Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.
Александра Магелатова

19 февраля 2018.
Текст: Артем Мельник. Фото: Александра Магелатова, Стас Левшин, Анастасия Лысковец, Екатерина Румянцева.
Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Ты выходишь в спектаклях на разных сценах БДТ: на основную на Фонтанке и малую в Каменноостровском театре. Можешь ли ты сказать, что ощущения от игры отличаются?

Да, они отличаются. Например, «Zholdak Dreams: похитители чувств» и «Губернатор» сравнить невозможно — они кардинально разные по способу существования. Все зависит от конкретного спектакля, а не от сцены. В «Zholdak Dreams» очень выверенная история. Она очень четкая, расписанная по секундам в буквальном смысле, и с первого мгновения нужно быть в кульминационном градусе.

Александра Магелатова

Репетиции — то, что, как правило, сокрыто от большинства зрителей. Можешь рассказать об этом? Как тебе репетируется с Могучим, Жолдаком, Артемовым?

Сразу скажу, что их нельзя сравнивать. Это просто невозможно, так как все они — очень разные, у каждого свои условия и законы. С Андреем Могучим мы входим в процесс как в реку — плавно, постепенно. С Андрием Жолдаком возникает ощущение, что нас скидывают с лодки на середину реки, а с Сашей Артемовым мы заходим в реку и берем с собой резиновых уточек, потому что с ним очень забавно репетировать.

Кстати, ты уже в шести спектаклях БДТ участвуешь?

Да, у меня есть много небольших ролей, а своими основными ролями считаю Черного Ангела из «Zholdak dreams» и гимназистку из «Губернатора», где у меня есть прямая возможность что-то сказать залу один на один. Из небольших ролей самая любимая — это роль клоуна-урода по имени Зюп в «Трех толстяках». Я обожаю клоунаду и характерные роли, потому что в них полная свобода, можно делать всякую забавную ерунду абсолютно безнаказанно.

Александра Магелатова

Отойдем немного от театра. Расскажи, как ты увлеклась фотографией. И что ты любишь больше — снимать или сниматься?

Хороший вопрос! Мне нравится быть и за камерой и перед камерой. Даже, наверное, больше за, потому что, когда ты снимаешь, ты — художник, творец и автор. А когда тебя снимают, то ты часть картины другого художника.

Увлечение появилось очень давно, когда у меня была ужасная мыльница, хотя по тем временам она была ого-го. Мне было 15 лет, наверное, и я все придумывала наивные, странные идеи. Сейчас смотрю: выглядит все забавно. То есть вся эта съемка с подросткового возраста началась.

Александра Магелатова

Ты много выкладываешь фотографий «ВКонтакте» и в Instagram. Ты воспринимаешь эти социальные сети как публичную выставочную площадку или как склад работ?

Я могу сказать так: мне, конечно, хотелось бы, чтобы была такая онлайн-галерея. Вообще мне очень приятно, когда есть единомышленники — люди, которые заражаются твоим взглядом на мир. Это относится к любой публичной профессии, мне кажется. Это как бежать в толпе — чувствуется единение и захватывает дух.

Александра Магелатова

Александра Магелатова

Занятия художественной фотосъемкой — как они коррелируют с актерской профессией? Тебе это помогает или мешает?

Нет, я бы не сказала, все как-то отдельно. В теории одно может помогать другому. Хотя, может быть, мне кое-что помогло в работе с Жолдаком. У нас там идет съемка камерой. И так как я сама снимаю, я немножко уже знаю, как будет хорошо смотреться.

Александра Магелатова

Тебе 25, и ты уже достаточно востребованная актриса. Не возникло головокружение от успехов?

Головокружение чувствовалось, когда увидела свою фамилию в списке взятых в стажерскую группу БДТ. Я не верила, что такое вообще возможно. Я просто наудачу записала видео для первого отборочного тура. И вообще не верила, что у меня получится. Это был кошмар. Нервяк жуткий! Меня взяли — это, безусловно, успех. Тяжело сейчас попасть в театр, в такой живущий, современный, сильный театр.

