Алексей Титков: Я с детства знал, что буду работать в ТЮЗе

В воскресенье, 4 ноября, в Театре юных зрителей имени Брянцева был сыгран спектакль «Бешеные деньги» в постановке Александра Кузина. В роли Василькова на сцену вышел юбиляр Алексей Титков. В тот же день артисту исполнилось 50 лет. Он беззаветно влюблен в ТЮЗ, в котором служит всю жизнь и на сцене которого сыграл более 50 ролей. Спектакль «Бешеные деньги» по Островскому – знаковый и для театра, и для Титкова. За 15 лет существования постановки актеры обрели мудрость, а их персонажи остались молодыми. Собственно, не стареет и тема: в обществе и в отношениях людей навечно переплетены любовь, расчет, статусность, искренность.
Алексей Титков

6 ноября 2018.
Текст: Елена Добрякова. Фотографии предоставлены пресс-службой ТЮЗа.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: , .

Алексей Титков в интервью «Петербургскому авангарду» рассказал о театральном везении, педагогах и любви к профессии.

Алексей Титков

Алексей, вы когда-нибудь представляли себя человеком, выбравшим другую профессию?

Когда вся семья работает в театре, – и бабушка, и дедушка, и отец, и мама, и мамина мама играла в самодеятельном народном театре – ну разве можно при таких обстоятельствах выбрать что-то иное? Я даже и представлять себя никем иным не хочу. Я считаю, моя профессия – лучшая на свете. Не случайно у меня и жена, и дочь тоже выбрали эту профессию.

Но ведь многие артисты не хотят, чтобы дети шли по их стопам…

У меня было наоборот. Мама страстно желала, чтобы я был артистом. А ведь это очень важно – поддержка близких. Мама – Элла Спиридонова – работала актрисой в Бийске, где я родился, потом в Липецке, куда мы переехали, когда мне было лет пять. Потом было сокращение, и мама стала помощником режиссера. Она так и работает в этой должности в Липецком муниципальном театре. Папа Виктор Титков был в Липецком областном театре артистом. А дедушка Анатолий Титков и бабушка Нина Иванова были во многих театрах артистами. Дедушка еще был театральным художником и режиссером. Когда мы недавно приезжали с «Бешеными деньгами» в Липецк, я вдруг вспомнил, что дедушка ведь умер здесь, на этой сцене, во время репетиции, когда ставил спектакль. У него инфаркт случился…

Как будто предупреждение?

Разве об этих опасностях, о нервных, эмоциональных перегрузках думаешь, когда ты видишь такую захватывающую жизнь? Я же не только с раннего детства за кулисами рос, я еще и на гастроли ездил с родителями. И это мне ужасно нравилось. Столько городов и мест, которых в обычной жизни никогда не повидаешь. В 1981 году я в первый раз попал в Ленинград. И мама все пыталась отправить меня в театр. А я маме говорил: ну что ты в самом деле, чего я не видел в этом театре? Но она не успокаивалась: «Сходи в ТЮЗ!».
Я возмущался: «Я взрослый человек, зачем мне детские спектакли смотреть!».

Но все же я пошел на «Мисс Мэнд». И меня это так захватило, что я за 20 дней весь репертуар ТЮЗа посмотрел. Потом, когда мы уезжали, я маме сказал: «Знаешь, когда я вырасту и стану артистом, я буду работать в ленинградском ТЮЗе». Так все и случилось.

Провидение! И все же как вы здесь очутились?

Как водится, поступал в Москву во все театральные вузы подряд. Нигде не прошел. А в Ленинградский театральный институт взяли. Но еще до того я год проработал монтировщиком в Липецком театре.

Вы, я знаю, попали на курс к Андрею Андрееву. Это везение?

Считаю, большое везение. Он принял меня в институт и взял меня в театр еще когда я учился на третьем курсе. Помню, мы с моим сокурсником Борькой Ивушиным в «Рони дочь разбойника» играли этих самых разбойников. Мы там так прыгали от восторга! Благодаря Андрееву я до сих пор работаю в ТЮЗе.

А что привил вам педагог?

