Александра Ахмадщина: В Год кино нельзя показывать только отечественные фильмы

Можно ли окупить ретроспективы известных режиссеров, какие проблемы возникают с кинотеатрами и почему в Петербурге до сих пор нет синематеки? Интервью с киноведом Александрой Ахмадщиной.
Александра Ахмадщина

23 марта 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: «Сеанс»
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

100
Столько кинопоказов провел «Сеанс» в 2015 году.
Александра Ахмадщина изучала кино в Смольном институте свободных искусств и наук. Организовывала кинопоказы в международном фестивальном агентстве Tour de Film, была среди первых, кто начал проводить показы немого кино в сопровождении живой музыки, фестиваль фильмов нуар в России. Преподавала историю зарубежного кино в СПбГИКиТ. В журнале «Сеанс» работает около четырех лет. Начинала как заместитель редакционного директора, из-за роста количества мероприятий, проводимых журналом, стала заниматься созданием кинопоказов, ретроспектив, мастер-классов, выставок, лекций и творческих встреч. Лучшим фильмом про кино считает Peeping Tom Майкла Пауэлла. Любимые кинотеатры Петербурга — «Родина», «Аврора» и кинотеатр на «Ленфильме».

Петербург цветет кинособытиями, здесь и ретроспективы, и мастер-классы, и встречи с именитыми режиссерами. Большой вклад в развитие петербургской кинокультуры вносит журнал «Сеанс». Александра Ахмадщина, руководитель отдела специальных событий журнала, рассказала «Авангарду», почему в городе до сих пор нет синематеки, можно ли проводить ретроспективы известных режиссеров без «грантовой подушки» и как удалось не раздуть скандал вокруг показа авторской версии «Нимфоманки».

Начнем с актуального, 2016-й — Год российского кино. Готовит ли журнал «Сеанс» специальные мероприятия к этому событию?

— Сейчас готовим один большой проект в расчете на поддержку комитета по культуре. Если все получится, в течение года у нас пройдет несколько серий кинопоказов архивного российского и зарубежного кино. Кроме того, в апреле планируем провести ретроспективу, посвященную великолепному русскому режиссеру Павлу Клушанцеву. Это был большой изобретатель, он первым снял выход человека в открытый космос, на его работах учились Джордж Лукас и Стэнли Кубрик. Также планируем запустить регулярную серию показов на базе разных кинотеатров.

Команда «Сеанса» уже третий год борется за создание синематеки в Петербурге. В 2013 году на Международном культурном форуме мы провели большую конференцию, которая называлась «Дети синематеки». На ней руководители ведущих музеев кино, синематек из Европы и Америки обсуждали необходимость создания архива кино и важность зрительского образования. Год спустя мы представили проект синематеки, провели открытые слушания. Но, как часто это бывает, чем прекрасней идея, тем сложней и неожиданней оказываются препятствия к ее осуществлению. Не хочется вдаваться в подробности, но можно сказать, что наш проект по превращению кинотеатра «Родина» в Петербургскую синематеку фактически заблокировал местный Союз кинематографистов. В итоге сейчас с комитетом  по культуре обсуждаем серию «синематечных» показов на разных городских площадках. Этот проект получил название «Кино в городе. Петербургская синематека».

Вы делаете упор на российское кино или на зарубежное? Разделяете свои показы?

— Нет. Несмотря на то, что у нас идет Год российского кино, зрительское образование будет, мягко говоря, неполным, если мы станем показывать только отечественные фильмы. В мире сейчас нет границ, есть единое культурное пространство. Государственные границы есть, а у искусства границ нет. Нам важно погрузить российское кино в контекст мирового кинематографа. Ведь кинематограф — это, пожалуй, единственное из искусств, которое появилось в России одновременно со всем миром. Кроме того, в результате кризиса дистрибуция мирового авторского кинематографа сейчас переживает трудные времена, а кинотеатральный репертуар состоит по большей части из поточных голливудских фильмов с редкими вкраплениями отечественных. Поколения новых зрителей воспитываются на американском кинематографе. Вопрос с предметом «отечественное кино» в школах не решен и вряд ли будет решен в  ближайшее время. Некоторые российские производители пытаются делать фильмы по голливудским лекалам — но это во многом пораженческая стратегия. У нас, к сожалению, индустрия намного менее развита, и фильм уровня «Безумного Макса», лидера прошедшей оскаровской гонки, появится в России очень нескоро.

