В Санкт-Петербурге стартует кинофестиваль «Послание к человеку-2017»

Ежегодный конкурсный международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» будет проходить в Северной столице с 15 по 22 сентября в 27-й раз.

Послание к человеку

В этом году в трех основных конкурсных программах фестиваля – «Международный конкурс», «Национальный конкурс» и «Конкурс экспериментальных короткометражных фильмов In Silico» – будут показаны следующие картины:

Международный конкурс

Документальное кино, полный метр (Full-length Documentaries)

ALMOST HEAVEN / Почти Рай, Carol Salter, 72 min, UK
A MODERN MAN/ Современный человек, Eva Mulvad, 84 min. Denmark
A SKIN SO SOFT / Шелковая кожа, Denis Côté, 95 min, Canada
CAMERAPERSON / Кинооператор, Kirsten Johnson, 102 min, U.S.A.
FOR AHKEEM / Для Акима, Jeremy S. Levine, Landon Van Soest, 98 min. U.S.A.
HARMONY / Гармония, Lida Sheinina, 61 min, Russia
LISTEN TO THE SILENCE/ Слушая тишину, Mariam Chachia, 80 min. Georgia
MOTHERLAND/ Мамалэнд, Ramona S. Diaz, 94 min, U.S.A.-Philippines
STRANGER IN PARADISE / Чужак в Раю, Guido Hendrikx, 72 min, The Netherlands
VERGOT / Вергот, Cecilia Bozza Wolf, 59 min, Italy

 

Документальное кино, короткий метр (Short Documentaries)

A WOMAN LIKE ME / Такая же, как я, Isabel Morales, 8 min, UK
BECAUSE THE WORLD NEVER STOPS / Потому что мир не остановишь, Axel Danielson/Maximilien Van Aertryck, 11 min, Sweden
OLEG / Олег, Boris Krichevsky, 24 min, Russia
ONE DAY IN ALEPPO / Один день в Алеппо, Ali Alibrahim, 24 min, SYRIA
THE FISH / Рыба, Jonathas De Andrade, 23 min, USA/Brazil
THE RABBIT HUNT / Охота на кроликов, Patrick Bresnan, 12 min, United States
THE SOUND OF WINTER (LA SAISON DU SILENCE)/ Звуки зимы, Tizian BÜCHI, 27 min, BELGIUM- SWITZERLAND
THE SHEPHERD / Пастырь, Joost Van der Wiel, 22 min, Netherlands
THROUGH THE LOOKING GLASS / Через стекло, Yi Cui, 14 min, China
WHIPPING ZOMBIE / Изгоняя зомби, Yuri Ancarani, 30 min, Italy

 

Игровое кино, короткий метр / Short Fiction

AFTER THE VOLCANO / После вулкана, Leo Favier, 17 min, France
EN MOI / Во мне, Laetitia Casta, 29 min, France
FOG / Туман, Adi Voicu, 27 min, Romania
IN THE ARMS OF THE SEA / В объятиях моря, Dmitry Moiseyev, 19 min, Russia
IT’S REALLY AWESOME / Просто супер, Katarzyna Warzecha, 27 min, Poland
OLGA / Ольга, Maxim Bruneel, 19 min, France
ONE DAY / Один день, Daria Markina, 23 min, Russia
RETRACT / Отступление, Itonje Søimer Guttormsen, 30 min, Norway
THE BEAST / Зверь, Michael Wahrmann, Samantha Nell, 24 min, South Africa

 

Анимация, короткий метр / Short Animation

AIRPORT / Аэропорт, Michaela Müller, 10 min, Switzerland
BEETLE TROUBLE / Жуки, Gabriel Böhmer, 13 min, UK
BLACK DOG / Черный пес, Joshua Tuthill, 15 min, U.S.A.
DROP BY DROP / По капле, Laura Gonçalves, Alexandra Ramires (Xá), 9 min, Portugal
GUSLA OR THE SPIRITS / Пироги и духи, Adrienne Nowak, 9 min, France
RAILMENT / Рэйлмент, Shunsaku Hayashi, 10 min, Japan
STRANGE CASE / Странный случай, Zbigniew Czapla, 14 min, Poland
TANYA / Таня, Maria Sedyaeva, 4 min, Russia
WICKED GIRL / Злая девочка, Ayce Kartal, 8 min, Turkey/France

