Андрей Алексеев: Спектакль «Белый. Петербург» должен быть визитной карточкой Театра музкомедии

В начале декабря 2017 года Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии (Итальянская улица, 13) представил на своей сцене ранее не исполнявшиеся в России произведения английского композитора XIX века Артура Салливана. А несколько дней спустя большим творческим коллективом отправился на гастроли в Европу. О том, что знают жители европейских столиц о русском музыкальном театре, и как можно обойти любые стереотипы, рассказал главный дирижер Театра музыкальной комедии заслуженный артист России Андрей Алексеев.
Андрей Алексеев

14 декабря 2017.
Беседовала Дина Калинина. Фотографии Надежды Борисовской, Владимира Постнова , Юлии Кудряшовой предоставлены пресс-службой Театра музыкальной комедии.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

10 и 12 декабря на камерной сцене театра состоялась премьера спектакля «Кокс и Бокс в суде» на музыку Артура Салливана. Вы выступили музыкальным руководителем постановки, предложив достаточно консервативной опереточной публике неизвестный материал. Оцените, пожалуйста, оправдан ли был такой рискованный шаг, и стоило ли «стряхивать пыль времен» с партитур вековой давности?

Одна из важных составляющих репертуарной политики театра – знакомство зрителей с малоизвестными произведениями жанра оперетты. Так, впервые в России у нас были поставлены «Весенний парад» Роберта Штольца, «Голливудская дива» – спектакль на музыку Ральфа Бенацки и другие. Музыка Салливана действительно мало известна в России, хотя на родине композитора, в Англии, и, как ни удивительно, в Америке чрезвычайно популярна. В нашем спектакле были представлены сразу несколько одноактных произведений Салливана, объединенные авторской редакцией известного композитора из Екатеринбурга Александра Пантыкина.

Для театра опыт знакомства с этой музыкой оказался чрезвычайно полезен: солисты получили возможность поработать с качественным вокальным материалом и продемонстрировать свою форму. Премьерные спектакли подтвердили, что у нас в труппе есть прекрасные голоса. Также состоялся дебют новых артистов, которые вполне профессионально вошли в состав актерского ансамбля театра. Конечно, и мне как дирижеру и музыканту работать с серьезной, почти оперного уровня музыкой было интересно. И судя по отзывам, наши зрители получили удовольствие от того, что увидели и услышали.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

История обращений к музыке Салливана в России насчитывает всего несколько эпизодов. Между тем на родине он вторая величина после Шекспира. Есть ли желание продолжить знакомить российского зрителя с его наследием?

Творческая судьба Артура Салливана достаточно счастлива. Хотя композитор всю жизнь мечтал писать не оперетты, а серьезную музыку. Есть у него опера «Айвенго», автором которой Салливан мечтал остаться в памяти потомков. Сегодня об «Айвенго» мы позабыли, а славу ему составили произведения легкого жанра. Среди них – такие как «Кокс и Бокс» и «Суд присяжных», ставшие основными составляющими нашей постановки. Кстати говоря, точно такая же ирония судьбы постигла его постоянного соавтора – Джона Гилберта, который хотел прославиться как автор серьезных драматических произведений, а вошел в историю как либреттист оперетты.

Первым произведением, представленным в России, на сцене Санкт-Петербургской филармонии, как раз и стал «Суд присяжных», жанр которого определен как хоровая кантата. Он не требовал театрального воплощения, мог быть более статичным и исполняться без декораций и других условностей. В нашей версии режиссер этот статичный суд «оживил» в условностях театрального пространства. И на мой взгляд, произведение от этого стало лучше. Сегодня отдельные театры в России рискуют примерить на своих артистов оперу Салливана «Микадо», которая – наряду с «Пиратами из Пензанса» и «Кораблем Ее Величества «Пинафор» – вполне объемна и непроста. Подождем, как будут развиваться события.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

В качестве почетного гостя на премьере присутствовал Йен Мартин – генеральный менеджер оперной компании Д’Ойли Карт, которая была основана антрепренером Ричардом Д’Ойли Картом для постановок опер Салливана и Гилберта в XIX веке. Какие впечатления оставили у него знакомство с петербургским театром и посещение премьеры?

В России Йен Мартин оказался впервые. И полной неожиданностью для него стало то, что реальное положение дел в нашей стране совершенно не соответствовало его представлениям. Он получил массу впечатлений от города и заодно убедился, что медведи у нас по улицам не ходят, и даже есть магазины всех европейских марок.

То, что произведения Артура Салливана решили поставить в России, также стало для него открытием. И пропустить такое событие он не мог. Неожиданным для него стало соединение нескольких произведений композитора в одно сценическое целое. И он захотел ознакомиться с либретто. Что касается музыки, то в связи с тем, что за давностью лет она не охраняется законом об авторском праве, в большинстве случаев те, кто решают исполнить ее, позволяют себе сделать необходимую редакцию партитур. И компания Д’Ойли Карт из Лондона, которая сегодня является главным популяризатором творчества Гилберта и Салливана в мире, не видит в этом ничего предосудительного.

«Кокс и Бокс в суде», Театр музкомедии

Ну и, конечно, всем нам было приятно услышать после премьеры комплименты высочайшему уровню артистов нашего театра – и вокалистов, и артистов хора, и балета, и оркестра – от человека, который в этой музыке является супер-профессионалом.

Не будем загадывать гастрольное будущее нового проекта, коснемся ближайших планов театра: во второй половине декабря труппа проведет масштабные гастроли в Венгрии. С каким репертуаром едет театр, и какие сюрпризы готовятся венгерским зрителям?

