Алиса Даншох: Я давно живу в своем Зазеркалье

Казалось бы, еще недавно в Санкт-Петербурге проходил Книжный салон, на котором обозреватель «Литературной газеты» Алиса Даншох представила свое новое литературное творение «Флоренция. Вид с холма». Книгу выпустили московское издательство «У Никитских ворот», редакция «Литературной газеты» и Фонд поддержки искусств «Арт-линия». И вот уже автор готовится удивить читателей новым сочинением. С выходом каждой книги Алисы Даншох появляется возможность узнать много нового о том, что вроде бы давно известно. Именно это является узнаваемой чертой ее творчества. О чем будет новая книга, Алиса Даншох рассказала в интервью «Петербургскому авангарду».
Алиса Даншох

5 июля 2017.
Беседовала Юлия Иванова
Рубрика: Литература. Тэги: .

Как Вы находите темы для книг? Это хорошо продуманный план или внезапное вдохновение?

— Мой внутренний голос, посоветовавшись с интуицией, диктует мне темы книг.

Когда Вы поняли, что не можете не писать?

— Когда я перестала преподавать в высшей школе, я поняла, что должна как-то самовыражаться и что лучше всего это делать один на один с письменным столом, не беспокоя окружающих.

Какие события жизни особенно повлияли на Вас?

— Внезапная болезнь, операция, длительное лечение изменили мое отношение к жизни, другим человеческим ценностям. Возможно, и сама я изменилась, но об этом могут судить только близкие мне люди.

Переводят ли Ваши книги за рубежом?

— В конце 2017 года мои «Кулинарные воспоминания счастливого детства» должны появиться на французском языке, изданные одним парижским издательством.

Отличается ли восприятие российского читателя и зарубежного?

— В ходе работы с замечательной переводчицей Анной Колдефи-Фрокар над переводом моей книги пришлось внести многочисленные изменения в текст и сделать дополнительные комментарии, чтобы французский читатель понял, о чем идет речь. Если наши соотечественники ищут в книге совпадения с собственным опытом, то зарубежный отмечает и удивляется непохожести на свою жизнь.

Как часто Вы проводите встречи с читателями? И что они Вам дают?

— Несколько раз в году я встречаюсь с читателями и тщательно готовлюсь к свиданию с теми, чье понимание, внимание и чей интерес к тому, что я пишу, поддерживает мое желание продолжать работу.

Вы писали о Париже, Милане, Венеции, Флоренции и других местах. Не хотите ли написать о Санкт-Петербурге? Есть ли планы на следующую книгу?

— Жизнь сложилась так, что мне действительно пришлось побывать во многих странах. Чтобы отблагодарить особо понравившиеся места, я пишу о них в своих «однажды». Я многим обязана Ленинграду, многое связывает меня с Санкт-Петербургом, и я вообще очень люблю «Петра творение», поэтому обязательно поделюсь с читателями своими чувствами к этому городу. А что касается планов, то следующая книга уже пишется. Это будут воспоминания о здоровье.

В связи с кулинарными изысками, описанными Вами, хочется спросить: придерживаетесь ли Вы какой-то диеты? Ваши предпочтения в еде? Как относитесь к здоровому образу жизни?

— Делясь кулинарными воспоминаниями детства, я избегала по возможности упоминания слова «диета», потому что мой организм при упоминании о воздержании немедленно занимает круговую оборону и требует самых немыслимых и вредных, с точки зрения диетологии, конечно, продуктов. Я стараюсь оберегать свой капризный механизм внутреннего действия, и ем только очень вкусные, с его точки зрения, вещи. Их потребление я компенсирую проявлениями здорового образа жизни. Например, я несколько раз в неделю плаваю в бассейне, стараюсь ежедневно совершать пешие прогулки по пересеченной и не очень местности быстрым шагом, занимаюсь танцами.

Что нужно женщине для счастья?

