Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.
Александра Магелатова

19 февраля 2018.
Текст: Артем Мельник. Фото: Александра Магелатова, Стас Левшин, Анастасия Лысковец, Екатерина Румянцева.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Ты выходишь в спектаклях на разных сценах БДТ: на основную на Фонтанке и малую в Каменноостровском театре. Можешь ли ты сказать, что ощущения от игры отличаются?

Да, они отличаются. Например, «Zholdak Dreams: похитители чувств» и «Губернатор» сравнить невозможно — они кардинально разные по способу существования. Все зависит от конкретного спектакля, а не от сцены. В «Zholdak Dreams» очень выверенная история. Она очень четкая, расписанная по секундам в буквальном смысле, и с первого мгновения нужно быть в кульминационном градусе.

Александра Магелатова

Репетиции — то, что, как правило, сокрыто от большинства зрителей. Можешь рассказать об этом? Как тебе репетируется с Могучим, Жолдаком, Артемовым?

Сразу скажу, что их нельзя сравнивать. Это просто невозможно, так как все они — очень разные, у каждого свои условия и законы. С Андреем Могучим мы входим в процесс как в реку — плавно, постепенно. С Андрием Жолдаком возникает ощущение, что нас скидывают с лодки на середину реки, а с Сашей Артемовым мы заходим в реку и берем с собой резиновых уточек, потому что с ним очень забавно репетировать.

Кстати, ты уже в шести спектаклях БДТ ты участвуешь?

Да, у меня есть много небольших ролей, а своими основными ролями считаю Черного Ангела из «Zholdak dreams» и гимназистку из «Губернатора», где у меня есть прямая возможность что-то сказать залу один на один. Из небольших ролей самая любимая — это роль клоуна-урода по имени Зюп в «Трех толстяках». Я обожаю клоунаду и характерные роли, потому что в них полная свобода, можно делать всякую забавную ерунду абсолютно безнаказанно.

Александра Магелатова

Отойдем немного от театра. Расскажи, как ты увлеклась фотографией. И что ты любишь больше — снимать или сниматься?

Хороший вопрос! Мне нравится быть и за камерой и перед камерой. Даже, наверное, больше за, потому что, когда ты снимаешь, ты — художник, творец и автор. А когда тебя снимают, то ты часть картины другого художника.

Увлечение появилось очень давно, когда у меня была ужасная мыльница, хотя по тем временам она была ого-го. Мне было 15 лет, наверное, и я все придумывала наивные, странные идеи. Сейчас смотрю: выглядит все забавно. То есть вся эта съемка с подросткового возраста началась.

Александра Магелатова

Ты много выкладываешь фотографий «ВКонтакте» и в Instagram. Ты воспринимаешь эти социальные сети как публичную выставочную площадку или как склад работ?

Я могу сказать так: мне, конечно, хотелось бы, чтобы была такая онлайн-галерея. Вообще мне очень приятно, когда есть единомышленники — люди, которые заражаются твоим взглядом на мир. Это относится к любой публичной профессии, мне кажется. Это как бежать в толпе — чувствуется единение и захватывает дух.

Александра Магелатова

Александра Магелатова

Занятия художественной фотосъемкой — как они коррелируют с актерской профессией? Тебе это помогает или мешает?

Нет, я бы не сказала, все как-то отдельно. В теории одно может помогать другому. Хотя, может быть, мне кое-что помогло в работе с Жолдаком. У нас там идет съемка камерой. И так как я сама снимаю, я немножко уже знаю, как будет хорошо смотреться.

Александра Магелатова

Тебе 25, и ты уже достаточно востребованная актриса. Не возникло головокружение от успехов?

Головокружение чувствовалось, когда увидела свою фамилию в списке взятых в стажерскую группу БДТ. Я не верила, что такое вообще возможно. Я просто наудачу записала видео для первого отборочного тура. И вообще не верила, что у меня получится. Это был кошмар. Нервяк жуткий! Меня взяли — это, безусловно, успех. Тяжело сейчас попасть в театр, в такой живущий, современный, сильный театр.

Ты пробовалась в несколько театров?

Да, и везде мне отказывали, потому что или типаж не подходит, или я слишком маленькая, или еще что-то. Короче, меня везде отшивали, и я подумала, что все, полный крах.

Но ты все-таки пробилась и теперь играешь в БДТ…

Это определенно круто. Но понимаешь, в актерской профессии всегда хочется вперед. Поэтому я могу сказать: профессия актера — наркомания. Если честно ею заниматься, конечно.

Ты закончила Балтийский институт экологии, политики и прав три года назад по специальности «Актерское искусство». Не чувствуешь ли ты, что в некотором смысле хакнула систему, где действует пароль: «я закончил(а) театральный вуз»?

Да. Ребята с моей мастерской разлетелись как горячие пирожки по театрам и в кино. Мы взломали систему, наш курс, наша мастерская. И за это большое спасибо моему мастеру Александру Михайловичу Строеву.

Наши в Театре на Васильевском, в Молодежном театре на Фонтанке, в театре Акимова, в Театре «За Черной речкой» и еще во многих петербургских, а также московских театрах. Мы хакнули систему! Потому что когда мы приходили пробоваться, не всегда, конечно, — но чувствовали неуважение. Бывало такое.

Конечно, у меня был комплекс, который привили на кастингах. На нас смотрели свысока, а иногда даже не хотели слушать. Но, видимо, от этого мы стали еще сильнее и победили.

