Александр Кладько: Цензура — проблема надуманная

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина 18 октября состоится премьера спектакля по мотивам чеховских рассказов – «Крокодил души моей». Целую череду историй о превратностях любви расскажут зрителю молодые актеры труппы и опытный режиссер – Александр Кладько. Актер театра и кино, выпускник режиссерского курса Григория Козлова, он ставил спектакли в разных городах России и за рубежом.
Александр Кладько

3 октября 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Он много лет преподавал в Петербургской театральной академии (РГИСИ) и вместе с Александром Сокуровым выпустил курс кинорежиссеров в Кабардино-Балкарском государственном университете. «Петербургский авангард» побеседовал с Александром Кладько о том, как он чувствует себя в легком эстрадном жанре. Впрочем, разговор после репетиции нового спектакля зашел и о современном российском театре в целом.

Как актеру и режиссеру вам, очевидно, ближе театр драматический. Как ощущаете себя в эстрадном театре?

Довольно комфортно. Театр должен быть живым, интересным, умным и не пошлым. А что касается жанра… Все эти границы довольно условны. В советские времена были шедевры драматического искусства на эстрадной сцене, а была и «плохая эстрада» в драматическом театре. Точно так и сейчас. И вообще, разве Аркадий Исаакович Райкин – не великий драматический артист? Мне он видится настоящим чеховским персонажем. Уверен, он гениально бы сыграл Фирса. А Карцев или Ильченко? Они выходили на пустую сцену и через минуту зал буквально рыдал от восторга. При чем без всяких гэгов и дешевых приемов, которыми пользуются сейчас. При моей беседе с Романом Андреевичем Карцевым он настаивал на том, что их театр не эстрадный, а театр драматических миниатюр. И я абсолютно убежден, это два великих драматических артиста эстрадного искусства!

Вам важно, что ждет от спектакля зритель?

Это важно всем режиссерам. Кто говорит, что ему это неважно, тот лукавит. Со зрителем нужно быть честным и учитывать его желания. Безусловно, это не значит, что театр должен потакать зрительскому вкусу. Театр не должен «обслуживать» публику, искусство – не сфера обслуживания. И актер не официант. Но театр обязан уважать зрителя! Сегодня с этим большие проблемы: гордыня и самомнение некоторых творцов зашкаливает, и они часто переходят границы приличия. Доходя до оскорбления человеческого достоинства!

Сразу вспомнилось название книги великого итальянского режиссера Джорджо Стреллера – «Театр для людей»…

А мне это мне напоминает совершенно абсурдную ситуацию. Вы приглашаете кого-то в гости, но при этом говорите: «Только имейте в виду, вы, в общем-то, мне совершенно безразличны». Зачем тогда приглашали? Ведь спектакль – это всегда приглашение к разговору на тему. А зритель наш самый дорогой гость. Он тратит не только деньги на нас, но и часть своей жизни.

Ваш коллега, режиссер Сергей Урсуляк, как-то говорил о засилье бездарных и наглых людей в российском кино. Но, по его мнению, в нашем театре ситуация лучше, потому что театрального зрителя сложнее обмануть.

Мне трудно судить о ситуации в кинематографе. Да, я работал с Алексеем Германом и с Александром Сокуровым. Но объективно я могу говорить только о театре – мне ближе и понятнее это пространство, потому что 90 процентов времени я нахожусь в нем. На мой взгляд, в театре сейчас засилье дилетантизма и вседозволенности, которая не имеет никаких границ. По сравнению с советским временем в геометрической прогрессии увеличилось количество дилетантов. Самый короткий путь к известности – шум и эпатаж. Театральная молодежь мало читает, мало задает себе вопросов. Живут налегке. Ценности в основном материальные. Существование по жизни – скольжение по поверхности. Самый любимый жанр – агрессивный дилетантизм.

Сейчас на сцене можно увидеть то, за что 20 лет назад выгоняли из института и не давали диплом. А сегодня за это могут присудить «Золотую маску». Искусство, а если брать шире, сам человек, должен иметь нравственные границы. Великий философ Григорий Померанц, который прошел войну, лагеря, был активным оппонентом Солженицына, замечательно сказал, что культура начинается с ограничений. Хотелось бы нагадить в лифте, на улице, на сцене, а не могу. Что-то внутри не позволяет.

