Александр Начкебия: Разрезание картины Бэнкси — стопроцентный PR-ход

С 14 сентября по 5 ноября в Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная творчеству загадочного Бэнкси (Banksy), известного уличного художника, работы которого сейчас продаются на самых престижных аукционах и находятся в известных музеях мира. В экспозицию, которая разместилась в выставочном зале Конюшенного ведомства, вошли более 100 экспонатов: представлены как оригинальные работы и уличные объекты, так и редкие принты, фотографии.
Бэнкси. Девочка с шаром

27 октября 2018.

Рубрика: Музеи / кино Стиль жизни. Тэги: , .

В одном из залов на огромном экране транслируется уникальное мультимедийное шоу, знакомящее посетителей с тем, что известно о творческом пути художника. Экспозиция выставки составлена из коллекций галереи Lilley fine art, нескольких музеев современного искусства, а также из частных собраний коллекционеров по всему миру.

Художник-загадка, человек-«поймай меня, если сможешь», провокатор и шутник, Бэнкси изменил массовое представление об уличном искусстве. Его ироничные и остроумные работы, направленные против политики, войны, капитализма и морализаторства, становятся предметом охоты журналистов, фотографов, вандалов, художественных критиков и коллекционеров. О том, как удалось собрать экспозицию и стоит ли ждать уничтожения других картин Бэнкси, как это произошло с полотном «Девочка с шаром», корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с продюсером выставки Александром Начкебия.

Александр Начкебия

Александр, как вообще пришла в голову идея выставки? Удалось ли познакомиться с художником?

Я слежу за творчеством Бэнкси уже давно. Сейчас он очевидно «художник номер один», поэтому идея выставки лежала на поверхности. Феномен Бэнкси заключается в том, что он не только талантливый художник, но и гениальный маркетолог и журналист в одном лице. Думаю, сочетание этих качеств помогает ему улавливать самые животрепещущие темы из мутного потока ежедневных новостей и очень понятно, быстро и точно на них реагировать.

К сожалению, мы не знакомы с Бэнкси. В мире арт-бизнеса тайна личности этого человека тщательно оберегается, поскольку это — важная часть его имиджа. Но у Бэнкси, как у любого большого современного художника, есть своя команда — Pest Control — и с ними организаторы выставки в России, конечно, связались и предложили сотрудничество.

Бэнкси

Долго пришлось договариваться? Неужели свободолюбивый и таинственный Бэнкси дает разрешение на такие выставки?

Как известно, этот художник не поддерживает сторонние проекты. Выставка «Бэнкси: гений или вандал?» в России не является проектом самого автора. Это — независимый выставочный проект, посвященный творчеству художника. Мы договорились с коллекционерами, которые в свое время купили работы Бэнкси и сейчас имеют права на передачу в музейные и выставочные коллекции. Сам Бэнкси всегда выступает против продажи билетов на просмотр его работ. Удивительным остается тот факт, что при этом он продает свои работы за внушительные суммы коллекционерам. А те, покупая его произведения, хотят монетизировать свое право на обладание этими произведениями.

Повторюсь, в экспозиции представлены работы из частных коллекций – холсты и принты, которые коллекционеры ранее приобрели у Бенкси или на аукционах. Переговоры с ними заняли около восьми месяцев именно потому, что для выставки отбирались арт-объекты с полным пакетом прав, среди которых — право на демонстрацию работ, право на использование изображений в рекламных и коммерческих целях.

Бэнкси

После разрезания картины «Девочка с шаром» на одном из аукционов ее стоимость повысилась. Подорожали ли копии?

На самом деле эта таинственная история – стопроцентный PR-ход. Изначально на сайте аукционного дома Sotheby’s в описании лота было указано, что «Девочка с шаром» – оригинальная работа на холсте, который натянут на доску (canvas on board). Когда общественность стала задаваться вопросом, каким образом шредер мог порезать прогрунтованный холст и куда пропала доска, на которую он был натянут, то информация стала меняться.

Очевидно, что аукционный дом Sotheby’s планировал акцию и был в курсе, потому как во время торгов был разрезан именно принт Бэнкси «Девочка с шаром». Эта работа выпущена несколькими тиражами, где цвет воздушного шара отличается, а часть принтов подписана художником. Стоимость арт-объекта и так постоянно растет, потому что англичане признали «Девочку с шаром» самым любимым произведением искусства. А после события на аукционе популярность «Девочки с шаром» еще больше возросла, как, впрочем, и цена…

Бэнкси

Нет ли опасений, что теперь такая судьба ожидает все картины Бэнкси?

Если речь идет о разрезании картин, то конечно нет. Во-первых, работ Бэнкси в мире очень много, в том числе уже находящихся в частных коллекциях. Однажды художник даже сам организовал в Нью-Йорке киоск, в котором продавал свои работы по доступной цене. Но все-таки одним из основных мест продажи работ являются его собственные выставки, которые Бенкси проводит именно для продажи своих произведений. Не думаю, что кто-то будет разрезать работы из-за этого случая.

Что касается стоимости произведений художника – безусловно она растет. Даже за период работы выставочного проекта «Бэнкси: гений или вандал?» экспонаты, представленные на выставке, подорожали в среднем на 15-20%. И очень многие работы из нашей коллекции за это короткое время были проданы. Сейчас мы готовим проект к мировому туру, и нам придется заменить несколько произведений, так как они уже принадлежат новым владельцам.

