Андрей Алексеев: Спектакль «Белый. Петербург» должен быть визитной карточкой Театра музкомедии

В начале декабря 2017 года Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (Итальянская улица, 13) представил на своей сцене ранее не исполнявшиеся в России произведения английского композитора XIX века Артура Салливана. А несколько дней спустя большим творческим коллективом отправился на гастроли в Европу. О том, что знают жители европейских столиц о русском музыкальном театре, и как можно обойти любые стереотипы, рассказал главный дирижер Театра музыкальной комедии заслуженный артист России Андрей Алексеев.
Андрей Алексеев

14 декабря 2017.
Беседовала Дина Калинина. Фотографии Надежды Борисовской, Владимира Постнова , Юлии Кудряшовой предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

10 и 12 декабря на камерной сцене театра состоялась премьера спектакля «Кокс и Бокс в суде» на музыку Артура Салливана. Вы выступили музыкальным руководителем постановки, предложив достаточно консервативной опереточной публике неизвестный материал. Оцените, пожалуйста, оправдан ли был такой рискованный шаг, и стоило ли «стряхивать пыль времен» с партитур вековой давности?

Одна из важных составляющих репертуарной политики театра – знакомство зрителей с малоизвестными произведениями жанра оперетты. Так, впервые в России у нас были поставлены «Весенний парад» Роберта Штольца, «Голливудская дива» – спектакль на музыку Ральфа Бенацки и другие. Музыка Салливана действительно мало известна в России, хотя на родине композитора, в Англии, и, как ни удивительно, в Америке чрезвычайно популярна. В нашем спектакле были представлены сразу несколько одноактных произведений Салливана, объединенные авторской редакцией известного композитора из Екатеринбурга Александра Пантыкина.

Для театра опыт знакомства с этой музыкой оказался чрезвычайно полезен: солисты получили возможность поработать с качественным вокальным материалом и продемонстрировать свою форму. Премьерные спектакли подтвердили, что у нас в труппе есть прекрасные голоса. Также состоялся дебют новых артистов, которые вполне профессионально вошли в состав актерского ансамбля театра. Конечно, и мне как дирижеру и музыканту работать с серьезной, почти оперного уровня музыкой было интересно. И судя по отзывам, наши зрители получили удовольствие от того, что увидели и услышали.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

История обращений к музыке Салливана в России насчитывает всего несколько эпизодов. Между тем на родине он вторая величина после Шекспира. Есть ли желание продолжить знакомить российского зрителя с его наследием?

Творческая судьба Артура Салливана достаточно счастлива. Хотя композитор всю жизнь мечтал писать не оперетты, а серьезную музыку. Есть у него опера «Айвенго», автором которой Салливан мечтал остаться в памяти потомков. Сегодня об «Айвенго» мы позабыли, а славу ему составили произведения легкого жанра. Среди них – такие как «Кокс и Бокс» и «Суд присяжных», ставшие основными составляющими нашей постановки. Кстати говоря, точно такая же ирония судьбы постигла его постоянного соавтора – Джона Гилберта, который хотел прославиться как автор серьезных драматических произведений, а вошел в историю как либреттист оперетты.

Первым произведением, представленным в России, на сцене Санкт-Петербургской филармонии, как раз и стал «Суд присяжных», жанр которого определен как хоровая кантата. Он не требовал театрального воплощения, мог быть более статичным и исполняться без декораций и других условностей. В нашей версии режиссер этот статичный суд «оживил» в условностях театрального пространства. И на мой взгляд, произведение от этого стало лучше. Сегодня отдельные театры в России рискуют примерить на своих артистов оперу Салливана «Микадо», которая – наряду с «Пиратами из Пензанса» и «Кораблем Ее Величества «Пинафор» – вполне объемна и непроста. Подождем, как будут развиваться события.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

В качестве почетного гостя на премьере присутствовал Йен Мартин – генеральный менеджер оперной компании Д’Ойли Карт, которая была основана антрепренером Ричардом Д’Ойли Картом для постановок опер Салливана и Гилберта в XIX веке. Какие впечатления оставили у него знакомство с петербургским театром и посещение премьеры?

В России Йен Мартин оказался впервые. И полной неожиданностью для него стало то, что реальное положение дел в нашей стране совершенно не соответствовало его представлениям. Он получил массу впечатлений от города и заодно убедился, что медведи у нас по улицам не ходят, и даже есть магазины всех европейских марок.

То, что произведения Артура Салливана решили поставить в России, также стало для него открытием. И пропустить такое событие он не мог. Неожиданным для него стало соединение нескольких произведений композитора в одно сценическое целое. И он захотел ознакомиться с либретто. Что касается музыки, то в связи с тем, что за давностью лет она не охраняется законом об авторском праве, в большинстве случаев те, кто решают исполнить ее, позволяют себе сделать необходимую редакцию партитур. И компания Д’Ойли Карт из Лондона, которая сегодня является главным популяризатором творчества Гилберта и Салливана в мире, не видит в этом ничего предосудительного.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

Ну и, конечно, всем нам было приятно услышать после премьеры комплименты высочайшему уровню артистов нашего театра – и вокалистов, и артистов хора, и балета, и оркестра – от человека, который в этой музыке является супер-профессионалом.

