В Санкт-Петербурге стартует кинофестиваль «Послание к человеку-2017»

Ежегодный конкурсный международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» будет проходить в Северной столице с 15 по 22 сентября в 27-й раз.

Послание к человеку

В этом году в трех основных конкурсных программах фестиваля – «Международный конкурс», «Национальный конкурс» и «Конкурс экспериментальных короткометражных фильмов In Silico» – будут показаны следующие картины:

Международный конкурс

Документальное кино, полный метр (Full-length Documentaries)

ALMOST HEAVEN / Почти Рай, Carol Salter, 72 min, UK
A MODERN MAN/ Современный человек, Eva Mulvad, 84 min. Denmark
A SKIN SO SOFT / Шелковая кожа, Denis Côté, 95 min, Canada
CAMERAPERSON / Кинооператор, Kirsten Johnson, 102 min, U.S.A.
FOR AHKEEM / Для Акима, Jeremy S. Levine, Landon Van Soest, 98 min. U.S.A.
HARMONY / Гармония, Lida Sheinina, 61 min, Russia
LISTEN TO THE SILENCE/ Слушая тишину, Mariam Chachia, 80 min. Georgia
MOTHERLAND/ Мамалэнд, Ramona S. Diaz, 94 min, U.S.A.-Philippines
STRANGER IN PARADISE / Чужак в Раю, Guido Hendrikx, 72 min, The Netherlands
VERGOT / Вергот, Cecilia Bozza Wolf, 59 min, Italy

 

Документальное кино, короткий метр (Short Documentaries)

A WOMAN LIKE ME / Такая же, как я, Isabel Morales, 8 min, UK
BECAUSE THE WORLD NEVER STOPS / Потому что мир не остановишь, Axel Danielson/Maximilien Van Aertryck, 11 min, Sweden
OLEG / Олег, Boris Krichevsky, 24 min, Russia
ONE DAY IN ALEPPO / Один день в Алеппо, Ali Alibrahim, 24 min, SYRIA
THE FISH / Рыба, Jonathas De Andrade, 23 min, USA/Brazil
THE RABBIT HUNT / Охота на кроликов, Patrick Bresnan, 12 min, United States
THE SOUND OF WINTER (LA SAISON DU SILENCE)/ Звуки зимы, Tizian BÜCHI, 27 min, BELGIUM- SWITZERLAND
THE SHEPHERD / Пастырь, Joost Van der Wiel, 22 min, Netherlands
THROUGH THE LOOKING GLASS / Через стекло, Yi Cui, 14 min, China
WHIPPING ZOMBIE / Изгоняя зомби, Yuri Ancarani, 30 min, Italy

 

Игровое кино, короткий метр / Short Fiction

AFTER THE VOLCANO / После вулкана, Leo Favier, 17 min, France
EN MOI / Во мне, Laetitia Casta, 29 min, France
FOG / Туман, Adi Voicu, 27 min, Romania
IN THE ARMS OF THE SEA / В объятиях моря, Dmitry Moiseyev, 19 min, Russia
IT’S REALLY AWESOME / Просто супер, Katarzyna Warzecha, 27 min, Poland
OLGA / Ольга, Maxim Bruneel, 19 min, France
ONE DAY / Один день, Daria Markina, 23 min, Russia
RETRACT / Отступление, Itonje Søimer Guttormsen, 30 min, Norway
THE BEAST / Зверь, Michael Wahrmann, Samantha Nell, 24 min, South Africa

 

Анимация, короткий метр / Short Animation

AIRPORT / Аэропорт, Michaela Müller, 10 min, Switzerland
BEETLE TROUBLE / Жуки, Gabriel Böhmer, 13 min, UK
BLACK DOG / Черный пес, Joshua Tuthill, 15 min, U.S.A.
DROP BY DROP / По капле, Laura Gonçalves, Alexandra Ramires (Xá), 9 min, Portugal
GUSLA OR THE SPIRITS / Пироги и духи, Adrienne Nowak, 9 min, France
RAILMENT / Рэйлмент, Shunsaku Hayashi, 10 min, Japan
STRANGE CASE / Странный случай, Zbigniew Czapla, 14 min, Poland
TANYA / Таня, Maria Sedyaeva, 4 min, Russia
WICKED GIRL / Злая девочка, Ayce Kartal, 8 min, Turkey/France

