Дмитрий Волкострелов: Необходимо усложнять картину мира

Дмитрий Волкострелов – фигура, хорошо известная в России. Режиссер создал свой «Театр post» в Санкт-Петербурге, ставит спектакли в различных театрах города, активно работает по всей стране. Дмитрий Волкострелов – трехкратный лауреат премии «Прорыв» в категории «Лучший молодой режиссер», лауреат специального приза жюри «Золотой маски».
Дмитрий Волкострелов

4 мая 2018.
Текст: Елизавета Ронгинская.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Совсем недавно его спектакль «Розенкранц и Гильденстерн» стал обладателем приза критики в рамках премии «Золотая маска». Режиссер рассказал «Петербургскому авангарду» о готовящейся премьере «Приговоренный к смерти бежал», площадкой для которой 21 мая станет ТЮЗ имени А.А. Брянцева. А также разграничил понятия «театр» и «шоу» и обозначил результаты отсутствия свободы слова в России.

Дмитрий, в ТЮЗе вы ставите уже пятый спектакль. Чем в этот раз определялся выбор материала? Фильм Робера Брессона, с которым вы вступаете в диалог, снят по мемуарам Андре Девиньи, бывшего узника тюрьмы Монлюк во время Второй мировой войны…

Мне всегда интересно работать с чем-то новым, вести диалог с каким-то интересным человеком. Режиссер Робер Брессон – безусловно, является одним из таких людей, в чем-то мне близким. Сюжет фильма важен, но больше всего мне интересно поразмышлять о творческом методе режиссера. Мы с актерами читаем его интервью, заметки о кинематографе, анализируем, как человек видел мир и воссоздавал его в своих работах.

«Розенкранц и Гильденстерн»

В Александринском театре, в спектакле «В прошлом году в Мариенбаде» вы тоже вели диалог с режиссером, Аленом Рене…

Там была другая история – отправной точкой стал текст сценария Алена Роб-Грийе, а сейчас мы, скорее, работаем с киноязыком. Язык – это средство коммуникации, а театр может размышлять про совершенно разные способы вести диалог.

Что в киноязыке Брессона вызывает особый интерес?

Мне интересна природа Брессона – он в своих фильмах (кроме самых первых) снимал не актеров, а просто людей, которых называл натурщиками. Интересна природа их существования, любопытно следить за тем, как они живут, как камера на них смотрит и что она видит.

Как вы называете ваших актеров?

Раньше мне нравилось слово актер, а теперь я предпочитаю слово артист, художник.

Фильм «Приговоренный к смерти бежал» рассказывает историю участника движения Сопротивления лейтенанта Фонтена, бежавшего из тюрьмы. Почему в вашем спектакле будут играть одни девушки?

В ТЮЗе есть группа актеров, с которыми я работаю, – так сложилось за эти годы. Я предложил девочкам такой, отчасти неожиданный, неженский текст. Мы не занимается буквальным рассказыванием истории побега Фонтена из тюрьмы, нам не нужно прямое соответствие, поэтому мы используем отстранение. Мы не можем повторить фильм Брессона, можем только вступить с ним в диалог, а эта беседа, возможно, будет чуть интересней, если в ней примут участие женщины.

Фонтен – не классический герой. Фильм строится на том, что мужчина до последнего не может решиться на побег, тщательно готовится к нему и выжидает…

Фильм Брессона, конечно, не «Побег из Шоушенка». В Фонтене нет ничего героического, зато в нем есть потрясающий гуманизм, вера в человека и убежденность в том, что человек рожден свободным. Библейская цитата, которая есть в названии фильма: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа», – ключевая. Брессон никогда не оставляет никакой тайны, загадки, саспенса. Как фильм называется – ровно то в нем и происходит.

Важно, что побег Фонтена был бы невозможен, если он был бы один. В фильме много рифм – когда Фонтен попадает в камеру, он не хочет жить, но кто-то стучит в стену, и это возвращает ему веру и желание жить. Когда он сам попадает в другую камеру, то первым делом стучит в стену, а потом спустя какое-то время выясняется, что его стук спас другого человека. Когда в его камеру подселяют Жоста, Фонтен принимает его за осведомителя и даже думает убить, но потом принимает решение взять его с собой и предлагает бежать вместе. Жост соглашается, и в процессе побега мы понимаем, что если бы этого Жоста не было, Фонтен один бы не справился. Для режиссера важна история взаимоотношений одного человека с другим.

Дмитрий, в ваших спектаклях практически нигде нет сцены, отгораживающий актеров от зрителей. Для вас это часть философского осмысления природы театра?

