Директор «Русских сезонов»: Старая школа не застыла в прошлом

Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева открыл «Русские сезоны» 14 января на одной из лучших концертных площадок Италии, Санта-Чечилия в Риме. Почти год музыканты, художники и артисты из России гастролировали по Италии. Директор АНО «Русские сезоны» Алексей Лебедев рассказал «Петербургскому авангарду» о замысле и успехах проекта.
Алексей Лебедев

21 ноября 2018.
Текст: Андрей Гореликов. Фотографии предоставлены пресс-службой Международного культурного форума.
Рубрика: Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: , , , , , .

Как мы понимаем, только что завершившийся Санкт-Петербургский международный культурный форум — это время предварительных итогов для «Русских сезонов»?

Пожалуй. Уже можно похвастать, что на сегодня мы перешагнули рубеж в 5 миллионов зрителей в Италии. Всего было запланировано чуть более 300 мероприятий в 74 итальянских городах.

Можно узнать, на какие блоки поделена программа «Русских сезонов» и что вызывает наибольший отклик?

На территории одной страны мы за год стараемся показать как можно более полную панораму нашего искусства. Не только академическую музыку и живопись. Например, это анимация: «Союзмультфильм» совсем недавно вернулся из Италии, где показывал «Гофманиаду» и проводил посвященную фильму выставку с куклами по эскизам Михаила Шемякина. Затем была ретроспектива классических советских мультфильмов. Я не ожидал, насколько итальянцам это понравится, какие будут очереди родителей с детьми.

Конечно, важна кинематографическая программа. На закрытии года Италии, кстати, мы планируем небольшой сюрприз: Андрей Кончаловский представит тизер своего нового, снятого в копродукции с Италией, фильма «Грех» о художнике Микеланджело. Сама премьера картины планируется на начало следующего года.

Балет. В последний раз труппа Большого театра была на сцене Ла Скала десять лет назад, и вот теперь снова выступила там под руководством Махара Вазиева с балетом «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича.

С огромным успехом прошли и идут концерты оркестра Мариинского театра, Большого симфонического оркестра, сольные концерты Бориса Березовского. Скоро Александринский театр поедет в миланский театр «Пикколо», затем театр Вахтангова…

Конечно, живопись: Третьяковская галерея открывает выставку в Музее Ватикана. До этого более месяца огромным успехом пользовалась выставка Век Музеев в Палермо, куда вошли лучшие экспозиции императорских резиденций Петербурга.

МКФ

Как известно, при Дягилеве «Русские сезоны» ассоциировались с авангардом. Это справедливо сейчас, хотя бы отчасти, или мы сейчас демонстрируем то, что европейский зритель, в принципе, ожидает увидеть?

Надо сказать, во времена Дягилева авангард только зародился и был на пике популярности. У нас несколько другая ситуация. И мы пока не достигли такого размаха, чтобы делать специальные премьеры для «Русских сезонов» и начинать, подобно Дягилеву, всякий раз с какого-то нового события. Конечно, мы пользуемся репертуарными вещами.

Но при этом, мы, возможно, показываем зрителю как раз то, что он и не думал увидеть. Согласитесь, что русский балет и симфоническая музыка — то, с чем прежде всего ассоциируется русская культура за рубежом. Плюс выставки. Но в «Русских сезонах» участвуют не только всемирно известные музыкальные и театральные коллективы. Это и небольшие региональные коллективы, которые без финансовой помощи нашего проекта могли бы и никогда не выбраться на зарубежные гастроли. Оркестры, труппы из Владивостока или Северного Кавказа могут не набрать денег и на поездку в соседний регион, но это не значит, что они не интересны. Вот ансамбль «Вайнах» из Грозного очень понравился итальянцам: танцы красивых выправленных мужчин и стройных девушек, кажется, им комплиментарны.

И все же, что именно мы хотим показать Европе — ретроспективу старых художественных форм?

Я понимаю, что в Европе сейчас скорее популярны в некоторой мере провокационные проекты в культуре — современная хореография, живопись, постановки. Мне очень понравилось, как Кончаловский сказал в интервью на гастролях театра Моссовета в Венеции: то, что мы смогли сберечь свою старую школу, отнюдь не делает нас менее популярными, напротив. «Русские сезоны» не просто демонстрируют достижения старой школы — балета, музыки, театра — но и доказывают, что эта школа не застыла в прошлом.

