Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника. «ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.
Синие носы, ПроТоАрт

20 июля 2018.
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля ПроТоАрт.
Рубрика: Музеи / кино. Тэги: , .

Вишенкой на торте станет новый перфоманс от арт-группы «Синие носы». Шабуров и Мизин уже много лет не радовали своих почитателей перформативными жанрами и давно не появлялись в Северной столице, поэтому гостям «ПроТоАрта» представится редкий случай увидеть, как изменилось народническое современное искусство «Синих носов» 20 лет спустя. «Петербургскому авангарду» удалось пообщаться с Александром Шабуровым. Разговор получился серьезным – о великом смысле искусства, миссии художника и особенностях новой российской идеологии.

ПроТоАрт. Синие носы

Как и почему вы работаете вдвоем?

Участвуя в фестивалях и выставках, мы оба оказались в Москве. А до того успели много чего наделать. Но тут выяснилось, что никто наши прежние заслуги ценить не хочет. Интересно только то, что делают здесь и сейчас. А нам уже лень. Мы уже самовыразились. Поэтому совместная деятельность – это, во-первых, способ заставить себя работать. Мне не нравилось то, что предлагал Слава, ему не нравилось то, что предлагал я. Если я первым не сделаю, сделает он. Приходилось работать наперегонки.

Во-вторых, выяснилось, что у нас больше общего, чем различий. Когда мы участвовали в совместных выставках в Екатеринбурге, то как все нормальные художники, друг друга за художников не считали. А тут обнаружили, что московское современное искусство — это междусобойчик для узкой тусовки из 100 человек. Висит какая-то хрень, а рядом пресс-релиз куратора, где объясняется, как это замечательно… с использованием огромного числа англицизмов. Я помню время, когда буквально в каждом абзаце встречалось модное тогда слово «симулякр». Мы же привыкли делать художества, которые были бы интересны нашим друзьям на Урале или в Сибири. Поэтому у нас был примерно одинаковый набор приемов.

В результате мы придумали новый извод «современного искусства». Более популистский. Адресованный не только специалистам на иностранных выставках, а как я любил повторять: «Для пионеров и пенсионеров». Основанный на образах массовой культуры и современном интернет-фольклоре. Вокруг наших работ на любой выставке стояла толпа.

Примерно так мы и работаем. Изменилось только то, что раньше мы долго ругались, чья идея лучше, потом, чтобы отложить начало работы, а последние лет пять уже и не спорим. Тем более, что я живу в Москве, а Слава — в Новосибирске. Встречаемся мы больше на выставках.

ПроТоАрт. Синие носы

Какой смысл вы вкладываете в искусство? В чем видите миссию художника?

Говоря выспренним языком, искусство — часть познавательной деятельности человека. У человека всегда есть какая-то рефлексия по отношению к себе и окружающему миру. Художники – такие же люди. Только рефлексируют в тех или иных визуальных формах. Больше руководствуясь не рассудком, а интуицией.

То, что людям (и художникам) важно, и то, что их волнует, с возрастом меняется. Когда человеку 5 лет — его интересуют герои мультфильмов, потом девочки, потом люди начинают взрослеть, осознают свои профессиональные, социальные и политические ипостаси, а потом стареют, их волнуют только болячки и смерть. Мы где-то на полпути к этому.

Еще надо понимать, что художники не являются демиургами. Независимыми ни от кого творцами. Они — лишь вербализаторы и визуализаторы групповых смыслов, которые возникают в обществе.

Структура общества за последний век принципиально не поменялась. У нас как было 87 процентов крестьянского населения с общинным сознанием, так и сейчас примерно то же — советское коллективистское большинство и маленькая антисоветская верхушка. А художники соотносят себя с теми или с другими. Делают то, что важно и интересно первым, либо нечто элитарное для вторых. Чтобы они чувствовали себя «избранными», отличающимися от простонародного «быдла». Хотя чаще всего выбора нет: интеллигенция традиционно прислуживает денежным мешкам.

ПроТоАрт. Синие носы

Но ведь звучание, формы и смыслы, которые вкладываются в произведения искусства, век от века меняются?

Как писал Карл Маркс, «актуальные идеи — всегда идеи господствующих классов». Меняются элиты — меняются и смыслы. Во времена Микеланджело художники изображали представления церковников и царедворцев. Во времена Мане — картину мира народившейся буржуазии: как они устраивают на траве пикники с куртизанками.

