Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.
Алексей Архиповский

10 июля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

И вот теперь музыкант примет участие в предстоящем 13 июля фестивале «Усадьба Jazz». В интервью «Петербургскому авангарду» Алексей Архиповский рассказал о ценности народных инструментов, о том, в чем заключается основная задача исполнителя и как совместить народное творчество с современным.

Почему вы выбрали балалайку? Казалось бы, все на гитаре хотят играть всегда…

Мы живем в России, так почему бы не играть на балалайке? Я даже не понимаю, почему такой вопрос возникает. Российский национальный инструмент — балалайка, которая прекрасно выражает наш менталитет, русскую душу, географическое положение и природу, а также все, что предшествует этому всему. Я считаю, что народные инструменты — лучшие выразители этнической составляющей.

Вы говорите о центре России? У нас же много регионов: на Камчатке — свое, на юге — свое…

Без сомнения.

К тому же, у вас балалайка все-таки современная — не такая, какой она была XVII веке. Ваш инструмент даже электрифицирован…

Я играю на разных балалайках, включая образцы 1902 и 1915 годов создания, конца XIX века и так далее. Просто вместо микрофона у меня — пьезодатчик. Это такой способ замены микрофона. Пьезодатчик позволяет усилить звук, показывая все богатство звучания балалайки. Тем более что я играю в жанре соло, что позволяет передать широкий спектр музыкальных красок. Да, я добиваюсь эффекта, когда звук повторяет через мгновение то, что я сыграл раньше, и на это я наслаиваю какой-то новый материал. Но речь идет о звуке именно настоящей русской балалайки, а не электрического инструмента.

Современные люди — и не только в России — теряют свои корни или уже потеряли. Между тем, есть коллективы, которые на старых народных инструментах играют не фолк, а исполняют что-то новое, именно чтобы восстановить эту утраченную преемственность. Но это — не ваша цель?

Мы не можем игнорировать преемственность поколений, мы выросли в России, пропитаны ее культурой. И народное творчество XII, XIV, XIX века, и современное русское искусство сейчас одинаково необходимы. Сегодня трудно удивить публику этническими произведениями. Хотя, опять же — все зависит от исполнителя. Дело ведь не в инструменте и даже не в музыке, а в неких состояниях, передающихся через звук. Это и есть главное, и трогает оно или нет — единственный критерий. Музыка призвана создавать катарсис, чтобы люди увидели красоту и почувствовали надежду. Это должно помогать жить, а не прославлять какой-то инструмент или какой-то жанр.

На «Усадьбу Jazz» придет строгая петербургская публика. Что-то специальное готовите, чтобы ее удивить?

Я сам хочу удивиться, будет интересно. Наверное, я проведу выступление с новым звукоусиливающим оборудованием: оно очень high-end, интересный звукопроводник, лампы — одни из лучших в истории музыки. Интересно, как получится. В течение трех лет шло тестирование, поэтому мне любопытно, каким будет звучание на концерте. А потом — посмотрим, в зависимости от того, какая публика, что за место, какая погода, что за пространство.

Надеюсь, дождя не будет. Это ведь открытая площадка…

Я очень люблю играть на природе: звучание не ограничено стенами, а это всегда интересно.

Есть ли что-то, что хочется сказать читателям, о чем никогда не спрашивают?

Все мои сообщения — в том, что я делаю на сцене, поэтому я редко что-то рассказываю словами. Мои послания — в звуках. Мне будет очень приятно, если придут люди и состоится встреча на уровне вибраций, на уровне сокровенного узнавания друг друга. Когда такое происходит, я всегда воспринимаю это как чудо. Надеюсь, что оно повторится на концерте «Усадьбы Jazz».

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.