Александр Кладько: Цензура — проблема надуманная

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина 18 октября состоится премьера спектакля по мотивам чеховских рассказов – «Крокодил души моей». Целую череду историй о превратностях любви расскажут зрителю молодые актеры труппы и опытный режиссер – Александр Кладько. Актер театра и кино, выпускник режиссерского курса Григория Козлова, он ставил спектакли в разных городах России и за рубежом.
Александр Кладько

3 октября 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Он много лет преподавал в Петербургской театральной академии (РГИСИ) и вместе с Александром Сокуровым выпустил курс кинорежиссеров в Кабардино-Балкарском государственном университете. «Петербургский авангард» побеседовал с Александром Кладько о том, как он чувствует себя в легком эстрадном жанре. Впрочем, разговор после репетиции нового спектакля зашел и о современном российском театре в целом.

Как актеру и режиссеру вам, очевидно, ближе театр драматический. Как ощущаете себя в эстрадном театре?

Довольно комфортно. Театр должен быть живым, интересным, умным и не пошлым. А что касается жанра… Все эти границы довольно условны. В советские времена были шедевры драматического искусства на эстрадной сцене, а была и «плохая эстрада» в драматическом театре. Точно так и сейчас. И вообще, разве Аркадий Исаакович Райкин – не великий драматический артист? Мне он видится настоящим чеховским персонажем. Уверен, он гениально бы сыграл Фирса. А Карцев или Ильченко? Они выходили на пустую сцену и через минуту зал буквально рыдал от восторга. При чем без всяких гэгов и дешевых приемов, которыми пользуются сейчас. При моей беседе с Романом Андреевичем Карцевым он настаивал на том, что их театр не эстрадный, а театр драматических миниатюр. И я абсолютно убежден, это два великих драматических артиста эстрадного искусства!

Вам важно, что ждет от спектакля зритель?

Это важно всем режиссерам. Кто говорит, что ему это неважно, тот лукавит. Со зрителем нужно быть честным и учитывать его желания. Безусловно, это не значит, что театр должен потакать зрительскому вкусу. Театр не должен «обслуживать» публику, искусство – не сфера обслуживания. И актер не официант. Но театр обязан уважать зрителя! Сегодня с этим большие проблемы: гордыня и самомнение некоторых творцов зашкаливает, и они часто переходят границы приличия. Доходя до оскорбления человеческого достоинства!

Сразу вспомнилось название книги великого итальянского режиссера Джорджо Стреллера – «Театр для людей»…

А мне это мне напоминает совершенно абсурдную ситуацию. Вы приглашаете кого-то в гости, но при этом говорите: «Только имейте в виду, вы, в общем-то, мне совершенно безразличны». Зачем тогда приглашали? Ведь спектакль – это всегда приглашение к разговору на тему. А зритель наш самый дорогой гость. Он тратит не только деньги на нас, но и часть своей жизни.

Ваш коллега, режиссер Сергей Урсуляк, как-то говорил о засилье бездарных и наглых людей в российском кино. Но, по его мнению, в нашем театре ситуация лучше, потому что театрального зрителя сложнее обмануть.

Мне трудно судить о ситуации в кинематографе. Да, я работал с Алексеем Германом и с Александром Сокуровым. Но объективно я могу говорить только о театре – мне ближе и понятнее это пространство, потому что 90 процентов времени я нахожусь в нем. На мой взгляд, в театре сейчас засилье дилетантизма и вседозволенности, которая не имеет никаких границ. По сравнению с советским временем в геометрической прогрессии увеличилось количество дилетантов. Самый короткий путь к известности – шум и эпатаж. Театральная молодежь мало читает, мало задает себе вопросов. Живут налегке. Ценности в основном материальные. Существование по жизни – скольжение по поверхности. Самый любимый жанр – агрессивный дилетантизм.

Сейчас на сцене можно увидеть то, за что 20 лет назад выгоняли из института и не давали диплом. А сегодня за это могут присудить «Золотую маску». Искусство, а если брать шире, сам человек, должен иметь нравственные границы. Великий философ Григорий Померанц, который прошел войну, лагеря, был активным оппонентом Солженицына, замечательно сказал, что культура начинается с ограничений. Хотелось бы нагадить в лифте, на улице, на сцене, а не могу. Что-то внутри не позволяет.

Когда после выступления Константина Райкина в театральной среде началась острая дискуссия о цензуре, Андрей Кончаловский заметил, что она никогда не была препятствием для создания шедевров.

Буддистская мудрость гласит: чем больше у нас ограничений, тем мы ближе к совершенству. Только преодолевая, мы по-настоящему высвобождаемся. Я не сторонник цензуры. Но сегодня эта проблема явно надуманная! Внутренний цензор, о котором твердил Константин Райкин, или те ограничения, с которых начинается культура со слов Померанца, к сожалению не у всех есть. И бывает, что сидя в зале на каком-то спектакле, мне бывает стыдно, что я имею отношение к театру. И хочется чтобы вернули цензуру. Собственно, эти все нашумевшие протестные акции людей на выставках, во время спектаклей и есть проявление народной цензуры. Да, это выглядит часто очень радикально. Но довели до этой ситуации именно те мои коллеги, которые больше всех этим возмущаются.

Российский театр сейчас на пике подъема, как утверждают многие режиссеры, или все же в кризисе? Что сейчас за эпоха?

