Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.
Алексей Ерофеев

16 июня 2018.
Текст: Юлия Иванова.
Рубрика: Литература Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

«Петербургский авангард» побеседовал с краеведом о том, почему он занялся петербургской топонимикой и что интересного в «спальных» районах.

Алексей Дмитриевич, как вы увлеклись топонимикой Петербурга?

В детстве я жил на улице Ломоносова, между мостом и Пятью углами. Моя бабушка всегда называла улицу Ломоносова Чернышевым переулком. А я не мог понять, почему она так называет нашу улицу. Папа мне объяснил, кто такой Ломоносов и кто граф Чернышев, когда-то владевший этим участком земли. Я был удивлен, что моя неграмотная бабушка, приехавшая из Смоленской губернии, предпочитает старое название — по фамилии графа, которого никто не помнит, а не великого русского ученого. А у нее просто была довоенная привычка, потому что улица получила имя Ломоносова только с 1948 года.

Кроме того, бабушка ходила в магазин у площади Ломоносова (так называемая Ватрушка) и говорила, что идет на «Зоси Роси». Так моя бабушка называла улицу Зодчего Росси. Я опять же выяснил у моих родителей, кто такой Карл Иванович Росси.

Может быть отсюда вырос мой интерес к петербургской топонимике. Куда бы мы ни отправились всей семьей на общественном транспорте или такси, я всегда обращал внимание на названия улиц. Позже мне подарили книжку «Почему так названы» Горбачевича и Хабло, и я ее прочитал несколько раз — она стала для меня настольной.

Вы сразу заинтересовались дореволюционными названиями?

Тогда больше всего меня интересовали герои Великой Отечественной войны, потому что это были 1960-е годы, и в память народа о Великой Отечественной войне была слишком живой и ясной. Об этом напоминало буквально все. Мои родители, бабушки и дедушки выжили в блокадном Ленинграде, дядя воевал на фронте и был контужен в 1942 году. Поэтому меня больше всего привлекали названия улиц в честь защитников Ленинграда, и меньше — имена революционеров, ученых. Так начиналось мое увлечение.

Вам не кажется, что петербуржцы все меньше интересуются историей своего города?

Был подъем интереса к истории Петербурга в 1990-е годы. Возможно, это было связано еще и с тем, что тогда начался процесс возврата исторических названий. Потом как-то все стабилизировалось, народ устал от политических передряг и разгула бандитизма, и наступило время отказа от каких бы то ни было перемен. За разгулом свободы наступил период реакции. Я уверен, что еще будет всплеск интереса к топонимике и истории Петербурга.

Но надо сказать, что программа «Открытый город» — лишнее подтверждение тому, что у Петербурга есть стойкие защитники, которых он интересует независимо от времени года и смены правительств. Хотя конечно, в общей массе люди плохо знают город. И это характерно не только для Петербурга. У нас даже дела обстоят лучше, чем в других российских городах.

Но ведь Петербург — слишком яркое исключение из общего ряда, а его продолжают «зачищать» от старых зданий? Неужели все дело в невежестве?

Уверен, что незнание истории и нежелание ее знать приводят к тому, что в центре города сносят исторические здания. Порой невзрачный, на взгляд непосвященного человека, дом может играть огромную роль с точки зрения исторического городского ландшафта. Достаточно вспомнить Дом Рогова, разрушенный при Валентине Матвиенко. Это был уголок еще пушкинского Петербурга, который безусловно надо было сохранить.

Или, другой пример — дом семь по улице Рубинштейна, который еще называют «слеза социализма». Вроде бы некрасивое здание, которое явно не вписалось в окружающую его застройку. Но это здание уже обладает исторической ценностью, потому что там жила Ольга Берггольц. И это — один из первых образцов советского конструктивизма в архитектуре.

Или Ушаковские бани (бани «Гигант», улица Зои Космодемьянской, 7А) — они находятся в жутком состоянии. А ведь этот район — Тракторная улица, площадь Стачек, Оборонная улица — уникальный и очень интересный комплекс архитектуры первых советских лет. Через какое-то время туда поедут многие иностранные туристы, ценители, потому что за границей архитектурных памятников этой эпохи крайне мало.

Человек, знающий историю своего города или квартала, в котором он живет, имеет в своем арсенале больше аргументов для защиты объектов наследия. А тому, кто не знает ничего, в общем все «по барабану». Город без истории намного скучнее.

Хорошо, если человек живет в центре Петербурга, а если — в Купчино? Что там интересного?

Мне приятно, что сейчас даже в питерских спальных районах — в Купчине, на Ржевке-Пороховых, в Озерках — есть большие любители истории своих кварталов. Частенько я приезжаю туда в библиотеки, чтобы прочитать лекцию, и при этом узнаю очень много интересного от аудитории. Мне рассказывают, как возник их район, об особенностях каких-то заповедных уголков, о растущих там деревьях… То есть, я уже не могу сказать, что я приехал в «страну дураков» — так неофициально называют территорию с названиями улиц и проспектов Наставников, Ударников и так далее. Там тоже есть патриоты и знатоки своего района!

