Директор «Русских сезонов»: Старая школа не застыла в прошлом

Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева открыл «Русские сезоны» 14 января на одной из лучших концертных площадок Италии, Санта-Чечилия в Риме. Почти год музыканты, художники и артисты из России гастролировали по Италии. Директор АНО «Русские сезоны» Алексей Лебедев рассказал «Петербургскому авангарду» о замысле и успехах проекта.
Алексей Лебедев

21 ноября 2018.
Текст: Андрей Гореликов. Фотографии предоставлены пресс-службой Международного культурного форума.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , , , , .

Как мы понимаем, только что завершившийся Санкт-Петербургский международный культурный форум — это время предварительных итогов для «Русских сезонов»?

Пожалуй. Уже можно похвастать, что на сегодня мы перешагнули рубеж в 5 миллионов зрителей в Италии. Всего было запланировано чуть более 300 мероприятий в 74 итальянских городах.

Можно узнать, на какие блоки поделена программа «Русских сезонов» и что вызывает наибольший отклик?

На территории одной страны мы за год стараемся показать как можно более полную панораму нашего искусства. Не только академическую музыку и живопись. Например, это анимация: «Союзмультфильм» совсем недавно вернулся из Италии, где показывал «Гофманиаду» и проводил посвященную фильму выставку с куклами по эскизам Михаила Шемякина. Затем была ретроспектива классических советских мультфильмов. Я не ожидал, насколько итальянцам это понравится, какие будут очереди родителей с детьми.

Конечно, важна кинематографическая программа. На закрытии года Италии, кстати, мы планируем небольшой сюрприз: Андрей Кончаловский представит тизер своего нового, снятого в копродукции с Италией, фильма «Грех» о художнике Микеланджело. Сама премьера картины планируется на начало следующего года.

Балет. В последний раз труппа Большого театра была на сцене Ла Скала десять лет назад, и вот теперь снова выступила там под руководством Махара Вазиева с балетом «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича.

С огромным успехом прошли и идут концерты оркестра Мариинского театра, Большого симфонического оркестра, сольные концерты Бориса Березовского. Скоро Александринский театр поедет в миланский театр «Пикколо», затем театр Вахтангова…

Конечно, живопись: Третьяковская галерея открывает выставку в Музее Ватикана. До этого более месяца огромным успехом пользовалась выставка Век Музеев в Палермо, куда вошли лучшие экспозиции императорских резиденций Петербурга.

МКФ

Как известно, при Дягилеве «Русские сезоны» ассоциировались с авангардом. Это справедливо сейчас, хотя бы отчасти, или мы сейчас демонстрируем то, что европейский зритель, в принципе, ожидает увидеть?

Надо сказать, во времена Дягилева авангард только зародился и был на пике популярности. У нас несколько другая ситуация. И мы пока не достигли такого размаха, чтобы делать специальные премьеры для «Русских сезонов» и начинать, подобно Дягилеву, всякий раз с какого-то нового события. Конечно, мы пользуемся репертуарными вещами.

Но при этом, мы, возможно, показываем зрителю как раз то, что он и не думал увидеть. Согласитесь, что русский балет и симфоническая музыка — то, с чем прежде всего ассоциируется русская культура за рубежом. Плюс выставки. Но в «Русских сезонах» участвуют не только всемирно известные музыкальные и театральные коллективы. Это и небольшие региональные коллективы, которые без финансовой помощи нашего проекта могли бы и никогда не выбраться на зарубежные гастроли. Оркестры, труппы из Владивостока или Северного Кавказа могут не набрать денег и на поездку в соседний регион, но это не значит, что они не интересны. Вот ансамбль «Вайнах» из Грозного очень понравился итальянцам: танцы красивых выправленных мужчин и стройных девушек, кажется, им комплиментарны.

И все же, что именно мы хотим показать Европе — ретроспективу старых художественных форм?