Андреев воспитывает в артисте внутреннюю силу, способность терпеть, ждать. Ожидание для артиста – большое дело. Он говорил: одному повезет сыграть свою главную роль в 20 лет, другому в 30, а третьему – в 50. Но эта роль обязательно придет к каждому. Другое дело, будешь ли ты готов к удаче, когда она придет. Не опустишь ли ты руки к этому моменту? Андрей Дмитриевич воспитывал нас довольно жестко – он из режиссеров-тиранов. Я играл у него Мизгиря в «Снегурочке», у нас этот спектакль называется «Сон на Нере». В спектакле по Сэлинджеру «Над пропастью во ржи», во «Вредных советах» по Остеру.

Так вы дождались самой главной роли?

Мне кажется, для определенного периода существует своя главная роль. У меня движение происходит постоянно. Несколько моментов в жизни у меня было, когда раз – и прыжок случается, а потом стоишь, стоишь, ждешь. Первый такой прыжок был – это работа с режиссером Иваном Латышевым. Сначала был «Леший», потом «Рождество». Даже при том, что мы много играли в то время, все равно была какая-то неуверенность в своих силах. А Ваня умел нас подбодрить. И мы доверились ему. Потом для меня большой удачей было то, что Александр Сергеевич Кузин распределил меня на роль Василькова в «Бешеных деньгах». И хотя мне к тому времени было 35 лет, я вновь учился, осваивал новую для себя актерскую школу.

Кузин – потрясающий педагог и режиссер. Он бывший артист и очень хорошо понимает актерскую природу, знает, на какие точки надо нажать, чтобы талант артиста проявился в полной мере. Вот Аня Дюкова – она и до Кузина была неплохой актрисой, но в роли Лиды в «Бешеных деньгах» расцвела, режиссер сумел дать ей верное направление. А еще я очень благодарен Михаилу Борисовичу Лурье, который восемь лет назад поставил в ТЮЗе «Наш городок» по Торнтону Уайлдеру. Он научил нас понимать, что такое текст, какая это мощная штука. Мы иногда забываем о значении текста, а Лурье въедливо докапывался до каждого слова, искал и нащупывал интонацию. Мы осмысливали вместе с ним сложнейшие тексты.

Лурье говорил: уважайте автора, не путайте и не переставляйте слова, помните о том, что он вкладывал в них определенную энергию. Мы ему говорили: ну это же перевод! А он отвечал нам потрясающе: а энергию переводчика вы не хотите добавить? И был абсолютно прав: если переставил местами слова, то роль по-другому считывается.

Алексей Титков

Когда-то я смотрела спектакль режиссера Юрия Погребничко в Театре на Красной Пресне – «Отчего застрелился Константин» по чеховской «Чайке». Там не слова были переставлены, а паузы в тексте были непривычно расставлены, и смысл совершенно менялся…

У всех режиссеров – разный подход, и все имеет право на существование, если это делается осмысленно. Лев Додин вообще говорит студентам: вы должны зачеркнуть все запятые в своем тексте.

Насколько я успела понять из нашего общения более раннего, вы с большой осторожностью относитесь к экспериментам, взыскательны к новациям?

На самом деле нет, не осторожно. Все зависит от режиссера. Если режиссер сумеет заразить идеей, то артисту только дай возможность, и он будет готов делать такие неимоверные вещи, которых сам от себя не ожидал.

Но известный авангардист Дмитрий Волкострелов, который много ставит в ТЮЗе, вас, кажется, в свои постановки никогда не звал?

Он понимает, что я не соглашусь. Я видел его спектакль «Запертая дверь», этого мне достаточно, чтобы пронять – это не мой режиссер.

У Руслана Кудашова получились свежие по восприятию Пушкина «Маленькие трагедии». И вы там в роли Герцога очень органичны.

Руслан никакой не экстремист и не новатор. Руслан – традиционный режиссер со своим глубоким внутренним миром. Язык может быть какой угодно. Все равно в нем понятна боль, чувства. Артистам очень важно, чтобы режиссер был умнее их. Кудашов умнее меня, хотя и моложе. Ум не от возраста зависит. Важно, что режиссер несет внутри себя. Руслан – большой художник, и он учит погружению. Мне не все понятно, но интересно.