 

Национальный конкурс/National comretition

БАБОЧКИ / Butterflies, Дмитрий Кубасов, 79 мин, Россия
ВОЛОДЯ / Volodia, Анна Мария Ярмолюк / Сильвана Ярмолюк, 79 мин, Аргентина
ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛЕТКА / Happy Pills, Александр Зубовленко, 31 мин, Россия
ВСЁ ЗАБЫТЬ / Forget Everything, Анастасия Коркия, 4 мин, Куба/ Россия
ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ / Treasure of the Republic, Анна Кузнецова, 56 мин, Россия
ЗОВИ МЕНЯ ХАОС /Call Me Chaos, Александр Виноградов, 37  мин, Бельгия
МАНИКАРНИКА / Manikarnika, Сергей Урываев, 62 мин, Россия
МОНОЛОГ / Monologue, Отто Лакоба, 26 мин, Россия
НАСКВОЗЬ / Through, Ольга Привольнова, 34 мин, Россия
ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ / Oleg Evgenievich, Линара Багаутдинова, 22 мин, Россия
ПЕТЬ / To Sing, Ольга Короткая, 52 мин, Польша / Россия
ПОЦЕЛУИ НА ИВРИТЕ / Hebrew Kisses, Маня Лозовская, 47 мин, Израиль
ПРИХОДИ СВОБОДНЫМ / Come Back Free, Ксения Охапкина, 51 мин, Эстония
РУССКИЙ ТУР / Russian Tour, Михаил Бушков, 65 мин, Россия
СИБИРСКАЯ ЛЮБОВЬ / Siberian Love, Ольга Делан, 80 мин, Германия
ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА / Russian Like No Other, Дмитрий Вологдин/ Илья Зверев, 51 мин, Россия
ОСВОБОЖДЕНИЕ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ / We’ll Be Alright, Александр Кузнецов, 80 мин, Франция

 

Конкурс экспериментальный короткометражных фильмов In Silico

500,000 YEARS / 500 000 лет, Chai Siris, 16 min, Thailand
ALL MY PHONE NUMBERS DROWNED / Все мои телефонные номера утонули, Michel Klöfkorn, 11 min, Germany
AN AVIATION FIELD / Летное поле, Joana Pimenta, 13 min, U.S.A.
AS THE JET ENGINE RECALLS / Память реактивного двигателя, Juan Palacios, 11 min, Spain
BLÉS / Пшеница, Jacques Perconte, 6 min, France
BUT ELSEWHERE IS ALWAYS BETTER / Хорошо там, где нас нет, Vivian Ostrovsky, 4 min, U.S.A.
EVERYTHING / Всё, David O’Reilly, 11 min, U.S.A.
HISTORY BLEEDS UNDER YOUR FINGERNAILS /  Кровь истории под ногтями, Azar Saiyar, 7 min, Finland
IT WAS STILL HER FACE / Это было все еще её лицо, Christoph Girardet, 8 min, Germany
LILAC MOSCOW / Сиреневая Москва, Platon Infante-Arana, 9 min, Russia
LITTLE ORPHANT ANNIE / Сиротка Анни, Bill Morrison, 7 min, U.S.A.
MOTHER HERE ARE YOUR SONS / Мама, мы твои сыновья, Simon Rieth, 13 min, France
THREE SENTENCES ABOUT ARGENTINA / Три фразы об Аргентине, Nele Wohlatz, 5 min, Argentina
TOWER XYZ / Башня XYZ, Ayo Akingbade, 3 min, UK
TIJUANA TALES // Сказки Тихуаны, Jean-Charles Hue, 11 min, France
TURTLES ARE ALWAYS HOMe / Черепахи всегда дома, Rawane Nassif, 11 min, Canada/Lebanon/Qatar
VANISHING POINT / Точка исчезновения, Jukka Silokunnas, 1 min, Finland
VERSUS / Версус, Philbert Aimé Mbabazi, 6 min, Rwanda/Switzerland

Специальные программы

В этом году это: «Панорама.doc», «Кино сверхреальности», «Революция. Призрак бродит по экрану», а также Документальное кино Китая, коллекция первых советских фильмов-путешествий, ретроспективы Хелены Тржештиковой, Бориса Добродеева и показы фильмов Андрея Паунова.

