Александра Ахмадщина: В Год кино нельзя показывать только отечественные фильмы

Можно ли окупить ретроспективы известных режиссеров, какие проблемы возникают с кинотеатрами и почему в Петербурге до сих пор нет синематеки? Интервью с киноведом Александрой Ахмадщиной.
Александра Ахмадщина

23 марта 2016.
Текст: Эмилия Небоженко, фото: «Сеанс»
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , , , , .

100
Столько кинопоказов провел «Сеанс» в 2015 году.
Александра Ахмадщина изучала кино в Смольном институте свободных искусств и наук. Организовывала кинопоказы в международном фестивальном агентстве Tour de Film, была среди первых, кто начал проводить показы немого кино в сопровождении живой музыки, фестиваль фильмов нуар в России. Преподавала историю зарубежного кино в СПбГИКиТ. В журнале «Сеанс» работает около четырех лет. Начинала как заместитель редакционного директора, из-за роста количества мероприятий, проводимых журналом, стала заниматься созданием кинопоказов, ретроспектив, мастер-классов, выставок, лекций и творческих встреч. Лучшим фильмом про кино считает Peeping Tom Майкла Пауэлла. Любимые кинотеатры Петербурга — «Родина», «Аврора» и кинотеатр на «Ленфильме».

Петербург цветет кинособытиями, здесь и ретроспективы, и мастер-классы, и встречи с именитыми режиссерами. Большой вклад в развитие петербургской кинокультуры вносит журнал «Сеанс». Александра Ахмадщина, руководитель отдела специальных событий журнала, рассказала «Авангарду», почему в городе до сих пор нет синематеки, можно ли проводить ретроспективы известных режиссеров без «грантовой подушки» и как удалось не раздуть скандал вокруг показа авторской версии «Нимфоманки».

Начнем с актуального, 2016-й — Год российского кино. Готовит ли журнал «Сеанс» специальные мероприятия к этому событию?

— Сейчас готовим один большой проект в расчете на поддержку комитета по культуре. Если все получится, в течение года у нас пройдет несколько серий кинопоказов архивного российского и зарубежного кино. Кроме того, в апреле планируем провести ретроспективу, посвященную великолепному русскому режиссеру Павлу Клушанцеву. Это был большой изобретатель, он первым снял выход человека в открытый космос, на его работах учились Джордж Лукас и Стэнли Кубрик. Также планируем запустить регулярную серию показов на базе разных кинотеатров.

Команда «Сеанса» уже третий год борется за создание синематеки в Петербурге. В 2013 году на Международном культурном форуме мы провели большую конференцию, которая называлась «Дети синематеки». На ней руководители ведущих музеев кино, синематек из Европы и Америки обсуждали необходимость создания архива кино и важность зрительского образования. Год спустя мы представили проект синематеки, провели открытые слушания. Но, как часто это бывает, чем прекрасней идея, тем сложней и неожиданней оказываются препятствия к ее осуществлению. Не хочется вдаваться в подробности, но можно сказать, что наш проект по превращению кинотеатра «Родина» в Петербургскую синематеку фактически заблокировал местный Союз кинематографистов. В итоге сейчас с комитетом  по культуре обсуждаем серию «синематечных» показов на разных городских площадках. Этот проект получил название «Кино в городе. Петербургская синематека».

Вы делаете упор на российское кино или на зарубежное? Разделяете свои показы?

— Нет. Несмотря на то, что у нас идет Год российского кино, зрительское образование будет, мягко говоря, неполным, если мы станем показывать только отечественные фильмы. В мире сейчас нет границ, есть единое культурное пространство. Государственные границы есть, а у искусства границ нет. Нам важно погрузить российское кино в контекст мирового кинематографа. Ведь кинематограф — это, пожалуй, единственное из искусств, которое появилось в России одновременно со всем миром. Кроме того, в результате кризиса дистрибуция мирового авторского кинематографа сейчас переживает трудные времена, а кинотеатральный репертуар состоит по большей части из поточных голливудских фильмов с редкими вкраплениями отечественных. Поколения новых зрителей воспитываются на американском кинематографе. Вопрос с предметом «отечественное кино» в школах не решен и вряд ли будет решен в  ближайшее время. Некоторые российские производители пытаются делать фильмы по голливудским лекалам — но это во многом пораженческая стратегия. У нас, к сожалению, индустрия намного менее развита, и фильм уровня «Безумного Макса», лидера прошедшей оскаровской гонки, появится в России очень нескоро.

