В Центре Курехина проходит выставка «В садах Тимура», посвященная 60-летию Тимура Новикова

С 16 июня по 14 октября в Центре современного искусства имени Сергея Курехина (Лиговский проспект, 73) будет проходить выставка «В садах Тимура», приуроченная к 60-летию Тимура Новикова. Это — дань памяти о выдающемся художнике и культурном деятеле, воспоминание о времени кардинальных перемен, свершившихся в художественной среде страны, и о дружбе между художником и музыкантом, определившими лицо своей эпохи.

Тимур Новиков

24 сентября 2018 года Тимуру Петровичу Новикову исполнилось бы 60 лет. А выставка откроется в день рождения Сергея Курехина. Они не только дружили, но и творили совместно. Тимур Новиков постоянно участвовал в перформансах оркестра «Популярная механика», выходя на сцену, например, с надувным драконом, играл на музыкальных инструментах, расписывал занавес для представлений, создал знаменитый, увы, ныне утраченный портрет Курехина, украшавший «Поп-механику».

Более того — Новиков изобрел, следуя завету почитаемого им Джона Кейджа, музыкальные инструменты, типа «Длинной струны» и «Утюгона», и даже исполнял произведение для 12 радиоприемников, настроенных на разные волны. Вместе со своими друзьями Сергеем Курехиным и Сергеем Бугаевым Африкой художник участвовал в единственном в России перформансе Джона Кейджа «Водная симфония» в 1988 году.

В коллекции будущего Музея современного искусства имени Курехина находится фрагмент занавеса «Поп-механики», расписанного Тимуром Новиковым вместе с группой «Новые художники» и подаренного музею семьей мастера, а также произведение, переданное в дар коллекционером Носкиным, и многочисленные фотографии Новикова, снятые во время выступлений «Поп-механики».

Кроме того, в коллекции Музея имени Курехина находится редчайшая видеозапись Джоанны Стингрей, которой удалось запечатлеть первый неофициальный праздник города, организованный в 1986 году «Новыми художниками». В нем участвовали Тимур Новиков и Сергей Курехин, а видео подарил музею Александр Липницкий.

На выставке представлены два основных этапа в творчестве Тимура Новикова – период «Новых художников» и время неоакадемизма. Художник совершил две революции в искусстве, утвердив новую эстетику, наследницу авангарда в 1980-х, а затем воспев классику и красоту в 1990-х. Он был романтиком, который с увлечением рассказывал о революционных методах русских футуристов, а затем воспевал «тайный культ» красоты.

В 1982 году Тимур Новиков вместе с Иваном Сотниковым создал группу «Новые художники», которые заявили о продолжении авангардных традиций. С 1981 по 1987 год в мастерской Тимура Новикова на Литейном проспекте действовала галерея «АССА». Своеобразный итог этому движению подвел кинофильм Сергея Соловьева «АССА» (1987), оформленный Тимуром Новиковым, в котором главную роль самого себя сыграл художник Сергей Бугаев Африка. Этот фильм оказался настолько важным для «перестроечного» поколения, что его часто называли «поколением «АССА».

В 1988 году Тимур Новиков создал новое движение — неоакадемизм. Основанная им в 1990 году Новая Академия изящных искусств провозгласила своей задачей возрождение классических традиций, которые, согласно ее основателю, были утрачены не только художниками-авангардистами, но и официальной Академией художеств.

Последнее десятилетие своей жизни Тимур Новиков посвятил именно неоакадемизму. Произведения для экспозиции предоставили ближайшие друзья и родственники художника. В частности, на выставке представлено последнее созданное художником творение «Людвиг II Баварский», которое воплощает идеалы неоакадемизма, из коллекции семьи живописца.

Название выставки «В садах Тимура» с одной стороны отсылает к серии работ Новикова «Счастье в садах», с другой стороны — метафора, говорящая о той роли, которую художник сыграл в истории современного искусства, изобретя свою собственную семантическую перспективу и создав два ведущих направления в искусстве.

8 июня 2018 // рубрика: Музеи / кино

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

ПроТоАрт

«ПроТоАрт» — Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.