Бэнкси

Какой самый дорогой экспонат выставки?

Самые дорогие экспонаты: Mona Lisa (оценочная стоимость 700 000 фунтов), Laugh Now (оценочная стоимость 650 000 фунтов), Big Gold Frame (оценочная стоимость 600 000 фунтов), Crap on drawing flowers (оценочная стоимость 600 000 фунтов), Monkey Surfer (оценочная стоимость 550 000 фунтов), шесть принтов Кейт Мосс (оценочная стоимость 600 000 фунтов).

Проявляет ли этот художник интерес к выставкам его произведений в других странах? Не возмущает ли Бэнкси тот факт, что на его творчестве зарабатывают, ведь он дарит людям свое творчество на улицах совершенно бесплатно?

Художнику интересны его выставки в других странах, однако Бэнкси – это постоянный протест, поэтому на публике он всегда протестует против всех выставок его работ. Все же думаю, что Бэнкси также понимает, что мы своей работой популяризируем его искусство и его самого как художника. Работы растут в цене быстрее.

Бэнкси

Сколько людей посетили выставку с момента открытия?

Выставка «Бэнкси: гений или вандал?» с 2 июня по 2 сентября была представлена в Москве, где ее посетило более 300 тысяч человек, в Санкт-Петербурге выставка проходит чуть более полутора месяцев, соответственно здесь цифры несколько меньше, чем в столице. Ежедневно приходит около тысячи человек, две-две с половиной тысячи человек – в выходные. На мой взгляд, это отличный результат, мы довольны.

Проходили подобные выставочные проекты в других странах? Есть ли планы отправить вашу коллекцию на гастроли?

Российский опыт проведения выставки, посвященной творчеству Бэнкси, созданной из частных собраний коллекционеров, не уникален. Подобные проекты были реализованы в Риме, Торонто, Амстердаме, Стамбуле, Мельбурне, Антверпене и Берлине. Все они были созданы без участия самого Бэнкси.

А наша выставка побывает во Франции, Италии, Испании, Бельгии, Финляндии, Мексике, Японии, Южной Корее и других странах. Если сейчас общая оценочная стоимость коллекции составляет 12 миллионов фунтов, то по миру поедет коллекция уже на 20 миллионов фунтов.

Бэнкси

Подробности можно найти на официальном сайте выставки.

Беседовала  ЮЛИЯ  ИВАНОВА

Дмитрий Пимонов

Дмитрий Пимонов: Фантазию творца ограничить невозможно

Дмитрий Пимонов — разносторонне одаренный человек и талантливый хореограф, начавший свой творческий путь со Школы-студии Ленинградского мюзик-холла. Он танцевал в Городском театре Лахти (Финляндия), сотрудничал с Компанией неоклассического танца Каталонии (Испания), с Академией танца Фернанды Каноссы (Португалия), Балетной труппой казино и телевидения острова Мадейра, работал в Театре танца «Эри» (Финляндия). В 2010 году он окончил Академию Русского балета имени Вагановой по специальности хореограф. Дипломной работой Дмитрия Пимонова стала музыкально-хореографическая сюита по мотивам сказки Гофмана «Шелкунчик и Мышиный король» — совместный спектакль Академии Вагановой и Нового японского филармонического оркестра в Suntory Hall (Токио).

Юрий Мамин

Юрий Мамин: Деньги на фильм мне дали питерские бандиты

В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин. Из России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин. Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Алла Шелест – трагическая фигура русского балета

Алла Яковлевна Шелест. Великая Алла Шелест. В этом году поклонники русского балета отмечают ее столетие. Легенды ходили об ее уникальном прыжке, шаге, стремительных вращениях. Но главное – она обладала неповторимым даром создания глубокого образа. Только так она подходила к каждой из станцованных ею партий. Масштаб личности балерины отражался в масштабе ее сценических образов. Ее можно назвать великой драматической и трагедийной актрисой. И сама она – трагическая фигура русского балета. Беда заключалась в отсутствии вокруг подлинной художественной жизни.

Борис Березовский

Горячий февраль Бориса Березовского

В Большом зале Петербургской филармонии февраль 2019 года выдался на редкость интересным. Состоялось несколько событийных концертов. «Петербургский авангард» посетил некоторые из них и решил рассказать своим читателям. Начнем с последнего — на сцене Большого зала выступил знаменитый пианист Борис Березовский, редкий гость в Санкт-Петербурге.

Марина Колдобская, предоставлено художницей

Марина Колдобская: Фрики украшают жизнь

Художник и журналист Марина Колдобская окончила ЛВХПУ имени Веры Мухиной. Входит в состав Товарищества «Свободная культура» и Культурного Европарламента. Марина Колдобская известна как участница первой в России женской арт-группы «Я люблю тебя, Жизнь!» (1991) и организатор женской арт-группы «Любимые люди» (1995).

ТЮЗ, режиссер Елизавета Бондарь

Во всем есть музыка

На Малой сцене Санкт-Петербургского Театра юных зрителей оперный режиссер Лиза Бондарь поставила драматический спектакль по повести известного писателя, обладателя множества литературных премий Евгения Водолазкина «Близкие друзья». Премьера постановки состоялась 6 марта, а 7 марта состоится второй показ. Приглашение на постановку в ТЮЗ молодого режиссера из Москвы Елизаветы Бондарь можно отнести к новаторству и поискам нового пути в разговоре с современным зрителем.