Андрей Алексеев: Спектакль «Белый. Петербург» должен быть визитной карточкой Театра музкомедии

В начале декабря 2017 года Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (Итальянская улица, 13) представил на своей сцене ранее не исполнявшиеся в России произведения английского композитора XIX века Артура Салливана. А несколько дней спустя большим творческим коллективом отправился на гастроли в Европу. О том, что знают жители европейских столиц о русском музыкальном театре, и как можно обойти любые стереотипы, рассказал главный дирижер Театра музыкальной комедии заслуженный артист России Андрей Алексеев.
Андрей Алексеев

14 декабря 2017.
Беседовала Дина Калинина. Фотографии Надежды Борисовской, Владимира Постнова , Юлии Кудряшовой предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

10 и 12 декабря на камерной сцене театра состоялась премьера спектакля «Кокс и Бокс в суде» на музыку Артура Салливана. Вы выступили музыкальным руководителем постановки, предложив достаточно консервативной опереточной публике неизвестный материал. Оцените, пожалуйста, оправдан ли был такой рискованный шаг, и стоило ли «стряхивать пыль времен» с партитур вековой давности?

Одна из важных составляющих репертуарной политики театра – знакомство зрителей с малоизвестными произведениями жанра оперетты. Так, впервые в России у нас были поставлены «Весенний парад» Роберта Штольца, «Голливудская дива» – спектакль на музыку Ральфа Бенацки и другие. Музыка Салливана действительно мало известна в России, хотя на родине композитора, в Англии, и, как ни удивительно, в Америке чрезвычайно популярна. В нашем спектакле были представлены сразу несколько одноактных произведений Салливана, объединенные авторской редакцией известного композитора из Екатеринбурга Александра Пантыкина.

Для театра опыт знакомства с этой музыкой оказался чрезвычайно полезен: солисты получили возможность поработать с качественным вокальным материалом и продемонстрировать свою форму. Премьерные спектакли подтвердили, что у нас в труппе есть прекрасные голоса. Также состоялся дебют новых артистов, которые вполне профессионально вошли в состав актерского ансамбля театра. Конечно, и мне как дирижеру и музыканту работать с серьезной, почти оперного уровня музыкой было интересно. И судя по отзывам, наши зрители получили удовольствие от того, что увидели и услышали.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

История обращений к музыке Салливана в России насчитывает всего несколько эпизодов. Между тем на родине он вторая величина после Шекспира. Есть ли желание продолжить знакомить российского зрителя с его наследием?

Творческая судьба Артура Салливана достаточно счастлива. Хотя композитор всю жизнь мечтал писать не оперетты, а серьезную музыку. Есть у него опера «Айвенго», автором которой Салливан мечтал остаться в памяти потомков. Сегодня об «Айвенго» мы позабыли, а славу ему составили произведения легкого жанра. Среди них – такие как «Кокс и Бокс» и «Суд присяжных», ставшие основными составляющими нашей постановки. Кстати говоря, точно такая же ирония судьбы постигла его постоянного соавтора – Джона Гилберта, который хотел прославиться как автор серьезных драматических произведений, а вошел в историю как либреттист оперетты.

Первым произведением, представленным в России, на сцене Санкт-Петербургской филармонии, как раз и стал «Суд присяжных», жанр которого определен как хоровая кантата. Он не требовал театрального воплощения, мог быть более статичным и исполняться без декораций и других условностей. В нашей версии режиссер этот статичный суд «оживил» в условностях театрального пространства. И на мой взгляд, произведение от этого стало лучше. Сегодня отдельные театры в России рискуют примерить на своих артистов оперу Салливана «Микадо», которая – наряду с «Пиратами из Пензанса» и «Кораблем Ее Величества «Пинафор» – вполне объемна и непроста. Подождем, как будут развиваться события.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

В качестве почетного гостя на премьере присутствовал Йен Мартин – генеральный менеджер оперной компании Д’Ойли Карт, которая была основана антрепренером Ричардом Д’Ойли Картом для постановок опер Салливана и Гилберта в XIX веке. Какие впечатления оставили у него знакомство с петербургским театром и посещение премьеры?

В России Йен Мартин оказался впервые. И полной неожиданностью для него стало то, что реальное положение дел в нашей стране совершенно не соответствовало его представлениям. Он получил массу впечатлений от города и заодно убедился, что медведи у нас по улицам не ходят, и даже есть магазины всех европейских марок.

То, что произведения Артура Салливана решили поставить в России, также стало для него открытием. И пропустить такое событие он не мог. Неожиданным для него стало соединение нескольких произведений композитора в одно сценическое целое. И он захотел ознакомиться с либретто. Что касается музыки, то в связи с тем, что за давностью лет она не охраняется законом об авторском праве, в большинстве случаев те, кто решают исполнить ее, позволяют себе сделать необходимую редакцию партитур. И компания Д’Ойли Карт из Лондона, которая сегодня является главным популяризатором творчества Гилберта и Салливана в мире, не видит в этом ничего предосудительного.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

Ну и, конечно, всем нам было приятно услышать после премьеры комплименты высочайшему уровню артистов нашего театра – и вокалистов, и артистов хора, и балета, и оркестра – от человека, который в этой музыке является супер-профессионалом.