А что особенно вас привлекает в актерской профессии?

Это самое увлекательное занятие в жизни. И меня никогда не разочаровывало, что на этом пути все трудно и безденежно. Я это принимал как данность – ведь я с детства все эти обстоятельства видел, когда рос в театральной семье. Я знал, на что я шел. Многие поступают в институт и удивляются тому, что артисты мало зарабатывают. А я не за этим сюда шел.

Как у вас происходит возвращение к самому себе из сценического образа?

Сразу. Я же не сумасшедший человек. Если человек настолько перевоплощается в роли, и не может оттуда выйти, то ему не надо быть артистом. Это тоже часть профессии – быстро впрыгивать и быстро выпрыгивать. Вот ведь на съемках – там же очень быстро надо впрыгнуть в сцену и выпрыгнуть. Забыть и тут же что-то делать другое.

Вы много снимались?

В основном в сериалах. Наверное, самый известный – «Гончие», где я сыграл главную роль. Но, если говорить о кино, пока мне не довелось сняться в чем-то серьезном.

А насчет сегодняшнего театра у вас какое настроение? Нет ощущения, что раньше был глубокий театр, а сегодня более поверхностный?

Пессимизма у меня нет. Есть озабоченность состоянием театра сегодняшнего. Но я как раз в отличие от многих верю, что театр выкарабкается, что он переживет все виды искусства. Порой обнаружишь столь прекрасное и глубокое, что веришь в будущее театра.

Алексей Титков

Вы столько лет в ТЮЗе. Не кажется, что пропустили какое-то более престижное место?

Не скрою – были мысли о том, чтобы сменить театр. Но останавливало два момента. Не было в обозрении того театра, куда бы я непременно хотел пойти работать. А второе – здесь очень держат люди, с которыми работаешь. Здесь потрясающая атмосфера взаимовыручки. Поколения сменяются, а отношения остаются прежними. Наверное, это еще было заложено Брянцевым и Корогодским. Нет интриг между артистами: старики относятся к молодым настолько бережно и внимательно, что это поражает режиссеров, которые к нам приходят ставить спектакли. У молодых есть прекрасная возможность учиться у замечательных мастеров старшего поколения – Николая Иванова, Игоря Шибанова.

Недавно прошла премьера «Бедной Лизы». Вы сыграли там Леонида. Довольны ли вы своей ролью? Вообще спектаклем?

Вначале я был настроен довольно критически к тому стилю, в котором Марк Розовский ставил этот мюзикл. Казалось, это уже пройденный этап, ничего нового не привнести. Думал, и вправду – бедная, бедная Лиза! Этот сентиментализм, как я все это ненавижу. А потом подуспокоился, стал воспринимать это как тренинг по работе с текстом Карамзина, тем более, что я там выступаю в роли рассказчика. И шаг за шагом процесс  стал нравиться все больше.

Марку Анатольевичу – за 80, но я просто обалдел от энергии, которой он обладает и которой умеет заразить артистов. Как он все это весело делает! Его азарт соединился с искренней эмоцией тюзовских артистов, которые же просто как дети. Именно искренность все и спасла. Зритель тоже все принял на «ура». Видимо, сегодня не хватает какой-то простоты, трогательности в театре, по которой скучает публика. Считаю, спектакль получился удачным, и на него зритель будет ходить. И очень важно, что он поставлен в память учителя Розовского – Георгия Товстоногова.

Впереди еще какая-то роль?

Да, в декабре премьера «Алых парусов» режиссера Сусанны Цирюк, где я играю Лонгрена, отца Ассоль. Там хороший музыкальный материал. Максим Дунаевский! Шлягер на шлягере. Наш театр, особенно в последнее время, полюбил музыкальные спектакли. Но если вообще говорить о творческих планах, я не знаю, что впереди. И не хочу подводить юбилейные итоги. Мне всегда кажется, что все только начинается.

Не чувствуете груза лет?

Нет! Мне очень понравилось, как Михаил Швыдкой сказал: проблема не в том, что мы стареем, а в том, что мы остаемся молодыми.

Алексей Титков

Беседовала ЕЛЕНА  ДОБРЯКОВА

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.