Единственный наш спектакль, в котором была сцена, – «Любовная история» в Приюте комедианта. Со сценой можно работать и можно ее осмыслять – спектакль «Любовная история» размышляет о зависимостях, о ведущих и ведомых, о потреблении: в любой паре есть кто-то, кто ведет, и кто-то, кто подчиняется. И то же самое царит во взаимоотношениях актера и зрителя – а сцена усиливает эту ситуацию. Сцена – это возвышение, на котором находится человек, которого мы рассматриваем. Еще есть точка зрения, что сцена строилась для королей или для героев. А сегодня какие короли или герои? У нас все поменялось – прогресс неумолим. Необходимо, чтобы зритель и артист находились на одном уровне и в одной плоскости, в одном пространстве.

Дмитрий Волкострелов

Каким, на ваш взгляд, должен быть хороший артист?

Для артиста важно познавать разные языки – чем большим количеством языков он владеет, тем лучше. Часто в театре отсутствует понимание этого и рефлексия по поводу театра, языка, того, что мы делаем и зачем. Очень часто артисты входят в рутинное существование, попадают в круговорот и перестают задумываться, а надо просто остановиться и начать задавать вопросы, в первую очередь – самому себе.

Расскажите о вашей независимой театральной группе – «Театре post».

Кажется, у нас возникает некая усталость: за эти почти уже 10 лет мы постоянно перемещаемся – у нас нет своего пространства. Все время надо согласовывать дату и место показа спектаклей, от этого устаешь, хочется попробовать освоить свое пространство, но пока это далекие мечты.

Дмитрий, вы участвуете в театральных лабораториях?

Я был всего на 2-3 лабораториях. Сейчас почти в каждом театре есть своя лаборатория – и это хорошая стрессовая ситуация для актеров. Но часто случается, что режиссер делает так называемый эскиз, а потом театр начинает его играть как спектакль, не сообщая об этом режиссеру. Это печально. К тому же, мне не очень нравится само понятие эскиза – мне кажется, что полработы не показывают. Первая моя лаборатория была в Саратове, где мы за три дня сделали спектакль «Быть или не быть? Да не вопрос». Когда мне было предложено приехать и выпустить спектакль, я не очень понимал, что там еще репетировать – все было готово. Но не всегда за три дня получается сделать полноценный спектакль, это дело случая.

Сейчас я отношусь к лаборатории именно как к лаборатории, я не готов и не хочу предоставить чистый продукт. Когда я ставлю спектакль, я понимаю, что он должен жить в театре, находится в этом контексте, а в лаборатории я работаю вне контекста – я могу позволить себе экспериментальные вещи и заранее знаю, что в работу, в репертуар это не пойдет. Этим летом я еду на лабораторию только потому, что мне сказали, что театру хотелось бы, чтобы я просто поработал с актерами, там не ждут готового продукта, и это мне импонирует.

Что такое, с вашей точки зрения, авангард?

Сегодня не очень хочется говорить про авангард. Проблема в том, что авангард – военный термин, а мне бы не хотелось по отношению к искусству употреблять военные термины. Искусство должно быть не про войну. В искусстве и культуре в России не было ХХ века – он только начался, а потом его резко отменили и закрыли. Поэтому сейчас в России пьесы Беккета внезапно оказываются откровением и «авангардом», хотя для Европы это уже классические тексты.

Дмитрий Волкострелов

А в какой стилистике работаете вы?

Мы занимаемся театром. Есть очень много театров, которые занимаются не театром, а на самом деле шоу, и важно уметь разграничивать эти понятия в своем сознании. Это такая данность: когда ты работаешь на большой сцене, ты обязан включать в спектакль элементы шоу. Но шоу занимается совсем другими вещами, мне не очень интересными. Именно поэтому не первый век в России главным проектом остается просвещение.

Посмотрите на нашу историю: Россия – патерналистское государство. Мы – люди, которые не приучены ни делать выбор, ни нести ответственность за этот выбор. Проще и привычнее, когда за тебя все решают другие, демократия – это очень сложная штука, с которой надо каждый день осознанно работать, делать выбор, принимать решения и потом нести за них ответственность.

Что нужно сделать, чтобы изменить сознание людей?

Нужна свобода слова – я помню 1990-е годы, когда по телевизору разные каналы говорили разные вещи, и одни и те же события трактовались по-своему. Тебе поневоле приходилось включать мозги, принимать решение, анализировать и задуматься. Сейчас говорят одно и то же, и о чем человек будет думать? Не о чем, все понятно, картина мира ясна. Необходимо усложнять картину мира и работать с этой сложностью на всех фронтах. Это тоже военный термин, но, к сожалению, военные термины из нашей страны в ближайшее время, судя по всему, никуда не денутся.

«Розенкранц и Гильденстерн»

Беседовала ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.