Я понимаю, что в Европе сейчас скорее популярны в некоторой мере провокационные проекты в культуре — современная хореография, живопись, постановки. Мне очень понравилось, как Кончаловский сказал в интервью на гастролях театра Моссовета в Венеции: то, что мы смогли сберечь свою старую школу, отнюдь не делает нас менее популярными, напротив. «Русские сезоны» не просто демонстрируют достижения старой школы — балета, музыки, театра — но и доказывают, что эта школа не застыла в прошлом.

МКФ

Наверняка размах Сезонов связан с определенными сложностями…

Прежде всего — логистика. Учитывая, насколько разные это мероприятия, и сколько в них участвует человек, это и дороже и технически сложнее всего.

Насколько масштабно вы использовали в Италии рекламу?

В Риме, Милане, Турине мы старались дать рекламы побольше. С другой стороны, в городах поменьше нас обычно уже ждали. Даже для Палермо — европейской культурной столицы этого года — событием было появление нашей выставки, в представлении мы не нуждались.

А что касается неизвестных европейской публике коллективов и артистов?

Мы обеспечиваем площадки: не только привозим коллектив, но в каких-то случаях помогаем и с поисками залов, иногда — итальянских, к примеру, продюсеров, которые помогут соорганизовать гастроли коллектива. Так что мы вкладываемся в будущее, а не стремимся к немедленной прибыли.

Русские сезоны прошли в Японии и в Италии — странах, которые очень комплиментарно относятся к нашей культуре. На Деловой площадке Культурного форума эстафета на 2019 год была передана Германии. Ожидаете ли вы новых вызовов на следующий год в Германии?

Не секрет, что в Германии — самая большая в Европе русская диаспора. Тот рынок, который нацелен на этих наших соотечественников, давно устоялся. Но задача Русских сезонов прежде всего в том, чтобы показать наше искусство местным жителям. Сейчас у нас запланированы мероприятия в 60 городах, однако по опыту могу предсказать: программа, которую мы объявим в начале декабря и программа, которая по факту завершится через год, будут отличаться.

МКФ

Неужели можно присоединиться к проекту «на ходу»?

Не совсем так, но некоторые поблажки мы можем сделать. Вот яркий пример: минувшим мартом мы открыли в Риме выставку выпускников Художественной академии имени Глазунова. Выставка должна была простоять ровно месяц и вернуться в Москву. Однако работы молодых художников начали пользоваться бешеной популярностью у итальянцев. Они уговорили нас привезти выставку и в Сан-Ремо, и в Геную — так она задержалась в Италии на целых четыре месяца. Думаю, что-то подобное нас ждет и в Германии.

И порой не знаешь, какой проект «выстрелит».

Да, это правда!

Италия стала страной-гостьей Международного культурного форума. Как «Русские сезоны» помогли новым контактам между нашими странами за эти дни?

В любом случае, мы не уезжаем из Италии. Гастроли продолжаются, и артисты знают, что могут, показав себя, познакомиться с нужными людьми, заключить договоры, и с ними приезжать уже на следующий год. Так было и в Японии, надеюсь, так продолжится и в Германии. Я уже упомянул, что нам очень важна поддержка небольших региональных коллективов, чье имя не на слуху. Стоит им один раз дать оценить себя зарубежной публике, они впредь уже будут договариваться и гастролировать без нас.

На форуме же мы провели множество разнообразных мероприятий. К примеру, в Академии художеств имени Репина открылась совместная выставка учеников российских и итальянских художественных вузов. Семен Михайловский привез к нам десять ректоров лучших академий со всей Италии. Сейчас у них идут активные переговоры с нашими вузами, обмен программами, обмен студентами. Кстати, Репинка в рамках «Русских сезонов» участвовала в Венецианской биеннале, также мы привезли на пленэр лучших студентов: в декабре их работы, вдохновленные Венецией, выставят в Риме. Вот это и называется культурный обмен.

МКФ

Беседовал  АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…