Алексей Учитель: Народ повалил на российские фильмы

В Петербурге завершился 28-й фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку», который посетили именитые деятели киноискусства со всего мира. О популярности отечественных фильмов, недоброжелательности коллег и «оскаровских» симпатиях корреспонденту «Росбалта» рассказал режиссер, президент фестиваля Алексей Учитель.
Алексей Учитель

24 сентября 2018.

Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , .

Со дня выхода «Матильды» на экраны прошел почти год. Скажите, та ситуация с предпремьерным скандалом как-то вас изменила? Вы стали осторожнее в творческих порывах?

Нет, я же берусь за фильм про Виктора Цоя, а это настолько популярная фигура, что, думаю, протестующих будет много. Но всем угодить невозможно. Так что творчески та ситуация на меня никак не повлияла, а вот опыта и мудрости добавила безусловно.

Только в июле прошла премьера «Лета» Кирилла Сереберенникова, о желании снять фильм о Цое заявил участник группы «Кино» Алексей Рыбин, а ваш фильм тоже должен выйти довольно скоро — в 2020 году. Откуда этот внезапный общий интерес к одному музыканту?

Знаете, прошло ведь уже немало лет — а слава Цоя не утихает, он жив в умах и сердцах людей самых разных возрастов. То, что он до сих пор современен, актуален, эмоционален и понимаем — загадка, которую которую я с помощью своей картины попытаюсь разгадать. Это будет не байопик, не буквальный рассказ о Цое, а скорее фильм-притча о водителе автобуса, в который врезался Виктор, и о близких людях музыканта, приехавших в городок Тукумс, где случилась трагедия.

Есть ли сейчас подобные Цою фигуры в русской музыке, или время таких героев ушло?

Мне кажется, личностей такого уровня в рок-музыке сейчас не найти, но не потому что нет талантливых музыкантов. А потому что тогда было время колоссальных перемен в стране, происходила ломка привычных устоев. Рок-музыка ведь всегда и везде была протестной: не только в нашей стране, но и там, где она зародилась, на Западе. Сейчас все немного иначе, но интересные исполнители тоже есть. Только уже не в рок-направлении, а в рэпе, например.

Ваш проект о Цое получит господдержку. Вы сами не раз говорили, что русскому кино, особенно дебютному, не выжить без денег от государства. Но все ли хорошо в нынешней системе распределения средств? Не так давно даже Фонд кино признал, что бывают ошибки, «неудачные эксперименты», например, с фильмом «Взломать блогеров».

Я не слышал о каких-то перегибах. Финансирование же выделяется не просто так. Если говорить про Фонд кино, то необходимо пройти экспертный совет — сначала сценарный, потом общий, где продюсер и режиссер защищают свой проект. Далее решение принимает еще и попечительский совет Фонда. То есть, по сути, действует тройной кордон. Бывают какие-то просчеты, но, скорее, не Фонда кино, а тех людей, кто реализует эти проекты. Кроме того, финансовые нарушения могут происходить уже во время создания фильма. Огромным плюсом госфинансирования является то, что оно снижает нагрузку на студию и продюсеров, поэтому получить его стремятся все, даже если часть средств потом придется вернуть. Но я лично считаю бессмысленным только получать деньги от государства и ничего не зарабатывать.

С 1 ноября Минкульт вводит новый запрет — нельзя будет показывать ретроспективы в кинотеатрах без прокатного удостоверения…

Не только ретроспективы, но и фестивальные фильмы. Такой порядок уже устанавливался несколько лет назад, но потом его отменили. На мой взгляд, неправильно его снова вводить. Судите сами: к нам на кинофестиваль «Послание к человеку», который только что завершился в Петербурге, пришло почти 300 фильмов. Чтобы получить на каждый из них прокатное удостоверение, нужно было бы полгода заниматься только оформлением бумаг. Это нереально. И речь при этом идет не о полноценном прокате, а об одном-двух показах. Другое дело, если фестиваль возьмет фильм, в котором нарушаются законы нашего государства. Тогда это просто преступление, за которое необходимо наказывать. В остальном же, учитывая количество разных фестивалей, я не вижу смысла в этих ограничениях. Это ведь еще и огромная нагрузка на сам Минкульт — только для того, чтобы отсмотреть все эти фильмы, нужно нанимать огромный штат сотрудников.