Русский авангард начала ХХ века стал великим искусством, потому что у него был великий заказчик — первое в мире государство рабочих и крестьян. Хозяевами его стали не выродившиеся аристократы Раневские и не профессора Преображенские, а большинство населения, которое до того было бесправным и безграмотным. Это новое государство выдвинуло Родченко, Малевича и Маяковского, растиражировав их на каждом углу.

ПроТоАрт. Синие носы

А сегодня кого выдвинуло общество в авангард искусства?

С тех пор многое поменялось. В течение жизни одного нашего поколения. Мы пережили сразу две революции (или контрреволюции) 1991 и 1993 годов, а до этого мы жили в СССР. В 1990-е стали этакими клоунами при олигархическом капитализме. Потом случился мировой финансовый кризис, все частные коллекционеры куда-то сбежали. Теперь биеннале и центры современного искусства финансируются государством. И художники опять на перепутье.

Современное искусство по инерции остается стилизацией под жизнь паразитической прослойки из стран постиндустриального, а точнее — неоколониального общества. Но и там все давно меняется.

Тут надо пояснить, что такое «современное искусство». Мало кто понимает, что это всего лишь технологии, появившиеся в XX веке. Когда художники стали использовать фото, видео, акции и инсталляции. Сначала казалось, что это круто само по себе, а потом выяснилось, что не важно, какие средства передачи информации ты используешь. Важнее — что ты хочешь сказать.

Открою еще более ужасную тайну — за рубежом никакого современного искусства не существует. Если ты художник XIX века — твои работы попадают в музей «Тейт-Бритиш», если ты художник XX века — в «Тейт-Модерн». У нас же в «Перестройку» в связи с развалом прежнего государства возникло искусственное разделение: те художники, кто не умеет рисовать, но снимает фото или видео — хорошие, а те, кто использует традиционные технологии, — плохие.

Теперь у нас сосуществуют современные и несовременные художники. Все центры современного искусства в России — это какие-то гетто для 10 хипстеров, а всех прочих, «несовременных» художников, живущих рядом, там замечать не хотят.

Девяносто процентов современного искусства — это симуляция творческой деятельности, фетишизация форм. Художники не новые смыслы вырабатывают, а копируют внешний вид среднестатистического европейского арт-мейнстрима. То, что за границей давно вызывает лишь скуку. Теперь и у нас все эти биеннале кроме зевоты ничего не вызывают. Питерский блогер Гоблин, который беседует с историками на важные для большинства темы, интереснее всех биеннале, вместе взятых.

ПроТоАрт. Синие носы

Разве художники к этому не причастны?

Художников это тоже все раздражает. Мы ходим на выставки, чтобы посмотреть, как не надо делать. Чтобы проникнуться чувством противоречия и сделать, как надо. Плюс возрастной фактор примешивается. Печень и желчный пузырь. С возрастом окружающее начинает тебя раздражать все больше и больше: выставки современного искусства, то, что по телевизору показывают, новая идеология…

А какая она, эта новая идеология?

Мы живем в интересный период, когда развернулась новая идеологическая борьба. Недавний пример — юбилей революции, который отмечали в прошлом году. СМИ и масскульт согласно новым установкам взяли и перевернули все с ног на голову. Ленин стал «немецким шпионом», а Николай II – страдательной персоной вне критики. Не виновником последующих исторических катаклизмов, а жертвой. Ну не могут же буржуазия с квазиаристократией обвинить сами себя. До этого Чапаева попытались заменить Колчаком. Из британской марионетки и не подлежащего реабилитации военного преступника сделали лирического героя. Объясняют, что панфиловцев было не 28, а 128 (что не отменяет ни их бой, ни их подвиг, ни то, что Москву защитили), а с другой стороны — вешают доску Маннергейму.

Почему? Новые элиты, которые появились в 1990-е, украв у большинства населения построенные им заводы, теперь втюхивают этому большинству свои представления об истории и устройстве общества. Доказывают: то государство было несправедливым, сплошной ГУЛАГ, поэтому мы справедливо его разворовали. Раньше декларировалась цель — всестороннее развитие каждого члена общества, а сейчас — если у тебя деньги есть, ты учишься и лечишься. Социальный расизм. При том, что например, в Германии все наоборот — натуральный социализм, общественные фонды потребления, бесплатные детсады, высшее образование и медицина. Парадокс!

