Директор «Русских сезонов»: Старая школа не застыла в прошлом

Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева открыл «Русские сезоны» 14 января на одной из лучших концертных площадок Италии, Санта-Чечилия в Риме. Почти год музыканты, художники и артисты из России гастролировали по Италии. Директор АНО «Русские сезоны» Алексей Лебедев рассказал «Петербургскому авангарду» о замысле и успехах проекта.
Алексей Лебедев

21 ноября 2018.
Текст: Андрей Гореликов. Фотографии предоставлены пресс-службой Международного культурного форума.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , , , , .

Как мы понимаем, только что завершившийся Санкт-Петербургский международный культурный форум — это время предварительных итогов для «Русских сезонов»?

Пожалуй. Уже можно похвастать, что на сегодня мы перешагнули рубеж в 5 миллионов зрителей в Италии. Всего было запланировано чуть более 300 мероприятий в 74 итальянских городах.

Можно узнать, на какие блоки поделена программа «Русских сезонов» и что вызывает наибольший отклик?

На территории одной страны мы за год стараемся показать как можно более полную панораму нашего искусства. Не только академическую музыку и живопись. Например, это анимация: «Союзмультфильм» совсем недавно вернулся из Италии, где показывал «Гофманиаду» и проводил посвященную фильму выставку с куклами по эскизам Михаила Шемякина. Затем была ретроспектива классических советских мультфильмов. Я не ожидал, насколько итальянцам это понравится, какие будут очереди родителей с детьми.

Конечно, важна кинематографическая программа. На закрытии года Италии, кстати, мы планируем небольшой сюрприз: Андрей Кончаловский представит тизер своего нового, снятого в копродукции с Италией, фильма «Грех» о художнике Микеланджело. Сама премьера картины планируется на начало следующего года.

Балет. В последний раз труппа Большого театра была на сцене Ла Скала десять лет назад, и вот теперь снова выступила там под руководством Махара Вазиева с балетом «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича.

С огромным успехом прошли и идут концерты оркестра Мариинского театра, Большого симфонического оркестра, сольные концерты Бориса Березовского. Скоро Александринский театр поедет в миланский театр «Пикколо», затем театр Вахтангова…

Конечно, живопись: Третьяковская галерея открывает выставку в Музее Ватикана. До этого более месяца огромным успехом пользовалась выставка Век Музеев в Палермо, куда вошли лучшие экспозиции императорских резиденций Петербурга.

МКФ

Как известно, при Дягилеве «Русские сезоны» ассоциировались с авангардом. Это справедливо сейчас, хотя бы отчасти, или мы сейчас демонстрируем то, что европейский зритель, в принципе, ожидает увидеть?

Надо сказать, во времена Дягилева авангард только зародился и был на пике популярности. У нас несколько другая ситуация. И мы пока не достигли такого размаха, чтобы делать специальные премьеры для «Русских сезонов» и начинать, подобно Дягилеву, всякий раз с какого-то нового события. Конечно, мы пользуемся репертуарными вещами.

Но при этом, мы, возможно, показываем зрителю как раз то, что он и не думал увидеть. Согласитесь, что русский балет и симфоническая музыка — то, с чем прежде всего ассоциируется русская культура за рубежом. Плюс выставки. Но в «Русских сезонах» участвуют не только всемирно известные музыкальные и театральные коллективы. Это и небольшие региональные коллективы, которые без финансовой помощи нашего проекта могли бы и никогда не выбраться на зарубежные гастроли. Оркестры, труппы из Владивостока или Северного Кавказа могут не набрать денег и на поездку в соседний регион, но это не значит, что они не интересны. Вот ансамбль «Вайнах» из Грозного очень понравился итальянцам: танцы красивых выправленных мужчин и стройных девушек, кажется, им комплиментарны.

И все же, что именно мы хотим показать Европе — ретроспективу старых художественных форм?

