Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!
Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

13 января 2019.
Текст: Юлия Иванова. Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Эстрады имени Райкина.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

В каждой работе Васильев проявляет себя ярко и необычайно притягательно. Но пожалуй самая уникальная черта этого артиста — предельная честность с самим собой, коллегами и публикой. В интервью «Петербургскому авангарду» Алексей Васильев рассказал, какой ценой он заслужил право говорить то, что думает.

Алексей Васильев

Алексей, почему вы не работаете на постоянной основе ни с одним театром?

У меня как-то в жизни все происходило случайным образом: когда начинаешь что-то специально делать, то ничего не выходит. Я совершенно случайно поступил в Театральный институт, хотя готовился к тому, чтобы заниматься наукой. Окончил институт в 2000 году, и с нашим курсом Лев Яковлевич Стукалов организовал «Наш театр». Тогда я в полной мере хлебнул студийности: наш мастер считал, что мы должны жить в театре. Многие не разделяли этих убеждений, включая меня. Но из сложившейся привычной системы очень трудно и страшно уходить.

Мне подвернулся счастливый случай – предложили поработать в «Приюте комедианта». Это было интересно и полезно, хотя были и странные спектакли, которые просуществовали недолго. Но, например, работа над спектаклем «Женитьба» была очень нужной, своевременной и удачной. Какое-то время я работал в Театре комедии, потом в Мюзик-холле, поучаствовал в нескольких антрепризных постановках… И понял, что мне сложно постоянно находиться в каком-то одном театре, быть жестко привязанным к одному месту.

Алексей Васильев, Здравствуйте, я ваша тетя

Тем не менее, вы все чаще появляетесь на сцене Театра Эстрады имени Райкина…

Несмотря на любовь к независимости, любому артисту хочется, чтобы у него был свой театральный дом. Смею надеяться, что таким местом для меня стал Театр Эстрады. Его художественный руководитель Юрий Николаевич Гальцев создал прекрасный репертуарный театр, в котором нет постоянной труппы. Да, есть некий костяк артистов. Тем не менее, практически все спектакли в этом театре не обходятся без приглашенных актеров. Сейчас большинство спектаклей, в которых я участвую, проходят здесь. Поэтому когда меня спрашивают, где вы работаете, я обычно отвечаю — в Театре Эстрады.

Алексей Васильев, Мама-кот

А как вы относитесь к известности?

Конечно, артисту хочется признания публики – это означает, что он хорошо сделал свою работу. Но… Мне посчастливилось работать с Сергеем Безруковым, и порой я замечал, как непросто ему, например, в аэропорту. Приходилось закрываться шапкой, очками, чтобы спокойно дойти до самолета. А уж спокойно кофе попить… Поэтому мне достаточно, когда иногда где-то узнают, здороваются, улыбаются – это приятно. А все остальное, мне кажется, перебор.

Алексей Васильев, Мама-кот

Вам нравится ваша профессия? И если не театр, то чем бы вы занялись?

Я считаю, что был бы очень хорошим официантом! Люблю водить машину — шофер из меня вышел бы отличный. Я всегда завидовал людям, которые в совершенстве овладели каким-то чисто прикладным ремеслом. Конечно, артист – специфическая профессия. Актер работает нервами — наша задача, чтобы все было оголено, чтобы все было на поверхности. Тем не менее, я всегда нахожусь в конфликте с очень многими стереотипами относительно моей профессии. Я считаю, что артист, особенно русский, зачастую склонен преувеличивать тяжесть своей работы: нервные срывы, депрессия и прочее. Чушь собачья! Это такая же работа, как в офисе или в поликлинике, гораздо проще, чем например, у учителей.

Нам, артистам, повезло, что Бог дал нам эту способность — удачно демонстрировать себя на публике. Нам надо благодарить педагогов за то, чему они нас научили. Да, во время спектакля порой мы испытываем сильное психологическое напряжение, и это непросто. Но это составляющая часть нашей профессии! Мы должны уметь это делать, на это не нужно жаловаться. Спокойней надо к себе относиться. Как пожарный не жалуется на то, что ему жарко!

Алексей Васильев, Феномены

Почему вы обратились к творчеству Леонида Филатова? Я имею ввиду пьесу «Про Федота-стрельца, удалого молодца», которую вы так блистательно представляете в Театре Эстрады.

Знаете, я давно хотел что-нибудь сделать один. В моноспектакле много плюсов: никто не врет текст, все приходят вовремя, никто не мешает, реквизит на месте, реплики все кидают точно, вовремя, с нужными паузами и так далее! Моя знакомая, продюсер Лиза Семочкина — родом из Череповца. Довольно часто она возит в свой родной город какие-то театральные проекты, артистов, спектакли, концерты. И однажды ей предложили представить в Череповце «Федота-стрельца». Так как мы с ней уже сотрудничали ранее, она предложила мне сделать этот моноспектакль. А я текст с детства знал почти наизусть!

