Алиса Даншох: Я давно живу в своем Зазеркалье

Казалось бы, еще недавно в Санкт-Петербурге проходил Книжный салон, на котором обозреватель «Литературной газеты» Алиса Даншох представила свое новое литературное творение «Флоренция. Вид с холма». Книгу выпустили московское издательство «У Никитских ворот», редакция «Литературной газеты» и Фонд поддержки искусств «Арт-линия». И вот уже автор готовится удивить читателей новым сочинением. С выходом каждой книги Алисы Даншох появляется возможность узнать много нового о том, что вроде бы давно известно. Именно это является узнаваемой чертой ее творчества. О чем будет новая книга, Алиса Даншох рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».
Алиса Даншох

5 июля 2017.
Беседовала Юлия Иванова
Рубрика: Литература. Тэги: .

Как Вы находите темы для книг? Это хорошо продуманный план или внезапное вдохновение?

— Мой внутренний голос, посоветовавшись с интуицией, диктует мне темы книг.

Когда Вы поняли, что не можете не писать?

— Когда я перестала преподавать в высшей школе, я поняла, что должна как-то самовыражаться и что лучше всего это делать один на один с письменным столом, не беспокоя окружающих.

Какие события жизни особенно повлияли на Вас?

— Внезапная болезнь, операция, длительное лечение изменили мое отношение к жизни, другим человеческим ценностям. Возможно, и сама я изменилась, но об этом могут судить только близкие мне люди.

Переводят ли Ваши книги за рубежом?

— В конце 2017 года мои «Кулинарные воспоминания счастливого детства» должны появиться на французском языке, изданные одним парижским издательством.

Отличается ли восприятие российского читателя и зарубежного?

— В ходе работы с замечательной переводчицей Анной Колдефи-Фрокар над переводом моей книги пришлось внести многочисленные изменения в текст и сделать дополнительные комментарии, чтобы французский читатель понял, о чем идет речь. Если наши соотечественники ищут в книге совпадения с собственным опытом, то зарубежный отмечает и удивляется непохожести на свою жизнь.

Как часто Вы проводите встречи с читателями? И что они Вам дают?

— Несколько раз в году я встречаюсь с читателями и тщательно готовлюсь к свиданию с теми, чье понимание, внимание и чей интерес к тому, что я пишу, поддерживает мое желание продолжать работу.

Вы писали о Париже, Милане, Венеции, Флоренции и других местах. Не хотите ли написать о Санкт-Петербурге? Есть ли планы на следующую книгу?

— Жизнь сложилась так, что мне действительно пришлось побывать во многих странах. Чтобы отблагодарить особо понравившиеся места, я пишу о них в своих «однажды». Я многим обязана Ленинграду, многое связывает меня с Санкт-Петербургом, и я вообще очень люблю «Петра творение», поэтому обязательно поделюсь с читателями своими чувствами к этому городу. А что касается планов, то следующая книга уже пишется. Это будут воспоминания о здоровье.

В связи с кулинарными изысками, описанными Вами, хочется спросить: придерживаетесь ли Вы какой-то диеты? Ваши предпочтения в еде? Как относитесь к здоровому образу жизни?

— Делясь кулинарными воспоминаниями детства, я избегала по возможности упоминания слова «диета», потому что мой организм при упоминании о воздержании немедленно занимает круговую оборону и требует самых немыслимых и вредных, с точки зрения диетологии, конечно, продуктов. Я стараюсь оберегать свой капризный механизм внутреннего действия, и ем только очень вкусные, с его точки зрения, вещи. Их потребление я компенсирую проявлениями здорового образа жизни. Например, я несколько раз в неделю плаваю в бассейне, стараюсь ежедневно совершать пешие прогулки по пересеченной и не очень местности быстрым шагом, занимаюсь танцами.

Что нужно женщине для счастья?