Вы не знаете, об этих районах кто-нибудь пишет?

Мне очень нравится книга Андрея Жданова о Приморском районе — «Новая и Старая деревни». Она интересна и написана хорошим литературным языком. Хороша книга Дениса Шаляпина, посвященная Купчину. Я с удовольствием прочел ее — там очень много любопытных фактов. Вера Андрейчева написала о своих изысканиях, связанных с Невским районом. Очень хороша книга Сергей Петрова «На берегах реки Ждановки», изданная «Центролиграфом». Отличные книги написал Михаил Микишатьев.

Какое ваше самое любимое место в Петербурге?

Это район Марсова поля, Мраморного дворца, Михайловского замка и Михайловского дворца. Вот этот загадочный замок, кленовая аллея перед ним, памятник Петру, Марсово поле, Спас-на-крови — это притягивающее место для меня. Я очень люблю остановиться в центре Марсова поля и обозревать все вокруг. Этот простор вмещает почти всю историю Петербурга — от Петровского времени до советского.

Вы верите в то, что великая история нашего города и любовь к нему его жителей способны защитить Петербург?

Центр Петербурга находится под защитой ЮНЕСКО, поэтому по закону здесь нельзя ничего трогать. Но те, кому это выгодно, все равно находят какие-то лазейки, иногда идут даже на откровенный подлог документов, меняя год постройки зданий или данные об их состоянии. Я убежден, что бороться за город надо до последнего. У нас сосредоточены такие архитектурные богатства, на которые приезжают посмотреть люди со всего мира. Кажется, что они никогда не кончатся, но на самом деле они постепенно тают. Давайте их беречь.

Беседовала  ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Jazz across bording

Jazz Across Borders стер границы 15 стран

Представители более чем 15 стран собрались на форум-фесте Jazz Across Borders (JAB) в Северной столице России. Этот фестиваль проходит в рамках Международного культурного форума, который в седьмой раз проходит в Санкт-Петербурге. Программа JAB включает панельные дискуссии, выставку российской и зарубежной джазовой индустрии, мастер-классы, концерты в клубах Санкт-Петербурга и шоукейсы. Грандиозным финалом двухдневного джазового марафона станет гала-концерт звездных музыкантов в Мариинском театре 17 ноября.

Вадим Эйленкриг

Вадим Эйленкриг: Еще сыграем на Марсе

В Санкт-Петербурге стартовал Международный культурный форум (МКФ), и одним из самых ярких событий его программы станет джазовый фестиваль, который начнется 16 ноября. Под эгидой МКФ форум-фест Jazz Across Borders (JAB) проводится второй раз, его руководитель известный российский музыкант Игорь Бутман. На этой площадке встретятся молодые музыканты, живые легенды и профессионалы музыкальной индустрии со всего мира. Участник форум-феста, трубач-виртуоз Вадим Эйленкриг рассказал «Петербургскому авангарду» о джазовой части МКФ.

Константин Райкин

Константин Райкин: Очень хочется высказаться, и очень опасно

На Новой сцене Александринского театра в рамках Международного культурного форума состоялась встреча с руководителем театра «Сатирикон», народным артистом России Константином Райкиным. Корреспондент «Росбалта» выбрал лучшие цитаты из монолога и ответов артиста на вопросы аудитории — о творческом пути, ролях, отношении к зрителям и тени отца.

Главный штаб, МКФ

В Петербурге — Международный культурный форум

В Северной столице утром 15 ноября официально открылся VII Международный культурный форум. На торжестве в Главном Штабе собрались важные гости, организаторы и участники МКФ. В пятницу, 16 ноября (19:00), праздник по случаю начала работы форума пройдет в Мариинском театре. Телеграмма, в которой участников форума поприветствовал президент РФ Владимир Путин, опубликована на сайте Кремля.

Мир знаний

Петербург погрузится в космологию «Мира знаний»

С 16 по 20 ноября в Санкт-Петербурге пройдет XIII Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний». Почетный гость фестиваля – доктор биологических наук, бессменный ведущий телепередачи «В мире животных» Николай Дроздов. Тема фестиваля – космология. Ученые, кинематографисты, представители общественных организаций и просто зрители соберутся для обсуждения актуальных проблем развития современной науки и культуры, знакомства с традициями и новыми направлениями научно-популярного кино.

Добрая мина

«Добрая мина» современных абстракционистов

Открытие VI Балтийской биеннале современного искусства в Новом Музее (Средний проспект Васильевского острова, 28) под названием «Добрая мина» состоялось в начале ноября. На выставке традиционно представлен срез современного петербургского искусства. Организатором является Музей современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета под руководством доктора искусствоведения Татьяны Юрьевой. Кураторы выставки — доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и художница Лера Лернер.