Панорама.doc

Программа Панорама.doc традиционно представляет наиболее яркие документальные работы, уже показанные на крупнейших международных кинофестивалях, от IDFA до Канн. В этом году она получилась особенно разнообразной. На фестивале будут представлены как фильмы молодых режиссеров («Тетраграмматон» Клима Козинского), так и новые картины великих классиков («Напалм» Клода Ланцмана); как концептуальные эксперименты («Сомнилоги» Верены Паравель и Люсьена Кастена-Тейлора), так и традиционные документальные истории с обаятельными и интересными героями («Любители в космосе» Макса Кестнера); как фильмы о наиболее острых проблемах современной политики («Незначительнй человек» Хушбу Ранки и Шуклы Винэя), так и фильмы, в которых режиссер ведет разговор с вечностью (последняя работа Михаэля Главоггера «Без названия»).

Камертоном в этом году станет шедевр Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) — в новой восстановленной версии (на основе копии, которую Вертов подарил в Голландии Йорису Ивенсу).

Фильмы:

«Человек с киноаппаратом» (Man with a Movie Camera), реж. Дзига Вертов, 1929
«Сомнилоги»  (Somniloques), реж. В.Паравель, Л.Кастен-Тейлор, 2016
«Без названия»  (Untitled), реж. М.Главоггер, 2017
«Любители в космосе»  (Amateurs in Space), реж. М.Кестнер, 2016
«Незначительный человек» (Insignificant Man), реж. Х.Ранка,  В.Шукла
«Напалм» (Napalm), К.Ланцман, 2017
«Тетраграмматон» (Tetragrammaton), реж. К.Козинский, 2017

Кино сверхреальности

Ставшая уже традиционной эта программа иллюстрирует тенденцию развития не только фестиваля «Послание к человеку», но и киноискусства последних лет. Усиление документальных элементов в игровом кинематографе и наоборот, триумф новейших съемочных технологий, переключение современной кинодраматургии на режим non fiction — все это создает предпосылки для еще более глубокого погружения в реальность. Что не исключает ее художественного, иногда совершенно фантастического преображения, превращения в СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ.

Фильмы:

«Молодой Годар» (Le redoutable), реж.  Мишель Хазанавичус
«На следующий день» (Geu hu), реж.  Хон Сан-Су
«Впусти солнце» (Un Beau Soleil Interieur), реж. Клер Дени
«На пределе» (Aus dem Nichts), реж. Фатих Акин
«Вестерн» (Western), реж. Валеска Гризебах
«120 ударов в минуту» (120 battements par minute), реж.  Робен Кампийо
«О теле и душе»  (On Body and Soul), реж. Ильдико Эньеди
«По ту сторону надежды» (The Other Side of Hope), реж.  Аки Каурисмяки
«Неподкупный» (Lerd), реж. Мохаммад Расулоф
«Дочери Абриль» (Las hijas de Abril), реж.  Мишель Франко

Революция. Призрак бродит по экрану

Революция — это, конечно, событие, разрыв исторической ткани. Но в не меньшей степени это — процесс. Поэтому программа «Революция. Призрак бродит по экрану» посвящена не только Русской революции, 100 лет назад радикально изменившей ход отечественной и мировой истории, но революции как таковой, сотрясавшей многочисленные государства по всему миру на протяжении XX века — века кинематографа. Вошедшие в эту программу фильмы — в большинстве своем хрестоматийная классика политического кино, однако значительная их часть никогда до этого не демонстрировалась в России. Их авторы, каждый по-своему, пытались ухватить и описать революционные процессы, а нередко и принять в них самое непосредственное участие. Каждый показ программы будет посвящен отдельному аспекту революции. В рамках программы 22 сентября на Новой сцене Александринского театра пройдет научная конференция, в которой отечественные и зарубежные историки, философы и исследователи культуры расскажут о различных точках зрения на революционный опыт прошлого и кинематографических тактиках его осмысления, а также их месте и значении в контексте современности.