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

На мой взгляд, в этом произведении недостаточно материала для того, чтобы играть его по ролям. Это же своего рода лубок — там все предельно просто и понятно. Но нельзя было взять и прочитать этот текст — это уже когда-то гениально делал Леонид Филатов! Поэтому мы с режиссером – Екатериной Максимовой – нашли что-то свое, использовав в качестве персонажей и декораций какие-то случайные вещи, которые можно найти, например, на чердаке.

Задача артиста — сделать так, чтобы фантазия зрителя довершила картину. Нам это удалось, судя по отзывам. Спектакль с успехом пошел в Санкт-Петербурге: поначалу я выступал в Выборгском дворце культуры, а потом удалось договориться с Театром Эстрады. Мне посчастливилось, что сейчас «Сказ про Федота-стрельца» идет именно на этой сцене. Она… очень намоленная, сюда ходит хорошая публика.

Текст филатовской пьесы до сих пор актуален, и зритель на него очень хорошо реагирует. Я с огромной любовью отношусь к этому спектаклю, потому что мне дали возможность сделать так, как написано. Я ничего там не перевираю, не стараюсь вложить какие-то другие смыслы или планы.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Чем планируете дальше удивлять публику?

В театре у меня должно быть несколько историй. Продюсер Сергей Скоморохов, один из создателей спектакля «Сирано де Бержерак» с Елизаветой Боярской и Сергеем Безруковым, где я также играл, сейчас готовит постановку «Пеппи Длинныйчулок». В этом мюзикле с хитами АВВА, Roxettе, Europе буду участвовать и я. Пока идет кастинг на детские роли. Андрей Федорцов, с которым я играю в спектакле Театра Эстрады «Феномены», недавно попробовал себя в роли продюсера. Мы уже сделали спектакль «Операция «Развод»», и сейчас у него в планах выпустить спектакль «Последняя ночь Дон Жуана» по пьесе Леонида Жуховицкого. Премьера назначена на март.

Алексей Васильев, Андрей Федорцов, Феномены

Алексей, как вам кажется, у артиста должна быть активная гражданская позиция?

Я уверен, что у любого творческого деятеля в России всегда должна быть активная гражданская позиция. Он обязан определиться, на какой он стороне. Нельзя выключать себя из процесса, поскольку тогда вместо вас им займутся другие люди. Если вы не сделали ничего для того, чтобы в стране было хорошо, то нечего и государство хаять.

А как вы относитесь к истории с Кириллом Серебренниковым? Борис Гребенщиков по этому поводу как-то сказал, что не надо брать деньги у государства, иначе всех может настичь такая же участь…

Я в государстве плохого ничего не вижу. Государство — это система, а любая система себя защищает, она делает так, чтобы ей было комфортно. И если ты этой системе противостоишь, она будет с тобой бороться. Не хочешь быть в ней – выбирай другую. Государство, как и частный инвестор, является заказчиком. Оно дает деньги под реализацию определенных проектов, поэтому диктует условия. И когда кто-то выходит за рамки, государство начинает реагировать. Поэтому Гребенщиков прав: если вы не хотите проблем, то не берите деньги у государства. А взяли деньги у государства, будьте готовы к тому, что с вас спросят. В случае с Серебренниковым почему-то все начинают вопить, что его нельзя трогать. Но я считаю (и меня наверняка все будут за это ненавидеть), что он такой же человек, как и все остальные. Почему-то артисты определили себя в какую-то особенную касту, которой позволительно делать все что угодно. Они считают, что они неприкосновенны. Почему?

Но художник же должен быть свободным!

Пожалуйста, но тогда и от государства будь свободным. Если есть какой-то законный порядок, а ты его не придерживаешься, это не значит, что его нет. За все приходится расплачиваться так или иначе. Безусловно, к творческому человеку надо относиться бережно, но не более того.

Мне кажется, что вас многие не любят. Вы бескомпромиссный человек.

Я прислушиваюсь к чужому мнению, но я не завишу от него. В какой-то момент своей жизни я начал позволять себе говорить то, что думаю. Возможно, да, поэтому меня многие не любят. И это определенный риск в моей профессии — ведь могут и не позвать больше работать. Но я нашел свой рецепт: нужно постоянно делать свою работу хорошо, качественно, на высоком уровне, чтобы кроме тебя ее никто больше не мог сделать. Тогда ты будешь востребован. Я очень люблю работать и очень люблю людей, которые добросовестно трудятся, понимают, что они делают, совершенствуются в своей профессии. Терпеть не могу тех, кто халтурит, но апломба у них столько, как будто они лечат людей от рака. Как только я вижу таких людей, я им сообщаю, что о них думаю. Они, конечно, обижаются. Но если при мне происходит какая-то несправедливость, и если я смолчал или не отреагировал, у меня возникает ощущение, что я становлюсь соучастником этого безобразия.

Беседовала  ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.