Артем Устинов: Театр – это единственное место, где тебя не перебивают

Молодой режиссер Артем Устинов работает над постановкой спектакля «Спички» в Петербурге. Это будет второй спектакль на сцене ТЮЗа имени Брянцева: два года назад режиссер выпустил чудесную работу «Зима, когда я вырос» по повести Петера ван Гестела. Артем Устинов любит открывать театральной публике новые названия, участвует в театральных лабораториях, ставит спектакли в различных городах России. Постановка «История одного города» Няганского ТЮЗа вошла в лонг-лист «Золотой маски».
Артем Устинов

26 апреля 2019.
Текст: Елизавета Ронгинская. Фотография предоставлена Артемом Устиновым.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

На этот раз режиссер решил обратиться к пьесе современного драматурга — Константина Стешика. Пьеса «Спички» рассказывает о жизни Толи, героя нашего времени. Пьеса — нелинейная и многослойная: персонажи пытаются осмыслить свое существование и обрести смысл жизни. О структуре пьесы, терапевтическом эффекте театра и поиске себя режиссер Артем Устинов рассказал в интервью «Петербургскому авангарду».

Артем, ваш спектакль «Спички» стал лауреатом фестиваля-лаборатории молодой режиссуры «Место действия» в 2016 году. Почему вы решили повторно обратиться к данному драматическому материалу?

В Самаре мы показали спектакль в рамках лаборатории, но играть его дальше не смогли. Этот задел хотелось продолжить на новом витке. Я был моложе, а пьеса написана про тридцатилетних. Может быть, в этом есть какая-то закономерность, когда ты достигаешь этого возраста, тебе начинает быть более понятным то, что происходит с героями пьесы. На этот раз мне интересно поставить спектакль для взрослых зрителей ТЮЗа: после предыдущей истории хотелось сделать что-то в другом, камерном формате и для другой аудитории.

Кто занят в вашем спектакле?

Автор нарисовал определенный портрет поколения тридцатилетних, но мои артисты моложе. Я решил взять однокурсников: главную роль будет играть Дима Ткаченко, а Никита Марковский и Федя Федотов – его друзей. Весь спектакль будет строиться на том, что мы разгадываем главного героя Толю: читая пьесу мы до конца не понимаем, что у него внутри. Сама пьеса Константина Стешика – айсберг, что в ней скрыто, может быть, и недоступно нашему пониманию…

Пьеса лишена мотивировок, очень обрывиста…

О «Спичках» можно говорить очень долго, увлекательно, но это парадоксальным образом не приблизит к конкретному ответу, потому что его нет. Такое ощущение, что из «Спичек» вырезали всю событийную жизнь и оставили только пробелы. Эти пробелы можно наполнять всем, чем хочешь, просто нужно избежать искушения рассматривать эту пьесу как последовательность событий.

Пьеса идеальна по форме: она минималистичная, статичная, мерцающая. Ее можно разбирать по бытовому плану, а можно по иррациональному. Эти планы нужно постоянно совмещать: логика главного героя не опирается на какие-то понятные, практические вещи.

Каков ваш главный герой Толя?

Два года назад он производил на меня впечатление хорошего парня, который всех слушает, всех воспринимает, но никому ничего рассказывает. Сейчас мы понимаем, что он трикстер, все время хитрит, отшучивается, отстраняясь от других. У него какая-то своя игра.

Почему герой все время жжет спички?

От спичек остаются огарки, которые он собирает. Толя превращает жизнь в память. Никакого смысла его посиделки на лавочке не имеют – он пытается придать им значение. Каждая спичка – минута жизни. Мусор жизни – ценен, потому что из него состоит жизнь. Он помнит, что жизнь – преходяща, пытается зафиксировать ее в ритуале.

В пьесе нарисован странный образ Собачницы – постоянного оппонента Толи. Кто она для вас?

Я вижу ее как метафорическую фигуру, смерть, бросающую жребий. Толя ведет странный танец со смертью: то идет к ней, то от нее. В начале пьесы – была жизнь, а желания жить – не было, а в конце пьесы желание появилось, а жизнь — отняли. Несмотря на то, что герой умирает, финал пьесы – светлый. Может быть, смысл его жизни был как спички – сгореть и обогреть других?

О чем ваш спектакль? О том, что человек внезапно смертен?

Случайность – закон жизни. Мы хотим, чтобы в жизни была логика, но на самом деле она нам не подчиняется. Каждый рождается, умирает в одиночку. Пьеса размышляет на тему жизни в одиночку, отношения человека к смерти и жизни. Но в пьесе нет ничего суицидального. «Спички» — пьеса про обновление, перезагрузку, необходимую каждому.

В пьесе герой рассказывает своей дочери сказки. Каково их смысловое значение?

Сказки – совсем иной художественный пласт драмы, написанный другим языком, к нему трудно подступиться. На афише спектакля сквозь лицо героя просвечивает другой мир. Такое ощущение, что Толя отодвигает на стене картину, а там – окно в параллельную реальность. Это и страшно, и интересно. Как сказал Павел Руднев на лаборатории в Самаре, «в жизни нет волшебства». В детстве ты ощущаешь мир в волшебных измерениях, а не 2d. Толя пытается придать жизни измерение, потому что существование на конвейере, повторение бессмысленных действий в небольшом провинциальном городке – невыносимо.

Артем, расскажите о работе художника спектакля.

Егор Пшеничный работает над созданием минималистичного, атмосферного пространства. Мы хотим рассказать историю жизни в 10 перекурах, в 10 паузах. Все герои пьесы – неприкаянные, действие происходит на остановках, в промежуточных состояниях. Выразительные средства – свет, светящиеся предметы. Мы хотим, чтобы индустриальные живые шумы складывались в музыку, ирреальность вытекала из реальных вещей.

Что сейчас вам интересно в театре?

Все люди созревают по-разному. Я человек долгого созревания, все еще блуждаю – работаю с ТЮЗами, куклами, визуальными и драматическими историями. В начале января в рамках лаборатории в Городском театре с Игорем Коневским мы делали бессловесный эскиз по пьесе «Птица» молодого драматурга Маши Все-Таки. Вся пьеса состоит из одних ремарок, получился не то Беккет, не то Полунин. Такие вещи привлекают. Недавно в Бурятии, в Улан-Удэ, с художником Асей Бубновой мы делали эскизы по бурятскому эпосу – эпос вырастал из вещественной среды. Визуальные вещи мне очень интересны – приятно находиться в процессе придумывания, хочется делать театр своими руками. «Спички» – совсем другая история, минималистичная и актерская, но, тем не менее, очень увлекательная.

Является ли театр трибуной?

Театр – это единственное место, где тебя не перебивают. В жизни мы начинаем говорить с человеком, у него происходит свой аналитический процесс, он перебивает тебя и говорит: «А у меня так». Мы не умеем слышать. Зритель приходит в театр и должен выслушать высказывание, в этом заключается терапевтическая функция театра, учащего воспринимать и слышать других. Для меня театр ценен тем, что можно спровоцировать у зрителя индивидуальную эмоцию, которая поможет понять что-то про себя. Я ставлю индивидуальный опыт превыше всего – и в жизни, и в театре.

Беседовала  ЕЛИЗАВЕТА  РОНГИНСКАЯ

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.