Александр Начкебия: Разрезание картины Бэнкси — стопроцентный PR-ход

С 14 сентября по 5 ноября в Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная творчеству загадочного Бэнкси (Banksy), известного уличного художника, работы которого сейчас продаются на самых престижных аукционах и находятся в известных музеях мира. В экспозицию, которая разместилась в выставочном зале Конюшенного ведомства, вошли более 100 экспонатов: представлены как оригинальные работы и уличные объекты, так и редкие принты, фотографии.
Бэнкси. Девочка с шаром

27 октября 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

В одном из залов на огромном экране транслируется уникальное мультимедийное шоу, знакомящее посетителей с тем, что известно о творческом пути художника. Экспозиция выставки составлена из коллекций галереи Lilley fine art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру.

Художник-загадка, человек-«поймай меня, если сможешь», провокатор и шутник, Бэнкси изменил массовое представление об уличном искусстве. Его ироничные и остроумные работы, направленные против политики, войны, капитализма и морализаторства, становятся предметом охоты журналистов, фотографов, вандалов, художественных критиков и коллекционеров. О том, как удалось собрать экспозицию и стоит ли ждать уничтожения других картин Бэнкси, как это произошло с полотном «Девочка с шаром», корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с продюсером выставки Александром Начкебия.

Александр Начкебия

Александр, как вообще пришла в голову идея выставки? Удалось ли познакомиться с художником?

Я слежу за творчеством Бэнкси уже давно. Сейчас он очевидно «художник номер один», поэтому идея выставки лежала на поверхности. Феномен Бэнкси заключается в том, что он не только талантливый художник, но и гениальный маркетолог и журналист в одном лице. Думаю, сочетание этих качеств помогает ему улавливать самые животрепещущие темы из мутного потока ежедневных новостей и очень понятно, быстро и точно на них реагировать.

К сожалению, мы не знакомы с Бэнкси. В мире арт-бизнеса тайна личности этого человека тщательно оберегается, поскольку это — важная часть его имиджа. Но у Бэнкси, как у любого большого современного художника, есть своя команда — Pest Control — и с ними организаторы выставки в России, конечно, связались и предложили сотрудничество.

Бэнкси

Долго пришлось договариваться? Неужели свободолюбивый и таинственный Бэнкси дает разрешение на такие выставки?

Как известно, этот художник не поддерживает сторонние проекты. Выставка «Бэнкси: гений или вандал?» в России не является проектом самого автора. Это — независимый выставочный проект, посвященный творчеству художника. Мы договорились с коллекционерами, которые в свое время купили работы Бэнкси и сейчас имеют права на передачу в музейные и выставочные коллекции. Сам Бэнкси всегда выступает против продажи билетов на просмотр его работ. Удивительным остается тот факт, что при этом он продает свои работы за внушительные суммы коллекционерам. А те, покупая его произведения, хотят монетизировать свое право на обладание этими произведениями.

Повторюсь, в экспозиции представлены работы из частных коллекций – холсты и принты, которые коллекционеры ранее приобрели у Бенкси или на аукционах. Переговоры с ними заняли около восьми месяцев именно потому, что для выставки отбирались арт-объекты с полным пакетом прав, среди которых — право на демонстрацию работ, право на использование изображений в рекламных и коммерческих целях.

Бэнкси

После разрезания картины «Девочка с шаром» на одном из аукционов ее стоимость повысилась. Подорожали ли копии?

На самом деле эта таинственная история – стопроцентный PR-ход. Изначально на сайте аукционного дома Sotheby’s в описании лота было указано, что «Девочка с шаром» – оригинальная работа на холсте, который натянут на доску (canvas on board). Когда общественность стала задаваться вопросом, каким образом шредер мог порезать прогрунтованный холст и куда пропала доска, на которую он был натянут, то информация стала меняться.

Очевидно, что аукционный дом Sotheby’s планировал акцию и был в курсе, потому как во время торгов был разрезан именно принт Бэнкси «Девочка с шаром». Эта работа выпущена несколькими тиражами, где цвет воздушного шара отличается, а часть принтов подписана художником. Стоимость арт-объекта и так постоянно растет, потому что англичане признали «Девочку с шаром» самым любимым произведением искусства. А после события на аукционе популярность «Девочки с шаром» еще больше возросла, как, впрочем, и цена…

Бэнкси

Нет ли опасений, что теперь такая судьба ожидает все картины Бэнкси?

Если речь идет о разрезании картин, то конечно нет. Во-первых, работ Бэнкси в мире очень много, в том числе уже находящихся в частных коллекциях. Однажды художник даже сам организовал в Нью-Йорке киоск, в котором продавал свои работы по доступной цене. Но все-таки одним из основных мест продажи работ являются его собственные выставки, которые Бенкси проводит именно для продажи своих произведений. Не думаю, что кто-то будет разрезать работы из-за этого случая.

Что касается стоимости произведений художника – безусловно она растет. Даже за период работы выставочного проекта «Бэнкси: гений или вандал?» экспонаты, представленные на выставке, подорожали в среднем на 15-20%. И очень многие работы из нашей коллекции за это короткое время были проданы. Сейчас мы готовим проект к мировому туру, и нам придется заменить несколько произведений, так как они уже принадлежат новым владельцам.

Бэнкси

Какой самый дорогой экспонат выставки?

