Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.
Сергей Курехин

13 апреля 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Самый яркий перформанс года, как всегда, будет удивлять и радовать всех, кто неравнодушен к современному искусству. Анастасия Курехина, идеолог и организатор фестиваля SKIF и Премии Курехина, рассказала «Петербургскому авангарду» о новых номинациях и целях премии.

Анастасия Курехина

Если говорить про этот год, то какие особенности отличают нынешнюю премию от предыдущих?

В Гран-При у нас всегда было меньше всего заявок, потому что перформансов, да еще и с музыкальной составляющей, совсем немного. А удачных перформансов – совсем мало. Ведь это — очень сложный жанр, где от искусства до провала – даже не один шаг, а одно дыхание.

Раньше мы вообще не рассматривали театральные постановки в контексте Гран-При. Но сегодня театр сдает позиции перформансу, потому что максимально к нему приблизился. Когда-то у нас в первый раз победил спектакль «Медея» — театрально-перформативный, созданный на стыке жанров. Затем стало все больше появляться театральных перформансов. Современный театр все больше тяготеет к этому действу, а иногда грань очень размыта.

В этом году появилась еще одна номинация?

Фестивальное движение к счастью развивается и растет. Я, например, поклонник фестивалей, потому что это — всегда праздник, особые ощущения, особый состав участников, особый драйв.

Из года в году у нас в различных номинациях премии появляются арт-фестивали. Есть много совершенно фантастических, из программы которых мы брали какого-то одного художника, какой-то один проект, а сами фестивали оставались как бы в стороне. Например, фестивали «Архстояние» или «Киберфест». Хотя это – масштабные проекты в области современного искусства. Сначала мы хотели представить фестивали как кураторские проекты. Но очень быстро поняли, что фестивали – это все-таки другая история, отличающаяся от выставки, и оценивать их как кураторский проект сложно. В этом году мы решили их выделить в отдельную номинацию, чтобы фестивали соревновались друг с другом.

А почему на премии год от года меняется перечень номинаций? Одни появляются, другие исчезают?

Жизнь меняется. И в каких-то номинациях становится все меньше сильных участников. Например, мы разделили в свое время номинацию «Лучший текст», потому что в нее входили и серьезные научные исследования, и сайты, и журналы. У нас появились номинации «За лучший текст» и «За лучшее продвижение в медиа». Потом сложилась такая ситуация: медиа у нас осталось очень мало, и выставлять на конкурс из года в год одни и те же издания, чтобы из года в год чередовать победителей среди них — глупо. Поэтому этой номинации пока нет. До лучших времен, когда у нас появится много СМИ, блогов, интернет-ресурсов в области современного искусства.

Одна из заявленных задача премии — «интеграция российских художников в мировое искусство». Как именно премия с этим справляется?

У нас всегда в жюри присутствуют известные иностранные кураторы. Кроме того, у нас есть приз, который каждый год вручает Французский институт. У художника появляется возможность поехать на три месяца в Париж, где ему предоставляют мастерскую и все условия для творчества.

Мы информируем все профильные издания и организации, потому что всегда рады видеть зарубежных гостей и экспертов. Каталог премии мы отдаем во все институции, музеи, учебные заведения. Для продвижения художников премия сделала немало и еще сделает. И даже не важно, кто победил. Победители — все, кто вошли в лонг-лист и участвовали в выставке.

Кто из европейских экспертов приглашен на церемонию? Не мешает ли внешняя политика этим контактам?

Конечно, есть! В этом году Борис Маннер — куратор, арт-менеджер, преподаватель Венского университета прикладных искусств из Австрии. В прошлые годы у нас были Каспер Кениг, один из самых влиятельных людей европейского арт-мира, а также писатель и теоретик искусства Девид Эллиот. К счастью, культура остается вне политики. В этом плане у нас ничего не изменилось.

Премия Сергея Курехина

Напомним, что В Центре современного искусства имени Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Премия была учреждена в 2009 году и проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика». Вручается художникам, кураторам, музыкантам, которые в своем творчестве развивают прогрессивные идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным.
Среди них: поиск новых форм взаимодействия различных культурных жанров и направлений, ориентация на синтез, перформанс, импровизацию, а также появление новых мультимедийных жанров современного искусства.

За 2017 год представлены следующие номинации: «Лучший кураторский проект», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиа-объект», «Искусство в общественном пространстве», «Фестивали», «Лучший текст о современном искусстве» и,
конечно же, главная номинация — Гран-при «Поп-Механика». Будут вручены почетные музыкальные премии — «Электро-механика» и «Этно-механика», а также специальный
приз Французского института в России.

В попечительский совет и жюри премии входят входят: Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Василий Церетели, Владимир Смирнов, Николас Ильин, Альберто Сандретти, Александр Полесицкий, Семен Михайловский, Александр Боровский, Ольга Шишко, Анатолий Белкин, Екатерина Винникова, Анна Гор, Александр Кан, Алиса Прудникова, Евгения Кикодзе, Ален Элу, Борис Маннер, Александр Рытов, Виктория Илюшкина, Олеся Туркина.

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.