В Шереметевском дворце открывается выставка к 110-летию музея

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства открывает в Шереметевском дворце (Музей музыка, набережная Фонтанки, 34) выставку «100+10» к 110-летию коллекции музея. Она будет работать с 20 сентября 2018 года по 23 января 2019 года.

выставка к 110-летию театрального музея

В 2018 году Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства празднует двойной юбилей: 100 + 10 лет. Музей ведет официальную историю с 1918 года, но в основу его коллекции легли материалы «Первой русской театральной выставки» 1908 года. 110 лет спустя Музей представляет вниманию публики самые яркие приобретения и дары, полученные в последнее десятилетие, 2008-2018. Вместе с сокровищами коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских впервые выставляются недавние дары Нины Лобановой-Ростовской из ее личной части коллекции; уникальные материалы из архивов Сержа Лифаря и балерины Илларии Ладре; полное собрание костюмов, сделанных Пьером Карденом для Майи Плисецкой; костюмы, пуанты и фотографии современных звезд балета из собрания продюсеров Гаяне и Сергея Данилянов, а также множество других бесценных экспонатов.

Выставка «100+10» создана немецким дизайнером Уве Брюкнером (Atelier Brückner) при поддержке Фонда «Про Арте» и Комитета по культуре Санкт-Петербурга в рамках третьей Петербургской биеннале музейного дизайна.

выставка к 110-летию театрального музея

Уве Р. Брюкнер, авторитетный специалист в области музейного проектирования международного уровня, руководите Ателье Брюкнер (Atelier Brückner), создавшим экспозицию. Это ателье более 15 лет работает над дизайном сложных выставочных проектов и постоянных музейных экспозиций. В портфолио – более 200 наград и 100 международных проектов, среди которых: Национальный морской музей в Амстердаме, Музей BMW в Мюнхене, Музей этнографии в Женеве, Исторический музей Баден-Вюртемберга, Зоологический музей Darwineum в Ростоке.

Последнее десятилетие стало особенно урожайным для фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Крупнейшие поступления, какие случаются, пожалуй, только во времена первоначального формирования коллекции, вывели музейное собрание на новый уровень. Отныне наш музей может более совершенно и целостно представить русскую сценографию XX века. Октябрьская революция 1917 года как берлинская стена разделила искусство, живопись, литературу и саму жизнь. Но теперь мы можем проследить творчество наших крупнейших художников Александра Бенуа, Льва Бакста, Натальи Гончаровой и многих других во всей его полноте, без разрыва между отечественным и зарубежным периодами.

выставка к 110-летию театрального музея

Ключевую роль в восстановлении связей, распавшихся еще 100 лет назад, играет знаменитая коллекция театрально-декорационного искусства Нины и Никиты Лобановых-Ростовских (более 800 единиц хранения), переданная музею в дар Международным фондом «Константиновский» в 2013 году, а также феноменальной щедрости дары Нины Лобановой-Ростовской из ее личной части коллекции. Среди них шедевры Бакста, Добужинского, Бенуа, Судейкина, Гончаровой – едва ли не всех крупнейших мастеров российского искусства начала XX века.

Глубинные пласты истории русского балета за границей открылись благодаря приобретенному музеем архиву Сержа Лифаря с рисунками танцовщика, рукописными материалами и фотографиями, а также дару Елены и Игоря Клименковых — большому зарубежному архиву выпускницы Петербургского балетного училища Илларии Ладре, танцевавшей в Балете Монте-Карло полковника де Базиля и создавшей свою балетную школу в Сиэтле. В фондах музея прибавилось театральных работ знаменитых художников, не работавших в Петрограде-Ленинграде – Веры Мухиной, Александры Экстер, Любови Поповой…

выставка к 110-летию театрального музея

Особый сюжет выставки – пополнения в коллекцию костюмов, основу которой составляет легендарный гардероб Императорских театров. Музей впервые представляет собрание костюмов, созданных для знаменитых ленинградских и московских драматических спектаклей 1970-1980-х годов; коллекцию пуант блистательных современных балерин от итальянки Алессандры Ферри до Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой; полное собрание сценических костюмов Майи Плисецкой работы Пьера Кардена – их постепенно передавали в дар музею сама Майя Михайловна и Родион Щедрин.

