Александр Цыпкин: Петербург — город, который хорош без людей

Он — коренной петербуржец. Работал пиарщиком, достиг в этой области успеха. Вдруг кардинально сменил сферу деятельности, став автором бестселлера, самой продаваемой книги 2015 года «Женщины непреклонного возраста». Занялся литературой, театральными выступлениями и созданием сценариев к фильмам. Недавно он сменил еще и место жительства, переехав в Москву. Почему же из этого города, Северной Пальмиры, Культурной столицы столь часто уезжают активные и успешные? О Санкт-Петербурге и его печальной красоте, о петербуржцах и петербургском снобизме корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с Александром Цыпкиным.
Александр Цыпкин

22 марта 2018.
Беседовала Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами гастролей «Беспринцыпных чтений».
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: , .

Вы недавно уехали из Санкт-Петербурга. А Ваше отношение к родному городу — какое оно сегодня?

Петербург, конечно, город особенный. Такого другого больше в России нет. Как мне кажется, он не очень российский город: чужд российскому менталитету, даже в российской истории несколько особняком. Он здесь чужой, он искусственный, построен фактически назло. И мало кто помнит, что на территории Санкт-Петербурга за 100-200 лет до его основания были шведские Ландскрона и Ниеншанц, и располагались они прямо на месте будущей петровской столицы. Об этом забывают и остается лишь небольшая легенда о том, что пришел царь, полный дум, на пустынный берег…

Что в есть мощного в этом городе — так это экзистенциальная печаль и тоска, которая существует внутри каждого петербуржца. Мы знаем, что все пройдет, что ничего не изменится. Даже те творческие личности, которые переезжают в Петербург, драматичны. Кто приехал сюда и стал символом города? Юрий Шевчкук со своими абсолютно душераздирающими песнями. Ульяна Лопаткина, гений именно драматического танца. Петербург таких любит. Он не то, чтобы грустный. Он как-то отрезвляет. У меня есть описание Петербурга, где сказано, что это — город, который хорош без людей. Он невероятно красив без людей, в отличие от Лондона, Парижа или Нью Йорка. Мы ему не очень нужны.

Александр Цыпкин

Петербуржцы часто подчеркивают, что отличаются от жителей других городов России. А Вы с этим согласны?

Есть в нашем городе отличительные особенности, которые, как мне кажется, влияют даже на политическую ситуацию. Например, Санкт-Петербург — город, с точки зрения элиты, не очень большой. У нас, например, десять-двадцать тысяч человек, которые играют важные роли, занимают какие-то значимые посты. И занимают их годами, десятилетиями. В отличие от Москвы, где таких людей сотни тысяч.

И это диктует особые правила поведения?

Да, в Санкт-Петербурге невозможно ни с кем поругаться. Потому что, например, есть один директор Эрмитажа, гениальный и замечательный. Он очень давно на своем посту и, к счастью для нас, не меняется. И Эрмитаж — один. Есть у нас несколько театров. Там тоже не часто что-то меняется. Есть два-три издания, и там тоже редакторы не часто меняются. То же самое касается школ, детских садов, поликлиник, кладбищ и всего остального. Поэтому в нашем городе невозможно не думать о долгосрочных последствиях своих поступков. Но справедливости ради, надо сказать, что петербуржцы и так стараются никому гадостей не делать.

А в Москве постоянно все меняется. Поэтому многие думают, что в столице можно чуть-чуть подставить, обмануть. С одним человеком испортишь отношения, но есть еще тысячи других. Музеев много, театров много, изданий много, школ и кладбищ.

Петербуржцы еще и несколько инертны, поэтому не пытаются находить альтернативные пути, чтобы задавить конкурентов.

Тогда почему люди уезжают из города?

В Москве — деньги, и менталитет денежный — тоже. В Питере не выживают ни дорогие рестораны, ни роскошные салоны красоты. Роскошь не приживается в принципе. Вот ДЛТ с трудом борется за существование. В нашем городе есть пять-шесть домов, в которых можно найти приличные квартиры. В Москве их сотни, если не тысячи. И деньги влекут за собой все остальное.

Александр Цыпкин

То есть у определенной части петербуржцев запросы все-таки растут?

Конечно: когда мы понимаем, что уперлись в потолок, то собираемся и уезжаем в Москву. Уезжают самые активные — те, кому тесно в городе. Зато именно поэтому в Санкт-Петербурге его уникальная атмосфера сохраняется. И это, видимо, хорошо, поскольку гонка за благополучием не обязательно приводит к чему-то хорошему.

Но зато на сегодняшний день лучшие электронные тусовки, безусловно, проходят в Питере. Меня все время зовут и в клубы, и на закрытые вечеринки. В Москве такого немного.


Беспринцыпные чтения

Уже в понедельник, 26 марта (20:00), в Театре на литейном (Литейный проспект, 51) состоятся «БеспринцЫпные чтения» по произведениям Александра Цыпкина. В чтениях примет участие сам автор и актриса Анна Михалкова. Подробности можно найти здесь.

Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста» Александра Цыпикина по сути является печатной версией историй, опубликованных в социальных сетях. Издание стало самой продаваемой сатирической книгой России в 2015 году. Она заняла первое место в рейтинге российской прозы сети книжных магазинов «Москва» и держится в топ-20 до сих пор, что стало российским рекордом.

В декабре 2017 вышел второй сборник Цыпкина «Дом до свиданий», который моментально занял первое место в том же рейтинге. Рассказы, помимо самого автора, которого отличает особая манера исполнения, читают со сцены такие актеры как: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Катерина Шпица, Ингеборга Дапкунйте, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Николай Фоменко, Михаил Горевой, Полина Толстун, Дмитрий Чеботарев, Петр Семак и другие.

Вечера под названием «БеспринцЫпные чтения», в которых принимает участие как сам автор, так и ряд известных российских писателей, проходят с аншлагами в «Гоголь-центре», МДТ — Театре Европы, Электротеатре «Станиславский», а также на площадках Лондона, Парижа, Тель-Авива, Нью-Йорка, Вашингтона, Торонто и других городов. Недавно к творчеству автора обратились кинематографисты — по его сценарию снята одна из новелл фильма «Про любовь. Только для взрослых» режиссера и продюсера Анны Меликян. Роли в новелле исполнили Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Тина Далакишвили. А короткометражный фильм «Прощай, любимый» с Ксенией Раппопорт в главной роли занял первое место в неофициальном зачете в рамках благотворительного фестиваля-аукциона Action.

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.