Чтобы всерьез работать с кинотеатральным зрителем, а это очень молодые люди, нужен, конечно, системный подход. И синематечные показы — только шаг на этом пути. Но шаг очень важный. С их помощью можно и нужно рассказывать зрителю, что российское киноискусство — это часть мирового. Объяснять, чем наш кинематограф отличается от кинематографа других стран, что именно благодаря историческим, политическим, ментальным особенностям советское кино в определенный период, например, было в авангарде мирового. Вместе с проектом «Кино в городе», состоящим из циклов синематечных кинопоказов, «Сеанс» в этом году перезапускают свою Энциклопедию отечественного кино. По сути это будет современный и доступный учебник по отечественному кинематографу.

Как давно журнал сам организовывает кинопоказы?

— Четвертый год подряд «Сеанс» будет отвечать за секцию «Кино» Петербургского культурного форума. А вплотную стал заниматься кинопоказами, наверное, в 2014 году. Тогда мы организовали ретроспективу Стэнли Кубрика, на которую привезли пять фильмов и пригласили Яна Харлана, продюсера картин американского режиссера.

Но в Петербурге и так регулярно проходят ретроспективы, фестивали. Или городу все-таки не хватает мероприятий?

— Городу очевидно не хватает мероприятий, особенно хорошо организованных и содержательных кинособытий. Неслучайно в результате нашей пока еще скромной деятельности мы стали уже чуть ли не еженедельно получать запросы от посольств, консульств и дружественных кинопроизводителей, которые просят нас помочь организовать что-то. Чем мы отличаемся от других организаторов? Мы уверены в том, что фильм никогда не существует в вакууме, он всегда существует в каком-то контексте — политическом, культурном, искусствоведческом, социальном. И пытаемся сделать не просто показ фильма, но и рассказать историю вокруг этого фильма. Например, в прошлом декабре на ретроспективу Дэвида Линча приехал оператор Фредерик Элмс, который представил картины в «Авроре» и провел пятичасовой мастер-класс в первом павильоне «Ленфильма». Для нас важны создание контекста кинофильма и выход из вакуума во что-то большее. Кино хватит на всех.

В кинотеатре

На каких зрителей ориентируетесь? Например, мастер-класс с Фредериком Элмсом был сугубо для профессионалов.

— Конечно, это была абсолютно профессиональная история, рассчитанная на операторов и режиссеров. Два года назад у нас был мастер-класс «250 способов осветить женское лицо», который вел замечательный французский оператор Жан-Жак Буон, и этот мастер-класс тоже был рассчитан на профессионалов. Обе встречи прошли в рамках секции «Кино» Петербургского культурного форума, где события делятся на потоки — образовательный, деловой, публичный. Наша деятельность в течение года тоже, можно сказать, разделена на потоки. И, конечно же, мы проводим мероприятия для широкой аудитории. Трудно забыть аншлаг и очередь за билетами в кассу на показе «Брата», который открывал прошлогодний цикл «Кинопроза» в «Авроре».

Кто генерирует идеи? У вас есть команда, которая занимается организацией кинопоказов?

— Редакция журнала «Сеанс». С нами всегда Любовь Аркус, художественный руководитель и вдохновитель — даже когда она не принимает личного участия в обсуждениях, занята фондом «Выход в Петербурге» или собственным фильмом, то для всех является камертоном, таким смысловым уровнем. Ответственность за созданное ей дело, которому уже 25 лет, заставляет команду на многие вещи смотреть иначе, постоянно спрашивая себя, действительно ли то, что мы делаем, — это «Сеанс».

Сложно ли организовывать показы с формальной стороны?

— Основная сложность заключается в том, что право на показ фильма, если это зарубежная картина, покупается либо за доллары, либо за евро, а билеты в кино продаются за рубли. Поэтому без финансовой поддержки провести большое мероприятие абсолютно невозможно. Мы регулярно сотрудничаем с комитетом по культуре Петербурга, Фондом кино, Генеральными консульствами США, Кореи и с другими культурными институциями.