Не будем загадывать гастрольное будущее нового проекта, коснемся ближайших планов театра: во второй половине декабря труппа проведет масштабные гастроли в Венгрии. С каким репертуаром едет театр, и какие сюрпризы готовятся венгерским зрителям?

Наше выступление в Венгрии состоится в рамках Дней культуры Санкт-Петербурга в Будапеште. На двух сценах Будапештского театра оперетты мы представим спектакли «Белый. Петербург» Георгия Фиртича и «Кабаре для гурманов». Также солисты нашего театра примут участие в совместном концерте с венгерскими артистами с программой из номеров оперетты и мюзикла.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Очень интересно увидеть, как воспримет венгерская публика наши спектакли, ведь мы везем не самые известные произведения вроде «Анны Карениной» или «Евгения Онегина», с сюжетами которых в мире все-таки знакомы. Да и с точки зрения музыки – оба спектакля станут для европейского зрителя открытием.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Вообще я считаю, что спектакль «Белый. Петербург» должен быть визитной карточкой нашего театра на любых гастролях, потому что он представляет собой очень яркое театральное событие. Конечно, привозить такую постановку за пределы родины боязно, потому что неизбежно возникает языковой барьер, несмотря на помощь бегущей строки. Но вместе с тем в зале всегда есть значительная категория зрителей из числа наших соотечественников, которые не пропускают гастроли русских коллективов, и для которых это также станет ярким событием.

Кроме сотрудничества с Театром музыкальной комедии вы больше двадцати пяти лет руководите Молодежным оркестром СПБГУ. Что для Вас работа с этим коллективом – возможность исполнить что-то новое или все-таки педагогическая деятельность на первом месте?

Я люблю этот оркестр. Люблю работать с молодыми ребятами. И в каком-то смысле работой руководство этим коллективом я не считаю. Мне нравится, что ребята ищут и предлагают неожиданные музыкальные произведения. Мне нравится ставить с ними цели и добиваться их. Это держит в творческом тонусе всех нас. Меня завораживает творческий рост моих подопечных, это превращение из «не могут» в «могут». Наш оркестр для тех музыкантов-любителей, которые не мыслят себя без музыки, но занимаются ею не профессионально, а по влечению души.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Вместе с тем, кроме нашего оркестра, мест применения таким талантам в городе практически не осталось. Когда-то любительские коллективы собирались в ДК Выборгский и в Доме ученых. Но сейчас это в прошлом. Счастье музицирования в свободное время имеют студенты университета. Хотя только принадлежностью к студенческому братству университета мы не ограничиваемся – коллектив открыт для студентов любых вузов города. Чем еще интересна жизнь нашего оркестра? Мы не пытаемся сыграть «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, которую играют все оркестры, потому что мы знаем: эти оркестры сыграют ее лучше. Но мы находим такой материал, который не играют никакие другие коллективы, и создаем свой репертуар, чем и привлекаем публику.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Каждый год к Новому году оркестр готовит новую программу. Что ждет слушателей Малого зала Санкт-Петербургской филармонии на концерте 31 декабря?

По традиции для новогоднего концерта мы подготовили большую программу легкой музыки. Во втором отделении, как давно заведено, звучит аккордеон со шлягерами XX века. В первом отделении мы стараемся показать какие-то эксклюзивные номера. В этом году на сцену Малого зала Филармонии выйдут солисты Театра музыкальной комедии Наталья Савченко и Олег Ромашин, которые порадуют зрителей ариями и дуэтами из оперетт «Маска в голубом», «Голландочка», «Вольный ветер», «Холопка», «Вице-адмирал». Ну и, конечно, мы музыкально по-новогоднему пошутим.

В преддверии нового года принято не только подводить итоги, но и строить планы на будущее. Какие крупные события предстоят в 2018 году?

В новом году с университетским оркестром у нас запланирован традиционный концерт в Филармонии. На этот раз он придется на день всех влюбленных – 14 февраля. Мы представим программу «Богемский аккордеон». А самым большим событием в Театре музыкальной комедии в 2018 году станет второй фестиваль «Оперетта-парк», который пройдет 13-15 июля в Гатчине. Мы покажем два спектакля в жанре оперетты: классическую «Сильву» Имре Кальмана и советскую оперетту «Бабий бунт» Евгения Птичкина. И завершится «Оперетта-парк» гала-концертом с участием европейских звезд жанра. Вспоминая первый фестиваль, состоявшийся минувшим летом, хочется сказать, обращаясь к нашим зрителям: без вас этот грандиозный праздник оперетты не состоялся бы. Ждем всех на Серебряном лугу у стен Гатчинского дворца в середине лета!

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.