Александр Цыпкин: Петербург — город, который хорош без людей

Он — коренной петербуржец. Работал пиарщиком, достиг в этой области успеха. Вдруг кардинально сменил сферу деятельности, став автором бестселлера, самой продаваемой книги 2015 года «Женщины непреклонного возраста». Занялся литературой, театральными выступлениями и созданием сценариев к фильмам. Недавно он сменил еще и место жительства, переехав в Москву. Почему же из этого города, Северной Пальмиры, Культурной столицы столь часто уезжают активные и успешные? О Санкт-Петербурге и его печальной красоте, о петербуржцах и петербургском снобизме корреспондент «Петербургского авангарда» поговорил с Александром Цыпкиным.
Александр Цыпкин

22 марта 2018.
Беседовала Юлия Иванова. Фотографии предоставлены организаторами гастролей «Беспринцыпных чтений».
Рубрика: Литература Театры / музыка. Тэги: , .

Вы недавно уехали из Санкт-Петербурга. А Ваше отношение к родному городу — какое оно сегодня?

Петербург, конечно, город особенный. Такого другого больше в России нет. Как мне кажется, он не очень российский город: чужд российскому менталитету, даже в российской истории несколько особняком. Он здесь чужой, он искусственный, построен фактически назло. И мало кто помнит, что на территории Санкт-Петербурга за 100-200 лет до его основания были шведские Ландскрона и Ниеншанц, и располагались они прямо на месте будущей петровской столицы. Об этом забывают и остается лишь небольшая легенда о том, что пришел царь, полный дум, на пустынный берег…

Что в есть мощного в этом городе — так это экзистенциальная печаль и тоска, которая существует внутри каждого петербуржца. Мы знаем, что все пройдет, что ничего не изменится. Даже те творческие личности, которые переезжают в Петербург, драматичны. Кто приехал сюда и стал символом города? Юрий Шевчкук со своими абсолютно душераздирающими песнями. Ульяна Лопаткина, гений именно драматического танца. Петербург таких любит. Он не то, чтобы грустный. Он как-то отрезвляет. У меня есть описание Петербурга, где сказано, что это — город, который хорош без людей. Он невероятно красив без людей, в отличие от Лондона, Парижа или Нью Йорка. Мы ему не очень нужны.

Александр Цыпкин

Петербуржцы часто подчеркивают, что отличаются от жителей других городов России. А Вы с этим согласны?

Есть в нашем городе отличительные особенности, которые, как мне кажется, влияют даже на политическую ситуацию. Например, Санкт-Петербург — город, с точки зрения элиты, не очень большой. У нас, например, десять-двадцать тысяч человек, которые играют важные роли, занимают какие-то значимые посты. И занимают их годами, десятилетиями. В отличие от Москвы, где таких людей сотни тысяч.

И это диктует особые правила поведения?

Да, в Санкт-Петербурге невозможно ни с кем поругаться. Потому что, например, есть один директор Эрмитажа, гениальный и замечательный. Он очень давно на своем посту и, к счастью для нас, не меняется. И Эрмитаж — один. Есть у нас несколько театров. Там тоже не часто что-то меняется. Есть два-три издания, и там тоже редакторы не часто меняются. То же самое касается школ, детских садов, поликлиник, кладбищ и всего остального. Поэтому в нашем городе невозможно не думать о долгосрочных последствиях своих поступков. Но справедливости ради, надо сказать, что петербуржцы и так стараются никому гадостей не делать.

А в Москве постоянно все меняется. Поэтому многие думают, что в столице можно чуть-чуть подставить, обмануть. С одним человеком испортишь отношения, но есть еще тысячи других. Музеев много, театров много, изданий много, школ и кладбищ.

Петербуржцы еще и несколько инертны, поэтому не пытаются находить альтернативные пути, чтобы задавить конкурентов.

Тогда почему люди уезжают из города?

В Москве — деньги, и менталитет денежный — тоже. В Питере не выживают ни дорогие рестораны, ни роскошные салоны красоты. Роскошь не приживается в принципе. Вот ДЛТ с трудом борется за существование. В нашем городе есть пять-шесть домов, в которых можно найти приличные квартиры. В Москве их сотни, если не тысячи. И деньги влекут за собой все остальное.

Александр Цыпкин

То есть у определенной части петербуржцев запросы все-таки растут?

Конечно: когда мы понимаем, что уперлись в потолок, то собираемся и уезжаем в Москву. Уезжают самые активные — те, кому тесно в городе. Зато именно поэтому в Санкт-Петербурге его уникальная атмосфера сохраняется. И это, видимо, хорошо, поскольку гонка за благополучием не обязательно приводит к чему-то хорошему.

Но зато на сегодняшний день лучшие электронные тусовки, безусловно, проходят в Питере. Меня все время зовут и в клубы, и на закрытые вечеринки. В Москве такого немного.


Беспринцыпные чтения

Уже в понедельник, 26 марта (20:00), в Театре на литейном (Литейный проспект, 51) состоятся «БеспринцЫпные чтения» по произведениям Александра Цыпкина. В чтениях примет участие сам автор и актриса Анна Михалкова. Подробности можно найти здесь.

Сборник лирическо-хулиганских рассказов «Женщины непреклонного возраста» Александра Цыпикина по сути является печатной версией историй, опубликованных в социальных сетях. Издание стало самой продаваемой сатирической книгой России в 2015 году. Она заняла первое место в рейтинге российской прозы сети книжных магазинов «Москва» и держится в топ-20 до сих пор, что стало российским рекордом.

В декабре 2017 вышел второй сборник Цыпкина «Дом до свиданий», который моментально занял первое место в том же рейтинге. Рассказы, помимо самого автора, которого отличает особая манера исполнения, читают со сцены такие актеры как: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Сергей Гармаш, Катерина Шпица, Ингеборга Дапкунйте, Анна Михалкова, Виктория Исакова, Николай Фоменко, Михаил Горевой, Полина Толстун, Дмитрий Чеботарев, Петр Семак и другие.

Вечера под названием «БеспринцЫпные чтения», в которых принимает участие как сам автор, так и ряд известных российских писателей, проходят с аншлагами в «Гоголь-центре», МДТ — Театре Европы, Электротеатре «Станиславский», а также на площадках Лондона, Парижа, Тель-Авива, Нью-Йорка, Вашингтона, Торонто и других городов. Недавно к творчеству автора обратились кинематографисты — по его сценарию снята одна из новелл фильма «Про любовь. Только для взрослых» режиссера и продюсера Анны Меликян. Роли в новелле исполнили Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Тина Далакишвили. А короткометражный фильм «Прощай, любимый» с Ксенией Раппопорт в главной роли занял первое место в неофициальном зачете в рамках благотворительного фестиваля-аукциона Action.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.