Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.
Сергей Курехин

13 апреля 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Самый яркий перформанс года, как всегда, будет удивлять и радовать всех, кто неравнодушен к современному искусству. Анастасия Курехина, идеолог и организатор фестиваля SKIF и Премии Курехина, рассказала «Петербургскому авангарду» о новых номинациях и целях премии.

Анастасия Курехина

Если говорить про этот год, то какие особенности отличают нынешнюю премию от предыдущих?

В Гран-При у нас всегда было меньше всего заявок, потому что перформансов, да еще и с музыкальной составляющей, совсем немного. А удачных перформансов – совсем мало. Ведь это — очень сложный жанр, где от искусства до провала – даже не один шаг, а одно дыхание.

Раньше мы вообще не рассматривали театральные постановки в контексте Гран-При. Но сегодня театр сдает позиции перформансу, потому что максимально к нему приблизился. Когда-то у нас в первый раз победил спектакль «Медея» — театрально-перформативный, созданный на стыке жанров. Затем стало все больше появляться театральных перформансов. Современный театр все больше тяготеет к этому действу, а иногда грань очень размыта.

В этом году появилась еще одна номинация?

Фестивальное движение к счастью развивается и растет. Я, например, поклонник фестивалей, потому что это — всегда праздник, особые ощущения, особый состав участников, особый драйв.

Из года в году у нас в различных номинациях премии появляются арт-фестивали. Есть много совершенно фантастических, из программы которых мы брали какого-то одного художника, какой-то один проект, а сами фестивали оставались как бы в стороне. Например, фестивали «Архстояние» или «Киберфест». Хотя это – масштабные проекты в области современного искусства. Сначала мы хотели представить фестивали как кураторские проекты. Но очень быстро поняли, что фестивали – это все-таки другая история, отличающаяся от выставки, и оценивать их как кураторский проект сложно. В этом году мы решили их выделить в отдельную номинацию, чтобы фестивали соревновались друг с другом.

А почему на премии год от года меняется перечень номинаций? Одни появляются, другие исчезают?

Жизнь меняется. И в каких-то номинациях становится все меньше сильных участников. Например, мы разделили в свое время номинацию «Лучший текст», потому что в нее входили и серьезные научные исследования, и сайты, и журналы. У нас появились номинации «За лучший текст» и «За лучшее продвижение в медиа». Потом сложилась такая ситуация: медиа у нас осталось очень мало, и выставлять на конкурс из года в год одни и те же издания, чтобы из года в год чередовать победителей среди них — глупо. Поэтому этой номинации пока нет. До лучших времен, когда у нас появится много СМИ, блогов, интернет-ресурсов в области современного искусства.

Одна из заявленных задача премии — «интеграция российских художников в мировое искусство». Как именно премия с этим справляется?

У нас всегда в жюри присутствуют известные иностранные кураторы. Кроме того, у нас есть приз, который каждый год вручает Французский институт. У художника появляется возможность поехать на три месяца в Париж, где ему предоставляют мастерскую и все условия для творчества.

Мы информируем все профильные издания и организации, потому что всегда рады видеть зарубежных гостей и экспертов. Каталог премии мы отдаем во все институции, музеи, учебные заведения. Для продвижения художников премия сделала немало и еще сделает. И даже не важно, кто победил. Победители — все, кто вошли в лонг-лист и участвовали в выставке.

Кто из европейских экспертов приглашен на церемонию? Не мешает ли внешняя политика этим контактам?

Конечно, есть! В этом году Борис Маннер — куратор, арт-менеджер, преподаватель Венского университета прикладных искусств из Австрии. В прошлые годы у нас были Каспер Кениг, один из самых влиятельных людей европейского арт-мира, а также писатель и теоретик искусства Девид Эллиот. К счастью, культура остается вне политики. В этом плане у нас ничего не изменилось.

Премия Сергея Курехина

Напомним, что В Центре современного искусства имени Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Премия была учреждена в 2009 году и проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика». Вручается художникам, кураторам, музыкантам, которые в своем творчестве развивают прогрессивные идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным.
Среди них: поиск новых форм взаимодействия различных культурных жанров и направлений, ориентация на синтез, перформанс, импровизацию, а также появление новых мультимедийных жанров современного искусства.

За 2017 год представлены следующие номинации: «Лучший кураторский проект», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиа-объект», «Искусство в общественном пространстве», «Фестивали», «Лучший текст о современном искусстве» и,
конечно же, главная номинация — Гран-при «Поп-Механика». Будут вручены почетные музыкальные премии — «Электро-механика» и «Этно-механика», а также специальный
приз Французского института в России.

В попечительский совет и жюри премии входят входят: Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Василий Церетели, Владимир Смирнов, Николас Ильин, Альберто Сандретти, Александр Полесицкий, Семен Михайловский, Александр Боровский, Ольга Шишко, Анатолий Белкин, Екатерина Винникова, Анна Гор, Александр Кан, Алиса Прудникова, Евгения Кикодзе, Ален Элу, Борис Маннер, Александр Рытов, Виктория Илюшкина, Олеся Туркина.

Точка доступа

«Точка доступа» на пересечении старого и нового

С 15 по 30 июля в Северной столице проходит международный летний фестиваль «Точка доступа», уже ставший славной традицией и культурной визитной карточкой города. В этом году он входит в программу Театральной олимпиады — Санкт-Петербург до декабря является площадкой для театров со всех уголков мира, которые едут сюда со своими спектаклями, лекциями и мастер-классами.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…