Наше выступление в Венгрии состоится в рамках Дней культуры Санкт-Петербурга в Будапеште. На двух сценах Будапештского театра оперетты мы представим спектакли «Белый. Петербург» Георгия Фиртича и «Кабаре для гурманов». Также солисты нашего театра примут участие в совместном концерте с венгерскими артистами с программой из номеров оперетты и мюзикла.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Очень интересно увидеть, как воспримет венгерская публика наши спектакли, ведь мы везем не самые известные произведения вроде «Анны Карениной» или «Евгения Онегина», с сюжетами которых в мире все-таки знакомы. Да и с точки зрения музыки – оба спектакля станут для европейского зрителя открытием.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Вообще я считаю, что спектакль «Белый. Петербург» должен быть визитной карточкой нашего театра на любых гастролях, потому что он представляет собой очень яркое театральное событие. Конечно, привозить такую постановку за пределы родины боязно, потому что неизбежно возникает языковой барьер, несмотря на помощь бегущей строки. Но вместе с тем в зале всегда есть значительная категория зрителей из числа наших соотечественников, которые не пропускают гастроли русских коллективов, и для которых это также станет ярким событием.

Кроме сотрудничества с Театром музыкальной комедии вы больше двадцати пяти лет руководите Молодежным оркестром СПБГУ. Что для Вас работа с этим коллективом – возможность исполнить что-то новое или все-таки педагогическая деятельность на первом месте?

Я люблю этот оркестр. Люблю работать с молодыми ребятами. И в каком-то смысле работой руководство этим коллективом я не считаю. Мне нравится, что ребята ищут и предлагают неожиданные музыкальные произведения. Мне нравится ставить с ними цели и добиваться их. Это держит в творческом тонусе всех нас. Меня завораживает творческий рост моих подопечных, это превращение из «не могут» в «могут». Наш оркестр для тех музыкантов-любителей, которые не мыслят себя без музыки, но занимаются ею не профессионально, а по влечению души.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Вместе с тем, кроме нашего оркестра, мест применения таким талантам в городе практически не осталось. Когда-то любительские коллективы собирались в ДК Выборгский и в Доме ученых. Но сейчас это в прошлом. Счастье музицирования в свободное время имеют студенты университета. Хотя только принадлежностью к студенческому братству университета мы не ограничиваемся – коллектив открыт для студентов любых вузов города. Чем еще интересна жизнь нашего оркестра? Мы не пытаемся сыграть «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, которую играют все оркестры, потому что мы знаем: эти оркестры сыграют ее лучше. Но мы находим такой материал, который не играют никакие другие коллективы, и создаем свой репертуар, чем и привлекаем публику.

«Белый. Петербург», Театр музкомедии

Каждый год к Новому году оркестр готовит новую программу. Что ждет слушателей Малого зала Санкт-Петербургской филармонии на концерте 31 декабря?

По традиции для новогоднего концерта мы подготовили большую программу легкой музыки. Во втором отделении, как давно заведено, звучит аккордеон со шлягерами XX века. В первом отделении мы стараемся показать какие-то эксклюзивные номера. В этом году на сцену Малого зала Филармонии выйдут солисты Театра музыкальной комедии Наталья Савченко и Олег Ромашин, которые порадуют зрителей ариями и дуэтами из оперетт «Маска в голубом», «Голландочка», «Вольный ветер», «Холопка», «Вице-адмирал». Ну и, конечно, мы музыкально по-новогоднему пошутим.

В преддверии нового года принято не только подводить итоги, но и строить планы на будущее. Какие крупные события предстоят в 2018 году?

В новом году с университетским оркестром у нас запланирован традиционный концерт в Филармонии. На этот раз он придется на день всех влюбленных – 14 февраля. Мы представим программу «Богемский аккордеон». А самым большим событием в Театре музыкальной комедии в 2018 году станет второй фестиваль «Оперетта-парк», который пройдет 13-15 июля в Гатчине. Мы покажем два спектакля в жанре оперетты: классическую «Сильву» Имре Кальмана и советскую оперетту «Бабий бунт» Евгения Птичкина. И завершится «Оперетта-парк» гала-концертом с участием европейских звезд жанра. Вспоминая первый фестиваль, состоявшийся минувшим летом, хочется сказать, обращаясь к нашим зрителям: без вас этот грандиозный праздник оперетты не состоялся бы. Ждем всех на Серебряном лугу у стен Гатчинского дворца в середине лета!

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.

Жанна Зарецкая

Жанна Зарецкая: Всех номинантов премии «Прорыв» считаю победителями

Девять лет в Санкт-Петербурге существует театральная премия для молодых «Прорыв». Не так давно были объявлены претенденты на эту награду сезона 2016-2017 годов в шести номинациях. Как водится, выбор Экспертного совета вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе. И по мнению одного из соучредителей Жанны Зарецкой, это говорит лишь о том, что премия развивается, живет и зарабатывает авторитет. Какие «прорывы» случились в этом году и что ждет молодых творцов театра будущего, Жанна Зарецкая рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».

царское село

Царское Село накануне столетия

Уходящий 2017 год стал для музея-заповедника «Царское Село» временем успехов и счастливых приобретений. Три главных события – завершение создания экспозиции в Ратной палате; обретение архива Романовых; выставка «Царское Село. 1917. Накануне» признана лучшей в конкурсе «Музейный Олимп-2017».