Когда после выступления Константина Райкина в театральной среде началась острая дискуссия о цензуре, Андрей Кончаловский заметил, что она никогда не была препятствием для создания шедевров.

Буддистская мудрость гласит: чем больше у нас ограничений, тем мы ближе к совершенству. Только преодолевая, мы по-настоящему высвобождаемся. Я не сторонник цензуры. Но сегодня эта проблема явно надуманная! Внутренний цензор, о котором твердил Константин Райкин, или те ограничения, с которых начинается культура со слов Померанца, к сожалению не у всех есть. И бывает, что сидя в зале на каком-то спектакле, мне бывает стыдно, что я имею отношение к театру. И хочется чтобы вернули цензуру. Собственно, эти все нашумевшие протестные акции людей на выставках, во время спектаклей и есть проявление народной цензуры. Да, это выглядит часто очень радикально. Но довели до этой ситуации именно те мои коллеги, которые больше всех этим возмущаются.

Российский театр сейчас на пике подъема, как утверждают многие режиссеры, или все же в кризисе? Что сейчас за эпоха?

Чтобы подвести итог эпохе, нужно знать общий контекст. И иметь более широкий, отстраненный взгляд со стороны. Театроведы, историки театра через какое-то время вынесут свой вердикт нашей театральной эпохе. Я же нахожусь внутри ситуации, я практик, и могу говорить только о своих вкусах, о своих предпочтениях. С моей точки зрения, театр сейчас стал менее интересным. Более крикливым, более жлобским, социально-политическим, с претензией на мессианство. Возможностей появилось больше, но при этом, как это ни парадоксально звучит, он стал менее разнообразным. Потому что как технические возможности не развивай, они все-равно быстро стареют. Неповторим только человек, а он сейчас не в моде, не в трэнде. Кто-то сказал, что режиссеры делятся на тех, кто жонглирует формой, и тех кто соединяет времена. Мне ближе вторые. И самое грустное, как говорила великая Раневская: «Из театра ушел трепет!».

А как рассказы Чехова сочетаются с эстрадным жанром?

На мой взгляд, вполне органично. Но судить об этом зрителю.

Каким получается спектакль?

Разным, как и сами рассказы Антоши Чехонте. Очень пестрым и динамичным. В нем много юмора и молодой энергии. Выбор Чехова для постановки – это выбор молодых артистов театра. Рассказы тоже выбраны ими, во многом даже и решены ими. Я только убираю лишнее, склеиваю пазлики и помогаю разобраться в жанровых тонкостях. Где-то Чехонте «зашагивает» в того позднего Чехова, и появляется объем, глубина. Где-то получается история на грани озорного «капустника». Как срастутся внутри спектакля эти разножанровые рассказы? Сохранится ли за этой раздробленностью общее лицо автора? Надеюсь, что да. Это отдельный вызов – и мне, и актерам, и всей нашей команде. Лично я ничего подобного в жизни не делал. Думаю, и зрители такого Чехова не видели.

Беседовала ВАЛЕРИЯ ТРОИЦКАЯ

Послание к человеку

Итоги и призы «Послания к человеку»

XXIX международный фестиваль «Послание к человеку» подвел итоги. Кинофестиваль на протяжении многих лет удерживает лидирующее место среди российских киносмотров по количеству присланных заявок и географии участников. На отборочный тур было прислано более 3000 заявок из 98 стран. Для фестиваля были выбраны 70 из них. 20 сентября в Государственной Академической Капелле объявлены лучшие фильмы 2019 года.

Фестиваль в Тремсе

Кочующие фильмы фестиваля в Тромсё

С 19 по 29 сентября 2019 года новую программу «Фильмы с севера» Международного кинофестиваля в Тромсё посмотрят жители Мурманска, Апатитов, Петрозаводска, Северодвинска, Санкт-Петербурга и Москвы. В Северной столице киноленты можно будет посмотреть с 21 по 22 сентября в киноцентре «Родина». В своей новой программе «Фильмы с севера» Международный кинофестиваль в Тромсё ставит вопрос отношений. Быть вместе не легко, но человечество еще не придумало лучшего языка, чтобы говорить об этом, чем искусство. Фестивальные короткометражные картины, созданные авторами из Скандинавии и России – диалог о том, что не выразишь словами.

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.