Александр Цыпкин: Петербург — город, который хорош без людей

Он — коренной петербуржец. Работал пиарщиком, достиг в этой области успеха. Вдруг кардинально сменил сферу деятельности, став автором бестселлера, самой продаваемой книги 2015 года «Женщины непреклонного возраста». Занялся литературой, театральными выступлениями и созданием сценариев к фильмам. Недавно он сменил еще и место жительства, переехав в Москву. Почему же из этого города, Северной Пальмиры, Культурной столицы столь часто уезжают активные и успешные? О Санкт-Петербурге и его печальной красоте, о петербуржцах и петербургском снобизме корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с Александром Цыпкиным.
Александр Цыпкин

22 марта 2018.
Беседовала Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами гастролей «Беспринцыпных чтений».
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: , .

Вы недавно уехали из Санкт-Петербурга. А Ваше отношение к родному городу — какое оно сегодня?

Петербург, конечно, город особенный. Такого другого больше в России нет. Как мне кажется, он не очень российский город: чужд российскому менталитету, даже в российской истории несколько особняком. Он здесь чужой, он искусственный, построен фактически назло. И мало кто помнит, что на территории Санкт-Петербурга за 100-200 лет до его основания были шведские Ландскрона и Ниеншанц, и располагались они прямо на месте будущей петровской столицы. Об этом забывают и остается лишь небольшая легенда о том, что пришел царь, полный дум, на пустынный берег…

Что в есть мощного в этом городе — так это экзистенциальная печаль и тоска, которая существует внутри каждого петербуржца. Мы знаем, что все пройдет, что ничего не изменится. Даже те творческие личности, которые переезжают в Петербург, драматичны. Кто приехал сюда и стал символом города? Юрий Шевчкук со своими абсолютно душераздирающими песнями. Ульяна Лопаткина, гений именно драматического танца. Петербург таких любит. Он не то, чтобы грустный. Он как-то отрезвляет. У меня есть описание Петербурга, где сказано, что это — город, который хорош без людей. Он невероятно красив без людей, в отличие от Лондона, Парижа или Нью Йорка. Мы ему не очень нужны.

Александр Цыпкин

Петербуржцы часто подчеркивают, что отличаются от жителей других городов России. А Вы с этим согласны?

Есть в нашем городе отличительные особенности, которые, как мне кажется, влияют даже на политическую ситуацию. Например, Санкт-Петербург — город, с точки зрения элиты, не очень большой. У нас, например, десять-двадцать тысяч человек, которые играют важные роли, занимают какие-то значимые посты. И занимают их годами, десятилетиями. В отличие от Москвы, где таких людей сотни тысяч.

И это диктует особые правила поведения?

Да, в Санкт-Петербурге невозможно ни с кем поругаться. Потому что, например, есть один директор Эрмитажа, гениальный и замечательный. Он очень давно на своем посту и, к счастью для нас, не меняется. И Эрмитаж — один. Есть у нас несколько театров. Там тоже не часто что-то меняется. Есть два-три издания, и там тоже редакторы не часто меняются. То же самое касается школ, детских садов, поликлиник, кладбищ и всего остального. Поэтому в нашем городе невозможно не думать о долгосрочных последствиях своих поступков. Но справедливости ради, надо сказать, что петербуржцы и так стараются никому гадостей не делать.

А в Москве постоянно все меняется. Поэтому многие думают, что в столице можно чуть-чуть подставить, обмануть. С одним человеком испортишь отношения, но есть еще тысячи других. Музеев много, театров много, изданий много, школ и кладбищ.

Петербуржцы еще и несколько инертны, поэтому не пытаются находить альтернативные пути, чтобы задавить конкурентов.

Тогда почему люди уезжают из города?

В Москве — деньги, и менталитет денежный — тоже. В Питере не выживают ни дорогие рестораны, ни роскошные салоны красоты. Роскошь не приживается в принципе. Вот ДЛТ с трудом борется за существование. В нашем городе есть пять-шесть домов, в которых можно найти приличные квартиры. В Москве их сотни, если не тысячи. И деньги влекут за собой все остальное.

Александр Цыпкин

То есть у определенной части петербуржцев запросы все-таки растут?

Конечно: когда мы понимаем, что уперлись в потолок, то собираемся и уезжаем в Москву. Уезжают самые активные — те, кому тесно в городе. Зато именно поэтому в Санкт-Петербурге его уникальная атмосфера сохраняется. И это, видимо, хорошо, поскольку гонка за благополучием не обязательно приводит к чему-то хорошему.

Но зато на сегодняшний день лучшие электронные тусовки, безусловно, проходят в Питере. Меня все время зовут и в клубы, и на закрытые вечеринки. В Москве такого немного.