Не будем загадывать гастрольное будущее нового проекта, коснемся ближайших планов театра: во второй половине декабря труппа проведет масштабные гастроли в Венгрии. С каким репертуаром едет театр, и какие сюрпризы готовятся венгерским зрителям?

Наше выступление в Венгрии состоится в рамках Дней культуры Санкт-Петербурга в Будапеште. На двух сценах Будапештского театра оперетты мы представим спектакли «Белый. Петербург» Георгия Фиртича и «Кабаре для гурманов». Также солисты нашего театра примут участие в совместном концерте с венгерскими артистами с программой из номеров оперетты и мюзикла.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Очень интересно увидеть, как воспримет венгерская публика наши спектакли, ведь мы везем не самые известные произведения вроде «Анны Карениной» или «Евгения Онегина», с сюжетами которых в мире все-таки знакомы. Да и с точки зрения музыки – оба спектакля станут для европейского зрителя открытием.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Вообще я считаю, что спектакль «Белый. Петербург» должен быть визитной карточкой нашего театра на любых гастролях, потому что он представляет собой очень яркое театральное событие. Конечно, привозить такую постановку за пределы родины боязно, потому что неизбежно возникает языковой барьер, несмотря на помощь бегущей строки. Но вместе с тем в зале всегда есть значительная категория зрителей из числа наших соотечественников, которые не пропускают гастроли русских коллективов, и для которых это также станет ярким событием.

Кроме сотрудничества с Театром музыкальной комедии вы больше двадцати пяти лет руководите Молодежным оркестром СПБГУ. Что для Вас работа с этим коллективом – возможность исполнить что-то новое или все-таки педагогическая деятельность на первом месте?

Я люблю этот оркестр. Люблю работать с молодыми ребятами. И в каком-то смысле работой руководство этим коллективом я не считаю. Мне нравится, что ребята ищут и предлагают неожиданные музыкальные произведения. Мне нравится ставить с ними цели и добиваться их. Это держит в творческом тонусе всех нас. Меня завораживает творческий рост моих подопечных, это превращение из «не могут» в «могут». Наш оркестр для тех музыкантов-любителей, которые не мыслят себя без музыки, но занимаются ею не профессионально, а по влечению души.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Вместе с тем, кроме нашего оркестра, мест применения таким талантам в городе практически не осталось. Когда-то любительские коллективы собирались в ДК Выборгский и в Доме ученых. Но сейчас это в прошлом. Счастье музицирования в свободное время имеют студенты университета. Хотя только принадлежностью к студенческому братству университета мы не ограничиваемся – коллектив открыт для студентов любых вузов города. Чем еще интересна жизнь нашего оркестра? Мы не пытаемся сыграть «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, которую играют все оркестры, потому что мы знаем: эти оркестры сыграют ее лучше. Но мы находим такой материал, который не играют никакие другие коллективы, и создаем свой репертуар, чем и привлекаем публику.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Каждый год к Новому году оркестр готовит новую программу. Что ждет слушателей Малого зала Санкт-Петербургской филармонии на концерте 31 декабря?

По традиции для новогоднего концерта мы подготовили большую программу легкой музыки. Во втором отделении, как давно заведено, звучит аккордеон со шлягерами XX века. В первом отделении мы стараемся показать какие-то эксклюзивные номера. В этом году на сцену Малого зала Филармонии выйдут солисты Театра музыкальной комедии Наталья Савченко и Олег Ромашин, которые порадуют зрителей ариями и дуэтами из оперетт «Маска в голубом», «Голландочка», «Вольный ветер», «Холопка», «Вице-адмирал». Ну и, конечно, мы музыкально по-новогоднему пошутим.

В преддверии нового года принято не только подводить итоги, но и строить планы на будущее. Какие крупные события предстоят в 2018 году?

В новом году с университетским оркестром у нас запланирован традиционный концерт в Филармонии. На этот раз он придется на день всех влюбленных – 14 февраля. Мы представим программу «Богемский аккордеон». А самым большим событием в Театре музыкальной комедии в 2018 году станет второй фестиваль «Оперетта-парк», который пройдет 13-15 июля в Гатчине. Мы покажем два спектакля в жанре оперетты: классическую «Сильву» Имре Кальмана и советскую оперетту «Бабий бунт» Евгения Птичкина. И завершится «Оперетта-парк» гала-концертом с участием европейских звезд жанра. Вспоминая первый фестиваль, состоявшийся минувшим летом, хочется сказать, обращаясь к нашим зрителям: без вас этот грандиозный праздник оперетты не состоялся бы. Ждем всех на Серебряном лугу у стен Гатчинского дворца в середине лета!

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.