Фильмы:

«Падение династии Романовых», реж. Эсфирь Шуб,  1927
«Красная армия Японии — НФОП: Объявление мировой войны», реж. Масао Адати, Кодзи Вакамацу, 1971
«Торре Бела», реж Томас Харлан,  1975
«Генеральный отчет», реж. Пере Портабелла, 1977
«Битва за Чили», реж.  Патрисио Гусман, 1975-1979
«Всякая революция есть бросок костей», реж.  Жан-Мари Штроб, 1977
«Слишком рано/слишком поздно», реж. Жан-Мари Штроб, Даниэль Юйе,  1981
«Видеограммы революции», реж.  Харун Фароки, Андрей Ужица,  1992
«Конакри», реж. Филипа Сезар,  2013

Китайские призраки

Термин «независимое кино» во всем мире означает кино, снятое без господдержки и вне системы крупных студий. В Китае же независимые фильмы — это не просто малобюджетные авторские работы, это подпольное искусство. Независимые режиссеры часто вынуждены работать в «серой зоне», как правило, с минимальным или нулевым финансированием, осознавая, что в ближайшие несколько лет в этой стране никто кроме друзей их фильмы не увидит. Запрещенное кино никогда не было открыто политическим, не призывало к мятежу и смене власти, но говорило о социальных проблемах, которые не принято активно обсуждать в китайских СМИ. Цензурные запреты не могут остановить решительную и растущую группу документалистов, которые чувствуют необходимость рассказать правду о стремительно меняющемся мире. Столкновение старого и нового, явного и невидимого привлекает внимание авторов документального кино и в наше время.

Фильмы:

«Бегемот», Чжао Лян — Behemoth, Liang Zhao, 90’, China/France, 2015
«Таанг», Ван Бин — Ta’ang, Wang Bing 148’, Hong Kong/France, 2016
«Дети не боятся смерти, дети боятся призраков», Рон Гуан Рон — Children are not afraid of death, Children are afraid of ghosts, Rong Guang Rong 86’, China, 2017
«Имитация жизни», Чен Чжоу — Life Imitation, Zhou Chen, 82’ China, 2016
«Каждая встреча как прощание», Ван Пин — Every Meeting Seems a Parting, Wang Ping35’, China, 2015
«Конец лета» Йи Куи — Late Summer, Yi Cui, 13’, China, 2017
«Китайский концерт» Ван Бо — China Concerto, Bo Wang, 50’, China, 2012

Культурфильм «С южных гор до северных морей: первые советские фильмы-путешествия»

Прежде чем понятие документального фильма вошло в кинематографический обиход, образовательные, научные, научно-популярные и этнографические фильмы были объединены под общим понятием «культурфильм». Этот термин, зародившийся в Германии, с середины 1920-х годов до начала 1930-х использовался советским кинопроизводством и был предметом оживленной дискуссии о роли неигрового кинематографа, а также о принципах и методах кинематографической «расшифровки мира». Фильмы-путешествия были одной из самых популярных категорий культурфильмов. Успешно сочетая этнографический контекст с языком массовой культуры, они привлекали завораживающей экзотикой далеких пространств и незнакомых культур. Иллюзия реалистичности при освоении пространства усиливалась средствами технической воспроизводимости. Фотографичность изображения и эффект реальности, достигаемый в кино, делали кинематографические пейзажи «объективными» и понятными для публики. На протяжении 1920-х – 1930-х годов советские культурфильмы заменяли многим зрителям сами путешествия и формировали визуальный канон, представляющий государство как единое сложносоставное целое. Возрождение интереса к фильмам, показывающим советское многонациональное пространство, позволяет по-новому увидеть масштабный советский замысел тотальной «визуальной грамотности». Ретроспектива представляет панораму кинопутешествий, заснятых Александром Литвиновым, Николем Анощенко, Михаилом Слуцким, и другими пионерами экспедиционного культурфильма.