 

Национальный конкурс/National comretition

БАБОЧКИ / Butterflies, Дмитрий Кубасов, 79 мин, Россия
ВОЛОДЯ / Volodia, Анна Мария Ярмолюк / Сильвана Ярмолюк, 79 мин, Аргентина
ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛЕТКА / Happy Pills, Александр Зубовленко, 31 мин, Россия
ВСЁ ЗАБЫТЬ / Forget Everything, Анастасия Коркия, 4 мин, Куба/ Россия
ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ / Treasure of the Republic, Анна Кузнецова, 56 мин, Россия
ЗОВИ МЕНЯ ХАОС /Call Me Chaos, Александр Виноградов, 37  мин, Бельгия
МАНИКАРНИКА / Manikarnika, Сергей Урываев, 62 мин, Россия
МОНОЛОГ / Monologue, Отто Лакоба, 26 мин, Россия
НАСКВОЗЬ / Through, Ольга Привольнова, 34 мин, Россия
ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ / Oleg Evgenievich, Линара Багаутдинова, 22 мин, Россия
ПЕТЬ / To Sing, Ольга Короткая, 52 мин, Польша / Россия
ПОЦЕЛУИ НА ИВРИТЕ / Hebrew Kisses, Маня Лозовская, 47 мин, Израиль
ПРИХОДИ СВОБОДНЫМ / Come Back Free, Ксения Охапкина, 51 мин, Эстония
РУССКИЙ ТУР / Russian Tour, Михаил Бушков, 65 мин, Россия
СИБИРСКАЯ ЛЮБОВЬ / Siberian Love, Ольга Делан, 80 мин, Германия
ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА / Russian Like No Other, Дмитрий Вологдин/ Илья Зверев, 51 мин, Россия
ОСВОБОЖДЕНИЕ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ / We’ll Be Alright, Александр Кузнецов, 80 мин, Франция

 

Конкурс экспериментальный короткометражных фильмов In Silico

500,000 YEARS / 500 000 лет, Chai Siris, 16 min, Thailand
ALL MY PHONE NUMBERS DROWNED / Все мои телефонные номера утонули, Michel Klöfkorn, 11 min, Germany
AN AVIATION FIELD / Летное поле, Joana Pimenta, 13 min, U.S.A.
AS THE JET ENGINE RECALLS / Память реактивного двигателя, Juan Palacios, 11 min, Spain
BLÉS / Пшеница, Jacques Perconte, 6 min, France
BUT ELSEWHERE IS ALWAYS BETTER / Хорошо там, где нас нет, Vivian Ostrovsky, 4 min, U.S.A.
EVERYTHING / Всё, David O’Reilly, 11 min, U.S.A.
HISTORY BLEEDS UNDER YOUR FINGERNAILS /  Кровь истории под ногтями, Azar Saiyar, 7 min, Finland
IT WAS STILL HER FACE / Это было все еще её лицо, Christoph Girardet, 8 min, Germany
LILAC MOSCOW / Сиреневая Москва, Platon Infante-Arana, 9 min, Russia
LITTLE ORPHANT ANNIE / Сиротка Анни, Bill Morrison, 7 min, U.S.A.
MOTHER HERE ARE YOUR SONS / Мама, мы твои сыновья, Simon Rieth, 13 min, France
THREE SENTENCES ABOUT ARGENTINA / Три фразы об Аргентине, Nele Wohlatz, 5 min, Argentina
TOWER XYZ / Башня XYZ, Ayo Akingbade, 3 min, UK
TIJUANA TALES // Сказки Тихуаны, Jean-Charles Hue, 11 min, France
TURTLES ARE ALWAYS HOMe / Черепахи всегда дома, Rawane Nassif, 11 min, Canada/Lebanon/Qatar
VANISHING POINT / Точка исчезновения, Jukka Silokunnas, 1 min, Finland
VERSUS / Версус, Philbert Aimé Mbabazi, 6 min, Rwanda/Switzerland

Специальные программы

В этом году это: «Панорама.doc», «Кино сверхреальности», «Революция. Призрак бродит по экрану», а также Документальное кино Китая, коллекция первых советских фильмов-путешествий, ретроспективы Хелены Тржештиковой, Бориса Добродеева и показы фильмов Андрея Паунова.