МКФ

Наверняка размах Сезонов связан с определенными сложностями…

Прежде всего — логистика. Учитывая, насколько разные это мероприятия, и сколько в них участвует человек, это и дороже и технически сложнее всего.

Насколько масштабно вы использовали в Италии рекламу?

В Риме, Милане, Турине мы старались дать рекламы побольше. С другой стороны, в городах поменьше нас обычно уже ждали. Даже для Палермо — европейской культурной столицы этого года — событием было появление нашей выставки, в представлении мы не нуждались.

А что касается неизвестных европейской публике коллективов и артистов?

Мы обеспечиваем площадки: не только привозим коллектив, но в каких-то случаях помогаем и с поисками залов, иногда — итальянских, к примеру, продюсеров, которые помогут соорганизовать гастроли коллектива. Так что мы вкладываемся в будущее, а не стремимся к немедленной прибыли.

Русские сезоны прошли в Японии и в Италии — странах, которые очень комплиментарно относятся к нашей культуре. На Деловой площадке Культурного форума эстафета на 2019 год была передана Германии. Ожидаете ли вы новых вызовов на следующий год в Германии?

Не секрет, что в Германии — самая большая в Европе русская диаспора. Тот рынок, который нацелен на этих наших соотечественников, давно устоялся. Но задача Русских сезонов прежде всего в том, чтобы показать наше искусство местным жителям. Сейчас у нас запланированы мероприятия в 60 городах, однако по опыту могу предсказать: программа, которую мы объявим в начале декабря и программа, которая по факту завершится через год, будут отличаться.

МКФ

Неужели можно присоединиться к проекту «на ходу»?

Не совсем так, но некоторые поблажки мы можем сделать. Вот яркий пример: минувшим мартом мы открыли в Риме выставку выпускников Художественной академии имени Глазунова. Выставка должна была простоять ровно месяц и вернуться в Москву. Однако работы молодых художников начали пользоваться бешеной популярностью у итальянцев. Они уговорили нас привезти выставку и в Сан-Ремо, и в Геную — так она задержалась в Италии на целых четыре месяца. Думаю, что-то подобное нас ждет и в Германии.

И порой не знаешь, какой проект «выстрелит».

Да, это правда!

Италия стала страной-гостьей Международного культурного форума. Как «Русские сезоны» помогли новым контактам между нашими странами за эти дни?

В любом случае, мы не уезжаем из Италии. Гастроли продолжаются, и артисты знают, что могут, показав себя, познакомиться с нужными людьми, заключить договоры, и с ними приезжать уже на следующий год. Так было и в Японии, надеюсь, так продолжится и в Германии. Я уже упомянул, что нам очень важна поддержка небольших региональных коллективов, чье имя не на слуху. Стоит им один раз дать оценить себя зарубежной публике, они впредь уже будут договариваться и гастролировать без нас.

На форуме же мы провели множество разнообразных мероприятий. К примеру, в Академии художеств имени Репина открылась совместная выставка учеников российских и итальянских художественных вузов. Семен Михайловский привез к нам десять ректоров лучших академий со всей Италии. Сейчас у них идут активные переговоры с нашими вузами, обмен программами, обмен студентами. Кстати, Репинка в рамках «Русских сезонов» участвовала в Венецианской биеннале, также мы привезли на пленэр лучших студентов: в декабре их работы, вдохновленные Венецией, выставят в Риме. Вот это и называется культурный обмен.

МКФ

Беседовал  АНДРЕЙ  ГОРЕЛИКОВ

Театр на Пролетарской

Настоящее искусство в пролетарском Доме культуры

Представители старшего поколения петербуржцев помнят о том, какую важную роль играла культурно-просветительская работа с населением в СССР. Традиция развития домов культуры началась в 1920-х годах прошлого столетия. Кто только этим не занимался! Советская интеллигенция, профсоюзы, колхозы, Советская Армия, пионерская организация. И до сих пор эти островки культуры объединяют людей, неравнодушных к искусству.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.