Анастасия Курехина: Премия Сергея Курехина очень важна для продвижения художников

Совсем скоро на сцене БДТ имени Товстоногова состоится вручение Премии имени Сергея Курехина. Она организована и срежиссирована яркими представителями современного авангардного искусства: достаточно того, что на церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро» на музыку Сергея Курехина. Режиссером как оперы, так и церемонии награждения выступил сын композитора — Федор Курехин. Хореограф – Максим Севагин, а костюмы созданы Андреем Бартеневым.
Сергей Курехин

13 апреля 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни Театры / музыка. Тэги: .

Самый яркий перформанс года, как всегда, будет удивлять и радовать всех, кто неравнодушен к современному искусству. Анастасия Курехина, идеолог и организатор фестиваля SKIF и Премии Курехина, рассказала «Петербургскому авангарду» о новых номинациях и целях премии.

Анастасия Курехина

Если говорить про этот год, то какие особенности отличают нынешнюю премию от предыдущих?

В Гран-При у нас всегда было меньше всего заявок, потому что перформансов, да еще и с музыкальной составляющей, совсем немного. А удачных перформансов – совсем мало. Ведь это — очень сложный жанр, где от искусства до провала – даже не один шаг, а одно дыхание.

Раньше мы вообще не рассматривали театральные постановки в контексте Гран-При. Но сегодня театр сдает позиции перформансу, потому что максимально к нему приблизился. Когда-то у нас в первый раз победил спектакль «Медея» — театрально-перформативный, созданный на стыке жанров. Затем стало все больше появляться театральных перформансов. Современный театр все больше тяготеет к этому действу, а иногда грань очень размыта.

В этом году появилась еще одна номинация?

Фестивальное движение к счастью развивается и растет. Я, например, поклонник фестивалей, потому что это — всегда праздник, особые ощущения, особый состав участников, особый драйв.

Из года в году у нас в различных номинациях премии появляются арт-фестивали. Есть много совершенно фантастических, из программы которых мы брали какого-то одного художника, какой-то один проект, а сами фестивали оставались как бы в стороне. Например, фестивали «Архстояние» или «Киберфест». Хотя это – масштабные проекты в области современного искусства. Сначала мы хотели представить фестивали как кураторские проекты. Но очень быстро поняли, что фестивали – это все-таки другая история, отличающаяся от выставки, и оценивать их как кураторский проект сложно. В этом году мы решили их выделить в отдельную номинацию, чтобы фестивали соревновались друг с другом.

А почему на премии год от года меняется перечень номинаций? Одни появляются, другие исчезают?

Жизнь меняется. И в каких-то номинациях становится все меньше сильных участников. Например, мы разделили в свое время номинацию «Лучший текст», потому что в нее входили и серьезные научные исследования, и сайты, и журналы. У нас появились номинации «За лучший текст» и «За лучшее продвижение в медиа». Потом сложилась такая ситуация: медиа у нас осталось очень мало, и выставлять на конкурс из года в год одни и те же издания, чтобы из года в год чередовать победителей среди них — глупо. Поэтому этой номинации пока нет. До лучших времен, когда у нас появится много СМИ, блогов, интернет-ресурсов в области современного искусства.

Одна из заявленных задача премии — «интеграция российских художников в мировое искусство». Как именно премия с этим справляется?

У нас всегда в жюри присутствуют известные иностранные кураторы. Кроме того, у нас есть приз, который каждый год вручает Французский институт. У художника появляется возможность поехать на три месяца в Париж, где ему предоставляют мастерскую и все условия для творчества.

Мы информируем все профильные издания и организации, потому что всегда рады видеть зарубежных гостей и экспертов. Каталог премии мы отдаем во все институции, музеи, учебные заведения. Для продвижения художников премия сделала немало и еще сделает. И даже не важно, кто победил. Победители — все, кто вошли в лонг-лист и участвовали в выставке.

Кто из европейских экспертов приглашен на церемонию? Не мешает ли внешняя политика этим контактам?

Конечно, есть! В этом году Борис Маннер — куратор, арт-менеджер, преподаватель Венского университета прикладных искусств из Австрии. В прошлые годы у нас были Каспер Кениг, один из самых влиятельных людей европейского арт-мира, а также писатель и теоретик искусства Девид Эллиот. К счастью, культура остается вне политики. В этом плане у нас ничего не изменилось.

Премия Сергея Курехина

Напомним, что В Центре современного искусства имени Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) 16 апреля откроется выставка работ номинантов Премии Сергея Курехина. Премия была учреждена в 2009 году и проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика». Вручается художникам, кураторам, музыкантам, которые в своем творчестве развивают прогрессивные идеи, сформулированные еще в 1990-е годы Сергеем Курехиным.
Среди них: поиск новых форм взаимодействия различных культурных жанров и направлений, ориентация на синтез, перформанс, импровизацию, а также появление новых мультимедийных жанров современного искусства.

За 2017 год представлены следующие номинации: «Лучший кураторский проект», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиа-объект», «Искусство в общественном пространстве», «Фестивали», «Лучший текст о современном искусстве» и,
конечно же, главная номинация — Гран-при «Поп-Механика». Будут вручены почетные музыкальные премии — «Электро-механика» и «Этно-механика», а также специальный
приз Французского института в России.

В попечительский совет и жюри премии входят входят: Михаил Пиотровский, Владимир Гусев, Василий Церетели, Владимир Смирнов, Николас Ильин, Альберто Сандретти, Александр Полесицкий, Семен Михайловский, Александр Боровский, Ольга Шишко, Анатолий Белкин, Екатерина Винникова, Анна Гор, Александр Кан, Алиса Прудникова, Евгения Кикодзе, Ален Элу, Борис Маннер, Александр Рытов, Виктория Илюшкина, Олеся Туркина.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.