Панорама.doc

Программа Панорама.doc традиционно представляет наиболее яркие документальные работы, уже показанные на крупнейших международных кинофестивалях, от IDFA до Канн. В этом году она получилась особенно разнообразной. На фестивале будут представлены как фильмы молодых режиссеров («Тетраграмматон» Клима Козинского), так и новые картины великих классиков («Напалм» Клода Ланцмана); как концептуальные эксперименты («Сомнилоги» Верены Паравель и Люсьена Кастена-Тейлора), так и традиционные документальные истории с обаятельными и интересными героями («Любители в космосе» Макса Кестнера); как фильмы о наиболее острых проблемах современной политики («Незначительнй человек» Хушбу Ранки и Шуклы Винэя), так и фильмы, в которых режиссер ведет разговор с вечностью (последняя работа Михаэля Главоггера «Без названия»).

Камертоном в этом году станет шедевр Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929) — в новой восстановленной версии (на основе копии, которую Вертов подарил в Голландии Йорису Ивенсу).

Фильмы:

«Человек с киноаппаратом» (Man with a Movie Camera), реж. Дзига Вертов, 1929
«Сомнилоги»  (Somniloques), реж. В.Паравель, Л.Кастен-Тейлор, 2016
«Без названия»  (Untitled), реж. М.Главоггер, 2017
«Любители в космосе»  (Amateurs in Space), реж. М.Кестнер, 2016
«Незначительный человек» (Insignificant Man), реж. Х.Ранка,  В.Шукла
«Напалм» (Napalm), К.Ланцман, 2017
«Тетраграмматон» (Tetragrammaton), реж. К.Козинский, 2017

Кино сверхреальности

Ставшая уже традиционной эта программа иллюстрирует тенденцию развития не только фестиваля «Послание к человеку», но и киноискусства последних лет. Усиление документальных элементов в игровом кинематографе и наоборот, триумф новейших съемочных технологий, переключение современной кинодраматургии на режим non fiction — все это создает предпосылки для еще более глубокого погружения в реальность. Что не исключает ее художественного, иногда совершенно фантастического преображения, превращения в СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ.

Фильмы:

«Молодой Годар» (Le redoutable), реж.  Мишель Хазанавичус
«На следующий день» (Geu hu), реж.  Хон Сан-Су
«Впусти солнце» (Un Beau Soleil Interieur), реж. Клер Дени
«На пределе» (Aus dem Nichts), реж. Фатих Акин
«Вестерн» (Western), реж. Валеска Гризебах
«120 ударов в минуту» (120 battements par minute), реж.  Робен Кампийо
«О теле и душе»  (On Body and Soul), реж. Ильдико Эньеди
«По ту сторону надежды» (The Other Side of Hope), реж.  Аки Каурисмяки
«Неподкупный» (Lerd), реж. Мохаммад Расулоф
«Дочери Абриль» (Las hijas de Abril), реж.  Мишель Франко

Революция. Призрак бродит по экрану

Революция — это, конечно, событие, разрыв исторической ткани. Но в не меньшей степени это — процесс. Поэтому программа «Революция. Призрак бродит по экрану» посвящена не только Русской революции, 100 лет назад радикально изменившей ход отечественной и мировой истории, но революции как таковой, сотрясавшей многочисленные государства по всему миру на протяжении XX века — века кинематографа. Вошедшие в эту программу фильмы — в большинстве своем хрестоматийная классика политического кино, однако значительная их часть никогда до этого не демонстрировалась в России. Их авторы, каждый по-своему, пытались ухватить и описать революционные процессы, а нередко и принять в них самое непосредственное участие. Каждый показ программы будет посвящен отдельному аспекту революции. В рамках программы 22 сентября на Новой сцене Александринского театра пройдет научная конференция, в которой отечественные и зарубежные историки, философы и исследователи культуры расскажут о различных точках зрения на революционный опыт прошлого и кинематографических тактиках его осмысления, а также их месте и значении в контексте современности.

