Алексей Титков: Я с детства знал, что буду работать в ТЮЗе

В воскресенье, 4 ноября, в Театре юных зрителей имени Брянцева был сыгран спектакль «Бешеные деньги» в постановке Александра Кузина. В роли Василькова на сцену вышел юбиляр Алексей Титков. В тот же день артисту исполнилось 50 лет. Он беззаветно влюблен в ТЮЗ, в котором служит всю жизнь и на сцене которого сыграл более 50 ролей. Спектакль «Бешеные деньги» по Островскому – знаковый и для театра, и для Титкова. За 15 лет существования постановки актеры обрели мудрость, а их персонажи остались молодыми. Собственно, не стареет и тема: в обществе и в отношениях людей навечно переплетены любовь, расчет, статусность, искренность.
Алексей Титков

6 ноября 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Алексей Титков в интервью «Петербургскому авангарду» рассказал о театральном везении, педагогах и любви к профессии.

Алексей Титков

Алексей, вы когда-нибудь представляли себя человеком, выбравшим другую профессию?

Когда вся семья работает в театре, – и бабушка, и дедушка, и отец, и мама, и мамина мама играла в самодеятельном народном театре – ну разве можно при таких обстоятельствах выбрать что-то иное? Я даже и представлять себя никем иным не хочу. Я считаю, моя профессия – лучшая на свете. Не случайно у меня и жена, и дочь тоже выбрали эту профессию.

Но ведь многие артисты не хотят, чтобы дети шли по их стопам…

У меня было наоборот. Мама страстно желала, чтобы я был артистом. А ведь это очень важно – поддержка близких. Мама – Элла Спиридонова – работала актрисой в Бийске, где я родился, потом в Липецке, куда мы переехали, когда мне было лет пять. Потом было сокращение, и мама стала помощником режиссера. Она так и работает в этой должности в Липецком муниципальном театре. Папа Виктор Титков был в Липецком областном театре артистом. А дедушка Анатолий Титков и бабушка Нина Иванова были во многих театрах артистами. Дедушка еще был театральным художником и режиссером. Когда мы недавно приезжали с «Бешеными деньгами» в Липецк, я вдруг вспомнил, что дедушка ведь умер здесь, на этой сцене, во время репетиции, когда ставил спектакль. У него инфаркт случился…

Как будто предупреждение?

Разве об этих опасностях, о нервных, эмоциональных перегрузках думаешь, когда ты видишь такую захватывающую жизнь? Я же не только с раннего детства за кулисами рос, я еще и на гастроли ездил с родителями. И это мне ужасно нравилось. Столько городов и мест, которых в обычной жизни никогда не повидаешь. В 1981 году я в первый раз попал в Ленинград. И мама все пыталась отправить меня в театр. А я маме говорил: ну что ты в самом деле, чего я не видел в этом театре? Но она не успокаивалась: «Сходи в ТЮЗ!».
Я возмущался: «Я взрослый человек, зачем мне детские спектакли смотреть!».

Но все же я пошел на «Мисс Мэнд». И меня это так захватило, что я за 20 дней весь репертуар ТЮЗа посмотрел. Потом, когда мы уезжали, я маме сказал: «Знаешь, когда я вырасту и стану артистом, я буду работать в ленинградском ТЮЗе». Так все и случилось.

Провидение! И все же как вы здесь очутились?

Как водится, поступал в Москву во все театральные вузы подряд. Нигде не прошел. А в Ленинградский театральный институт взяли. Но еще до того я год проработал монтировщиком в Липецком театре.

Вы, я знаю, попали на курс к Андрею Андрееву. Это везение?

Считаю, большое везение. Он принял меня в институт и взял меня в театр еще когда я учился на третьем курсе. Помню, мы с моим сокурсником Борькой Ивушиным в «Рони дочь разбойника» играли этих самых разбойников. Мы там так прыгали от восторга! Благодаря Андрееву я до сих пор работаю в ТЮЗе.

А что привил вам педагог?

Андреев воспитывает в артисте внутреннюю силу, способность терпеть, ждать. Ожидание для артиста – большое дело. Он говорил: одному повезет сыграть свою главную роль в 20 лет, другому в 30, а третьему – в 50. Но эта роль обязательно придет к каждому. Другое дело, будешь ли ты готов к удаче, когда она придет. Не опустишь ли ты руки к этому моменту? Андрей Дмитриевич воспитывал нас довольно жестко – он из режиссеров-тиранов. Я играл у него Мизгиря в «Снегурочке», у нас этот спектакль называется «Сон на Нере». В спектакле по Сэлинджеру «Над пропастью во ржи», во «Вредных советах» по Остеру.

Так вы дождались самой главной роли?

