Александр Кладько: Цензура — проблема надуманная

В Театре Эстрады имени Аркадия Райкина 18 октября состоится премьера спектакля по мотивам чеховских рассказов – «Крокодил души моей». Целую череду историй о превратностях любви расскажут зрителю молодые актеры труппы и опытный режиссер – Александр Кладько. Актер театра и кино, выпускник режиссерского курса Григория Козлова, он ставил спектакли в разных городах России и за рубежом.
Александр Кладько

3 октября 2018.

Рубрика: Театры / музыка. Тэги: .

Он много лет преподавал в Петербургской театральной академии (РГИСИ) и вместе с Александром Сокуровым выпустил курс кинорежиссеров в Кабардино-Балкарском государственном университете. «Петербургский авангард» побеседовал с Александром Кладько о том, как он чувствует себя в легком эстрадном жанре. Впрочем, разговор после репетиции нового спектакля зашел и о современном российском театре в целом.

Как актеру и режиссеру вам, очевидно, ближе театр драматический. Как ощущаете себя в эстрадном театре?

Довольно комфортно. Театр должен быть живым, интересным, умным и не пошлым. А что касается жанра… Все эти границы довольно условны. В советские времена были шедевры драматического искусства на эстрадной сцене, а была и «плохая эстрада» в драматическом театре. Точно так и сейчас. И вообще, разве Аркадий Исаакович Райкин – не великий драматический артист? Мне он видится настоящим чеховским персонажем. Уверен, он гениально бы сыграл Фирса. А Карцев или Ильченко? Они выходили на пустую сцену и через минуту зал буквально рыдал от восторга. При чем без всяких гэгов и дешевых приемов, которыми пользуются сейчас. При моей беседе с Романом Андреевичем Карцевым он настаивал на том, что их театр не эстрадный, а театр драматических миниатюр. И я абсолютно убежден, это два великих драматических артиста эстрадного искусства!

Вам важно, что ждет от спектакля зритель?

Это важно всем режиссерам. Кто говорит, что ему это неважно, тот лукавит. Со зрителем нужно быть честным и учитывать его желания. Безусловно, это не значит, что театр должен потакать зрительскому вкусу. Театр не должен «обслуживать» публику, искусство – не сфера обслуживания. И актер не официант. Но театр обязан уважать зрителя! Сегодня с этим большие проблемы: гордыня и самомнение некоторых творцов зашкаливает, и они часто переходят границы приличия. Доходя до оскорбления человеческого достоинства!

Сразу вспомнилось название книги великого итальянского режиссера Джорджо Стреллера – «Театр для людей»…

А мне это мне напоминает совершенно абсурдную ситуацию. Вы приглашаете кого-то в гости, но при этом говорите: «Только имейте в виду, вы, в общем-то, мне совершенно безразличны». Зачем тогда приглашали? Ведь спектакль – это всегда приглашение к разговору на тему. А зритель наш самый дорогой гость. Он тратит не только деньги на нас, но и часть своей жизни.

Ваш коллега, режиссер Сергей Урсуляк, как-то говорил о засилье бездарных и наглых людей в российском кино. Но, по его мнению, в нашем театре ситуация лучше, потому что театрального зрителя сложнее обмануть.

Мне трудно судить о ситуации в кинематографе. Да, я работал с Алексеем Германом и с Александром Сокуровым. Но объективно я могу говорить только о театре – мне ближе и понятнее это пространство, потому что 90 процентов времени я нахожусь в нем. На мой взгляд, в театре сейчас засилье дилетантизма и вседозволенности, которая не имеет никаких границ. По сравнению с советским временем в геометрической прогрессии увеличилось количество дилетантов. Самый короткий путь к известности – шум и эпатаж. Театральная молодежь мало читает, мало задает себе вопросов. Живут налегке. Ценности в основном материальные. Существование по жизни – скольжение по поверхности. Самый любимый жанр – агрессивный дилетантизм.

Сейчас на сцене можно увидеть то, за что 20 лет назад выгоняли из института и не давали диплом. А сегодня за это могут присудить «Золотую маску». Искусство, а если брать шире, сам человек, должен иметь нравственные границы. Великий философ Григорий Померанц, который прошел войну, лагеря, был активным оппонентом Солженицына, замечательно сказал, что культура начинается с ограничений. Хотелось бы нагадить в лифте, на улице, на сцене, а не могу. Что-то внутри не позволяет.

Когда после выступления Константина Райкина в театральной среде началась острая дискуссия о цензуре, Андрей Кончаловский заметил, что она никогда не была препятствием для создания шедевров.

Буддистская мудрость гласит: чем больше у нас ограничений, тем мы ближе к совершенству. Только преодолевая, мы по-настоящему высвобождаемся. Я не сторонник цензуры. Но сегодня эта проблема явно надуманная! Внутренний цензор, о котором твердил Константин Райкин, или те ограничения, с которых начинается культура со слов Померанца, к сожалению не у всех есть. И бывает, что сидя в зале на каком-то спектакле, мне бывает стыдно, что я имею отношение к театру. И хочется чтобы вернули цензуру. Собственно, эти все нашумевшие протестные акции людей на выставках, во время спектаклей и есть проявление народной цензуры. Да, это выглядит часто очень радикально. Но довели до этой ситуации именно те мои коллеги, которые больше всех этим возмущаются.

Российский театр сейчас на пике подъема, как утверждают многие режиссеры, или все же в кризисе? Что сейчас за эпоха?

Чтобы подвести итог эпохе, нужно знать общий контекст. И иметь более широкий, отстраненный взгляд со стороны. Театроведы, историки театра через какое-то время вынесут свой вердикт нашей театральной эпохе. Я же нахожусь внутри ситуации, я практик, и могу говорить только о своих вкусах, о своих предпочтениях. С моей точки зрения, театр сейчас стал менее интересным. Более крикливым, более жлобским, социально-политическим, с претензией на мессианство. Возможностей появилось больше, но при этом, как это ни парадоксально звучит, он стал менее разнообразным. Потому что как технические возможности не развивай, они все-равно быстро стареют. Неповторим только человек, а он сейчас не в моде, не в трэнде. Кто-то сказал, что режиссеры делятся на тех, кто жонглирует формой, и тех кто соединяет времена. Мне ближе вторые. И самое грустное, как говорила великая Раневская: «Из театра ушел трепет!».

А как рассказы Чехова сочетаются с эстрадным жанром?

На мой взгляд, вполне органично. Но судить об этом зрителю.

Каким получается спектакль?

Разным, как и сами рассказы Антоши Чехонте. Очень пестрым и динамичным. В нем много юмора и молодой энергии. Выбор Чехова для постановки – это выбор молодых артистов театра. Рассказы тоже выбраны ими, во многом даже и решены ими. Я только убираю лишнее, склеиваю пазлики и помогаю разобраться в жанровых тонкостях. Где-то Чехонте «зашагивает» в того позднего Чехова, и появляется объем, глубина. Где-то получается история на грани озорного «капустника». Как срастутся внутри спектакля эти разножанровые рассказы? Сохранится ли за этой раздробленностью общее лицо автора? Надеюсь, что да. Это отдельный вызов – и мне, и актерам, и всей нашей команде. Лично я ничего подобного в жизни не делал. Думаю, и зрители такого Чехова не видели.

Беседовала ВАЛЕРИЯ ТРОИЦКАЯ

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.