить к спектаклю?

У нас работает двенадцать человек. По меркам других театров – это роскошь. Больше только в Мариинском театре. Но это особенность работы музыкального театра. В драматическом просто нет таких объемов работы. Сотрудники цеха делятся на мужских гримеров и женских, а те в свою очередь, разделяются на тех, кто работает с хором и балетом, и тех, кто с солистами. Если говорить о нагрузке, то для классической постановки надо подготовить двенадцать артисток хора, семь-восемь балетных актрис, и, обычно, примерно такое же количество с мужской стороны. И это не считая солистов.

Сколько времени занимает подготовка к спектаклю?

Классику начинаем готовить за час до начала. И в целом на оперетту времени требуется меньше, чем, например, для подготовки к такому проекту как «Бал вампиров». Работа с исполнителем роли графа фон Кролока в этом спектакле начиналась не меньше чем за два часа до третьего звонка: поэтапно прорисовывалось лицо, надевался парик, отдельно создавались руки – рисовались кости и наклеивались ногти.

Гримерный цех в Театре музкомедии

В какой последовательности обычно создается образ?

Начинается подготовка с лица, потом оформляется прическа, в последний момент актер надевает костюм. Но это тоже индивидуально. Зависит и от привычки исполнителя, и от его настроения, и даже от психотипа. Все это мы, гримеры, должны учитывать, улавливать и подстраиваться под складывающуюся ситуацию. Поэтому важно набраться терпения и постараться выстроить взаимоотношения с каждым из артистов.

Из чего складывается образ? Остается ли место для творчества гримера? Или надо точно выполнить постановочную задачу?

В первую очередь за основу берется эскиз художника. Задача гримера – сделать так, чтобы было похоже. Но мы, как практики, вносим со своей стороны коррективы с учетом того, что артистам предстоит работать в этом образе. Очень часто бывает, что уже на этапе выхода на сцену примеренный в комнате грим приходится корректировать, потому что сценический свет искажает цвета. И важно увидеть это из зрительного зала до премьеры, чтобы оценить точность работы.

Подготовка артиста к сп. Бал вампиров, Театр музкомедии

Какой спектакль стал для вас самым сложным?

Мюзикл «Граф Монте-Кристо». Мужские гримеры во время показа работают не разгибаясь, потому что в нем очень много актерских перевоплощений. А есть классические оперетты, где к началу все приготовились, и до антракта образ остается без изменения, требуется только подправить его во время спектакля.

А такие постановки как «Баядера» Имре Кальмана или «Страна улыбок» Франца Легара, герои которых – жители экзотических стран, не требуют больших усилий?

Накладные усы и бороды у актеров, которых было не так много в «Стране улыбок», не вызывали сложности. Задачей потруднее стало обилие одинаковых париков на всех молодых людях и накладных лысин для главных героев. И рисовать приходилось много: ведь надо было из лиц европейского типа сделать азиатские, у которых особая геометрия глаз, бровей, скул. А в спектакле «Баядера» много времени уходит на то, чтобы затонировать все оголенные участки тела солиста особенным, «восточным» цветом. А ведь надо так подобрать интенсивность грима, чтобы и костюмы оставить в сохранности.

Страна улыбок Ф. Легар в Театре музкомедии

Бывает ли так, что артист работает со своими париками?

Очень редко, но да. Театр заботится о том, чтобы у каждого исполнителя имелся полный комплект и париков, и других накладных деталей. На выпуске это сразу учитывается. Особенно у мужчин – лица у всех разные, и, например, одному усы подходят, а другому нет. Или линия роста волос – она у всех индивидуальная, значит, парик, сделанный для одного артиста, может не подойти его коллеге. На моей памяти был только один случай, когда Иван Ожогин работал со своим париком в «Бале вампиров»: он привез его после работы в Германии и в последнем сезоне выходил именно в нем. Но был, к примеру, и такой эпизод, когда артист Ростислав Колпаков сам себе сделал парик из собственных волос. Ему было интересно научиться пастижерскому мастерству.

Элементы грима к сп. Голливудская дива в Театре музкомедии

А как насчет использования индивидуального грима?

Наш театр работает на профессиональной косметике, и в большинстве случаев артисты доверяют ей. Иногда приходится учитывать пожелания солисток, которым закупается определенная помада или что-то еще. Одно из немногих исключений – Иван Ожогин, который в роли вампирского графа фон Кролока пользовался особенной кровью, отличающейся и по вкусу, и по цвету от той, которую использовали мы.

А кровь, которая появляется на сцене, тоже создается в вашем цехе?

Да, только не создается, а заготавливается из профессиональных материалов. Есть несколько ее разновидностей. Она съедобная. И если случайно ее проглотить, ничего страшного не произойдет. У нее клубничный вкус и продается она в литровых бутылках. А в театре мы ее фасуем в специальные капсулы, которые артисты используют на спектакле. За один сезон показа «Бала вампиров» мы обычно использовали больше ста штук, так что «закладки» заготавливались впрок и хранились в холодильнике.

Приходилось ли иметь дело с накладными шрамами или ранами?

В отличие от кино шрамы и рубцы в театре не изготавливаются из силикона или латекса, а рисуются. Потому что крупных планов нет. Эффект достигается другими приемами.

Бал вампиров. Куколь - А. Мошечков, Темтр музкомедии

Какими качествами надо обладать, чтобы работать в театре?

Стрессоустойчивостью. Ситуации бывают разные. И не только во взаимодействии с актером. И надо быстро принять решение о том, как выправить положение, не пасовать, а собраться. Важно умение распределить свою работу во времени и, конечно, поскольку профессия гримера очень контактная, надо уметь находить индивидуальный подход к каждому из артистов.

Беседовала  ДИНА  КАЛИНИНА

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.