Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.
Сергей Курехин

13 апреля 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Самый яркий перформанс года, как всегда, будет удивлять и радовать всех, кто неравнодушен к современному искусству. Анастасия Курехина, идеолог и организатор фестиваля SKIF и Премии Курехина, рассказала «Петербургскому авангарду» о новых номинациях и целях премии.

Анастасия Курехина

Если говорить про этот год, то какие особенности отличают нынешнюю премию от предыдущих?

В Гран-При у нас всегда было меньше всего заявок, потому что перформансов, да еще и с музыкальной составляющей, совсем немного. А удачных перформансов – совсем мало. Ведь это — очень сложный жанр, где от искусства до провала – даже не один шаг, а одно дыхание.

Раньше мы вообще не рассматривали театральные постановки в контексте Гран-При. Но сегодня театр сдает позиции перформансу, потому что максимально к нему приблизился. Когда-то у нас в первый раз победил спектакль «Медея» — театрально-перформативный, созданный на стыке жанров. Затем стало все больше появляться театральных перформансов. Современный театр все больше тяготеет к этому действу, а иногда грань очень размыта.

В этом году появилась еще одна номинация?

Фестивальное движение к счастью развивается и растет. Я, например, поклонник фестивалей, потому что это — всегда праздник, особые ощущения, особый состав участников, особый драйв.

Из года в году у нас в различных номинациях премии появляются арт-фестивали. Есть много совершенно фантастических, из программы которых мы брали какого-то одного художника, какой-то один проект, а сами фестивали оставались как бы в стороне. Например, фестивали «Архстояние» или «Киберфест». Хотя это – масштабные проекты в области современного искусства. Сначала мы хотели представить фестивали как кураторские проекты. Но очень быстро поняли, что фестивали – это все-таки другая история, отличающаяся от выставки, и оценивать их как кураторский проект сложно. В этом году мы решили их выделить в отдельную номинацию, чтобы фестивали соревновались друг с другом.

А почему на премии год от года меняется перечень номинаций? Одни появляются, другие исчезают?

Жизнь меняется. И в каких-то номинациях становится все меньше сильных участников. Например, мы разделили в свое время номинацию «Лучший текст», потому что в нее входили и серьезные научные исследования, и сайты, и журналы. У нас появились номинации «За лучший текст» и «За лучшее продвижение в медиа». Потом сложилась такая ситуация: медиа у нас осталось очень мало, и выставлять на конкурс из года в год одни и те же издания, чтобы из года в год чередовать победителей среди них — глупо. Поэтому этой номинации пока нет. До лучших времен, когда у нас появится много СМИ, блогов, интернет-ресурсов в области современного искусства.

Одна из заявленных задача премии — «интеграция российских художников в мировое искусство». Как именно премия с этим справляется?

У нас всегда в жюри присутствуют известные иностранные кураторы. Кроме того, у нас есть приз, который каждый год вручает Французский институт. У художника появляется возможность поехать на три месяца в Париж, где ему предоставляют мастерскую и все условия для творчества.

Мы информируем все профильные издания и организации, потому что всегда рады видеть зарубежных гостей и экспертов. Каталог премии мы отдаем во все институции, музеи, учебные заведения. Для продвижения художников премия сделала немало и еще сделает. И даже не важно, кто победил. Победители — все, кто вошли в лонг-лист и участвовали в выставке.

Кто из европейских экспертов приглашен на церемонию? Не мешает ли внешняя политика этим контактам?

Конечно, есть! В этом году Борис Маннер — куратор, арт-менеджер, преподаватель Венского университета прикладных искусств из Австрии. В прошлые годы у нас были Каспер Кениг, один из самых влиятельных людей европейского арт-мира, а также писатель и теоретик искусства Девид Эллиот. К счастью, культура остается вне политики. В этом плане у нас ничего не изменилось.