Чтобы подвести итог эпохе, нужно знать общий контекст. И иметь более широкий, отстраненный взгляд со стороны. Театроведы, историки театра через какое-то время вынесут свой вердикт нашей театральной эпохе. Я же нахожусь внутри ситуации, я практик, и могу говорить только о своих вкусах, о своих предпочтениях. С моей точки зрения, театр сейчас стал менее интересным. Более крикливым, более жлобским, социально-политическим, с претензией на мессианство. Возможностей появилось больше, но при этом, как это ни парадоксально звучит, он стал менее разнообразным. Потому что как технические возможности не развивай, они все-равно быстро стареют. Неповторим только человек, а он сейчас не в моде, не в трэнде. Кто-то сказал, что режиссеры делятся на тех, кто жонглирует формой, и тех кто соединяет времена. Мне ближе вторые. И самое грустное, как говорила великая Раневская: «Из театра ушел трепет!».

А как рассказы Чехова сочетаются с эстрадным жанром?

На мой взгляд, вполне органично. Но судить об этом зрителю.

Каким получается спектакль?

Разным, как и сами рассказы Антоши Чехонте. Очень пестрым и динамичным. В нем много юмора и молодой энергии. Выбор Чехова для постановки – это выбор молодых артистов театра. Рассказы тоже выбраны ими, во многом даже и решены ими. Я только убираю лишнее, склеиваю пазлики и помогаю разобраться в жанровых тонкостях. Где-то Чехонте «зашагивает» в того позднего Чехова, и появляется объем, глубина. Где-то получается история на грани озорного «капустника». Как срастутся внутри спектакля эти разножанровые рассказы? Сохранится ли за этой раздробленностью общее лицо автора? Надеюсь, что да. Это отдельный вызов – и мне, и актерам, и всей нашей команде. Лично я ничего подобного в жизни не делал. Думаю, и зрители такого Чехова не видели.

Беседовала ВАЛЕРИЯ ТРОИЦКАЯ

Олег Куликов

Олег Куликов: В театре мне важен эксперимент

В конце уходящего года поклонников Театра Эстрады имени Аркадия Райкина ждет сюрприз – 30 и 31 декабря здесь состоится премьера спектакля «Конопатая девчонка» с Юрием Гальцевым в главной роли. Ставит спектакль режиссер Олег Куликов. Ровно год назад на этой сцене он представил публике свой вариант пьесы Евгения Гришковца и Анны Матисон «Дом» и тоже вывел на сцену худрука театра. Причем в очень необычном для него образе. Олег Куликов рассказал «Петербургскому авангарду» о новой постановке.

Юрий Темирканов

«Площадь Искусств» под крылом Темирканова

Девятнадцатый международный фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в этому году с 14 по 26 декабря и будет посвящен 80-летию выдающегося дирижера Юрия Темирканова. Публику ждет встреча с крупнейшими мастерами современности, среди которых — сам Юрий Темирканов, а также Марис Янсонс, Рудольф Бухбиндер, Гидон Кремер, Лейф Ове Андснес, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Маттиас Гёрне, Камерный оркестр Concerto Köln, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии и другие прославленные музыканты и коллективы.

режиссер Виталий Манский

Виталий Манский: Враги народа сидят в Министерстве культуры

В Санкт-Петербурге завершается кинофестиваль «Артдокфест». До 12 декабря он проходит в Северной столице параллельно с московскими показами. Из-за цензуры конкурсную часть ранее перенесли за рубеж, на площадку Рижского международного кинофестиваля. Президент «Артдокфеста», режиссер Виталий Манский рассказал о съемках раннего Путина и о новом витке борьбы Мединского с фестивалем «Артдокфест».

Денис Мацуев

Денис Мацуев и банда юных волшебников (фото)

Свое выступление знаменитый пианист Денис Мацуев анонсировал с нью-йоркских улиц за день до 5 декабря, пообещав слушателям классику и джаз, огромное количество сюрпризов, импровизацию, душевность и хорошее настроение. Однако к этому моменту почти все билеты и так уже были распроданы. Мацуевский «Джаз среди друзей» в БКЗ «Октябрьский» в представлении не нуждается – первый концерт с большим успехом состоялся в прошлом году.

Павел Сафонов

Павел Сафонов: Мольер не предал себя

На сцене Выборгского дворца культуры 8 и 9 декабря состоится петербургская премьера спектакля московского Театра Ленком — «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош». Премьера постановки собрала аншлаги, невиданные уже давно, а теперь и в Санкт-Петербурге билеты на «Сны господина де Мольера» стремительно разлетаются.

Андрей Носков

Андрей Носков: Я всегда обожал музыкальный театр

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии готовит премьеру мюзикла «Девчонка на миллион», в основе которого – киносценарий известного советского фильма «Начальник Чукотки». Музыку к проекту написал актер и музыкант Максим Леонидов, который исполнит в нем одну из центральных ролей. Премьерные показы пройдут на сцене театра 8-10 февраля 2019 года. Над постановкой работает Андрей Носков – актер театра и кино, известный по работам на различных сценах Санкт-Петербурга – от ТЮЗа до БДТ, а с недавних пор освоивший еще и профессию режиссера. О новом спектакле, о фугах Баха и мюзикле Элтона Джона «Билли Эллиот» Андрей Носков рассказал в преддверии премьеры.