Александра Ахмадщина: В Год кино нельзя показывать только отечественные фильмы

Можно ли окупить ретроспективы известных режиссеров, какие проблемы возникают с кинотеатрами и почему в Петербурге до сих пор нет синематеки? Интервью с киноведом Александрой Ахмадщиной.
Александра Ахмадщина

23 марта 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: «Сеанс»
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

100
Столько кинопоказов провел «Сеанс» в 2015 году.
Александра Ахмадщина изучала кино в Смольном институте свободных искусств и наук. Организовывала кинопоказы в международном фестивальном агентстве Tour de Film, была среди первых, кто начал проводить показы немого кино в сопровождении живой музыки, фестиваль фильмов нуар в России. Преподавала историю зарубежного кино в СПбГИКиТ. В журнале «Сеанс» работает около четырех лет. Начинала как заместитель редакционного директора, из-за роста количества мероприятий, проводимых журналом, стала заниматься созданием кинопоказов, ретроспектив, мастер-классов, выставок, лекций и творческих встреч. Лучшим фильмом про кино считает Peeping Tom Майкла Пауэлла. Любимые кинотеатры Петербурга — «Родина», «Аврора» и кинотеатр на «Ленфильме».

Петербург цветет кинособытиями, здесь и ретроспективы, и мастер-классы, и встречи с именитыми режиссерами. Большой вклад в развитие петербургской кинокультуры вносит журнал «Сеанс». Александра Ахмадщина, руководитель отдела специальных событий журнала, рассказала «Авангарду», почему в городе до сих пор нет синематеки, можно ли проводить ретроспективы известных режиссеров без «грантовой подушки» и как удалось не раздуть скандал вокруг показа авторской версии «Нимфоманки».

Начнем с актуального, 2016-й — Год российского кино. Готовит ли журнал «Сеанс» специальные мероприятия к этому событию?

— Сейчас готовим один большой проект в расчете на поддержку комитета по культуре. Если все получится, в течение года у нас пройдет несколько серий кинопоказов архивного российского и зарубежного кино. Кроме того, в апреле планируем провести ретроспективу, посвященную великолепному русскому режиссеру Павлу Клушанцеву. Это был большой изобретатель, он первым снял выход человека в открытый космос, на его работах учились Джордж Лукас и Стэнли Кубрик. Также планируем запустить регулярную серию показов на базе разных кинотеатров.

Команда «Сеанса» уже третий год борется за создание синематеки в Петербурге. В 2013 году на Международном культурном форуме мы провели большую конференцию, которая называлась «Дети синематеки». На ней руководители ведущих музеев кино, синематек из Европы и Америки обсуждали необходимость создания архива кино и важность зрительского образования. Год спустя мы представили проект синематеки, провели открытые слушания. Но, как часто это бывает, чем прекрасней идея, тем сложней и неожиданней оказываются препятствия к ее осуществлению. Не хочется вдаваться в подробности, но можно сказать, что наш проект по превращению кинотеатра «Родина» в Петербургскую синематеку фактически заблокировал местный Союз кинематографистов. В итоге сейчас с комитетом  по культуре обсуждаем серию «синематечных» показов на разных городских площадках. Этот проект получил название «Кино в городе. Петербургская синематека».

Вы делаете упор на российское кино или на зарубежное? Разделяете свои показы?

— Нет. Несмотря на то, что у нас идет Год российского кино, зрительское образование будет, мягко говоря, неполным, если мы станем показывать только отечественные фильмы. В мире сейчас нет границ, есть единое культурное пространство. Государственные границы есть, а у искусства границ нет. Нам важно погрузить российское кино в контекст мирового кинематографа. Ведь кинематограф — это, пожалуй, единственное из искусств, которое появилось в России одновременно со всем миром. Кроме того, в результате кризиса дистрибуция мирового авторского кинематографа сейчас переживает трудные времена, а кинотеатральный репертуар состоит по большей части из поточных голливудских фильмов с редкими вкраплениями отечественных. Поколения новых зрителей воспитываются на американском кинематографе. Вопрос с предметом «отечественное кино» в школах не решен и вряд ли будет решен в  ближайшее время. Некоторые российские производители пытаются делать фильмы по голливудским лекалам — но это во многом пораженческая стратегия. У нас, к сожалению, индустрия намного менее развита, и фильм уровня «Безумного Макса», лидера прошедшей оскаровской гонки, появится в России очень нескоро.

Чтобы всерьез работать с кинотеатральным зрителем, а это очень молодые люди, нужен, конечно, системный подход. И синематечные показы — только шаг на этом пути. Но шаг очень важный. С их помощью можно и нужно рассказывать зрителю, что российское киноискусство — это часть мирового. Объяснять, чем наш кинематограф отличается от кинематографа других стран, что именно благодаря историческим, политическим, ментальным особенностям советское кино в определенный период, например, было в авангарде мирового. Вместе с проектом «Кино в городе», состоящим из циклов синематечных кинопоказов, «Сеанс» в этом году перезапускают свою Энциклопедию отечественного кино. По сути это будет современный и доступный учебник по отечественному кинематографу.

Как давно журнал сам организовывает кинопоказы?

— Четвертый год подряд «Сеанс» будет отвечать за секцию «Кино» Петербургского культурного форума. А вплотную стал заниматься кинопоказами, наверное, в 2014 году. Тогда мы организовали ретроспективу Стэнли Кубрика, на которую привезли пять фильмов и пригласили Яна Харлана, продюсера картин американского режиссера.

Но в Петербурге и так регулярно проходят ретроспективы, фестивали. Или городу все-таки не хватает мероприятий?