Чтобы всерьез работать с кинотеатральным зрителем, а это очень молодые люди, нужен, конечно, системный подход. И синематечные показы — только шаг на этом пути. Но шаг очень важный. С их помощью можно и нужно рассказывать зрителю, что российское киноискусство — это часть мирового. Объяснять, чем наш кинематограф отличается от кинематографа других стран, что именно благодаря историческим, политическим, ментальным особенностям советское кино в определенный период, например, было в авангарде мирового. Вместе с проектом «Кино в городе», состоящим из циклов синематечных кинопоказов, «Сеанс» в этом году перезапускают свою Энциклопедию отечественного кино. По сути это будет современный и доступный учебник по отечественному кинематографу.

Как давно журнал сам организовывает кинопоказы?

— Четвертый год подряд «Сеанс» будет отвечать за секцию «Кино» Петербургского культурного форума. А вплотную стал заниматься кинопоказами, наверное, в 2014 году. Тогда мы организовали ретроспективу Стэнли Кубрика, на которую привезли пять фильмов и пригласили Яна Харлана, продюсера картин американского режиссера.

Но в Петербурге и так регулярно проходят ретроспективы, фестивали. Или городу все-таки не хватает мероприятий?

— Городу очевидно не хватает мероприятий, особенно хорошо организованных и содержательных кинособытий. Неслучайно в результате нашей пока еще скромной деятельности мы стали уже чуть ли не еженедельно получать запросы от посольств, консульств и дружественных кинопроизводителей, которые просят нас помочь организовать что-то. Чем мы отличаемся от других организаторов? Мы уверены в том, что фильм никогда не существует в вакууме, он всегда существует в каком-то контексте — политическом, культурном, искусствоведческом, социальном. И пытаемся сделать не просто показ фильма, но и рассказать историю вокруг этого фильма. Например, в прошлом декабре на ретроспективу Дэвида Линча приехал оператор Фредерик Элмс, который представил картины в «Авроре» и провел пятичасовой мастер-класс в первом павильоне «Ленфильма». Для нас важны создание контекста кинофильма и выход из вакуума во что-то большее. Кино хватит на всех.

В кинотеатре

На каких зрителей ориентируетесь? Например, мастер-класс с Фредериком Элмсом был сугубо для профессионалов.

— Конечно, это была абсолютно профессиональная история, рассчитанная на операторов и режиссеров. Два года назад у нас был мастер-класс «250 способов осветить женское лицо», который вел замечательный французский оператор Жан-Жак Буон, и этот мастер-класс тоже был рассчитан на профессионалов. Обе встречи прошли в рамках секции «Кино» Петербургского культурного форума, где события делятся на потоки — образовательный, деловой, публичный. Наша деятельность в течение года тоже, можно сказать, разделена на потоки. И, конечно же, мы проводим мероприятия для широкой аудитории. Трудно забыть аншлаг и очередь за билетами в кассу на показе «Брата», который открывал прошлогодний цикл «Кинопроза» в «Авроре».

Кто генерирует идеи? У вас есть команда, которая занимается организацией кинопоказов?

— Редакция журнала «Сеанс». С нами всегда Любовь Аркус, художественный руководитель и вдохновитель — даже когда она не принимает личного участия в обсуждениях, занята фондом «Выход в Петербурге» или собственным фильмом, то для всех является камертоном, таким смысловым уровнем. Ответственность за созданное ей дело, которому уже 25 лет, заставляет команду на многие вещи смотреть иначе, постоянно спрашивая себя, действительно ли то, что мы делаем, — это «Сеанс».

