Артем Устинов: Театр – это единственное место, где тебя не перебивают

Молодой режиссер Артем Устинов работает над постановкой спектакля «Спички» в Петербурге. Это будет второй спектакль на сцене ТЮЗа имени Брянцева: два года назад режиссер выпустил чудесную работу «Зима, когда я вырос» по повести Петера ван Гестела. Артем Устинов любит открывать театральной публике новые названия, участвует в театральных лабораториях, ставит спектакли в различных городах России. Постановка «История одного города» Няганского ТЮЗа вошла в лонг-лист «Золотой маски».
Артем Устинов

26 апреля 2019.
Текст: Елизавета Ронгинская. Фотография предоставлена Артемом Устиновым.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

На этот раз режиссер решил обратиться к пьесе современного драматурга — Константина Стешика. Пьеса «Спички» рассказывает о жизни Толи, героя нашего времени. Пьеса — нелинейная и многослойная: персонажи пытаются осмыслить свое существование и обрести смысл жизни. О структуре пьесы, терапевтическом эффекте театра и поиске себя режиссер Артем Устинов рассказал в интервью «Петербургскому авангарду».

Артем, ваш спектакль «Спички» стал лауреатом фестиваля-лаборатории молодой режиссуры «Место действия» в 2016 году. Почему вы решили повторно обратиться к данному драматическому материалу?

В Самаре мы показали спектакль в рамках лаборатории, но играть его дальше не смогли. Этот задел хотелось продолжить на новом витке. Я был моложе, а пьеса написана про тридцатилетних. Может быть, в этом есть какая-то закономерность, когда ты достигаешь этого возраста, тебе начинает быть более понятным то, что происходит с героями пьесы. На этот раз мне интересно поставить спектакль для взрослых зрителей ТЮЗа: после предыдущей истории хотелось сделать что-то в другом, камерном формате и для другой аудитории.

Кто занят в вашем спектакле?

Автор нарисовал определенный портрет поколения тридцатилетних, но мои артисты моложе. Я решил взять однокурсников: главную роль будет играть Дима Ткаченко, а Никита Марковский и Федя Федотов – его друзей. Весь спектакль будет строиться на том, что мы разгадываем главного героя Толю: читая пьесу мы до конца не понимаем, что у него внутри. Сама пьеса Константина Стешика – айсберг, что в ней скрыто, может быть, и недоступно нашему пониманию…

Пьеса лишена мотивировок, очень обрывиста…

О «Спичках» можно говорить очень долго, увлекательно, но это парадоксальным образом не приблизит к конкретному ответу, потому что его нет. Такое ощущение, что из «Спичек» вырезали всю событийную жизнь и оставили только пробелы. Эти пробелы можно наполнять всем, чем хочешь, просто нужно избежать искушения рассматривать эту пьесу как последовательность событий.

Пьеса идеальна по форме: она минималистичная, статичная, мерцающая. Ее можно разбирать по бытовому плану, а можно по иррациональному. Эти планы нужно постоянно совмещать: логика главного героя не опирается на какие-то понятные, практические вещи.

Каков ваш главный герой Толя?

Два года назад он производил на меня впечатление хорошего парня, который всех слушает, всех воспринимает, но никому ничего рассказывает. Сейчас мы понимаем, что он трикстер, все время хитрит, отшучивается, отстраняясь от других. У него какая-то своя игра.

Почему герой все время жжет спички?

От спичек остаются огарки, которые он собирает. Толя превращает жизнь в память. Никакого смысла его посиделки на лавочке не имеют – он пытается придать им значение. Каждая спичка – минута жизни. Мусор жизни – ценен, потому что из него состоит жизнь. Он помнит, что жизнь – преходяща, пытается зафиксировать ее в ритуале.

В пьесе нарисован странный образ Собачницы – постоянного оппонента Толи. Кто она для вас?

Я вижу ее как метафорическую фигуру, смерть, бросающую жребий. Толя ведет странный танец со смертью: то идет к ней, то от нее. В начале пьесы – была жизнь, а желания жить – не было, а в конце пьесы желание появилось, а жизнь — отняли. Несмотря на то, что герой умирает, финал пьесы – светлый. Может быть, смысл его жизни был как спички – сгореть и обогреть других?

О чем ваш спектакль? О том, что человек внезапно смертен?

Случайность – закон жизни. Мы хотим, чтобы в жизни была логика, но на самом деле она нам не подчиняется. Каждый рождается, умирает в одиночку. Пьеса размышляет на тему жизни в одиночку, отношения человека к смерти и жизни. Но в пьесе нет ничего суицидального. «Спички» — пьеса про обновление, перезагрузку, необходимую каждому.

В пьесе герой рассказывает своей дочери сказки. Каково их смысловое значение?

Сказки – совсем иной художественный пласт драмы, написанный другим языком, к нему трудно подступиться. На афише спектакля сквозь лицо героя просвечивает другой мир. Такое ощущение, что Толя отодвигает на стене картину, а там – окно в параллельную реальность. Это и страшно, и интересно. Как сказал Павел Руднев на лаборатории в Самаре, «в жизни нет волшебства». В детстве ты ощущаешь мир в волшебных измерениях, а не 2d. Толя пытается придать жизни измерение, потому что существование на конвейере, повторение бессмысленных действий в небольшом провинциальном городке – невыносимо.

Артем, расскажите о работе художника спектакля.

Егор Пшеничный работает над созданием минималистичного, атмосферного пространства. Мы хотим рассказать историю жизни в 10 перекурах, в 10 паузах. Все герои пьесы – неприкаянные, действие происходит на остановках, в промежуточных состояниях. Выразительные средства – свет, светящиеся предметы. Мы хотим, чтобы индустриальные живые шумы складывались в музыку, ирреальность вытекала из реальных вещей.

Что сейчас вам интересно в театре?

Все люди созревают по-разному. Я человек долгого созревания, все еще блуждаю – работаю с ТЮЗами, куклами, визуальными и драматическими историями. В начале января в рамках лаборатории в Городском театре с Игорем Коневским мы делали бессловесный эскиз по пьесе «Птица» молодого драматурга Маши Все-Таки. Вся пьеса состоит из одних ремарок, получился не то Беккет, не то Полунин. Такие вещи привлекают. Недавно в Бурятии, в Улан-Удэ, с художником Асей Бубновой мы делали эскизы по бурятскому эпосу – эпос вырастал из вещественной среды. Визуальные вещи мне очень интересны – приятно находиться в процессе придумывания, хочется делать театр своими руками. «Спички» – совсем другая история, минималистичная и актерская, но, тем не менее, очень увлекательная.

Является ли театр трибуной?

Театр – это единственное место, где тебя не перебивают. В жизни мы начинаем говорить с человеком, у него происходит свой аналитический процесс, он перебивает тебя и говорит: «А у меня так». Мы не умеем слышать. Зритель приходит в театр и должен выслушать высказывание, в этом заключается терапевтическая функция театра, учащего воспринимать и слышать других. Для меня театр ценен тем, что можно спровоцировать у зрителя индивидуальную эмоцию, которая поможет понять что-то про себя. Я ставлю индивидуальный опыт превыше всего – и в жизни, и в театре.

Беседовала  ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.