Биркан Гёргюн: Главное – дать искреннюю эмоцию, не важно, на каком языке

Лето – время удивлять. ТЮЗ имени Брянцева готовит премьеру – турецкий режиссер Биркан Гёргюн ставит камерный спектакль «Страдания юного Вертера». В главных ролях – Федор Федотов и Анна Слынько. О том, как режиссеру удается преодолеть языковой барьер, в чем заключается уникальность авторского метода работы с артистами и чем произведение 18 века интересно сейчас, Биркан Гёргюн рассказал «Петербургскому авангарду».
Биркан Гергюн

5 июня 2018.
Текст: Елизавета Ронгинская. Фотографии предоставлены ТЮЗом.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Биркан, как вам Петербург?

Я посмотрел много городов мира, почти всю Европу, но есть два города, от которых я никогда не откажусь — это Стамбул и Санкт-Петербург. Я очень счастлив здесь, осталось только выучить русский!

Расскажите о себе, пожалуйста.

Я учился на отделении радио и кино Анкарской консерватории, где и получил актерское образование. На протяжении 16 лет работал в Трабзонском государственном театре актером и режиссером, какое-то время был художественным руководителем этого театра. В 2018 году перевелся в Стамбульский государственный театр. Ставил разные спектакли: начиная от классики — «Дон Кихот», заканчивая авангардом — «Спрыгнуть рыбкой в банку консервов с килькой с высоты 50 метров». За последний спектакль мы получили три крупные турецкие награды, в номинациях: лучшая женская, мужская роль и режиссура. В качестве актера я принял участие в 29 постановках.

В Турции актерская и режиссерская профессии сильно не разделены: практически все режиссеры – действующие актеры. Серьезное режиссерское образование можно получить в магистратуре, где я сейчас и учусь.

Биркан Гергюн

Как произошло ваше знакомство с петербургским ТЮЗом?

Наше знакомство с ТЮЗом и Светланой Васильевной Лаврецовой началось три года назад в Трабзоне. ТЮЗ приезжал к нам на международный Черноморский фестиваль, и мы замечательно провели время. Именно тогда Светлана Васильевна пригласила нас на фестиваль «Радуга», и через 10-15 дней мы уже были в Санкт-Петербурге. Мы были просто гостями, гуляли по городу, смотрели спектакли, общались. В следующем году я приехал на фестиваль с мастер-классом и рассказал о турецком театре, от истоков до наших дней.

Биркан Гергюн, репетиция

Я поделился со Светланой Васильевной своими размышлениями по поводу постановки спектакля «Страдания юного Вертера», который я планировал выпустить в Стамбуле. Светлана Васильевна предложила сделать постановку в России. Я удивился: мне казалось, что с точки зрения языка не так просто поставить спектакль в другой стране. Помимо этого, я придерживаюсь «техники гештальта» и, даже делая постановку на турецком языке, мне иногда сложно объяснить актерам, чего я от них хочу. Как же я буду это делать с русскими артистами?! Сейчас я понимаю, что переживал зря, нет никаких особых сложностей. Я вижу по реакции нашей команды, что могу донести до них все, что хочу.

Биркан Гергюн

Техника гештальта – это что-то сродни брехтовскому отстранению?

И да, и нет. На сцене мы должны показывать не только верхнюю часть айсберга, но и нижнюю, то, что не видно зрителям. В нашем современном обществе между поступками и чувствами находится большая пропасть. Для меня важно об этом поразмышлять. Вы увидите, что многие сцены спектакля построены на контрастах: человек говорит что-то одно, а делает прямо противоположное.

В системе Станиславского есть понятие эмоциональной памяти — изображая эмоцию, артист должен вспомнить те, которые испытывал в собственной жизни. Отличие техники гештальта состоит в том, что я прошу не просто вспоминать прошлые эмоции, но и сопоставлять их с теми эмоциями, которые существуют на данном этапе жизни. То есть прошу проанализировать, как прошлые эмоции влияют на человека сейчас. Это моя собственная теория, на тему которой я хочу защитить магистерскую диссертацию.

