Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.
Антон Танонов

21 октября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Творчество композитора отмечено множеством наград самого разного уровня. Антон Танонов, который сейчас является заведующим кафедрой композиции Петербургской консерватории, ответил на вопросы корреспондента «Петербургского авангарда» в преддверие важнейшего культурного события в России — Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Антон Валерьевич, что Вы ждете от предстоящего VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдет в нашем городе 14-16 ноября 2019 года?

Я считаю, что это знаковое предприятие на ландшафте культурной жизни России, собирающее множество интересных профессионалов самых разных жанров со всего мира. Как композитор, который работает и с симфонической музыкой, и с театром, жанром мюзикла, я очень рад, что в этом году в Санкт-Петербург приедут коллеги из-за рубежа, у которых есть чему научиться, завязать новые знакомства и контакты. Это прекрасное мероприятие, и лично мне хотелось бы, чтобы оно проходило не один раз в год, а не менее десяти. Это сделало бы нашу культурную жизнь намного интереснее.

Есть ли у Вас любимое детище среди собственных мюзиклов, снискавших популярность у публики?

Лично я очень люблю мюзикл «Оскар и Розовая дама». Являясь большим поклонником творчества Эрика-Эммануэля Шмитта, я рад, что довелось с ним познакомиться, когда он присутствовал на премьере в БКЗ «Октябрьский». Хорошо, что этот мюзикл продолжает идти на сцене Театра ЛДМ. Это уникальный проект на нескольких языках, в том числе и на языке глухонемых — это так называемое жестовое пение. И конечно, сама трагическая история мальчика Оскара, который за последние в своей жизни двенадцать дней проживает сто двадцать лет, по-настоящему меня будоражит каждый раз, когда я что-то переделываю заново в этом спектакле, я никогда не могу оставаться к ней безучастным.

Когда Вы поняли, что музыка — это Ваше призвание?

Так сложилось, что я начал заниматься музыкой в пять лет и почти самостоятельно освоил нотную грамоту. В Нижнем Новгороде, откуда я родом, я учился сразу в трех музыкальных школах. Потом жизнь переменилась — я приехал в Петербург, который тогда еще был Ленинградом, окончил школу при Ленинградской консерватории, одно из уникальных учебных заведений, сохранившихся в России. Именно там я почувствовал себя частью профессионального музыкального мира, который по сей день не желаю покидать. Это неотъемлемая часть моей жизни, я не могу прожить даже полдня, не занимаясь музыкой. Наверное, это всегда было внутри меня и в определенный момент заполнило мою жизнь целиком.

Что Вы могли бы поведать о своих любимых композиторах, вкусах и ориентирах в музыке?

Моим любимым композитором до сих пор является Иоганн Себастьян Бах. До сих пор меня вдохновляет мой любимый учитель Сергей Михайлович Слонимский — как своим творчеством, так и жизненной позицией. Мне повезло, что на своем пути я встречал действительно великих музыкантов. Очень трагично, когда уходят из жизни настоящие люди-эпохи, например, недавно покинувшая нас Ирина Петровна Богачева. Когда вокруг находятся люди, которые тебя вдохновляют, хочется жить и творить дальше. Я, к своей радости, всегда находил много таких людей.

А кого Вы могли бы отметить среди молодой поросли музыкантов и композиторов?

Очень многих талантливых людей, мне нравится творчество Светланы Нестеровой, Анастасии Хрущевой, Евгения Петрова, Николая Мажара. Из московской школы это Кузьма Бодров, из Казани — Зульфия Раупова. Есть много прекрасных молодых композиторов, музыка которых, на мой взгляд, незаслуженно мало звучит, но время все поправит.

Если Вы упомянули о времени, то что можете сказать о взаимодействии классических традиций и современных технологий?

Мне кажется, что современные технологии — это просто своего рода новый инструмент. Творчество начинается в тот момент, когда вы можете писать и сочинять музыку как говорить, когда не надо часами высчитывать какие-то формулы. Существует огромное количество современных техник, появившихся в двадцатом и двадцать первом веках, например спектральная музыка. Раньше действительно приходилось высчитывать и вымерять многие вещи, а сейчас это превращается в такой же свободный процесс, как традиционное сочинение музыки на протяжении многих веков. Поэтому я считаю появление компьютерных технологий благом, просто нужно овладеть ими настолько, чтобы не они диктовали вам, что делать, а вы их использовали в своих интересах.

Ваш проект для Культурного форума «Сочиняем музыку вместе» подразумевает сотрудничество с залом, как можно понять из названия. Всегда ли зритель может быть активно вовлечен в пространство, созданное искусством, или иногда достаточно оставаться пассивным свидетелем?

Я считаю, что возможны оба варианта, прекрасная музыка может рождаться как в коллаборации, так и за столом композитора-отшельника, который сочиняет ее у себя на даче. Здесь все зависит от конкретики. Уникальность проекта, который мы будем представлять 14 ноября, состоит в том, что это — по сути сотрудничество с целым залом, выступающим в роли соавтора инструментальной музыки, которую мы будем сочинять. Я не хотел бы раскрывать заранее всех нюансов, но мне довелось увидеть большое количество мастер-классов подобной тематики. И я могу сказать, что проектов такого плана, как у нас, никто еще не делал. Это реальная возможность сочинения музыкальной композиции для целого зрительного зала. И после того, как мы сочиним и запишем эту композицию, она будет размещена в Интернете с хэштегами всех авторов, которые примут участие.

На самом деле коллаборация в творчестве сейчас уже стала общепринятой реальностью. Если взять, к примеру, лауреатов премии «Грэмми» в различных песенных номинациях, то мы увидим, что девяносто процентов из этих композиций имеют по несколько авторов. Это объясняется тем, что в сфере музыки сейчас работают очень высокие профессионалы, каждый из которых специализируется на своем вопросе: текст, саунд-дизайн, звук, сочинение ярких интонаций. И так рождаются очень интересные произведения. Надеюсь, что и проект, который вы услышите на Культурном форуме, получится ярким и доставит вам удовольствие.

Беседовала ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Подробнее о творчестве композитора — на его официальном сайте.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.