Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.
Алексей Архиповский

10 июля 2019.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

И вот теперь музыкант примет участие в предстоящем 13 июля фестивале «Усадьба Jazz». В интервью «Петербургскому авангарду» Алексей Архиповский рассказал о ценности народных инструментов, о том, в чем заключается основная задача исполнителя и как совместить народное творчество с современным.

Почему вы выбрали балалайку? Казалось бы, все на гитаре хотят играть всегда…

Мы живем в России, так почему бы не играть на балалайке? Я даже не понимаю, почему такой вопрос возникает. Российский национальный инструмент — балалайка, которая прекрасно выражает наш менталитет, русскую душу, географическое положение и природу, а также все, что предшествует этому всему. Я считаю, что народные инструменты — лучшие выразители этнической составляющей.

Вы говорите о центре России? У нас же много регионов: на Камчатке — свое, на юге — свое…

Без сомнения.

К тому же, у вас балалайка все-таки современная — не такая, какой она была XVII веке. Ваш инструмент даже электрифицирован…

Я играю на разных балалайках, включая образцы 1902 и 1915 годов создания, конца XIX века и так далее. Просто вместо микрофона у меня — пьезодатчик. Это такой способ замены микрофона. Пьезодатчик позволяет усилить звук, показывая все богатство звучания балалайки. Тем более что я играю в жанре соло, что позволяет передать широкий спектр музыкальных красок. Да, я добиваюсь эффекта, когда звук повторяет через мгновение то, что я сыграл раньше, и на это я наслаиваю какой-то новый материал. Но речь идет о звуке именно настоящей русской балалайки, а не электрического инструмента.

Современные люди — и не только в России — теряют свои корни или уже потеряли. Между тем, есть коллективы, которые на старых народных инструментах играют не фолк, а исполняют что-то новое, именно чтобы восстановить эту утраченную преемственность. Но это — не ваша цель?

Мы не можем игнорировать преемственность поколений, мы выросли в России, пропитаны ее культурой. И народное творчество XII, XIV, XIX века, и современное русское искусство сейчас одинаково необходимы. Сегодня трудно удивить публику этническими произведениями. Хотя, опять же — все зависит от исполнителя. Дело ведь не в инструменте и даже не в музыке, а в неких состояниях, передающихся через звук. Это и есть главное, и трогает оно или нет — единственный критерий. Музыка призвана создавать катарсис, чтобы люди увидели красоту и почувствовали надежду. Это должно помогать жить, а не прославлять какой-то инструмент или какой-то жанр.

На «Усадьбу Jazz» придет строгая петербургская публика. Что-то специальное готовите, чтобы ее удивить?

Я сам хочу удивиться, будет интересно. Наверное, я проведу выступление с новым звукоусиливающим оборудованием: оно очень high-end, интересный звукопроводник, лампы — одни из лучших в истории музыки. Интересно, как получится. В течение трех лет шло тестирование, поэтому мне любопытно, каким будет звучание на концерте. А потом — посмотрим, в зависимости от того, какая публика, что за место, какая погода, что за пространство.

Надеюсь, дождя не будет. Это ведь открытая площадка…

Я очень люблю играть на природе: звучание не ограничено стенами, а это всегда интересно.

Есть ли что-то, что хочется сказать читателям, о чем никогда не спрашивают?

Все мои сообщения — в том, что я делаю на сцене, поэтому я редко что-то рассказываю словами. Мои послания — в звуках. Мне будет очень приятно, если придут люди и состоится встреча на уровне вибраций, на уровне сокровенного узнавания друг друга. Когда такое происходит, я всегда воспринимаю это как чудо. Надеюсь, что оно повторится на концерте «Усадьбы Jazz».

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.