— Для счастья женщине нужно очень много. Кроме здоровья, ей необходим любимый ею и любящий ее, понимающий и ценящий ее друг и спутник по жизни. Ей нужна семья, которой она гордится, и дело, которому она служит, и друзья, которые не предадут, и способность радоваться жизни.

Вам когда-нибудь предлагали написать сценарий для фильма? Было бы Вам интересно заняться кино?

— Кино я люблю, особенно — стильные черные комедии, захватывающие, хорошо сделанные детективы и научно-популярные фильмы производства студий ВВС. Пока ни в одном из этих жанров я себя не вижу.

Как Вы думаете, почему сейчас читающие люди так сильно увлечены литературой нон-фикшн? Может быть за ней — будущее?

— Любая мода — дама переменчивая, непостоянная, а потому и литературные предпочтения ведут себя так же. К тому же они напрямую связаны с человеческими возрастными изменениями.

Как Вы относитесь к социальным сетям? Может быть Вы не раскрыли в себе талант блогера?

— В социальные сети я пока не попалась. Хорошо понимаю, что людям не хватает общения и возможности самоутверждения, а сети — прекрасно позволяют сделать как первое, так и второе. Однако за собой я этих стремлений не замечала — так же, как и таланта блогера. А вот люди меня по-прежнему интересуют.

Каких Вы любите писателей? Был ли у Вас образец для подражания?

— Я люблю классиков мировой литературы и современных авторов, особенно — если в их произведениях присутствуют чувство юмора и ирония. Эти качества являются для меня прекрасной визитной карточкой. Пожалуй, подражать мне никому не хотелось бы, а вот учиться у других я никогда не переставала и не устаю восхищаться прозой Пушкина и повестями Гоголя. Я также знаю, что на меня оказали огромное влияние Оскар Уайльд, Бернард Шоу, Джейн Остин, Анатоль Франс, Льюис Кэррол, Сергей Довлатов, Мольер, Александр Островский и… пора остановиться.

Алиса Даншох

Должен ли писатель в России иметь активную гражданскую позицию или может быть аполитичным?

— Я затрудняюсь ответить на вопрос о гражданской позиции писателя — яркой или наоборот, аполитичной, потому что уже довольно давно живу в Зазеркалье и больше думаю о морально-этических нормах, обусловленных общехристианскими ценностями.

Важны ли для Вас литературные награды и премии?

— Литературные награды и премии сродни комплименту. А он, даже если и не совсем искренен, приятен женщине как проявление внимания. Я ценю внимание, однако по-настоящему меня волнует мнение людей, которых я знаю и уважаю.

Расскажите, пожалуйста, если возможно, о Фонде поддержки искусств «Арт-линия», к которому Вы имеете отношение. Как и кого он поддерживает?

— В конце 2017 года Фонд поддержки искусств «Арт-линия» отметит десятилетие. Первые годы существования фонд изо всех своих сил поддерживал отечественных скульпторов, организуя выставки и издавая каталоги. Параллельно «Арт-линия» десять лет сотрудничает с Международным фестивалем в Санкт-Петербурге «Императорские сады России», проводимым Государственным Русским музеем.

Предложив создать в Михайловском саду музей розы под открытым небом, фонд каждый год высаживает у бермы Михайловского дворца прекрасные цветы, а я пытаюсь рассказать увлекательные истории о некоторых из них. Таких историй набралось на небольшой сборник. Он так и называется — «Розовые истории».

Последние пять лет «Арт-линия» уделяет особое внимание юным дарованиям, которые занимаются классической музыкой. Пять лет работает программа «Дети помогают детям», цель которой — собрать средства для помощи больным детям. Для этого фонд проводит концерты силами своих молодых стипендиатов в Москве и других городах России, а также за рубежом.

Каждый год музыкальные коллективы фонда дают десятки концертов, открывая для слушателей «Музыкальные окна в Европу», знакомя их с великими европейскими и российскими мастерами.

Есть и новые планы — например, помочь русским усадьбам вернуть в их стены прекрасные звуки классической музыки.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.