Мне кажется, для определенного периода существует своя главная роль. У меня движение происходит постоянно. Несколько моментов в жизни у меня было, когда раз – и прыжок случается, а потом стоишь, стоишь, ждешь. Первый такой прыжок был – это работа с режиссером Иваном Латышевым. Сначала был «Леший», потом «Рождество». Даже при том, что мы много играли в то время, все равно была какая-то неуверенность в своих силах. А Ваня умел нас подбодрить. И мы доверились ему. Потом для меня большой удачей было то, что Александр Сергеевич Кузин распределил меня на роль Василькова в «Бешеных деньгах». И хотя мне к тому времени было 35 лет, я вновь учился, осваивал новую для себя актерскую школу.

Кузин – потрясающий педагог и режиссер. Он бывший артист и очень хорошо понимает актерскую природу, знает, на какие точки надо нажать, чтобы талант артиста проявился в полной мере. Вот Аня Дюкова – она и до Кузина была неплохой актрисой, но в роли Лиды в «Бешеных деньгах» расцвела, режиссер сумел дать ей верное направление. А еще я очень благодарен Михаилу Борисовичу Лурье, который восемь лет назад поставил в ТЮЗе «Наш городок» по Торнтону Уайлдеру. Он научил нас понимать, что такое текст, какая это мощная штука. Мы иногда забываем о значении текста, а Лурье въедливо докапывался до каждого слова, искал и нащупывал интонацию. Мы осмысливали вместе с ним сложнейшие тексты.

Лурье говорил: уважайте автора, не путайте и не переставляйте слова, помните о том, что он вкладывал в них определенную энергию. Мы ему говорили: ну это же перевод! А он отвечал нам потрясающе: а энергию переводчика вы не хотите добавить? И был абсолютно прав: если переставил местами слова, то роль по-другому считывается.

Алексей Титков

Когда-то я смотрела спектакль режиссера Юрия Погребничко в Театре на Красной Пресне – «Отчего застрелился Константин» по чеховской «Чайке». Там не слова были переставлены, а паузы в тексте были непривычно расставлены, и смысл совершенно менялся…

У всех режиссеров – разный подход, и все имеет право на существование, если это делается осмысленно. Лев Додин вообще говорит студентам: вы должны зачеркнуть все запятые в своем тексте.

Насколько я успела понять из нашего общения более раннего, вы с большой осторожностью относитесь к экспериментам, взыскательны к новациям?

На самом деле нет, не осторожно. Все зависит от режиссера. Если режиссер сумеет заразить идеей, то артисту только дай возможность, и он будет готов делать такие неимоверные вещи, которых сам от себя не ожидал.

Но известный авангардист Дмитрий Волкострелов, который много ставит в ТЮЗе, вас, кажется, в свои постановки никогда не звал?

Он понимает, что я не соглашусь. Я видел его спектакль «Запертая дверь», этого мне достаточно, чтобы пронять – это не мой режиссер.

У Руслана Кудашова получились свежие по восприятию Пушкина «Маленькие трагедии». И вы там в роли Герцога очень органичны.

Руслан никакой не экстремист и не новатор. Руслан – традиционный режиссер со своим глубоким внутренним миром. Язык может быть какой угодно. Все равно в нем понятна боль, чувства. Артистам очень важно, чтобы режиссер был умнее их. Кудашов умнее меня, хотя и моложе. Ум не от возраста зависит. Важно, что режиссер несет внутри себя. Руслан – большой художник, и он учит погружению. Мне не все понятно, но интересно.

А что особенно вас привлекает в актерской профессии?

Это самое увлекательное занятие в жизни. И меня никогда не разочаровывало, что на этом пути все трудно и безденежно. Я это принимал как данность – ведь я с детства все эти обстоятельства видел, когда рос в театральной семье. Я знал, на что я шел. Многие поступают в институт и удивляются тому, что артисты мало зарабатывают. А я не за этим сюда шел.

Как у вас происходит возвращение к самому себе из сценического образа?

Сразу. Я же не сумасшедший человек. Если человек настолько перевоплощается в роли, и не может оттуда выйти, то ему не надо быть артистом. Это тоже часть профессии – быстро впрыгивать и быстро выпрыгивать. Вот ведь на съемках – там же очень быстро надо впрыгнуть в сцену и выпрыгнуть. Забыть и тут же что-то делать другое.

Вы много снимались?

В основном в сериалах. Наверное, самый известный – «Гончие», где я сыграл главную роль. Но, если говорить о кино, пока мне не довелось сняться в чем-то серьезном.

А насчет сегодняшнего театра у вас какое настроение? Нет ощущения, что раньше был глубокий театр, а сегодня более поверхностный?

Пессимизма у меня нет. Есть озабоченность состоянием театра сегодняшнего. Но я как раз в отличие от многих верю, что театр выкарабкается, что он переживет все виды искусства. Порой обнаружишь столь прекрасное и глубокое, что веришь в будущее театра.

Алексей Титков

Вы столько лет в ТЮЗе. Не кажется, что пропустили какое-то более престижное место?

