Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.
Андрей Носков

4 декабря 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Новый проект в Театре музыкальной комедии – ваш третий спектакль на музыку Максима Леонидова. «Мама-Кот» в Театре Эстрады и «Крем, джем & буги-вуги» на сцене Театра комедии – мюзиклы для детей. Какого зрителя ждете на премьере ремейка советского кинохита?

Должен сразу уточнить, что авторы мюзикла – композитор Максим Леонидов и Александр Шаврин, написавший либретто, взяли из киносценария только фабулу. В фильме главный герой – парень, у нас – девушка, и это обстоятельство во многом определило развитие сюжета. Да, зрителям постарше мотивы, перекочевавшие из «Начальника Чукотки» в «Девчонку на миллион» будут очевидны. Но те, кто фильма не видел, будут смотреть наш спектакль как самостоятельную историю. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы к нам пришла молодая публика. Ведь главная героиня мюзикла молода, и обуревающие ее сомнения будут близки ее сверстникам в зале.

Чем вас привлек материал, и много ли времени прошло, прежде чем была намечена дата премьеры?

Прежде всего, этот материал позволяет поработать с разными стилями. Путешествие нашей героини начинается в Петрограде в 1922 году. С этим временем связана определенная музыкальная эстетика. Потом действие перемещается на Чукотку, и тут на первый план выступают этнические мотивы. Будет и джаз… Но главное, что есть в этой истории, и чего сегодня не хватает мне (и я вижу, что и зрителям тоже) в театре, – это пронзительная история любви. Наблюдать за тем, как герои переживают многочисленные любовные перипетии, крайне интересно. В том, как они влюбляются, не понимают один другого, ссорятся, делают шаги навстречу друг другу, есть и лирика, и любовь, и мечта.
Что касается времени, то мюзикл написан относительно недавно. И когда мы начали работу в Театре музыкальной комедии, я с любопытством обнаружил в своих бумагах режиссерские пометки, сделанные после первого знакомства с либретто несколько лет назад. Что-то в них оказалось созвучно моему сегодняшнему прочтению, что-то было скорректировано.

Не боитесь сравнения с фильмом?

Нет. Трепетность, пронзительность и страсть наших героев – уверен – с первых секунд увлекут зрителя.

А как планируете в спектакле обойтись с социальным контекстом?

Конечно, отголоски противостояния между красными и белыми останутся. Но для меня  социальные обстоятельства нашей истории – только фон. Гораздо важнее передать ощущение высоты чувства, когда во имя любви герои готовы преодолеть любые препятствия.

Театр провел кастинг на участие в мюзикле. Знакомы ли вам артисты, с которыми вы работаете над выпуском?

Обеих исполнительниц центральной роли я видел на сцене. А с Верой Свешниковой даже успел поработать в других проектах. Чуть меньше мне была знакома мужская часть. Но сейчас мы уже познакомились поближе, и многое в ребятах открылось мне с интересной стороны.

В нашем мюзикле достаточно важное место занимают драматические сцены между героями. И это не просто короткие диалоги между музыкальными номерами, а вполне серьезные эпизоды, в которых есть для чего вспомнить систему Станиславского. Моя цель – использовать всю палитру актерских возможностей, а не только одну краску, как это часто бывает в музыкальных спектаклях, где условия диктуют амплуа.

Такой подход – следствие вашего драматического образования?

Почему бы и нет? Посмотрите, например, мюзикл Элтона Джона «Билли Эллиот», который 15 лет идет в Лондоне. Это довольно суровая история из жизни шахтеров. И наблюдая за тем, как на сцене работают артисты, я понимаю, что каждый свой эпизод они проживают. Такого же эффекта я хотел бы достичь и в работе со своими актерами. Но пока для них это не совсем привычно.

Вы артист драматического театра. Как в вашей жизни возник мюзикл?

Я всегда обожал музыкальный театр и мечтал сделать что-то в этом жанре еще со студенческих времен. И тогда же предпринимал первые попытки. Позже – на эстраде и в концертах тоже старался делать шаги в этом направлении. Сегодня могу сказать, что к счастью, музыкальный театр все-таки принял меня.

Какую  музыку предпочитаете?

Для разных обстоятельств хороша разная музыка – в машине могу слушать современную французскую эстраду или популярную классику. Люблю джаз. По настроению могу послушать фуги Иоганна Себастьяна Баха. Не могу назвать себя безусловным поклонником оперы, но слушаю и ее, в том числе в театре.

Что из жанра мюзикла удалось посмотреть в последнее время?

Весной видел «Привидение» в Москве. Очень рад, что мюзикл активно развивается в Петербурге. Отрадно, что в это дело мы внесем и свой вклад: у нас оригинальный продукт, который мы создаем «с нуля». Да, есть материал, но в работе с артистами в условиях конкретной сценической площадки он трансформируется, обретая конечный вид к премьере. Даже за первую неделю репетиций мы уже многое сочинили. И в этом, конечно, большая доля участия артистов, которые увлечены и не боятся пробовать. Мне это очень нравится.

Не перебивает ли «актер Носков» «режиссера Носкова» в процессе репетиций?

Конечно, я актер, и в репетиционной работе мне часто приходится показывать, что я имею в виду как режиссер. Этим иногда «пугаю» артистов, потому что они кивают «да, мы все поняли», но как повторить, не знают. В целом, могу сказать, что общий язык мы уже нашли.

С исполнителем центральной мужской роли – Максимом Леонидовым – у вас такое же взаимопонимание?

Да, мы успели сработаться, но иногда я стараюсь идти наперекор сложившемуся у Максима восприятию себя как артиста. Бывает даже, что он возражает, когда ему кажется, что то, что я предлагаю, не в его органике. Но он быстро перестраивается и выдает несколько решений, как сделать то, что я хочу увидеть в его персонаже.

Нет ли опасности в том, что «Девчонка на миллион» даст крен в сторону героя, благодаря участию известного артиста?

«Девчонка на миллион»  это история о том, что можно найти любовь даже на краю света. Важно ждать ее, желать ее и быть открытым. И герой, и героиня проходят свои пути к пониманию, что встреча их не случайна, что это и есть любовь. И линия каждого из героев равно важна.

Какой литературный сюжет хотели бы реализовать в музыкальном театре в будущем?

Я мог бы перечислить произведения, которые мне интересны как режиссеру. Например, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» и «Ромео и Джульетта» Шекспира или «Дама с камелиями». Но я считаю, что не каждое произведение может стать предметом для музыкального театра. Очень важно, чтобы музыка рождалась из материала, и чтобы своя внутренняя музыкальность была в нем изначально.

О вас давно сложилось представление как о комедийном актере, а вы считаете себя мастером комедии?

Совсем нет. Более того, скажу, что сегодня вообще очень мало кто владеет этим жанром. Настоящих комедий на сценах современных театров совсем не много. Зачастую, то, что выдается за комедию, далеко не комедия. Завсегдатаи Театра музыкальной комедии хорошо помнят Владимира Воробьева, который умел работать в этом жанре. Но таких, как он, сегодня, пожалуй, нет. В нашей истории будет много юмора, много смешных моментов. Но будет и щемящая, пронзительная линия. И хочется верить, что нам все-таки удастся сделать хорошую комедию.

Беседовала  ДИНА  КАЛИНИНА

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…