Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.
Сергей Курехин

13 апреля 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Самый яркий перформанс года, как всегда, будет удивлять и радовать всех, кто неравнодушен к современному искусству. Анастасия Курехина, идеолог и организатор фестиваля SKIF и Премии Курехина, рассказала «Петербургскому авангарду» о новых номинациях и целях премии.

Анастасия Курехина

Если говорить про этот год, то какие особенности отличают нынешнюю премию от предыдущих?

В Гран-При у нас всегда было меньше всего заявок, потому что перформансов, да еще и с музыкальной составляющей, совсем немного. А удачных перформансов – совсем мало. Ведь это — очень сложный жанр, где от искусства до провала – даже не один шаг, а одно дыхание.

Раньше мы вообще не рассматривали театральные постановки в контексте Гран-При. Но сегодня театр сдает позиции перформансу, потому что максимально к нему приблизился. Когда-то у нас в первый раз победил спектакль «Медея» — театрально-перформативный, созданный на стыке жанров. Затем стало все больше появляться театральных перформансов. Современный театр все больше тяготеет к этому действу, а иногда грань очень размыта.

В этом году появилась еще одна номинация?

Фестивальное движение к счастью развивается и растет. Я, например, поклонник фестивалей, потому что это — всегда праздник, особые ощущения, особый состав участников, особый драйв.

Из года в году у нас в различных номинациях премии появляются арт-фестивали. Есть много совершенно фантастических, из программы которых мы брали какого-то одного художника, какой-то один проект, а сами фестивали оставались как бы в стороне. Например, фестивали «Архстояние» или «Киберфест». Хотя это – масштабные проекты в области современного искусства. Сначала мы хотели представить фестивали как кураторские проекты. Но очень быстро поняли, что фестивали – это все-таки другая история, отличающаяся от выставки, и оценивать их как кураторский проект сложно. В этом году мы решили их выделить в отдельную номинацию, чтобы фестивали соревновались друг с другом.

А почему на премии год от года меняется перечень номинаций? Одни появляются, другие исчезают?

Жизнь меняется. И в каких-то номинациях становится все меньше сильных участников. Например, мы разделили в свое время номинацию «Лучший текст», потому что в нее входили и серьезные научные исследования, и сайты, и журналы. У нас появились номинации «За лучший текст» и «За лучшее продвижение в медиа». Потом сложилась такая ситуация: медиа у нас осталось очень мало, и выставлять на конкурс из года в год одни и те же издания, чтобы из года в год чередовать победителей среди них — глупо. Поэтому этой номинации пока нет. До лучших времен, когда у нас появится много СМИ, блогов, интернет-ресурсов в области современного искусства.

Одна из заявленных задача премии — «интеграция российских художников в мировое искусство». Как именно премия с этим справляется?

У нас всегда в жюри присутствуют известные иностранные кураторы. Кроме того, у нас есть приз, который каждый год вручает Французский институт. У художника появляется возможность поехать на три месяца в Париж, где ему предоставляют мастерскую и все условия для творчества.

Мы информируем все профильные издания и организации, потому что всегда рады видеть зарубежных гостей и экспертов. Каталог премии мы отдаем во все институции, музеи, учебные заведения. Для продвижения художников премия сделала немало и еще сделает. И даже не важно, кто победил. Победители — все, кто вошли в лонг-лист и участвовали в выставке.

Кто из европейских экспертов приглашен на церемонию? Не мешает ли внешняя политика этим контактам?

Конечно, есть! В этом году Борис Маннер — куратор, арт-менеджер, преподаватель Венского университета прикладных искусств из Австрии. В прошлые годы у нас были Каспер Кениг, один из самых влиятельных людей европейского арт-мира, а также писатель и теоретик искусства Девид Эллиот. К счастью, культура остается вне политики. В этом плане у нас ничего не изменилось.

Премия Сергея Курехина

Напомним, что В Центре современного искусства имени Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Премия была учреждена в 2009 году и проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика». Вручается художникам, кураторам, музыкантам, которые в своем творчестве развивают прогрессивные идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным.
Среди них: поиск новых форм взаимодействия различных культурных жанров и направлений, ориентация на синтез, перформанс, импровизацию, а также появление новых мультимедийных жанров современного искусства.

За 2017 год представлены следующие номинации: «Лучший кураторский проект», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиа-объект», «Искусство в общественном пространстве», «Фестивали», «Лучший текст о современном искусстве» и,
конечно же, главная номинация — Гран-при «Поп-Механика». Будут вручены почетные музыкальные премии — «Электро-механика» и «Этно-механика», а также специальный
приз Французского института в России.

В попечительский совет и жюри премии входят входят: Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Василий Церетели, Владимир Смирнов, Николас Ильин, Альберто Сандретти, Александр Полесицкий, Семен Михайловский, Александр Боровский, Ольга Шишко, Анатолий Белкин, Екатерина Винникова, Анна Гор, Александр Кан, Алиса Прудникова, Евгения Кикодзе, Ален Элу, Борис Маннер, Александр Рытов, Виктория Илюшкина, Олеся Туркина.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.

Дом авиаторов

Они защищали балтийское небо…

Во Всеволожске открылся новый музей. Пока о нем широко не сообщается в СМИ. И все-таки он уже существует, но пока работает в тестовом режиме. Первый «десант» — члены общественного объединения «Дом музеев» — высадился здесь в конце апреля. Знакомство музейщиков с этим необычным домом подтвердило: такого, пожалуй, в музейной среде еще не бывало. Ведь Дом авиаторов — так называется филиал музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» во Всеволожске — это музей нового типа. Мультимедийная составляющая позволяет почувствовать себя свидетелем событий тех времен. Многое можно практически увидеть — вплоть до виртуального участия в тренировочном бою.