В Шереметевском дворце открывается выставка «Литва Мстислава Добужинского»

В Шереметевском дворце – Музей музыки (набережная Фонтанки, 34) будет открыта выставка «Литва Мстислава Добужинского». Она приурочена к 100-летию восстановления Литовской государственности. Для широкой публики выставка открыта с 8 февраля по 13 мая 2018 года.

Мстислав Добужинский

Это исследование не только жизни художника, но и жизни целой страны между двумя мировыми войнами. Известнейший участник объединения «Мир искусства», график, иллюстратор, живописец, театральный художник, специалист по геральдике Литвы, Мстислав Добужинский принял литовское гражданство в 1924 году, постоянно жил и работал в Литве до конца 1930-х годов. Наиболее полное собрание его работ этого периода – театральные эскизы довоенного Государственного театра, городские виды Вильнюса и Каунаса, зарисовки литовской провинции, – экспонируют в Санкт-Петербурге сразу три крупнейших музея Литвы. Масштабный проект Литовского совета по культуре проходит при поддержке правительства Северной столицы и генерального консульства Литовской Республики.

Мстислав Добужинский

В городе на Неве Мстислава Добужинского интересовала «изнанка» города, его брандмауэры, дворы-колодцы, глухие переулки. В литовских столицах и провинциальных местечках художник так же всматривался в скрытую внутреннюю жизнь, неустанно зарисовывал непарадные городские пейзажи. Своеобразие литовской архитектуры мощно повлияло на будущего соратника А. Бенуа и К. Сомова с их страстным интересом к ушедшим эпохам. В Вильно (Вильнюсе) Добужинский, сын генерал-лейтенанта с литовскими корнями, провел часть детства, здесь закончил гимназию и впоследствии вспоминал: «В Вильне старина как бы обнимала меня, и я жил среди разных преданий, связанных с городом… Впитывая в себя все разнообразные впечатления старины и любуясь ею, я незаметно для самого себя как бы учился архитектуре и стилям. Большинство грациозных и изящных виленских костелов было построено в XVIII в., и дух этого века мне было дано впервые узнать именно тут. И не только это. В Вильне накопились наслоения нескольких эпох: была и готика, и грузное барокко, и классика. Я стал замечать величие архитектурных пропорций, очарование пустых плоскостей и, главное, я начинал чувствовать поэзию архитектуры».

Мстислав Добужинский

В 1924 году признанный петербургский художник, сценограф, книжный график Мстислав Добужинский принял Литовское подданство и репатриировался в Литву. С 1925 по 1938 годы он оформил в Государственном театре Литвы (Каунас) множество оперных и драматических спектаклей, заложив основы литовской национальной сценографии. Самые значимые эскизы Добужинского из коллекции Музея театра, музыки и кино Литвы, хранящего около 1200 его работ, будут представлены на выставке. Эскизы к «Пиковой даме» Чайковского (1934), «Борису Годунову» Мусоргского (1930) и другие шедевры театрально-декорационного искусства наглядно продемонстрируют искусство баланса между элементами модерна и авангарда, историзма и декоративной абстракции, столь свойственное мастеру.

Мстислав Добужинский

В каунасский период Мстислав Добужинский активно занимался не только работой в театре, но и педагогикой, публицистикой, живописью и пейзажной графикой. Ради последней он немало путешествовал по стране. На выставках, организованных в литовский период, Добужинский охотно представлял свои виды Клайпеды, Укмярге, Мариямполе, Алитуса, Пренай, после поездки в Жямайтию – виды Луоки, Седы, Шакенай, Альседжяй. В Риге (Городской художественный музей, 1924), Амстердаме (Городской музей Амстердама, 1928), Париже (Галерея Друэ, 1929), Брюсселе (Дворец изящных искусств, 1931), рядом с видами Петербурга, Гарлема, Рима, Хельсинки, Копенгагена, Парижа выставлялись рисунки вильнюсских церквей и костелов, каунасского кафедрального собора, берегов Немана и городков Малой Литвы.

Мстислав Добужинский

Оказавшись в США в годы Второй мировой воины, Добужинский показывал свои городские пейзажи на выставках, организованных в первую очередь для литовцев-эмигрантов. Собрание графики Добужинского, после бруклинской выставки 1973 года, получившее название «Старая Литва», было передано в дар Литовской Республике в 2006 году. Именно об этом, по свидетельству историка Ванды Сруогене, художник просил своего сына в поздние годы. Виды Литвы Добужинского бесценны не только по своим художественным качествам. Поэт Казис Брадунас еще в 80-е писал: «Надо помнить, что время и прошедшие войны сегодня не оставят и следа от зафиксированного изящной рукой художника объекта (деревянной церквушки, ворот в храм, придорожной часовенки или креста). Они существуют для нашей культуры только в единственном месте – в рисунке Добужинского».

Мстислав Добужинский

Участники выставки «Литва Мстислава Добужинского»: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Художественный музей Литвы, Национальный художественный музей имени Чюрлёниса, Музей театра, музыки и кино Литвы, Литовская национальная библиотека им. Мартинаса Мажвидаса, Фонд Александра Васильева в Литве, частные коллекционеры Литвы.

24 января 2018 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.