Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.
Алексей Архиповский

10 июля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

И вот теперь музыкант примет участие в предстоящем 13 июля фестивале «Усадьба Jazz». В интервью «Петербургскому авангарду» Алексей Архиповский рассказал о ценности народных инструментов, о том, в чем заключается основная задача исполнителя и как совместить народное творчество с современным.

Почему вы выбрали балалайку? Казалось бы, все на гитаре хотят играть всегда…

Мы живем в России, так почему бы не играть на балалайке? Я даже не понимаю, почему такой вопрос возникает. Российский национальный инструмент — балалайка, которая прекрасно выражает наш менталитет, русскую душу, географическое положение и природу, а также все, что предшествует этому всему. Я считаю, что народные инструменты — лучшие выразители этнической составляющей.

Вы говорите о центре России? У нас же много регионов: на Камчатке — свое, на юге — свое…

Без сомнения.

К тому же, у вас балалайка все-таки современная — не такая, какой она была XVII веке. Ваш инструмент даже электрифицирован…

Я играю на разных балалайках, включая образцы 1902 и 1915 годов создания, конца XIX века и так далее. Просто вместо микрофона у меня — пьезодатчик. Это такой способ замены микрофона. Пьезодатчик позволяет усилить звук, показывая все богатство звучания балалайки. Тем более что я играю в жанре соло, что позволяет передать широкий спектр музыкальных красок. Да, я добиваюсь эффекта, когда звук повторяет через мгновение то, что я сыграл раньше, и на это я наслаиваю какой-то новый материал. Но речь идет о звуке именно настоящей русской балалайки, а не электрического инструмента.

Современные люди — и не только в России — теряют свои корни или уже потеряли. Между тем, есть коллективы, которые на старых народных инструментах играют не фолк, а исполняют что-то новое, именно чтобы восстановить эту утраченную преемственность. Но это — не ваша цель?

Мы не можем игнорировать преемственность поколений, мы выросли в России, пропитаны ее культурой. И народное творчество XII, XIV, XIX века, и современное русское искусство сейчас одинаково необходимы. Сегодня трудно удивить публику этническими произведениями. Хотя, опять же — все зависит от исполнителя. Дело ведь не в инструменте и даже не в музыке, а в неких состояниях, передающихся через звук. Это и есть главное, и трогает оно или нет — единственный критерий. Музыка призвана создавать катарсис, чтобы люди увидели красоту и почувствовали надежду. Это должно помогать жить, а не прославлять какой-то инструмент или какой-то жанр.

На «Усадьбу Jazz» придет строгая петербургская публика. Что-то специальное готовите, чтобы ее удивить?

Я сам хочу удивиться, будет интересно. Наверное, я проведу выступление с новым звукоусиливающим оборудованием: оно очень high-end, интересный звукопроводник, лампы — одни из лучших в истории музыки. Интересно, как получится. В течение трех лет шло тестирование, поэтому мне любопытно, каким будет звучание на концерте. А потом — посмотрим, в зависимости от того, какая публика, что за место, какая погода, что за пространство.

Надеюсь, дождя не будет. Это ведь открытая площадка…

Я очень люблю играть на природе: звучание не ограничено стенами, а это всегда интересно.

Есть ли что-то, что хочется сказать читателям, о чем никогда не спрашивают?

Все мои сообщения — в том, что я делаю на сцене, поэтому я редко что-то рассказываю словами. Мои послания — в звуках. Мне будет очень приятно, если придут люди и состоится встреча на уровне вибраций, на уровне сокровенного узнавания друг друга. Когда такое происходит, я всегда воспринимаю это как чудо. Надеюсь, что оно повторится на концерте «Усадьбы Jazz».

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.