Фильмы:

«Падение династии Романовых», реж. Эсфирь Шуб,  1927
«Красная армия Японии — НФОП: Объявление мировой войны», реж. Масао Адати, Кодзи Вакамацу, 1971
«Торре Бела», реж Томас Харлан,  1975
«Генеральный отчет», реж. Пере Портабелла, 1977
«Битва за Чили», реж.  Патрисио Гусман, 1975-1979
«Всякая революция есть бросок костей», реж.  Жан-Мари Штроб, 1977
«Слишком рано/слишком поздно», реж. Жан-Мари Штроб, Даниэль Юйе,  1981
«Видеограммы революции», реж.  Харун Фароки, Андрей Ужица,  1992
«Конакри», реж. Филипа Сезар,  2013

Китайские призраки

Термин «независимое кино» во всем мире означает кино, снятое без господдержки и вне системы крупных студий. В Китае же независимые фильмы — это не просто малобюджетные авторские работы, это подпольное искусство. Независимые режиссеры часто вынуждены работать в «серой зоне», как правило, с минимальным или нулевым финансированием, осознавая, что в ближайшие несколько лет в этой стране никто кроме друзей их фильмы не увидит. Запрещенное кино никогда не было открыто политическим, не призывало к мятежу и смене власти, но говорило о социальных проблемах, которые не принято активно обсуждать в китайских СМИ. Цензурные запреты не могут остановить решительную и растущую группу документалистов, которые чувствуют необходимость рассказать правду о стремительно меняющемся мире. Столкновение старого и нового, явного и невидимого привлекает внимание авторов документального кино и в наше время.

Фильмы:

«Бегемот», Чжао Лян — Behemoth, Liang Zhao, 90’, China/France, 2015
«Таанг», Ван Бин — Ta’ang, Wang Bing 148’, Hong Kong/France, 2016
«Дети не боятся смерти, дети боятся призраков», Рон Гуан Рон — Children are not afraid of death, Children are afraid of ghosts, Rong Guang Rong 86’, China, 2017
«Имитация жизни», Чен Чжоу — Life Imitation, Zhou Chen, 82’ China, 2016
«Каждая встреча как прощание», Ван Пин — Every Meeting Seems a Parting, Wang Ping35’, China, 2015
«Конец лета» Йи Куи — Late Summer, Yi Cui, 13’, China, 2017
«Китайский концерт» Ван Бо — China Concerto, Bo Wang, 50’, China, 2012

Культурфильм «С южных гор до северных морей: первые советские фильмы-путешествия»

Прежде чем понятие документального фильма вошло в кинематографический обиход, образовательные, научные, научно-популярные и этнографические фильмы были объединены под общим понятием «культурфильм». Этот термин, зародившийся в Германии, с середины 1920-х годов до начала 1930-х использовался советским кинопроизводством и был предметом оживленной дискуссии о роли неигрового кинематографа, а также о принципах и методах кинематографической «расшифровки мира». Фильмы-путешествия были одной из самых популярных категорий культурфильмов. Успешно сочетая этнографический контекст с языком массовой культуры, они привлекали завораживающей экзотикой далеких пространств и незнакомых культур. Иллюзия реалистичности при освоении пространства усиливалась средствами технической воспроизводимости. Фотографичность изображения и эффект реальности, достигаемый в кино, делали кинематографические пейзажи «объективными» и понятными для публики. На протяжении 1920-х – 1930-х годов советские культурфильмы заменяли многим зрителям сами путешествия и формировали визуальный канон, представляющий государство как единое сложносоставное целое. Возрождение интереса к фильмам, показывающим советское многонациональное пространство, позволяет по-новому увидеть масштабный советский замысел тотальной «визуальной грамотности». Ретроспектива представляет панораму кинопутешествий, заснятых Александром Литвиновым, Николем Анощенко, Михаилом Слуцким, и другими пионерами экспедиционного культурфильма.

Фильмы:

«Евреи на земле», Абрам Роом,  1927, 19 мин
«Кара-Даг (Жемчужина Восточного Крыма)», А.Жардинье, 1929, 13 мин
«Бухара», монтажер Елизавета Свилова, 1927, 12 мин
«Тунгусы», монтажер Елизавета Свилова, 1927, 12 мин
«По дебрям Уссурийского края», Александр Литвинов, 1928, 63 мин
«Лесные люди (Удэ)», Александр Литвинов,  1929, 61 мин
«У берегов Чукотского моря», Юрий Смирнитский, 1934, 17 мин
«Алтай-кижи», Владимир Степанов, 1929, 52 мин

Каждый сеанс фильмов-путешествий будет сопровождаться музыкальным аккомпанементом. Для вас сыграют:  дуэт литавристов «Перкусьон де Фуа» (Владимир Белов, Антон Назарко), «Гурович играет на луне» (терменвокс Дмитрия Гуровича) и группа барабанщиков из Руанды и Бурунди под руководством Валенса Манирагены.