Самые дорогие экспонаты: Mona Lisa (оценочная стоимость 700 000 фунтов), Laugh Now (оценочная стоимость 650 000 фунтов), Big Gold Frame (оценочная стоимость 600 000 фунтов), Crap on drawing flowers (оценочная стоимость 600 000 фунтов), Monkey Surfer (оценочная стоимость 550 000 фунтов), шесть принтов Кейт Мосс (оценочная стоимость 600 000 фунтов).

Проявляет ли этот художник интерес к выставкам его произведений в других странах? Не возмущает ли Бэнкси тот факт, что на его творчестве зарабатывают, ведь он дарит людям свое творчество на улицах совершенно бесплатно?

Художнику интересны его выставки в других странах, однако Бэнкси – это постоянный протест, поэтому на публике он всегда протестует против всех выставок его работ. Все же думаю, что Бэнкси также понимает, что мы своей работой популяризируем его искусство и его самого как художника. Работы растут в цене быстрее.

Бэнкси

Сколько людей посетили выставку с момента открытия?

Выставка «Бэнкси: гений или вандал?» с 2 июня по 2 сентября была представлена в Москве, где ее посетило более 300 тысяч человек, в Санкт-Петербурге выставка проходит чуть более полутора месяцев, соответственно здесь цифры несколько меньше, чем в столице. Ежедневно приходит около тысячи человек, две-две с половиной тысячи человек – в выходные. На мой взгляд, это отличный результат, мы довольны.

Проходили подобные выставочные проекты в других странах? Есть ли планы отправить вашу коллекцию на гастроли?

Российский опыт проведения выставки, посвященной творчеству Бэнкси, созданной из частных собраний коллекционеров, не уникален. Подобные проекты были реализованы в Риме, Торонто, Амстердаме, Стамбуле, Мельбурне, Антверпене и Берлине. Все они были созданы без участия самого Бэнкси.

А наша выставка побывает во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Финляндии, Мексике, Японии, Южной Корее и других странах. Если сейчас общая оценочная стоимость коллекции составляет 12 миллионов фунтов, то по миру поедет коллекция уже на 20 миллионов фунтов.

Бэнкси

Подробности можно найти на официальном сайте выставки.

Беседовала  ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Реюнион

«Реюнион» совместит вкусное с научным

Санкт-Петербургский государственный университет — старейшее учебное заведение России, основанное в 1724 году — проведет 18 мая фестиваль «Реюнион». Огромная историческая территория первого университета в самом центре города будет открыта весь день для всех заинтересованных. «Реюнион’295» — это попытка переосмыслить академическое наследие университета за почти 300 лет. В честь юбилея СПбГУ Ассоциация выпускников университета расширила традиционную встречу до масштабов городского фестиваля. «Петербургский авангард» предлагает гид по «Реюниону».

Детская деревня в Пушкине, Молодежный театр, Дружим домами

«Детская деревня – SOS» на сцене и за кулисами Молодежного театра

Благотворительная организация в помощь детям-сиротам «Детские деревни – SOS» в день своего 25-летия, 13 мая 2019 года, собрала друзей под крышей Молодежного театра на Фонтанке и устроила грандиозный праздник. В начале своего пути австрийский социальный педагог и создатель концепции «Детской деревни – SOS» Герман Гмайнер говорил: «Если построим в Австрии хотя бы три Детские деревни, можем считать, что жизнь прожита не зря». Сегодня же более 550 «Детских деревень – SOS» существуют в 135 странах мира на всех континентах.

Ленрезерв

Живое сердце «Ленрезерва»

В праздничные дни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, в Петербурге открылась масштабная выставка Патриотического объединения «Ленрезерв» (Феодосийская улица, 4). Когда оказываешься внутри, удивляешься, почему она работает так редко. Кажется, что здесь могли бы собираться толпы посетителей каждые выходные. Но возможно, это правильное решение. Тот факт, что запросто увидеть предметы «Ленрезерва», когда заблагорассудится, не получится, в корне меняет отношение к ним, заставляя присматриваться к каждой детали. Экспозиция воспринимается уже как личный опыт, момент, который необходимо прочувствовать и закрепить в памяти.

Нонконформизм в СПбГУ

Против течения: взгляд из недавнего прошлого

В эти майские дни в здании Двенадцати коллегий (Университетская набережная, 7/9, второй этаж, выставочный зал) проходила выставка графики из коллекции Музея современного искусства имени Дягилева Санкт-Петербургского государственного университета. Основную часть работ, представленных на выставке, собрала на рубеже 1980–1990 годов организатор Центра искусств имени Дягилева, а ныне – директор одноименного Музея современного искусства СПбГУ, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Татьяна Юрьева.

шоу "Торук. Первый полет"

Торук — спаситель Древа жизни на Пандоре

Тех, кому довелось побывать на любом шоу канадского Cirque Du Soleil, можно считать счастливчиками — этот цирк всегда делает красочные представления, которыми невозможно не восхищаться. Теперь в сотрудничестве с Джэймсом Кэмероном, подарившим миру «Аватар», цирк сделал спектакль-приквел к картине.

Дом авиаторов

Они защищали балтийское небо…

Во Всеволожске открылся новый музей. Пока о нем широко не сообщается в СМИ. И все-таки он уже существует, но пока работает в тестовом режиме. Первый «десант» — члены общественного объединения «Дом музеев» — высадился здесь в конце апреля. Знакомство музейщиков с этим необычным домом подтвердило: такого, пожалуй, в музейной среде еще не бывало. Ведь Дом авиаторов — так называется филиал музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» во Всеволожске — это музей нового типа. Мультимедийная составляющая позволяет почувствовать себя свидетелем событий тех времен. Многое можно практически увидеть — вплоть до виртуального участия в тренировочном бою.