— Для счастья женщине нужно очень много. Кроме здоровья, ей необходим любимый ею и любящий ее, понимающий и ценящий ее друг и спутник по жизни. Ей нужна семья, которой она гордится, и дело, которому она служит, и друзья, которые не предадут, и способность радоваться жизни.

Вам когда-нибудь предлагали написать сценарий для фильма? Было бы Вам интересно заняться кино?

— Кино я люблю, особенно — стильные черные комедии, захватывающие, хорошо сделанные детективы и научно-популярные фильмы производства студий ВВС. Пока ни в одном из этих жанров я себя не вижу.

Как Вы думаете, почему сейчас читающие люди так сильно увлечены литературой нон-фикшн? Может быть за ней — будущее?

— Любая мода — дама переменчивая, непостоянная, а потому и литературные предпочтения ведут себя так же. К тому же они напрямую связаны с человеческими возрастными изменениями.

Как Вы относитесь к социальным сетям? Может быть Вы не раскрыли в себе талант блогера?

— В социальные сети я пока не попалась. Хорошо понимаю, что людям не хватает общения и возможности самоутверждения, а сети — прекрасно позволяют сделать как первое, так и второе. Однако за собой я этих стремлений не замечала — так же, как и таланта блогера. А вот люди меня по-прежнему интересуют.

Каких Вы любите писателей? Был ли у Вас образец для подражания?

— Я люблю классиков мировой литературы и современных авторов, особенно — если в их произведениях присутствуют чувство юмора и ирония. Эти качества являются для меня прекрасной визитной карточкой. Пожалуй, подражать мне никому не хотелось бы, а вот учиться у других я никогда не переставала и не устаю восхищаться прозой Пушкина и повестями Гоголя. Я также знаю, что на меня оказали огромное влияние Оскар Уайльд, Бернард Шоу, Джейн Остин, Анатоль Франс, Льюис Кэррол, Сергей Довлатов, Мольер, Александр Островский и… пора остановиться.

Алиса Даншох

Должен ли писатель в России иметь активную гражданскую позицию или может быть аполитичным?

— Я затрудняюсь ответить на вопрос о гражданской позиции писателя — яркой или наоборот, аполитичной, потому что уже довольно давно живу в Зазеркалье и больше думаю о морально-этических нормах, обусловленных общехристианскими ценностями.

Важны ли для Вас литературные награды и премии?

— Литературные награды и премии сродни комплименту. А он, даже если и не совсем искренен, приятен женщине как проявление внимания. Я ценю внимание, однако по-настоящему меня волнует мнение людей, которых я знаю и уважаю.

Расскажите, пожалуйста, если возможно, о Фонде поддержки искусств «Арт-линия», к которому Вы имеете отношение. Как и кого он поддерживает?

— В конце 2017 года Фонд поддержки искусств «Арт-линия» отметит десятилетие. Первые годы существования фонд изо всех своих сил поддерживал отечественных скульпторов, организуя выставки и издавая каталоги. Параллельно «Арт-линия» десять лет сотрудничает с Международным фестивалем в Санкт-Петербурге «Императорские сады России», проводимым Государственным Русским музеем.

Предложив создать в Михайловском саду музей розы под открытым небом, фонд каждый год высаживает у бермы Михайловского дворца прекрасные цветы, а я пытаюсь рассказать увлекательные истории о некоторых из них. Таких историй набралось на небольшой сборник. Он так и называется — «Розовые истории».

Последние пять лет «Арт-линия» уделяет особое внимание юным дарованиям, которые занимаются классической музыкой. Пять лет работает программа «Дети помогают детям», цель которой — собрать средства для помощи больным детям. Для этого фонд проводит концерты силами своих молодых стипендиатов в Москве и других городах России, а также за рубежом.

Каждый год музыкальные коллективы фонда дают десятки концертов, открывая для слушателей «Музыкальные окна в Европу», знакомя их с великими европейскими и российскими мастерами.

Есть и новые планы — например, помочь русским усадьбам вернуть в их стены прекрасные звуки классической музыки.

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.