Ретроспектива Хелены Тржештиковой

Чешcкий режиссер-документалист Хелена Тржештикова представляет собой целое явление, феномен, раздвигающий границы нашего представления о документальном кино. Еще в студенческие годы, снимая свой первый фильм «Живая вода» (1973) об исчезающей из-за постройки дамбы чешской деревне, она начала применять технику «длительного наблюдения». Эта техника предполагает съемку героев на протяжении долгого периода времени, иногда десятков лет. Такой способ съемки не позволяет рассчитывать на быстрый успех, зато приносит ни с чем не сравнимый результат.

Это документалистика совершенно иного качества – сама Судьба становится соавтором хроники Тржештиковой, рассказывающей о жизни маленького человека подробнее и полнее, чем могло бы рассказать любое художественное произведение.

Начав еще 25-летней студенткой FAMU, Хелена Тржештикова продолжает снимать фильмы своим фирменным «длительным» методом уже более 40 лет, успев на сегодняшний день задокументировать несколько сотен лет жизней своих героев. Справедливости ради, стоит сказать, что Хелена Тржештикова далеко не всегда и не во всем готова проявлять чудеса терпения и стоицизма. В 2007 году она поставила своеобразный рекорд, уволившись с поста министра культуры Чешской республики спустя две недели после своего назначения – ровно столько времени ей потребовалось, чтобы понять, где она оказалось и принять единственное возможное для себя решение.

В фильмографии Хелены Тржештиковой значится более 50 фильмов. В миниретроспективу фестиваля вошли пять картин. Четыре из них: «Рене» (2008), «Катька» (2009), «Частная вселенная» (2012) и «Семейная история» (2017) сняты описанным выше методом длительного наблюдения и охватывают суммарно 96 лет жизни героев. Фильм «Обреченная красота» (2016) сделан более традиционным и совсем нехарактерным для Тржештиковой способом, а именно смонтирован из архивных материалов. Будет интересно сравнить эту картину с остальными и обсудить отличия в этих принципиально разных подходах к работе с самой Хеленой во время ее мастер-класса.

Фильмы:

«Семейная история» / Strnadovi / A Marriage Story (DCP, 2017, 102 мин.) РОССИЙСКАЯ ПРЕМЬЕРА
«Частная вселенная» / Soukromý vesmír / Private Universe (DCP, 2012, 83 мин.)
«Рене» / René (35мм, 2008, 83 мин.)
«Катька» / Katka (35мм, 2009, 90 мин.)
«Обреченная красота» / Zkáza krásou / Doomed Beauty (DCP, 2016, 91 мин.)

Ретроспектива Бориса Добродеева, советского кинодраматурга, автора сценариев множества фильмов-биографий, удостоенных главных кинопремий СССР

Фильмы:

«Девять дней и вся жизнь»,  1979 г.
«Люди земли и неба»,  1969 г.
«Воспоминания о Павловске»,  1983 г.
«Дмитрий Шостакович. Альтовая Соната»,  1987 г.
«Дом и хозяин»,  1982 г.
«Мы не сдаемся, мы идем»,  1982 г.
«Григорий Чухрай. Верность памяти солдата», 2006 г

Программа «Андрей Паунов: Трилогия»

Имя болгарского кинематографиста Андрея Паунова в России знают плохо, несмотря на каннские премьеры и многочисленные призы. Документальная трилогия Андрея Паунова — о мечтателях, лентяях и неудачниках — рассказывает о жизни в новой Болгарии после краха социализма.

Фильмы:

«Георгий и бабочки», Болгария, 2004
«Мальчик, который был королем», Болгария/Германия, 2011
«Проблема с комарами и другие истории», Болгария, 2007

3 сентября 2017 // рубрика: Музеи / кино

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».