Я понимаю, что в Европе сейчас скорее популярны в некоторой мере провокационные проекты в культуре — современная хореография, живопись, постановки. Мне очень понравилось, как Кончаловский сказал в интервью на гастролях театра Моссовета в Венеции: то, что мы смогли сберечь свою старую школу, отнюдь не делает нас менее популярными, напротив. «Русские сезоны» не просто демонстрируют достижения старой школы — балета, музыки, театра — но и доказывают, что эта школа не застыла в прошлом.

МКФ

Наверняка размах Сезонов связан с определенными сложностями…

Прежде всего — логистика. Учитывая, насколько разные это мероприятия, и сколько в них участвует человек, это и дороже и технически сложнее всего.

Насколько масштабно вы использовали в Италии рекламу?

В Риме, Милане, Турине мы старались дать рекламы побольше. С другой стороны, в городах поменьше нас обычно уже ждали. Даже для Палермо — европейской культурной столицы этого года — событием было появление нашей выставки, в представлении мы не нуждались.

А что касается неизвестных европейской публике коллективов и артистов?

Мы обеспечиваем площадки: не только привозим коллектив, но в каких-то случаях помогаем и с поисками залов, иногда — итальянских, к примеру, продюсеров, которые помогут соорганизовать гастроли коллектива. Так что мы вкладываемся в будущее, а не стремимся к немедленной прибыли.

Русские сезоны прошли в Японии и в Италии — странах, которые очень комплиментарно относятся к нашей культуре. На Деловой площадке Культурного форума эстафета на 2019 год была передана Германии. Ожидаете ли вы новых вызовов на следующий год в Германии?

Не секрет, что в Германии — самая большая в Европе русская диаспора. Тот рынок, который нацелен на этих наших соотечественников, давно устоялся. Но задача Русских сезонов прежде всего в том, чтобы показать наше искусство местным жителям. Сейчас у нас запланированы мероприятия в 60 городах, однако по опыту могу предсказать: программа, которую мы объявим в начале декабря и программа, которая по факту завершится через год, будут отличаться.

МКФ

Неужели можно присоединиться к проекту «на ходу»?

Не совсем так, но некоторые поблажки мы можем сделать. Вот яркий пример: минувшим мартом мы открыли в Риме выставку выпускников Художественной академии имени Глазунова. Выставка должна была простоять ровно месяц и вернуться в Москву. Однако работы молодых художников начали пользоваться бешеной популярностью у итальянцев. Они уговорили нас привезти выставку и в Сан-Ремо, и в Геную — так она задержалась в Италии на целых четыре месяца. Думаю, что-то подобное нас ждет и в Германии.

И порой не знаешь, какой проект «выстрелит».

Да, это правда!

Италия стала страной-гостьей Международного культурного форума. Как «Русские сезоны» помогли новым контактам между нашими странами за эти дни?

В любом случае, мы не уезжаем из Италии. Гастроли продолжаются, и артисты знают, что могут, показав себя, познакомиться с нужными людьми, заключить договоры, и с ними приезжать уже на следующий год. Так было и в Японии, надеюсь, так продолжится и в Германии. Я уже упомянул, что нам очень важна поддержка небольших региональных коллективов, чье имя не на слуху. Стоит им один раз дать оценить себя зарубежной публике, они впредь уже будут договариваться и гастролировать без нас.

На форуме же мы провели множество разнообразных мероприятий. К примеру, в Академии художеств имени Репина открылась совместная выставка учеников российских и итальянских художественных вузов. Семен Михайловский привез к нам десять ректоров лучших академий со всей Италии. Сейчас у них идут активные переговоры с нашими вузами, обмен программами, обмен студентами. Кстати, Репинка в рамках «Русских сезонов» участвовала в Венецианской биеннале, также мы привезли на пленэр лучших студентов: в декабре их работы, вдохновленные Венецией, выставят в Риме. Вот это и называется культурный обмен.

МКФ

Беседовал  АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.