Сложно ли организовывать показы с формальной стороны?

— Основная сложность заключается в том, что право на показ фильма, если это зарубежная картина, покупается либо за доллары, либо за евро, а билеты в кино продаются за рубли. Поэтому без финансовой поддержки провести большое мероприятие абсолютно невозможно. Мы регулярно сотрудничаем с комитетом по культуре Петербурга, Фондом кино, Генеральными консульствами США, Кореи и с другими культурными институциями.

Мероприятия окупаются?

— Чем более интересную историю мы задумываем, тем нужней ей оказывается «грантовая подушка». Особенно это касается приезда кинематографистов из других стран в Петербург — окупить их визит без грантов, только за счет кинопоказа, почти нереально. Да и не только приездов. Если ты за собственные деньги покупаешь право на показ фильма, берешь в аренду копию, привозишь ее в Россию, растаможиваешь, переводишь, субтитрируешь, потом отправляешь назад, печатаешь афиши, буклеты — на этом почти невозможно заработать.

Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Дэвида Линча.


А как к вашим показам относятся кинотеатры? Сталкивались ли с нежеланием администрации кинотеатров проводить у себя ретроспективы?

— С кинотеатрами есть вот какая проблема — большинство из них оборудованы исключительно цифровыми проекторами, и у них нет проекторов для пленки 35 мм. Такая техника осталась в «Родине», в «Авроре» и в сети «Петербург-кино». Можно показывать фильмы с blu-ray, но мы стараемся этого не делать. Для нас существует только три формата: пленка 35 мм, dcp (цифровые копии) и пленка 16 мм. Планируя мероприятие, всегда думаем и о площадке. Например, проводя ретроспективу Дэвида Линча, выбрали кинотеатр «Аврора». Его интерьер напоминал зрителю атмосферу фильмов Линча, и вообще этот кинотеатр ассоциируется у горожан с авторским кино. А для каких-то мероприятий лучшей площадкой будет «Порядок слов», куда вмещается всего 60 человек, но это будут те самые люди, для которых это событие важно.

У вас возникали проблемы с цензурой? Делали ли вы скандальные показы?

— У нас был один суперскандальный показ — авторская версия фильма «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Но публичного скандала не было — наверное, потому что мы к нему не стремились. Очень часто скандал зависит от подачи. Мы дорожим репутацией журнала, поэтому единственное, на что ориентируемся, — это собственная совесть и чувство прекрасного.

Пару лет назад вы проводили ретроспективу Уэса Андерсона, которая проходила сразу в пяти городах. Как это удалось осуществить? И что думаете о расширении границ своей деятельности?

— На расширение границ смотрим очень хорошо. Ретроспективу Андерсона делали совместно c CoolConnections, нашими партнерами из Москвы. Они проводят Amfest — фестиваль современного американского кино, ретроспектива была в его программе. «Сеанс» готовил фильмы, но распространением по городам занимались ребята из Москвы. В прошлом году мы провели фестиваль корейского кино в «Авроре», и в этом году как раз обсуждаем с консульством Кореи расширение географии фестиваля: проведение показов в разных городах Северо-Западного региона.

Какого девиза в работе придерживаетесь?

— Правила дореволюционного кинотеатра «Как в Париже» — «Неизменный принцип дирекции: идти впереди всех и идеализация синематографа».

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Ирина Ярославцева

Ирина Ярославцева: «Музыки мира» будут звучать в Шереметевском квартале

Этнический фестиваль «Музыки мира» пройдет в Шереметевском дворце – Музее музыки 11 и 12 августа уже в третий раз. Художественный руководитель фестиваля Ирина Ярославцева рассказала «Петербургскому авангарду», зачем академическому музею этно-рок и этно-джаз на открытом воздухе, кого хочет слышать широкая публика, и что нужно сделать на фестивале своими руками.