Бент Сэтер: Motorpsycho любят специфические люди

Культовая норвежская группа Motorpsycho выступила на Новой сцене Александринского театра. Впервые российские поклонники вживую услышали своих кумиров — четырехкратных обладателей норвежской Grammy. Концерт Motorpsycho прошел 18 мая в Санкт-Петербурге на фестивале SKIF, который посвящен памяти легендарного музыканта Сергея Курехина.
Motorpsycho

25 мая 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Музыку Motorpsycho можно определить как прогрессивный или психоделический рок в сочетании с джазом, пост-роком и другими музыкальными стилями. Группа настолько не вписывается в рамки каких-либо направлений, что знать заранее, каким будет выступление музыкантов, невозможно. «Петербургский авангард» расспросил основателя Motorpsycho Бента Сэтера о впечатлениях от России и российских слушателей.

Бент Сэтер

Вы катаетесь по разным странам. Как отличаются зрители? Есть ли такое понятие, как менталитет, в отношении ваших концертов?

Я думаю, Motorpsycho любят некие специфические люди, так что мы видим почти одни и те же типажи везде. Но есть, конечно, большая разница, между, скажем, Италией и Голландией: толпа по разному «вибрирует». А вообще, как правило, нас обычно больше слушают, редко когда приходят потусоваться и бухнуть. У нас очень вовлеченная публика, и это заставляет нас держаться своего уровня.

Что вы знаете и думаете о России? Как вам российские слушатели?

Я — лопух по части истории и мало знаю о России, но я никогда в этой стране не был, поэтому просто-таки рвался сюда. Я предпочитаю не заморачиваться ожиданиями и ехать с открытым взглядом. В общем, в России мы тоже нашли нашу публику.

Как вы относитесь к своим слушателям? Вы сочиняете для них или для себя? Что первоначально: аудитория и ее пожелания или какие то ваши личные творческие поиски?

Мы рано осознали, что если нас прет от того, что мы делаем, то от этого будет переть и остальных, так что мы пишем для себя и под себя. Думаю, аудитория больше всего заводится от нашего вдохновения, чем от каких-нибудь стилей. Так что мы развлекаемся в поисках, и все довольны.

Вы что-нибудь знаете о Санкт-Петербурге?

Какие-то старые истории — Революция, Блокада, Шостакович, и то, что его считают одним из самых красивых городов в мире.

А вы знакомы с российской музыкой? Например, с творчеством Сергея Курехина? Можете ли поделиться своими впечатлениями?

Я знаю ваших классических композиторов и исполнителей, но не знаком ни с кем из современных российских музыкантов. Читал что-то из классики, но не знаком с современной литературой, хотя мне очень понравилось «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.

Россия — большая страна, которую населяет великая нация, и должно быть, в стране происходит очень бурная культурная жизнь, но в Европе мы мало слышим о современном искусстве России. Увы, сейчас больше говорят о политике.

А какую музыку вы слушаете? Есть ли у вас кумиры, направления, которые для вас приоритетны?

Я слушаю все… Последнее время: Zappa, Magma, Ligety, Bartok, Kiss, Led Zeppelin… Стиль не важен, важно — чтобы музыка казалась мне интересной. Недавно у меня была «мозговая фаза», и я погрузился в хитрые гармонии и игры с размером. А иногда мне просто хочется послушать немного Дилана, и так все время!

Как происходит создание произведений: это коллективное творчество или вы говорите каждому, что необходимо делать и писать?

Я пишу все время — хватаю гитару каждый раз, когда я на диване, а для меня это постоянное состояние. Через некоторое время мой внутренний жесткий диск переполняется, и я должен собрать все эти идеи и песни, что набросал. И, только когда я осознаю все направления и идеи, я смотрю, во что это может превратиться. Обычно делаю демо самостоятельно, но оставляю и парням добавить что-то свое, не занимаюсь «анальным огораживанием» (навязыванием своих идей) по поводу того, как именно что сыграть. Нам кажется важным проводить много времени вместе, чтобы найти правильный, лучший способ сыграть то, что мы хотели. Ханс Магнус тоже приносит идеи или завершает мои, так что — это хорошее сотрудничество.

Motorpsycho

В последнее время все большую популярность набирает синтез искусств: визуальные перфомансы на концертах, сотрудничество с театром… У вас был такой опыт? Можете ли Вы поделиться?

Да, мы работаем с видео на наших шоу, и я писал и играл музыку для театра, так что сейчас много пересечений. Мы также делали проекты с нашим национальным ансамблем современного танца. Всегда открыты для всего, что позволит нам посмотреть на себя с другой стороны. Это интересно, потому что позволяет принести что-то новое в наше творчество, и в этом очень много кайфа!

Какой из концертов группы для вас самый запоминающийся? Почему?

Все! Потому что все они — разные! Мы — полный отстой по части шоу, и вместо этого пытаемся воспринимать наши концерты как новую возможность для музыкального совершенствования. Для нас важнее сохранять именно это и пытаться этого достичь каждый раз.

Ваши творческие планы?

Сейчас мы пишем новый материал и запишем новый альбом с Эндрю Шепсом и Элге Стеном в августе, в Уэльсе. А до этого выпустим концертный тройник в июне, сыграем летом на нескольких фестивалях, и будем продолжать делать то, что делаем. Больших внешних проектов пока нет, но кто знает, что принесет нам будущее.

Перевод подготовил Сергей Магер Григорьев

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.