Мероприятия окупаются?

— Чем более интересную историю мы задумываем, тем нужней ей оказывается «грантовая подушка». Особенно это касается приезда кинематографистов из других стран в Петербург — окупить их визит без грантов, только за счет кинопоказа, почти нереально. Да и не только приездов. Если ты за собственные деньги покупаешь право на показ фильма, берешь в аренду копию, привозишь ее в Россию, растаможиваешь, переводишь, субтитрируешь, потом отправляешь назад, печатаешь афиши, буклеты — на этом почти невозможно заработать.

Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Дэвида Линча.


А как к вашим показам относятся кинотеатры? Сталкивались ли с нежеланием администрации кинотеатров проводить у себя ретроспективы?

— С кинотеатрами есть вот какая проблема — большинство из них оборудованы исключительно цифровыми проекторами, и у них нет проекторов для пленки 35 мм. Такая техника осталась в «Родине», в «Авроре» и в сети «Петербург-кино». Можно показывать фильмы с blu-ray, но мы стараемся этого не делать. Для нас существует только три формата: пленка 35 мм, dcp (цифровые копии) и пленка 16 мм. Планируя мероприятие, всегда думаем и о площадке. Например, проводя ретроспективу Дэвида Линча, выбрали кинотеатр «Аврора». Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Линча, и вообще этот кинотеатр ассоциируется у горожан с авторским кино. А для каких-то мероприятий лучшей площадкой будет «Порядок слов», куда вмещается всего 60 человек, но это будут те самые люди, для которых это событие важно.

У вас возникали проблемы с цензурой? Делали ли вы скандальные показы?

— У нас был один суперскандальный показ — авторская версия фильма «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Но публичного скандала не было — наверное, потому что мы к нему не стремились. Очень часто скандал зависит от подачи. Мы дорожим репутацией журнала, поэтому единственное, на что ориентируемся, — это собственная совесть и чувство прекрасного.

Пару лет назад вы проводили ретроспективу Уэса Андерсона, которая проходила сразу в пяти городах. Как это удалось осуществить? И что думаете о расширении границ своей деятельности?

— На расширение границ смотрим очень хорошо. Ретроспективу Андерсона делали совместно c CoolConnections, нашими партнерами из Москвы. Они проводят Amfest — фестиваль современного американского кино, ретроспектива была в его программе. «Сеанс» готовил фильмы, но распространением по городам занимались ребята из Москвы. В прошлом году мы провели фестиваль корейского кино в «Авроре», и в этом году как раз обсуждаем с консульством Кореи расширение географии фестиваля: проведение показов в разных городах Северо-Западного региона.

Какого девиза в работе придерживаетесь?

— Правила дореволюционного кинотеатра «Как в Париже» — «Неизменный принцип дирекции: идти впереди всех и идеализация синематографа».

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.

Мизери

Святочная «Мизери» в ДК Выборгский

Популярные московские актеры Евгения Добровольская и Даниил Спиваковский вновь привезли в Санкт-Петербург антрепризную постановку «Мизери» по роману Стивена Кинга, давно вошедшему в ряды классических произведений литературы ужасов. Четвертого января зрители увидели спектакль на сцене Выборгского дворца культуры. Режиссером является Нина Островская.

режиссер Владимир Глазков

Владимир Глазков: Я – за актерский театр

Театр Эстрады имени Аркадия Райкина выпустил уже третью с начала сезона 2017-2018 годов премьеру. После чудесного «Волшебного кольца» по сказкам архангельского писателя Бориса Шергина состоялось не менее чудесное перевоплощение Юрия Гальцева в драматического артиста в спектакле «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца. А совсем недавно режиссер «Дома» Владимир Глазков представил зрителям театра свою версию знаменитой комедии Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» – спектакль «Искусство жениться». Накануне премьеры мы встретились с режиссером и поговорили об Оскаре Уайльде, современном юморе, а еще – о великом Георгии Александровиче Товстоногове и легендарных ленинградских спектаклях.