В экспозиции найдут место новые материалы к истории «золотого века» усадьбы Шереметевых. Последние приобретения коллекции музыкальных инструментов – от одесской шарманки 1900-х годов до скрипки петербургского мастера XVIII века – будут представлены на выставке вместе с живописными и графическими опусами современных театральных художников.

выставка к 110-летию театрального музея

Проще сказать, чего на выставке «100+10» не будет – посредственности, незначительных произведений, случайных вещей. Отнюдь не все сюжеты и имена, представленные в экспозиции, на слуху у широкой публики, но как мы знаем, в истории театра и музыки не существует больших и маленьких имен. Каждое – бесценно, каждый скромный документ ведет к тому или иному яркому событию, и все они в совокупности создают здание Культуры, которое призван хранить и строить Музей театрального и музыкального искусства.

Лобанова-Ростовская

16 сентября 2018 // рубрика: Музеи / кино

Римас Туминас

Римас Туминас: Я верю, что воображение творит

В середине февраля началось празднование столетия БДТ. Можно сказать, что одним из подарков к юбилею театра стали гастроли московского Государственного академического театра имени Вахтангова. Труппа начала гастроли на сцене БДТ в Санкт-Петербурге с «Евгения Онегина» 19 и 20 февраля. «Дядю Ваню» по Чехову публика увидит 21 февраля, а 22 февраля – «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Завершатся гастроли премьерой спектакля «Фальшивая нота».

Александр Секацкий

Александр Секацкий о старости: Старуха Шапокляк — пример для подражания

Известный петербургский философ, доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Александр Секацкий стал частым гостем на Квартирниках в информационном агентстве «Росбалт». Очередная встреча была посвящена философии возраста. Ученый рассказал о старости с точки зрения метафизики и философии, рассмотрев ее как жизнь внутри жизни. «Петербургский авангард» предлагает своим читателям некоторые интересные тезисы выступления.

Квартира

Удивительная и теплая «Квартира»

«Петербургскому авангарду» хорошо знакомы те театры и так называемые творческие пространства, которые стремятся выглядеть необычно и странно, фактически строя на этом весь свой художественный почерк. Однако помимо них существуют и те творческие объединения, которые не кажутся «не такими как все» — они таковыми являются на самом деле. В их основе лежит исследование ментальных расстройств, создание комфортных условий для духовного развития инвалидов и терапия с помощью творчества. Все это на практике представляет собой сложный, непрерывный и не всегда благодарный труд, хотя в медиа-пространстве инклюзивные проекты представлены как очень популярное современное веяние.

Марина Дмитриевская, предоставлено пресс-службой фестиваля "Пять вечеров"

Марина Дмитриевская: Все фестивали «Пять вечеров» мы проводили в долг

В Санкт-Петербурге 11 февраля завершился юбилейный театральный фестиваль «Пять вечеров». Он посвящен великому драматургу Александру Моисеевичу Володину, чье 100-летие пришлось на 10 февраля. К сожалению, создатели этого фестиваля объявили, что в этом году он прошел последний раз. О причинах столь печального решения «Петербургскому авангарду» рассказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала».

Андреас Ланэ

Андреас Ланэ: Игровой культуре в России помог бы новый «Тетрис»

14 февраля — не только день Святого Валентина, но и неофициальный и при этом широко отмечаемый в профессиональном мире День компьютерщика. 14 февраля 1946 года впервые был продемонстрирован первый работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator). В честь всех причастных к празднику «Петербургский авангард» публикует интервью с Андреасом Ланэ — президентом Европейской федерации игровых архивов, музеев и проектов по сохранению игр (EFGAMP), одним из основателей Музея компьютерных игр в Берлине — первой в мире постоянной выставки цифровой интерактивной развлекательной культуры.

Лючия Ди Ламмермур

«Лючия ди Ламмермур» — шедевр романтического бельканто

В конце 2018 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В основе сюжета — романтическая трагедия Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». А сюжет этот, напоминающий «Ромео и Джульетту», меломелодраматичен: лорд Генри Эштон хочет выгодно выдать сестру за лорда Артура Бакло, в противном случае замок Эштона может вернуть себе сын его прежнего владельца Эдгар. Но Лючия влюблена в таинственного незнакомца, которым оказался тот самый Эдгар. Возлюбленный девушки должен уехать с поручением во Францию. Расставаясь, влюбленные клянутся в вечной любви (и, как обычно, в подобных случаях, жди скорой смерти).