— Городу очевидно не хватает мероприятий, особенно хорошо организованных и содержательных кинособытий. Неслучайно в результате нашей пока еще скромной деятельности мы стали уже чуть ли не еженедельно получать запросы от посольств, консульств и дружественных кинопроизводителей, которые просят нас помочь организовать что-то. Чем мы отличаемся от других организаторов? Мы уверены в том, что фильм никогда не существует в вакууме, он всегда существует в каком-то контексте — политическом, культурном, искусствоведческом, социальном. И пытаемся сделать не просто показ фильма, но и рассказать историю вокруг этого фильма. Например, в прошлом декабре на ретроспективу Дэвида Линча приехал оператор Фредерик Элмс, который представил картины в «Авроре» и провел пятичасовой мастер-класс в первом павильоне «Ленфильма». Для нас важны создание контекста кинофильма и выход из вакуума во что-то большее. Кино хватит на всех.

В кинотеатре

На каких зрителей ориентируетесь? Например, мастер-класс с Фредериком Элмсом был сугубо для профессионалов.

— Конечно, это была абсолютно профессиональная история, рассчитанная на операторов и режиссеров. Два года назад у нас был мастер-класс «250 способов осветить женское лицо», который вел замечательный французский оператор Жан-Жак Буон, и этот мастер-класс тоже был рассчитан на профессионалов. Обе встречи прошли в рамках секции «Кино» Петербургского культурного форума, где события делятся на потоки — образовательный, деловой, публичный. Наша деятельность в течение года тоже, можно сказать, разделена на потоки. И, конечно же, мы проводим мероприятия для широкой аудитории. Трудно забыть аншлаг и очередь за билетами в кассу на показе «Брата», который открывал прошлогодний цикл «Кинопроза» в «Авроре».

Кто генерирует идеи? У вас есть команда, которая занимается организацией кинопоказов?

— Редакция журнала «Сеанс». С нами всегда Любовь Аркус, художественный руководитель и вдохновитель — даже когда она не принимает личного участия в обсуждениях, занята фондом «Выход в Петербурге» или собственным фильмом, то для всех является камертоном, таким смысловым уровнем. Ответственность за созданное ей дело, которому уже 25 лет, заставляет команду на многие вещи смотреть иначе, постоянно спрашивая себя, действительно ли то, что мы делаем, — это «Сеанс».

Сложно ли организовывать показы с формальной стороны?

— Основная сложность заключается в том, что право на показ фильма, если это зарубежная картина, покупается либо за доллары, либо за евро, а билеты в кино продаются за рубли. Поэтому без финансовой поддержки провести большое мероприятие абсолютно невозможно. Мы регулярно сотрудничаем с комитетом по культуре Петербурга, Фондом кино, Генеральными консульствами США, Кореи и с другими культурными институциями.

Мероприятия окупаются?

— Чем более интересную историю мы задумываем, тем нужней ей оказывается «грантовая подушка». Особенно это касается приезда кинематографистов из других стран в Петербург — окупить их визит без грантов, только за счет кинопоказа, почти нереально. Да и не только приездов. Если ты за собственные деньги покупаешь право на показ фильма, берешь в аренду копию, привозишь ее в Россию, растаможиваешь, переводишь, субтитрируешь, потом отправляешь назад, печатаешь афиши, буклеты — на этом почти невозможно заработать.

Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Дэвида Линча.


А как к вашим показам относятся кинотеатры? Сталкивались ли с нежеланием администрации кинотеатров проводить у себя ретроспективы?

— С кинотеатрами есть вот какая проблема — большинство из них оборудованы исключительно цифровыми проекторами, и у них нет проекторов для пленки 35 мм. Такая техника осталась в «Родине», в «Авроре» и в сети «Петербург-кино». Можно показывать фильмы с blu-ray, но мы стараемся этого не делать. Для нас существует только три формата: пленка 35 мм, dcp (цифровые копии) и пленка 16 мм. Планируя мероприятие, всегда думаем и о площадке. Например, проводя ретроспективу Дэвида Линча, выбрали кинотеатр «Аврора». Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Линча, и вообще этот кинотеатр ассоциируется у горожан с авторским кино. А для каких-то мероприятий лучшей площадкой будет «Порядок слов», куда вмещается всего 60 человек, но это будут те самые люди, для которых это событие важно.

У вас возникали проблемы с цензурой? Делали ли вы скандальные показы?

— У нас был один суперскандальный показ — авторская версия фильма «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Но публичного скандала не было — наверное, потому что мы к нему не стремились. Очень часто скандал зависит от подачи. Мы дорожим репутацией журнала, поэтому единственное, на что ориентируемся, — это собственная совесть и чувство прекрасного.

Пару лет назад вы проводили ретроспективу Уэса Андерсона, которая проходила сразу в пяти городах. Как это удалось осуществить? И что думаете о расширении границ своей деятельности?

— На расширение границ смотрим очень хорошо. Ретроспективу Андерсона делали совместно c CoolConnections, нашими партнерами из Москвы. Они проводят Amfest — фестиваль современного американского кино, ретроспектива была в его программе. «Сеанс» готовил фильмы, но распространением по городам занимались ребята из Москвы. В прошлом году мы провели фестиваль корейского кино в «Авроре», и в этом году как раз обсуждаем с консульством Кореи расширение географии фестиваля: проведение показов в разных городах Северо-Западного региона.

Какого девиза в работе придерживаетесь?

— Правила дореволюционного кинотеатра «Как в Париже» — «Неизменный принцип дирекции: идти впереди всех и идеализация синематографа».

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.