Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.
Антон Танонов

21 октября 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Творчество композитора отмечено множеством наград самого разного уровня. Антон Танонов, который сейчас является заведующим кафедрой композиции Петербургской консерватории, ответил на вопросы корреспондента «Петербургского авангарда» в преддверие важнейшего культурного события в России — Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Антон Валерьевич, что Вы ждете от предстоящего VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума, который пройдет в нашем городе 14-16 ноября 2019 года?

Я считаю, что это знаковое предприятие на ландшафте культурной жизни России, собирающее множество интересных профессионалов самых разных жанров со всего мира. Как композитор, который работает и с симфонической музыкой, и с театром, жанром мюзикла, я очень рад, что в этом году в Санкт-Петербург приедут коллеги из-за рубежа, у которых есть чему научиться, завязать новые знакомства и контакты. Это прекрасное мероприятие, и лично мне хотелось бы, чтобы оно проходило не один раз в год, а не менее десяти. Это сделало бы нашу культурную жизнь намного интереснее.

Есть ли у Вас любимое детище среди собственных мюзиклов, снискавших популярность у публики?

Лично я очень люблю мюзикл «Оскар и Розовая дама». Являясь большим поклонником творчества Эрика-Эммануэля Шмитта, я рад, что довелось с ним познакомиться, когда он присутствовал на премьере в БКЗ «Октябрьский». Хорошо, что этот мюзикл продолжает идти на сцене Театра ЛДМ. Это уникальный проект на нескольких языках, в том числе и на языке глухонемых — это так называемое жестовое пение. И конечно, сама трагическая история мальчика Оскара, который за последние в своей жизни двенадцать дней проживает сто двадцать лет, по-настоящему меня будоражит каждый раз, когда я что-то переделываю заново в этом спектакле, я никогда не могу оставаться к ней безучастным.

Когда Вы поняли, что музыка — это Ваше призвание?

Так сложилось, что я начал заниматься музыкой в пять лет и почти самостоятельно освоил нотную грамоту. В Нижнем Новгороде, откуда я родом, я учился сразу в трех музыкальных школах. Потом жизнь переменилась — я приехал в Петербург, который тогда еще был Ленинградом, окончил школу при Ленинградской консерватории, одно из уникальных учебных заведений, сохранившихся в России. Именно там я почувствовал себя частью профессионального музыкального мира, который по сей день не желаю покидать. Это неотъемлемая часть моей жизни, я не могу прожить даже полдня, не занимаясь музыкой. Наверное, это всегда было внутри меня и в определенный момент заполнило мою жизнь целиком.

Что Вы могли бы поведать о своих любимых композиторах, вкусах и ориентирах в музыке?

Моим любимым композитором до сих пор является Иоганн Себастьян Бах. До сих пор меня вдохновляет мой любимый учитель Сергей Михайлович Слонимский — как своим творчеством, так и жизненной позицией. Мне повезло, что на своем пути я встречал действительно великих музыкантов. Очень трагично, когда уходят из жизни настоящие люди-эпохи, например, недавно покинувшая нас Ирина Петровна Богачева. Когда вокруг находятся люди, которые тебя вдохновляют, хочется жить и творить дальше. Я, к своей радости, всегда находил много таких людей.

А кого Вы могли бы отметить среди молодой поросли музыкантов и композиторов?

Очень многих талантливых людей, мне нравится творчество Светланы Нестеровой, Анастасии Хрущевой, Евгения Петрова, Николая Мажара. Из московской школы это Кузьма Бодров, из Казани — Зульфия Раупова. Есть много прекрасных молодых композиторов, музыка которых, на мой взгляд, незаслуженно мало звучит, но время все поправит.

Если Вы упомянули о времени, то что можете сказать о взаимодействии классических традиций и современных технологий?

Мне кажется, что современные технологии — это просто своего рода новый инструмент. Творчество начинается в тот момент, когда вы можете писать и сочинять музыку как говорить, когда не надо часами высчитывать какие-то формулы. Существует огромное количество современных техник, появившихся в двадцатом и двадцать первом веках, например спектральная музыка. Раньше действительно приходилось высчитывать и вымерять многие вещи, а сейчас это превращается в такой же свободный процесс, как традиционное сочинение музыки на протяжении многих веков. Поэтому я считаю появление компьютерных технологий благом, просто нужно овладеть ими настолько, чтобы не они диктовали вам, что делать, а вы их использовали в своих интересах.

Ваш проект для Культурного форума «Сочиняем музыку вместе» подразумевает сотрудничество с залом, как можно понять из названия. Всегда ли зритель может быть активно вовлечен в пространство, созданное искусством, или иногда достаточно оставаться пассивным свидетелем?

Я считаю, что возможны оба варианта, прекрасная музыка может рождаться как в коллаборации, так и за столом композитора-отшельника, который сочиняет ее у себя на даче. Здесь все зависит от конкретики. Уникальность проекта, который мы будем представлять 14 ноября, состоит в том, что это — по сути сотрудничество с целым залом, выступающим в роли соавтора инструментальной музыки, которую мы будем сочинять. Я не хотел бы раскрывать заранее всех нюансов, но мне довелось увидеть большое количество мастер-классов подобной тематики. И я могу сказать, что проектов такого плана, как у нас, никто еще не делал. Это реальная возможность сочинения музыкальной композиции для целого зрительного зала. И после того, как мы сочиним и запишем эту композицию, она будет размещена в Интернете с хэштегами всех авторов, которые примут участие.

На самом деле коллаборация в творчестве сейчас уже стала общепринятой реальностью. Если взять, к примеру, лауреатов премии «Грэмми» в различных песенных номинациях, то мы увидим, что девяносто процентов из этих композиций имеют по несколько авторов. Это объясняется тем, что в сфере музыки сейчас работают очень высокие профессионалы, каждый из которых специализируется на своем вопросе: текст, саунд-дизайн, звук, сочинение ярких интонаций. И так рождаются очень интересные произведения. Надеюсь, что и проект, который вы услышите на Культурном форуме, получится ярким и доставит вам удовольствие.

Беседовала ЛЮДМИЛА  СЕМЕНОВА

Подробнее о творчестве композитора — на его официальном сайте.

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.