Александр Цыпкин: Петербург — город, который хорош без людей

Он — коренной петербуржец. Работал пиарщиком, достиг в этой области успеха. Вдруг кардинально сменил сферу деятельности, став автором бестселлера, самой продаваемой книги 2015 года «Женщины непреклонного возраста». Занялся литературой, театральными выступлениями и созданием сценариев к фильмам. Недавно он сменил еще и место жительства, переехав в Москву. Почему же из этого города, Северной Пальмиры, Культурной столицы столь часто уезжают активные и успешные? О Санкт-Петербурге и его печальной красоте, о петербуржцах и петербургском снобизме корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с Александром Цыпкиным.
Александр Цыпкин

22 марта 2018.
Беседовала Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами гастролей «Беспринцыпных чтений».
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: , .

Вы недавно уехали из Санкт-Петербурга. А Ваше отношение к родному городу — какое оно сегодня?

Петербург, конечно, город особенный. Такого другого больше в России нет. Как мне кажется, он не очень российский город: чужд российскому менталитету, даже в российской истории несколько особняком. Он здесь чужой, он искусственный, построен фактически назло. И мало кто помнит, что на территории Санкт-Петербурга за 100-200 лет до его основания были шведские Ландскрона и Ниеншанц, и располагались они прямо на месте будущей петровской столицы. Об этом забывают и остается лишь небольшая легенда о том, что пришел царь, полный дум, на пустынный берег…

Что в есть мощного в этом городе — так это экзистенциальная печаль и тоска, которая существует внутри каждого петербуржца. Мы знаем, что все пройдет, что ничего не изменится. Даже те творческие личности, которые переезжают в Петербург, драматичны. Кто приехал сюда и стал символом города? Юрий Шевчкук со своими абсолютно душераздирающими песнями. Ульяна Лопаткина, гений именно драматического танца. Петербург таких любит. Он не то, чтобы грустный. Он как-то отрезвляет. У меня есть описание Петербурга, где сказано, что это — город, который хорош без людей. Он невероятно красив без людей, в отличие от Лондона, Парижа или Нью Йорка. Мы ему не очень нужны.

Александр Цыпкин

Петербуржцы часто подчеркивают, что отличаются от жителей других городов России. А Вы с этим согласны?

Есть в нашем городе отличительные особенности, которые, как мне кажется, влияют даже на политическую ситуацию. Например, Санкт-Петербург — город, с точки зрения элиты, не очень большой. У нас, например, десять-двадцать тысяч человек, которые играют важные роли, занимают какие-то значимые посты. И занимают их годами, десятилетиями. В отличие от Москвы, где таких людей сотни тысяч.

И это диктует особые правила поведения?

Да, в Санкт-Петербурге невозможно ни с кем поругаться. Потому что, например, есть один директор Эрмитажа, гениальный и замечательный. Он очень давно на своем посту и, к счастью для нас, не меняется. И Эрмитаж — один. Есть у нас несколько театров. Там тоже не часто что-то меняется. Есть два-три издания, и там тоже редакторы не часто меняются. То же самое касается школ, детских садов, поликлиник, кладбищ и всего остального. Поэтому в нашем городе невозможно не думать о долгосрочных последствиях своих поступков. Но справедливости ради, надо сказать, что петербуржцы и так стараются никому гадостей не делать.

А в Москве постоянно все меняется. Поэтому многие думают, что в столице можно чуть-чуть подставить, обмануть. С одним человеком испортишь отношения, но есть еще тысячи других. Музеев много, театров много, изданий много, школ и кладбищ.

Петербуржцы еще и несколько инертны, поэтому не пытаются находить альтернативные пути, чтобы задавить конкурентов.

Тогда почему люди уезжают из города?

В Москве — деньги, и менталитет денежный — тоже. В Питере не выживают ни дорогие рестораны, ни роскошные салоны красоты. Роскошь не приживается в принципе. Вот ДЛТ с трудом борется за существование. В нашем городе есть пять-шесть домов, в которых можно найти приличные квартиры. В Москве их сотни, если не тысячи. И деньги влекут за собой все остальное.

Александр Цыпкин

То есть у определенной части петербуржцев запросы все-таки растут?

Конечно: когда мы понимаем, что уперлись в потолок, то собираемся и уезжаем в Москву. Уезжают самые активные — те, кому тесно в городе. Зато именно поэтому в Санкт-Петербурге его уникальная атмосфера сохраняется. И это, видимо, хорошо, поскольку гонка за благополучием не обязательно приводит к чему-то хорошему.

Но зато на сегодняшний день лучшие электронные тусовки, безусловно, проходят в Питере. Меня все время зовут и в клубы, и на закрытые вечеринки. В Москве такого немного.


Беспринцыпные чтения

Уже в понедельник, 26 марта (20:00), в Театре на литейном (Литейный проспект, 51) состоятся «БеспринцЫпные чтения» по произведениям Александра Цыпкина. В чтениях примет участие сам автор и актриса Анна Михалкова. Подробности можно найти здесь.

Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста» Александра Цыпикина по сути является печатной версией историй, опубликованных в социальных сетях. Издание стало самой продаваемой сатирической книгой России в 2015 году. Она заняла первое место в рейтинге российской прозы сети книжных магазинов «Москва» и держится в топ-20 до сих пор, что стало российским рекордом.

В декабре 2017 вышел второй сборник Цыпкина «Дом до свиданий», который моментально занял первое место в том же рейтинге. Рассказы, помимо самого автора, которого отличает особая манера исполнения, читают со сцены такие актеры как: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Катерина Шпица, Ингеборга Дапкунйте, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Николай Фоменко, Михаил Горевой, Полина Толстун, Дмитрий Чеботарев, Петр Семак и другие.

Вечера под названием «БеспринцЫпные чтения», в которых принимает участие как сам автор, так и ряд известных российских писателей, проходят с аншлагами в «Гоголь-центре», МДТ — Театре Европы, Электротеатре «Станиславский», а также на площадках Лондона, Парижа, Тель-Авива, Нью-Йорка, Вашингтона, Торонто и других городов. Недавно к творчеству автора обратились кинематографисты — по его сценарию снята одна из новелл фильма «Про любовь. Только для взрослых» режиссера и продюсера Анны Меликян. Роли в новелле исполнили Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Тина Далакишвили. А короткометражный фильм «Прощай, любимый» с Ксенией Раппопорт в главной роли занял первое место в неофициальном зачете в рамках благотворительного фестиваля-аукциона Action.

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.