Премия Сергея Курехина

Напомним, что В Центре современного искусства имени Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Премия была учреждена в 2009 году и проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика». Вручается художникам, кураторам, музыкантам, которые в своем творчестве развивают прогрессивные идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным.
Среди них: поиск новых форм взаимодействия различных культурных жанров и направлений, ориентация на синтез, перформанс, импровизацию, а также появление новых мультимедийных жанров современного искусства.

За 2017 год представлены следующие номинации: «Лучший кураторский проект», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиа-объект», «Искусство в общественном пространстве», «Фестивали», «Лучший текст о современном искусстве» и,
конечно же, главная номинация — Гран-при «Поп-Механика». Будут вручены почетные музыкальные премии — «Электро-механика» и «Этно-механика», а также специальный
приз Французского института в России.

В попечительский совет и жюри премии входят входят: Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Василий Церетели, Владимир Смирнов, Николас Ильин, Альберто Сандретти, Александр Полесицкий, Семен Михайловский, Александр Боровский, Ольга Шишко, Анатолий Белкин, Екатерина Винникова, Анна Гор, Александр Кан, Алиса Прудникова, Евгения Кикодзе, Ален Элу, Борис Маннер, Александр Рытов, Виктория Илюшкина, Олеся Туркина.

Александр Марголис

Александр Марголис: Попытки снести памятник архитектуры происходят почти ежедневно

18 апреля весь мир отмечает День охраны памятников культуры. Нет необходимости объяснять, насколько эта тема важна для Санкт-Петербурга. К этой дате приурочено открытие нового сезона проекта «Открытый город», который существует в Северной столице с 2016 года. В рамках проекта жители и гости города могут посетить здания, внесенные в перечень охраняемых объектов как памятники архитектуры, в сопровождении лучших специалистов-искусствоведов и краеведов. Для этого нужно просто записаться на одноименном сайте.

книги

Библионочь-2018: Песни, танцы, квесты, фесты

В течение двух дней — 20 и 21 апреля — 115 из 198 петербургских библиотек предлагают всем желающим побывать на мероприятиях «Библионочи». Современные библиотеки уже давно стали высокотехнологичными заведениями, которые предлагают своим читателям не только книги, но и экскурсии, лекции, спектакли и даже планирование путешествий. Очередная «Библионочь» — лишнее тому подтверждение. Это — не просто просветительская акция, благодаря которой все желающие могут совершенно бесплатно побывать в библиотечном закулисье. Это — призыв и манифест, грандиозный перформанс и невероятно ценный подарок от преданных своему делу людей родному городу.

Премия Курехина за 2017 год

Гран-при «Поп-Механика» получили «Огни Урала»

В петербургском БДТ имени Товстоногова 17 апреля состоялась церемония вручения Премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2017 год. На церемонии состоялась премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курехина в постановке хореографа Максима Севагина. Костюмы для балета созданы Андреем Бартеневым, а костюмы для перфоманса – Сергеем Черновым.

Татьяна Юрьева

Энди Уорхол — «истинный американец»

В пресс-центре «Росбалта» 14 апреля состоялся «Квартирник» с искусствоведом Татьяной Юрьевой — директором Музея современного искусства имени Дягилева СПбГУ, членом Союза художников России и Международной ассоциации художественных критиков. На ее счету — множество научных работ по искусству США и России XVIII-ХХ веков. Свою лекцию она озаглавила «Энди Уорхол как зеркало Америки».

Учебный театр на Моховой

«О мышах и людях»: молодость не всегда цинична

Спектакль «О мышах и людях» на сцене Учебного театра на Моховой снова собирает полные залы. Во многом, быть может, из-за того, что режиссер-постановщик Сергей Бызгу и его студенты сделали основной акцент не на философской подоплеке с социально-политическим оттенком, как это подразумевалось у Джона Стейнбека, а на человеческих чувствах, маленьких надеждах и и огромных, жутких разочарованиях.

Сергей Курехин

Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.