Фильмы:

«Евреи на земле», Абрам Роом,  1927, 19 мин
«Кара-Даг (Жемчужина Восточного Крыма)», А.Жардинье, 1929, 13 мин
«Бухара», монтажер Елизавета Свилова, 1927, 12 мин
«Тунгусы», монтажер Елизавета Свилова, 1927, 12 мин
«По дебрям Уссурийского края», Александр Литвинов, 1928, 63 мин
«Лесные люди (Удэ)», Александр Литвинов,  1929, 61 мин
«У берегов Чукотского моря», Юрий Смирнитский, 1934, 17 мин
«Алтай-кижи», Владимир Степанов, 1929, 52 мин

Каждый сеанс фильмов-путешествий будет сопровождаться музыкальным аккомпанементом. Для вас сыграют:  дуэт литавристов «Перкусьон де Фуа» (Владимир Белов, Антон Назарко), «Гурович играет на луне» (терменвокс Дмитрия Гуровича) и группа барабанщиков из Руанды и Бурунди под руководством Валенса Манирагены.

Ретроспектива Хелены Тржештиковой

Чешcкий режиссер-документалист Хелена Тржештикова представляет собой целое явление, феномен, раздвигающий границы нашего представления о документальном кино. Еще в студенческие годы, снимая свой первый фильм «Живая вода» (1973) об исчезающей из-за постройки дамбы чешской деревне, она начала применять технику «длительного наблюдения». Эта техника предполагает съемку героев на протяжении долгого периода времени, иногда десятков лет. Такой способ съемки не позволяет рассчитывать на быстрый успех, зато приносит ни с чем не сравнимый результат.

Это документалистика совершенно иного качества – сама Судьба становится соавтором хроники Тржештиковой, рассказывающей о жизни маленького человека подробнее и полнее, чем могло бы рассказать любое художественное произведение.

Начав еще 25-летней студенткой FAMU, Хелена Тржештикова продолжает снимать фильмы своим фирменным «длительным» методом уже более 40 лет, успев на сегодняшний день задокументировать несколько сотен лет жизней своих героев. Справедливости ради, стоит сказать, что Хелена Тржештикова далеко не всегда и не во всем готова проявлять чудеса терпения и стоицизма. В 2007 году она поставила своеобразный рекорд, уволившись с поста министра культуры Чешской республики спустя две недели после своего назначения – ровно столько времени ей потребовалось, чтобы понять, где она оказалось и принять единственное возможное для себя решение.

В фильмографии Хелены Тржештиковой значится более 50 фильмов. В миниретроспективу фестиваля вошли пять картин. Четыре из них: «Рене» (2008), «Катька» (2009), «Частная вселенная» (2012) и «Семейная история» (2017) сняты описанным выше методом длительного наблюдения и охватывают суммарно 96 лет жизни героев. Фильм «Обреченная красота» (2016) сделан более традиционным и совсем нехарактерным для Тржештиковой способом, а именно смонтирован из архивных материалов. Будет интересно сравнить эту картину с остальными и обсудить отличия в этих принципиально разных подходах к работе с самой Хеленой во время ее мастер-класса.

Фильмы:

«Семейная история» / Strnadovi / A Marriage Story (DCP, 2017, 102 мин.) РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА
«Частная вселенная» / Soukromý vesmír / Private Universe (DCP, 2012, 83 мин.)
«Рене» / René (35мм, 2008, 83 мин.)
«Катька» / Katka (35мм, 2009, 90 мин.)
«Обреченная красота» / Zkáza krásou / Doomed Beauty (DCP, 2016, 91 мин.)

Ретроспектива Бориса Добродеева, советского кинодраматурга, автора сценариев множества фильмов-биографий, удостоенных главных кинопремий СССР

Фильмы:

«Девять дней и вся жизнь»,  1979 г.
«Люди земли и неба»,  1969 г.
«Воспоминания о Павловске»,  1983 г.
«Дмитрий Шостакович. Альтовая Соната»,  1987 г.
«Дом и хозяин»,  1982 г.
«Мы не сдаемся, мы идем»,  1982 г.
«Григорий Чухрай. Верность памяти солдата», 2006 г

Программа «Андрей Паунов: Трилогия»

Имя болгарского кинематографиста Андрея Паунова в России знают плохо, несмотря на каннские премьеры и многочисленные призы. Документальная трилогия Андрея Паунова — о мечтателях, лентяях и неудачниках — рассказывает о жизни в новой Болгарии после краха социализма.

Фильмы:

«Георгий и бабочки», Болгария, 2004
«Мальчик, который был королем», Болгария/Германия, 2011
«Проблема с комарами и другие истории», Болгария, 2007

3 сентября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.