Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.
Андрей Носков

4 декабря 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Новый проект в Театре музыкальной комедии – ваш третий спектакль на музыку Максима Леонидова. «Мама-Кот» в Театре Эстрады и «Крем, джем & буги-вуги» на сцене Театра комедии – мюзиклы для детей. Какого зрителя ждете на премьере ремейка советского кинохита?

Должен сразу уточнить, что авторы мюзикла – композитор Максим Леонидов и Александр Шаврин, написавший либретто, взяли из киносценария только фабулу. В фильме главный герой – парень, у нас – девушка, и это обстоятельство во многом определило развитие сюжета. Да, зрителям постарше мотивы, перекочевавшие из «Начальника Чукотки» в «Девчонку на миллион» будут очевидны. Но те, кто фильма не видел, будут смотреть наш спектакль как самостоятельную историю. И мне, конечно, хотелось бы, чтобы к нам пришла молодая публика. Ведь главная героиня мюзикла молода, и обуревающие ее сомнения будут близки ее сверстникам в зале.

Чем вас привлек материал, и много ли времени прошло, прежде чем была намечена дата премьеры?

Прежде всего, этот материал позволяет поработать с разными стилями. Путешествие нашей героини начинается в Петрограде в 1922 году. С этим временем связана определенная музыкальная эстетика. Потом действие перемещается на Чукотку, и тут на первый план выступают этнические мотивы. Будет и джаз… Но главное, что есть в этой истории, и чего сегодня не хватает мне (и я вижу, что и зрителям тоже) в театре, – это пронзительная история любви. Наблюдать за тем, как герои переживают многочисленные любовные перипетии, крайне интересно. В том, как они влюбляются, не понимают один другого, ссорятся, делают шаги навстречу друг другу, есть и лирика, и любовь, и мечта.
Что касается времени, то мюзикл написан относительно недавно. И когда мы начали работу в Театре музыкальной комедии, я с любопытством обнаружил в своих бумагах режиссерские пометки, сделанные после первого знакомства с либретто несколько лет назад. Что-то в них оказалось созвучно моему сегодняшнему прочтению, что-то было скорректировано.

Не боитесь сравнения с фильмом?

Нет. Трепетность, пронзительность и страсть наших героев – уверен – с первых секунд увлекут зрителя.

А как планируете в спектакле обойтись с социальным контекстом?

Конечно, отголоски противостояния между красными и белыми останутся. Но для меня  социальные обстоятельства нашей истории – только фон. Гораздо важнее передать ощущение высоты чувства, когда во имя любви герои готовы преодолеть любые препятствия.

Театр провел кастинг на участие в мюзикле. Знакомы ли вам артисты, с которыми вы работаете над выпуском?

Обеих исполнительниц центральной роли я видел на сцене. А с Верой Свешниковой даже успел поработать в других проектах. Чуть меньше мне была знакома мужская часть. Но сейчас мы уже познакомились поближе, и многое в ребятах открылось мне с интересной стороны.

В нашем мюзикле достаточно важное место занимают драматические сцены между героями. И это не просто короткие диалоги между музыкальными номерами, а вполне серьезные эпизоды, в которых есть для чего вспомнить систему Станиславского. Моя цель – использовать всю палитру актерских возможностей, а не только одну краску, как это часто бывает в музыкальных спектаклях, где условия диктуют амплуа.

Такой подход – следствие вашего драматического образования?

Почему бы и нет? Посмотрите, например, мюзикл Элтона Джона «Билли Эллиот», который 15 лет идет в Лондоне. Это довольно суровая история из жизни шахтеров. И наблюдая за тем, как на сцене работают артисты, я понимаю, что каждый свой эпизод они проживают. Такого же эффекта я хотел бы достичь и в работе со своими актерами. Но пока для них это не совсем привычно.

Вы артист драматического театра. Как в вашей жизни возник мюзикл?

Я всегда обожал музыкальный театр и мечтал сделать что-то в этом жанре еще со студенческих времен. И тогда же предпринимал первые попытки. Позже – на эстраде и в концертах тоже старался делать шаги в этом направлении. Сегодня могу сказать, что к счастью, музыкальный театр все-таки принял меня.

Какую  музыку предпочитаете?

Для разных обстоятельств хороша разная музыка – в машине могу слушать современную французскую эстраду или популярную классику. Люблю джаз. По настроению могу послушать фуги Иоганна Себастьяна Баха. Не могу назвать себя безусловным поклонником оперы, но слушаю и ее, в том числе в театре.

Что из жанра мюзикла удалось посмотреть в последнее время?

Весной видел «Привидение» в Москве. Очень рад, что мюзикл активно развивается в Петербурге. Отрадно, что в это дело мы внесем и свой вклад: у нас оригинальный продукт, который мы создаем «с нуля». Да, есть материал, но в работе с артистами в условиях конкретной сценической площадки он трансформируется, обретая конечный вид к премьере. Даже за первую неделю репетиций мы уже многое сочинили. И в этом, конечно, большая доля участия артистов, которые увлечены и не боятся пробовать. Мне это очень нравится.

Не перебивает ли «актер Носков» «режиссера Носкова» в процессе репетиций?

Конечно, я актер, и в репетиционной работе мне часто приходится показывать, что я имею в виду как режиссер. Этим иногда «пугаю» артистов, потому что они кивают «да, мы все поняли», но как повторить, не знают. В целом, могу сказать, что общий язык мы уже нашли.

С исполнителем центральной мужской роли – Максимом Леонидовым – у вас такое же взаимопонимание?

Да, мы успели сработаться, но иногда я стараюсь идти наперекор сложившемуся у Максима восприятию себя как артиста. Бывает даже, что он возражает, когда ему кажется, что то, что я предлагаю, не в его органике. Но он быстро перестраивается и выдает несколько решений, как сделать то, что я хочу увидеть в его персонаже.

Нет ли опасности в том, что «Девчонка на миллион» даст крен в сторону героя, благодаря участию известного артиста?

«Девчонка на миллион»  это история о том, что можно найти любовь даже на краю света. Важно ждать ее, желать ее и быть открытым. И герой, и героиня проходят свои пути к пониманию, что встреча их не случайна, что это и есть любовь. И линия каждого из героев равно важна.

Какой литературный сюжет хотели бы реализовать в музыкальном театре в будущем?

Я мог бы перечислить произведения, которые мне интересны как режиссеру. Например, «Собака на сене» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» и «Ромео и Джульетта» Шекспира или «Дама с камелиями». Но я считаю, что не каждое произведение может стать предметом для музыкального театра. Очень важно, чтобы музыка рождалась из материала, и чтобы своя внутренняя музыкальность была в нем изначально.

О вас давно сложилось представление как о комедийном актере, а вы считаете себя мастером комедии?

Совсем нет. Более того, скажу, что сегодня вообще очень мало кто владеет этим жанром. Настоящих комедий на сценах современных театров совсем не много. Зачастую, то, что выдается за комедию, далеко не комедия. Завсегдатаи Театра музыкальной комедии хорошо помнят Владимира Воробьева, который умел работать в этом жанре. Но таких, как он, сегодня, пожалуй, нет. В нашей истории будет много юмора, много смешных моментов. Но будет и щемящая, пронзительная линия. И хочется верить, что нам все-таки удастся сделать хорошую комедию.

Беседовала  ДИНА  КАЛИНИНА

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).