Биркан Гергюн, репетиция

Как вы знаете, гештальт – это один из психиатрических терминов. У каждого человека есть определенные следы прошлого – события, которые на него повлияли. Эти незакрытые двери в прошлом бесконечно открываются в будущем и не дают человеку стать счастливым, успешным. Работая над постановкой «Страдания юного Вертера», мы ищем, какие незакрытые гештальты могут быть у героя, почему он сейчас в таком роде продолжает свою жизнь.

На репетициях я никогда не говорю артистам: здесь ты будешь делать так. Сначала я спрашиваю: по-твоему, как это должно быть? Я анализирую размышления артиста, смотрю на мир его глазами, сравниваю со своей точкой зрения, ищу точки соприкосновения и лишь затем выстраиваю логику персонажа.

Это очень актерский подход.

Эта техника работы пришла оттуда: как актер я понимаю, где другой актер может застрять. Конечно, режиссер – очень важный человек. У меня есть свой взгляд: на репетиции я рассказываю, какой вижу постановку, но для меня очень ценно, как на это смотрит сам актер. Мне важно знать, что актер сейчас переживает. Он не должен быть несчастлив. Счастливый артист более креативно и творчески подходит к процессу.

Биркан Гергюн, репетиция

Именно артист будет играть спектакль, режиссерская работа закончится. Спектакль не может принадлежать режиссеру, актер должен понимать, что это его спектакль, и он должен его беречь. Работая в театре, мы должны быть как дети: простыми, милыми и наивными. Я часто говорю Федору: «после того как артист поверит, что он — ребенок, он сможет сыграть все, что угодно – Шекспира, Мольера».

Кому-то моя техника кажется странной, многие меня критикуют за излишнюю доброту. Я создаю в своем лице такого режиссера, с которым бы мне самому хотелось работать. В Турции есть хорошие режиссеры, но их мало, и многие устарело смотрят на мир.

Биркан Гергюн, репетиция

В работе с артистами вам не мешает языковой барьер?

Есть всемирные вещи – наши эмоции и чувства. Я говорю Федору: «Я не понимаю, что ты говоришь, но ты создал удивительный мир и заставил меня в него поверить. Насколько же счастливы люди, которые понимают, что ты говоришь!». Самое главное – дать искреннюю эмоцию, не важно, на каком языке. Все люди – едины.

Биркан, о чем будет ваш спектакль?

Роман в письмах «Страдания юного Вертера» Гете написал в 1774 году, в 25 лет, как протест против классических устоев в литературе и обществе. Это был консервативный период, когда все жили по определенным правилам. Но Гете сказал: подождите, у людей еще есть чувства, и они очень насыщенны, взгляните на них!

Мы не делаем классическую постановку: история Вертера происходит в наши дни. Мы размышляли, против чего протестовал писатель в свое время и против чего он может протестовать сейчас. Несмотря на то, что мы живем в другом мире, у нас очень много общего — правила, которые заставляют нас жить по определенным канонам. Век технологии давит на нас и внедряется в нашу жизнь. Взяв историю мятежника из того времени и перенеся ее в наши дни, мы пытаемся показать, что человек, который проживает настоящие эмоции, противостоит современному миру, где нет живых чувств. К сожалению, уже не пишутся письма. Вертер тоже не пишет их, а записывает на диктофон, печатает на компьютере — делает все с помощью современных технологий.

Биркан Гергюн, репетиция

Самоубийство – единственный способ достижения гармонии?

После выхода книги Гете возник эффект Вертера, когда многие молодые люди покончили жизнь самоубийством. Конечно, мы к этому не призываем. Для нас важно заставить людей задуматься, почему молодой человек пришел к самоубийству. Мы говорим о том, что если эта система не изменится, мы потеряем многих настоящих людей. Важно вернуться к человеку, не быть роботом, уважать друг друга, жить полной жизнью.

У каждого в Турции в паспорте есть свой номер: нам начертили мир, в котором мы обязаны существовать. В нашем спектакле мы расскажем про бунт молодого человека, который противостоит этой системе. В финале я бы хотел, чтобы зритель задумался над тем, каким может быть альтернативный и созидательный выход из борьбы.

Беседовала ЕЛИЗАВЕТА РОНГИНСКАЯ

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.