Когда я пришла к Андрею Анатольевичу Могучему, мы все сели в круг, и он спросил меня: «А как ты думаешь, важно ли то, что ты закончила»? Я ответила: «Я считаю, что это не важно, важно, кто ты». И он сказал: «Я тоже так считаю».

В общем, самая главная победа даже не в том, что я попала в театр после института, хотя это тоже здорово. А в том, что я попала именно к такому художнику, которого я понимаю, и который доверяет мне, а я доверяю ему.

Скажи, есть у тебя роль, которую ты мечтаешь сыграть?

Я бы хотела попробовать сыграть убийцу или, например, девочку-заморыша, или персонажа, как Данила Багров из «Брата».

Александра Магелатова

Ты убедительна и как Черный Ангел, и как Гимназистка, написавшая письмо губернатору… А тебе кто ближе по темпераменту?

Это — две мои разные стороны, которые обе близки.

И то, и другое в тебе есть?

В человеке есть все. Где-то меньше, где-то больше, что-то тебе легче сыграть, потому что что-то тебе ближе, что-то сложнее. Сейчас я боюсь шаблонов и штампов. Боюсь, что у меня закончатся придумки и буду делать одно и то же. Самое крутое — неузнаваемость, когда ты — не ты. Когда твои друзья не понимают, кого ты играешь в спектакле. Самая лучшая похвала!

В этом и весь прикол профессии: можно быть и таким, и этаким, и это все ты. Одна из причин, по которым я начала заниматься этой профессией, — это то, что на сцене, благодаря персонажу, можно делиться своими эмоциями, которых в жизни стесняешься, мыслями, которые не каждому скажешь.

Реальная жизнь зрителей заканчивается, когда они приходят в театр, а твоя, наоборот — начинается…

Можно и так сказать. Круто, когда твои мысли и переживания откликаются в ком-то. Зрители даже сами не знают, что они как бы единомышленники актера. Мне кажется, в этом и есть магия и таинство театра.

Александра Магелатова

Рассказ Леонида Андреева заканчивается так: «А гимназисточка плакала». А что актриса чувствовала, прочитав ее?

Уже конечно не смогу вспомнить, что я почувствовала, прочитав именно эту строчку, но однозначно скажу, что самый крутой промежуток рассказа — письма, которые были написаны губернатору. В том числе и письмо гимназистки, которое является абсолютным символом милосердия на грани со святостью, а может даже и не на грани. Мне кажется, спектакль «Губернатор» получился идеальным.

выставка Душа Петербурга

«Душа Петербурга»: от императора до хипстера

До 26 июня петербуржцы смогут полюбоваться всеми гранями и символами родного города на выставке «Душа Петербурга», в залах Особняка Румянцева (Английская набережная, 44). Экспозиция является художественно-просветительским проектом, существующим с 2009 года и сплотившим мастеров из разных поколений, избравших образ города центром своего творчества. Проект под руководством искусствоведа и художника Юрия Иваненко включает в себя ретроспективу из работ мастеров старой школы, хранившихся в частных собраниях, и картин современных художников.

Платоновский фестиваль

Много Петербурга на Платоновском фестивале

Платоновский фестиваль искусств, который в Воронеже проходит уже в девятый раз, можно без всяких скидок на провинцию назвать одним из ведущих и самых значимых и знаковых фестивалей России. Директор его все эти годы – ведущий театральный режиссер Михаил Бычков, которому удается собирать в Воронеж лучших представителей мирового искусства XXI века.

Тимур Новиков

«В Садах Тимура» — выставка эпохи Новикова

В Центре современного искусства имени Сергея Курехина 16 июня открылась выставка к 60-летию художника Тимура Новикова. Это знаковый момент: Новиков и Курехин были друзьями и творческими деятелями, формировавшими образ своей эпохи. Выставка названа «В Садах Тимура» и состоит из произведений, предоставленных семьей мастера и его друзьями и коллегами.

Ольга Черданцева

Ольга Черданцева: «Цветочная ассамблея» перенесет гостей Летнего сада во времена Петра I

В этом году впервые в Летнем саду свои цветочные ковры и гирлянды развернет XI Международный фестиваль «Императорские сады России», который всегда проходил в Михайловском саду. О том, почему праздник флористики и искусства поменял локацию, какой резонанс он получил на мировом уровне и что от него ждать в дальнейшем, «Петербургский авангард» побеседовал с Ольгой Черданцевей, главным хранителем садов Русского музея.

Радуга

Женский цвет «Радуги»

Международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-й раз проведенный Санкт-Петербургским ТЮЗом имени Брянцева, открыл интересную особенность нынешнего времени: в режиссуру приходит все больше женщин. Совпало это или нет, но из 17 спектаклей, показанных на «Радуге», пять поставили женщины. Мы знаем немало примеров прекрасных женских работ в кино и в театре, и тем не менее по статистике режиссерская профессия – преимущественно мужская. Потому и захотелось провести небольшое исследование – какие же темы выбирают режиссеры-женщины?

Алексей Ерофеев

Алексей Ерофеев: Равнодушие к истории Петербурга ведет к его разрушению

Сотрудник Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, известный краевед, историк и знаток города Алексей Ерофеев неоднократно был гостем «Квартирника» в пресс-центре «Росбалта». Он одним из первых на волне Перестройки в 1986 году начал активную деятельность, связанную с возвращением исторических названий улицам города. Свои знания о городской истории он изложил в нескольких книгах. Кроме того, Алексей Ерофеев активно занимается просветительской деятельностью, проводя экскурсии и семинары для школьников, поскольку убежден, что знание города защищает его от вандализма.