Не скрою – были мысли о том, чтобы сменить театр. Но останавливало два момента. Не было в обозрении того театра, куда бы я непременно хотел пойти работать. А второе – здесь очень держат люди, с которыми работаешь. Здесь потрясающая атмосфера взаимовыручки. Поколения сменяются, а отношения остаются прежними. Наверное, это еще было заложено Брянцевым и Корогодским. Нет интриг между артистами: старики относятся к молодым настолько бережно и внимательно, что это поражает режиссеров, которые к нам приходят ставить спектакли. У молодых есть прекрасная возможность учиться у замечательных мастеров старшего поколения – Николая Иванова, Игоря Шибанова.

Недавно прошла премьера «Бедной Лизы». Вы сыграли там Леонида. Довольны ли вы своей ролью? Вообще спектаклем?

Вначале я был настроен довольно критически к тому стилю, в котором Марк Розовский ставил этот мюзикл. Казалось, это уже пройденный этап, ничего нового не привнести. Думал, и вправду – бедная, бедная Лиза! Этот сентиментализм, как я все это ненавижу. А потом подуспокоился, стал воспринимать это как тренинг по работе с текстом Карамзина, тем более, что я там выступаю в роли рассказчика. И шаг за шагом процесс  стал нравиться все больше.

Марку Анатольевичу – за 80, но я просто обалдел от энергии, которой он обладает и которой умеет заразить артистов. Как он все это весело делает! Его азарт соединился с искренней эмоцией тюзовских артистов, которые же просто как дети. Именно искренность все и спасла. Зритель тоже все принял на «ура». Видимо, сегодня не хватает какой-то простоты, трогательности в театре, по которой скучает публика. Считаю, спектакль получился удачным, и на него зритель будет ходить. И очень важно, что он поставлен в память учителя Розовского – Георгия Товстоногова.

Впереди еще какая-то роль?

Да, в декабре премьера «Алых парусов» режиссера Сусанны Цирюк, где я играю Лонгрена, отца Ассоль. Там хороший музыкальный материал. Максим Дунаевский! Шлягер на шлягере. Наш театр, особенно в последнее время, полюбил музыкальные спектакли. Но если вообще говорить о творческих планах, я не знаю, что впереди. И не хочу подводить юбилейные итоги. Мне всегда кажется, что все только начинается.

Не чувствуете груза лет?

Нет! Мне очень понравилось, как Михаил Швыдкой сказал: проблема не в том, что мы стареем, а в том, что мы остаемся молодыми.

Алексей Титков

Беседовала ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Мир знаний

Петербург погрузится в космологию «Мира знаний»

С 16 по 20 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XIII Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Почетный гость фестиваля – доктор биологических наук, бессменный ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов. Тема фестиваля – космология. Ученые, кинематографисты, представители общественных организаций и просто зрители соберутся для обсуждения актуальных проблем развития современной науки и культуры, знакомства с традициями и новыми направлениями научно-популярного кино.

Добрая мина

«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.

Юнона и Авось

«Осенний марафон» завершится рок-оперой «Юнона и Авось»

С началом ноября в Северной столице России стартовал фестиваль искусств «Осенний марафон», поддерживаемый Министерством культуры РФ и администрацией Санкт-Петербурга. Предпоследний спектакль фестиваля состоится 11 ноября, а грандиозный финал отложен до 11 декабря — в этот день на сцене БКЗ «Октябрьский» Театр Ленком покажет легендарную «Юнону и Авось».

концерт в РНБ

Музыкальное путешествие во времени

В знаменитом Концертном зале Российской национальной библиотеки (набережная Фонтанки, 36) 3 ноября прошел первый тематический концерт цикла «Музыка во всем» под названием «Музыка, история, архитектура». Где, как не в стенах этого величественного архитектурного ансамбля на Фонтанке, что на протяжении целого столетия строили лучшие зодчие страны, рассказывать о связи мира музыки и архитектуры?

Театр поколений

«Театр поколений» рассказывает о самурайской чести

«Театр поколений» (Лахтинская улица, 25А), находящийся на романтичной Петроградской стороне Северной столицы, еще весьма молод, поэтому его говорящее название можно рассматривать как серьезную заявку на будущее. Хотя учитывая бурную и переломную эпоху, в которой он зарождался, прошлое тоже является важной и красноречивой страницей.

Алексей Титков

Алексей Титков: Я с детства знал, что буду работать в ТЮЗе

В воскресенье, 4 ноября, в Театре юных зрителей имени Брянцева был сыгран спектакль «Бешеные деньги» в постановке Александра Кузина. В роли Василькова на сцену вышел юбиляр Алексей Титков. В тот же день артисту исполнилось 50 лет. Он беззаветно влюблен в ТЮЗ, в котором служит всю жизнь и на сцене которого сыграл более 50 ролей. Спектакль «Бешеные деньги» по Островскому – знаковый и для театра, и для Титкова. За 15 лет существования постановки актеры обрели мудрость, а их персонажи остались молодыми. Собственно, не стареет и тема: в обществе и в отношениях людей навечно переплетены любовь, расчет, статусность, искренность.