Минкульт вообще все ограничивает и максимально усложняет. Я в том числе говорю о постоянных попытках повлиять на кинотеатры и заставить их показывать меньше иностранных фильмов.

В этом смысле идет, на мой взгляд, правильная попытка продвижения российского кино. Так делают во многих странах. Особенно активно во Франции, где существует целая система поощрения отечественных картин. Это нормально. Действительно, в последние годы народ повалил на российские фильмы. Освобождать даты в календаре, отодвигать премьеры американских блокбастеров, чтобы они не пересекались с нашими лучшими фильмами, — это вполне резонная политика, которая позволяет нашему кино выйти на определенные позиции. Конечно, в идеале должна быть равная конкуренция. Но для ее достижения какой-то этап должен быть переходным.

То есть в принципе вы поддерживаете идею с квотами на российские фильмы?

Нет, я против квот. Кинотеатры и прокатные организации категорически не поддерживают эту идею. Но нужно доказать, что российское кино может приносить не меньше денег, чем американские блокбастеры — в этом состоит задача. Тогда мы начнем соперничать на равных, и прокатчики с удовольствием будут брать наши фильмы. На самом деле, сделано в этом направлении немало, но теперь надо закрепиться. И тогда уже не придется какие-то премьеры отодвигать, освобождать даты и так далее.

Вы говорили, что в России мало очень хорошего кино и мало очень плохого, а нормальных средних фильмов нет вообще.

Сейчас это изменилось. Думаю, что как раз за последние два года средний уровень того, что выходит на экран, резко повысился. Появились и квалифицированные режиссеры, и операторы, которые создают в хорошем смысле «средние» фильмы. Именно они должны составлять основу не киноискусства, а киноиндустрии.

Какие это фильмы?

Все они на слуху: «Последний богатырь», «Лед», «Я худею», «Движение вверх», «Легенда № 17». Эти картины доказали, что они могут соперничать с иностранным кино и приносить деньги.

Кстати о соперничестве. Вы отмечали, что россияне активно болеют за спортсменов, а за отечественное кино, в том числе во время номинации на различные премии, — нет. А вы сами за «Собибор» на «Оскаре» будете болеть?

Болеть буду безусловно. Даже при том, что лично меня может не все удовлетворять в этом фильме. И я, будучи членом российской оскаровской комиссии, голосовал за другую картину — фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». Но и «Собибор» — достойный выбор, искренне за него переживаю и желаю ему, как минимум, попасть в шорт-лист.

Стоит какому-то актеру или режиссеру сказать что-то критическое, как его готовы занести в список неблагонадежных. Так было, например, после высказываний Алексея Серебрякова и Константина Райкина. Чувствуете ли вы в какой-то раскол в творческом сообществе, деление на два лагеря?

Я против таких списков. Но вообще разобщенность в творческом и киносообществе, к сожалению, существует. Мы не умеем объединяться в нужный момент и поддерживать друг друга. Часто привожу в пример наши премии «Золотой Орел» и «Ника», где аплодисменты всегда вялые, нет какой-то радости за то, что человек сделал хороший фильм. Интересные картины нужно приветствовать, а не сидеть, закусив губу. Не говорю, что это массово, но иногда присутствуют оттенки недоброжелательности и зависти. А что касается критики, то это уже личное дело каждого. Я всегда слежу за тем, что происходит в России — в кино и не только — и считаю, что мы должны отстаивать наши интересы, потому что переживаю за свою страну и хочу, чтобы она становилась только лучше.

Беседовала СОФЬЯ  МОХОВА

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.

Русский музей, Карл Маркс

Путь марксизма: в хрустале, с Микки Маусом и Пушкиным (фото)

В этом году мир отметил 200-летний юбилей Карла Маркса, остающегося одним из самых значимых и ярких мыслителей не только XX века, но и всей мировой истории. Понятия «марксизм» и «марксисты» прочно укоренились, как некий маркер политических и социальных ориентиров, в разных поколениях. Русский музей в честь этого события подготовил большую и многогранную выставку «Карл Маркс навсегда», которую петербуржцы смогут посетить в течение всего декабря и новогодних каникул.