ПроТоАрт. Синие носы

Или сходите в самый чудовищный в Петербурге музей – политической истории в особняке Кшесинской на Петроградской стороне. Это хуже музея Ельцина. Герои — цари. Александр II, якобы «освободивший» крестьян, и Николай II, якобы подаривший народу Конституцию. Советская часть — черные потолки, решетки и кричащие надписи «Всех расстрелять без суда и следствия». В разделе Великой Отечественной — две цитаты. О том, как угнанной в плен советской женщине понравилась заграница. И о том, как режиссеру Довженко не понравился Парад Победы…

Я спрашиваю у сотрудников: отчего такая чернуха? Они мне по секрету: «У Сороса все черное…». Оказывается, экспозицию начинали делать на деньги Сороса (с соответствующими обязательствами), что тщательно скрывают. Когда я бываю в Питере, то захожу в этот музей только ради того, чтобы переполниться негодованием.

Какого черта? В прежних музеях было более сложное изображение действительности. В советском кино белогвардейцы были разными, а сейчас все красные и энкавэдэшники — это тупые садисты и упыри. Думают лишь о том, как бы избить невинного и отправить в штрафбат или в ГУЛАГ. Меня, как художника, это не может не раздражать. Так что поводов для создания новых работ предостаточно. В СССР нам не нравилась прямолинейная советская пропаганда, так чего ради мы должны хавать куда более примитивную антисоветскую?!

ПроТоАрт. Синие носы

А как художники живут сейчас?

Мы — художники пожилые, у нас есть круг зарубежных галерей, коллекционеров, которые иногда покупают наши творения. Помимо этого мы занимаемся и другой работой, курируем выставки, выпускаем книги, преподаем. А вот как живут молодые художники, я вообще не понимаю. Центры современного искусства — это арт-туризм для работающих в них кураторов, которые беспрестанно катаются по международным выставкам. И арт-досуг для их посетителей. А молодые художники должны где-то зарабатывать и еще делать работы на выставки сугубо ради самовыражения. Оттого многие становятся асоциальными маргиналами и радикалами, ничего кроме негатива у них за душой нет.

ПроТоАрт. Синие носы


Перфомативную программу от «Синих носов» можно будет увидеть на «ПроТоАрте» 21 и 22 июля. Фестиваль будет работать с 17:00 до 00:00. Вход — свободный!

Программа и расписание уже опубликованы на официальном сайте фестиваля.

каэромания

Чисто петербургская «Каэромания»

Уже много лет действует Международный молодежный поэтический конкурс, который проводят Русский музей и Союз писателей Санкт-Петербурга. В день славянской письменности, 24 мая 2019 года, в Мраморном дворце состоится награждение победителей и финалистов Девятого конкурса имени К.Р. Номинации этого года включали темы «Сказки русской живописи», «Я к Вам пишу…» (письмо современной Татьяны пушкинскому Онегину), басню… Уже три года участвуют в конкурсе и молодые журналисты, пишущие о культуре и искусстве.

Маргарита Аброськина

Маргарита Аброськина: На сцене Александринки всегда чувствую реакцию зрителей

Маргарита Аброськина к своим 25 годам вполне уверено и стремительно делает карьеру актрисы. Казалось бы, совсем недавно она окончила Высшее театральное училище имени Щепкина по курсу Юрия Соломина. И вот Маргарита уже занята в пяти спектакля на сцене Александрийского театра. В ее активе уже есть и вполне обширная фильмография. А с 20 мая в эфире канала ТНТ стартует новый комедийный сериал «Толя робот» с участием молодой питерской актрисы.

20 лет после Войны

«Ночь музеев»: несколько вселенных в одном городе

В Северной столице прошла «Ночь музеев» — уникальное событие, позволяющее иначе взглянуть на культурные площадки города. В этом году в акции приняли участие более 120 музеев, галерей, библиотек и выставочных залов. Конечно, все они по-своему интересны. Но есть среди них пространства, удивительная и загадочная атмосфера которых никого не оставила равнодушным. Популярная акция больше всего привлекла посетителей в Ботанический сад, Артиллерийский музей и на студию «Ленфильм». Петербуржцы вышли в параллельный мир, где без труда можно было поболтать с Пушкиным и космонавтами, увидеть взрывающиеся «Тополя» и вполне мирные субтропики, погрузиться в морскую бездну без ущерба для здоровья, побродить по могилам классиков с фонариком и заглянуть за кулисы Блокадного театра.

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.