Биркан Гёргюн: Главное – дать искреннюю эмоцию, не важно, на каком языке

Лето – время удивлять. ТЮЗ имени Брянцева готовит премьеру – турецкий режиссер Биркан Гёргюн ставит камерный спектакль «Страдания юного Вертера». В главных ролях – Федор Федотов и Анна Слынько. О том, как режиссеру удается преодолеть языковой барьер, в чем заключается уникальность авторского метода работы с артистами и чем произведение 18 века интересно сейчас, Биркан Гёргюн рассказал «Петербургскому авангарду».
Биркан Гергюн

5 июня 2018.
Текст: Елизавета Ронгинская. Фотографии предоставлены ТЮЗом.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Биркан, как вам Петербург?

Я посмотрел много городов мира, почти всю Европу, но есть два города, от которых я никогда не откажусь — это Стамбул и Санкт-Петербург. Я очень счастлив здесь, осталось только выучить русский!

Расскажите о себе, пожалуйста.

Я учился на отделении радио и кино Анкарской консерватории, где и получил актерское образование. На протяжении 16 лет работал в Трабзонском государственном театре актером и режиссером, какое-то время был художественным руководителем этого театра. В 2018 году перевелся в Стамбульский государственный театр. Ставил разные спектакли: начиная от классики — «Дон Кихот», заканчивая авангардом — «Спрыгнуть рыбкой в банку консервов с килькой с высоты 50 метров». За последний спектакль мы получили три крупные турецкие награды, в номинациях: лучшая женская, мужская роль и режиссура. В качестве актера я принял участие в 29 постановках.

В Турции актерская и режиссерская профессии сильно не разделены: практически все режиссеры – действующие актеры. Серьезное режиссерское образование можно получить в магистратуре, где я сейчас и учусь.

Биркан Гергюн

Как произошло ваше знакомство с петербургским ТЮЗом?

Наше знакомство с ТЮЗом и Светланой Васильевной Лаврецовой началось три года назад в Трабзоне. ТЮЗ приезжал к нам на международный Черноморский фестиваль, и мы замечательно провели время. Именно тогда Светлана Васильевна пригласила нас на фестиваль «Радуга», и через 10-15 дней мы уже были в Санкт-Петербурге. Мы были просто гостями, гуляли по городу, смотрели спектакли, общались. В следующем году я приехал на фестиваль с мастер-классом и рассказал о турецком театре, от истоков до наших дней.

Биркан Гергюн, репетиция

Я поделился со Светланой Васильевной своими размышлениями по поводу постановки спектакля «Страдания юного Вертера», который я планировал выпустить в Стамбуле. Светлана Васильевна предложила сделать постановку в России. Я удивился: мне казалось, что с точки зрения языка не так просто поставить спектакль в другой стране. Помимо этого, я придерживаюсь «техники гештальта» и, даже делая постановку на турецком языке, мне иногда сложно объяснить актерам, чего я от них хочу. Как же я буду это делать с русскими артистами?! Сейчас я понимаю, что переживал зря, нет никаких особых сложностей. Я вижу по реакции нашей команды, что могу донести до них все, что хочу.

Биркан Гергюн

Техника гештальта – это что-то сродни брехтовскому отстранению?

И да, и нет. На сцене мы должны показывать не только верхнюю часть айсберга, но и нижнюю, то, что не видно зрителям. В нашем современном обществе между поступками и чувствами находится большая пропасть. Для меня важно об этом поразмышлять. Вы увидите, что многие сцены спектакля построены на контрастах: человек говорит что-то одно, а делает прямо противоположное.

В системе Станиславского есть понятие эмоциональной памяти — изображая эмоцию, артист должен вспомнить те, которые испытывал в собственной жизни. Отличие техники гештальта состоит в том, что я прошу не просто вспоминать прошлые эмоции, но и сопоставлять их с теми эмоциями, которые существуют на данном этапе жизни. То есть прошу проанализировать, как прошлые эмоции влияют на человека сейчас. Это моя собственная теория, на тему которой я хочу защитить магистерскую диссертацию.