Ты пробовалась в несколько театров?

Да, и везде мне отказывали, потому что или типаж не подходит, или я слишком маленькая, или еще что-то. Короче, меня везде отшивали, и я подумала, что все, полный крах.

Но ты все-таки пробилась и теперь играешь в БДТ…

Это определенно круто. Но понимаешь, в актерской профессии всегда хочется вперед. Поэтому я могу сказать: профессия актера — наркомания. Если честно ею заниматься, конечно.

Ты закончила Балтийский институт экологии, политики и прав три года назад по специальности «Актерское искусство». Не чувствуешь ли ты, что в некотором смысле хакнула систему, где действует пароль: «я закончил(а) театральный вуз»?

Да. Ребята с моей мастерской разлетелись как горячие пирожки по театрам и в кино. Мы взломали систему, наш курс, наша мастерская. И за это большое спасибо моему мастеру Александру Михайловичу Строеву.

Наши в Театре на Васильевском, в Молодежном театре на Фонтанке, в театре Акимова, в Театре «За Черной речкой» и еще во многих петербургских, а также московских театрах. Мы хакнули систему! Потому что когда мы приходили пробоваться, не всегда, конечно, — но чувствовали неуважение. Бывало такое.

Конечно, у меня был комплекс, который привили на кастингах. На нас смотрели свысока, а иногда даже не хотели слушать. Но, видимо, от этого мы стали еще сильнее и победили.

Когда я пришла к Андрею Анатольевичу Могучему, мы все сели в круг, и он спросил меня: «А как ты думаешь, важно ли то, что ты закончила»? Я ответила: «Я считаю, что это не важно, важно, кто ты». И он сказал: «Я тоже так считаю».

В общем, самая главная победа даже не в том, что я попала в театр после института, хотя это тоже здорово. А в том, что я попала именно к такому художнику, которого я понимаю, и который доверяет мне, а я доверяю ему.

Скажи, есть у тебя роль, которую ты мечтаешь сыграть?

Я бы хотела попробовать сыграть убийцу или, например, девочку-заморыша, или персонажа, как Данила Багров из «Брата».

Александра Магелатова

Ты убедительна и как Черный Ангел, и как Гимназистка, написавшая письмо губернатору… А тебе кто ближе по темпераменту?

Это — две мои разные стороны, которые обе близки.

И то, и другое в тебе есть?

В человеке есть все. Где-то меньше, где-то больше, что-то тебе легче сыграть, потому что что-то тебе ближе, что-то сложнее. Сейчас я боюсь шаблонов и штампов. Боюсь, что у меня закончатся придумки и буду делать одно и то же. Самое крутое — неузнаваемость, когда ты — не ты. Когда твои друзья не понимают, кого ты играешь в спектакле. Самая лучшая похвала!

В этом и весь прикол профессии: можно быть и таким, и этаким, и это все ты. Одна из причин, по которым я начала заниматься этой профессией, — это то, что на сцене, благодаря персонажу, можно делиться своими эмоциями, которых в жизни стесняешься, мыслями, которые не каждому скажешь.

Реальная жизнь зрителей заканчивается, когда они приходят в театр, а твоя, наоборот — начинается…

Можно и так сказать. Круто, когда твои мысли и переживания откликаются в ком-то. Зрители даже сами не знают, что они как бы единомышленники актера. Мне кажется, в этом и есть магия и таинство театра.

Александра Магелатова

Рассказ Леонида Андреева заканчивается так: «А гимназисточка плакала». А что актриса чувствовала, прочитав ее?

Уже конечно не смогу вспомнить, что я почувствовала, прочитав именно эту строчку, но однозначно скажу, что самый крутой промежуток рассказа — письма, которые были написаны губернатору. В том числе и письмо гимназистки, которое является абсолютным символом милосердия на грани со святостью, а может даже и не на грани. Мне кажется, спектакль «Губернатор» получился идеальным.

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.