Беспринцыпные чтения

Уже в понедельник, 26 марта (20:00), в Театре на литейном (Литейный проспект, 51) состоятся «БеспринцЫпные чтения» по произведениям Александра Цыпкина. В чтениях примет участие сам автор и актриса Анна Михалкова. Подробности можно найти здесь.

Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста» Александра Цыпикина по сути является печатной версией историй, опубликованных в социальных сетях. Издание стало самой продаваемой сатирической книгой России в 2015 году. Она заняла первое место в рейтинге российской прозы сети книжных магазинов «Москва» и держится в топ-20 до сих пор, что стало российским рекордом.

В декабре 2017 вышел второй сборник Цыпкина «Дом до свиданий», который моментально занял первое место в том же рейтинге. Рассказы, помимо самого автора, которого отличает особая манера исполнения, читают со сцены такие актеры как: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Катерина Шпица, Ингеборга Дапкунйте, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Николай Фоменко, Михаил Горевой, Полина Толстун, Дмитрий Чеботарев, Петр Семак и другие.

Вечера под названием «БеспринцЫпные чтения», в которых принимает участие как сам автор, так и ряд известных российских писателей, проходят с аншлагами в «Гоголь-центре», МДТ — Театре Европы, Электротеатре «Станиславский», а также на площадках Лондона, Парижа, Тель-Авива, Нью-Йорка, Вашингтона, Торонто и других городов. Недавно к творчеству автора обратились кинематографисты — по его сценарию снята одна из новелл фильма «Про любовь. Только для взрослых» режиссера и продюсера Анны Меликян. Роли в новелле исполнили Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Тина Далакишвили. А короткометражный фильм «Прощай, любимый» с Ксенией Раппопорт в главной роли занял первое место в неофициальном зачете в рамках благотворительного фестиваля-аукциона Action.

Алексей Архиповский

Алексей Архиповский: Мои послания — в звуках

Музыкант Алексей Архиповский — уникальный балалаечник-виртуоз, услышать которого — большое счастье для поклонников как этнической, так и джазовой музыки. «Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и трехструнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает мурашки по коже», — написал критик издания De Volkskrant (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour в Гронингене, в августе 2006 года.

Выставка Братья Морозовы

Братья Морозовы в Галерее памяти

С 21 июня в залах Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Ивана и Михаила Морозовых в Главном штабе Эрмитажа открыта выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В состав экспозиции вошло более сотни великих художественных произведений из Эрмитажа и 31 картина из Государственного музея имени Пушкина, собранные Морозовыми. Посетить экспозицию можно до 6 октября 2019 года.

Владимир Рекшан

«Сайгон» вернулся в Radisson

Вечеринкой с выступлением группы «Санкт-Петербург» открылась выставка Первого национального музея рок-музыки. Площадкой экспозиции стало помещение легендарного кафетерия «Сайгон», которое теперь занимает бар Radisson Royal St. Petersburg. Выставка продлится на первом этаже здания отеля на Невском проспекте, 49/2, до конца июля. Вход — свободный.

писатель Сергей Арно

Сергей Арно: Мы гибнем в океане книг

Премия имени братьев Стругацких существует уже 21 год. За это время поменялось многое. Ушел из жизни Борис Натанович, являвшийся ее главным учредителем. Но медаль в форме семигранной гайки продолжают вручать несмотря на санкции, кризисы и смену государственных лидеров. Награду получили десятки известных писателей, среди которых Михаил Веллер, Виктор Пелевин, Кир Булычев, Александр Житинский, Дмитрий Быков, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Михаил Успенский и другие.

Театр Моссовета, Не все коту масленица, ЛОФТ

Пять вечеров петербургского LOFT

В Петербурге развернулась всемирная Театральная олимпиада, собравшая лучшие театры и спектакли в одном городе. «Петербургский авангард» хотел бы напомнить, что театральная сцена нашего города хороша уже тем, что на ней круглый год можно увидеть подлинные таланты и выдающиеся постановки. Одним из предвестников Театральной олимпиады стал Международный ленинградский областной фестиваль театров — сокращенно ЛОФТ (LOFT). Он состоялся еще в апреле, и заслуга его в том, что зрители Северной столицы узнали про невероятные, изумительные театры, существующие за пределами Москвы и Петербурга…

Апраксин двор

Апраксин двор — чрево города

Апраксин двор — странное сочетание совершенной архитектуры и прибежища босяков в центре Северной столицы. За последние годы он стал самостоятельным культурным явлением. Конец весны и начало лета текущего года были ознаменованы очередным обещанием городской администрации закрыть этот легендарный торговый комплекс.