Биркан Гергюн, репетиция

Как вы знаете, гештальт – это один из психиатрических терминов. У каждого человека есть определенные следы прошлого – события, которые на него повлияли. Эти незакрытые двери в прошлом бесконечно открываются в будущем и не дают человеку стать счастливым, успешным. Работая над постановкой «Страдания юного Вертера», мы ищем, какие незакрытые гештальты могут быть у героя, почему он сейчас в таком роде продолжает свою жизнь.

На репетициях я никогда не говорю артистам: здесь ты будешь делать так. Сначала я спрашиваю: по-твоему, как это должно быть? Я анализирую размышления артиста, смотрю на мир его глазами, сравниваю со своей точкой зрения, ищу точки соприкосновения и лишь затем выстраиваю логику персонажа.

Это очень актерский подход.

Эта техника работы пришла оттуда: как актер я понимаю, где другой актер может застрять. Конечно, режиссер – очень важный человек. У меня есть свой взгляд: на репетиции я рассказываю, какой вижу постановку, но для меня очень ценно, как на это смотрит сам актер. Мне важно знать, что актер сейчас переживает. Он не должен быть несчастлив. Счастливый артист более креативно и творчески подходит к процессу.

Биркан Гергюн, репетиция

Именно артист будет играть спектакль, режиссерская работа закончится. Спектакль не может принадлежать режиссеру, актер должен понимать, что это его спектакль, и он должен его беречь. Работая в театре, мы должны быть как дети: простыми, милыми и наивными. Я часто говорю Федору: «после того как артист поверит, что он — ребенок, он сможет сыграть все, что угодно – Шекспира, Мольера».

Кому-то моя техника кажется странной, многие меня критикуют за излишнюю доброту. Я создаю в своем лице такого режиссера, с которым бы мне самому хотелось работать. В Турции есть хорошие режиссеры, но их мало, и многие устарело смотрят на мир.

Биркан Гергюн, репетиция

В работе с артистами вам не мешает языковой барьер?

Есть всемирные вещи – наши эмоции и чувства. Я говорю Федору: «Я не понимаю, что ты говоришь, но ты создал удивительный мир и заставил меня в него поверить. Насколько же счастливы люди, которые понимают, что ты говоришь!». Самое главное – дать искреннюю эмоцию, не важно, на каком языке. Все люди – едины.

Биркан, о чем будет ваш спектакль?

Роман в письмах «Страдания юного Вертера» Гете написал в 1774 году, в 25 лет, как протест против классических устоев в литературе и обществе. Это был консервативный период, когда все жили по определенным правилам. Но Гете сказал: подождите, у людей еще есть чувства, и они очень насыщенны, взгляните на них!

Мы не делаем классическую постановку: история Вертера происходит в наши дни. Мы размышляли, против чего протестовал писатель в свое время и против чего он может протестовать сейчас. Несмотря на то, что мы живем в другом мире, у нас очень много общего — правила, которые заставляют нас жить по определенным канонам. Век технологии давит на нас и внедряется в нашу жизнь. Взяв историю мятежника из того времени и перенеся ее в наши дни, мы пытаемся показать, что человек, который проживает настоящие эмоции, противостоит современному миру, где нет живых чувств. К сожалению, уже не пишутся письма. Вертер тоже не пишет их, а записывает на диктофон, печатает на компьютере — делает все с помощью современных технологий.

Биркан Гергюн, репетиция

Самоубийство – единственный способ достижения гармонии?

После выхода книги Гете возник эффект Вертера, когда многие молодые люди покончили жизнь самоубийством. Конечно, мы к этому не призываем. Для нас важно заставить людей задуматься, почему молодой человек пришел к самоубийству. Мы говорим о том, что если эта система не изменится, мы потеряем многих настоящих людей. Важно вернуться к человеку, не быть роботом, уважать друг друга, жить полной жизнью.

У каждого в Турции в паспорте есть свой номер: нам начертили мир, в котором мы обязаны существовать. В нашем спектакле мы расскажем про бунт молодого человека, который противостоит этой системе. В финале я бы хотел, чтобы зритель задумался над тем, каким может быть альтернативный и созидательный выход из борьбы.

Беседовала ЕЛИЗАВЕТА РОНГИНСКАЯ

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.