В Петербургской филармонии прозвучит «Кармина Бурана»

Под эгидой XVIII Международного фестиваля «Адмиралтейская музыка» 10 декабря (20:00) в Большом зале Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится мировая премьера новой версии «Крамины Бураны» Карла Орфа.

Кармина Бурана

В исполнении этого музыкального сочинения примут участие Центральный концертный образцовый оркестр имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова, Академический хор Московского государственного университета имени Ломоносова, Хор Санкт-Петербургского государственного университета, Хор мальчиков Хорового училища имени Глинки. Солисты: Наталия Шмитт – сопрано; Дмитрий Хромов – тенор; Герард Карпенко – баритон.

«Кармина бурана» («Бойернские песни») – рукописный сборник средневековой поэзии вагантов, вдохновивший Карла Орфа на создание своего самого популярного сочинения. Название «с магической силой приковало мое внимание», писал Орф. На первой странице была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре – богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчанный короной, – «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, – «царствовал»; простертый внизу – «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, – «буду царствовать». И первым было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна:

Фортуны колесо вертеться не устанет:
низвергнут буду я с высот, уничиженный;
тем временем другой — возвысится, воспрянет,
все тем же колесом к высотам вознесенный.

24 стихотворения из сборника, вошедшие в орфовское сочинение – целый мир, которым правит судьба. Сам композитор считал эту партитуру истинным началом своего творческого пути. «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений».

Центральный концертный образцовый оркестр имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России – официальная музыкальная визитная карточка Российского Флота, его гордость и достояние. Залогом этого служат высочайший профессионализм, флотский шарм, верность морским традициям, а также присвоенное оркестру в год 150-летия великого русского композитора за выдающиеся заслуги перед российской музыкой имя Николая Андреевича Римского-Корсакова – первого инспектора военно-морских оркестров России. Основой репертуара оркестра служит русская и мировая музыкальная классика, современная музыка, бесценный фонд русских и советских песен о море и Военно-морском флоте России.

Кармина Бурана

Капитан первого ранга, начальник и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра имени Римского-Корсакова Военно-морского флота России Алексей Карабанов – пропагандист музыки, написанной для духового оркестра. Безупречная дирижерская техника, блестящие комментарии к концертам, регулярные выступления на различных теле- и радиоканалах в передачах, посвященных военной музыке России, сделали его настоящим любимцем публики. Музыкант неоднократно вставал за дирижерский пульт ведущих военных и симфонических оркестров Европы и Санкт-Петербурга. В 1996 году был удостоен почетного звания Заслуженный артист Российской Федерации.

Кармина Бурана

Народный коллектив, лауреат Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Академический хор Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова ведет свою историю с конца XVIII века и считается старейшим любительским хором. Хор создан спустя 20 лет после основания самого университета и 25 января 2015 года отметил свое 240-летие. Во все времена с коллективом сотрудничали выдающиеся деятели российской музыкальной культуры, его неизменно возглавляли великолепные хормейстеры.

С 1997 года Академическим хором МГУ руководит заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат педагогических наук Мирза Аскеров – яркий и темпераментный музыкант, знаток вокально-хорового искусства. Коллектив под его руководством выступает на самых разных площадках, гастролирует в России и за рубежом.

Другой любительский хор — Хор студентов Санкт-Петербургского государственного университета — был создан в 1889 году. Руководителями коллектива в свое время были известные музыканты Штейнберг, Майкапар, Гаук. С 1949 года хор возглавил Григорий Моисеевич Сандлер, который проработал в нем 45 лет, участвовал в более чем 1400 концертах, выступал в Москве, Ленинграде, других городах Советского Союза и за рубежом (в Финляндии, Германии, Франции, Италии, Польше, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии).

С 1994 года художественным руководителем хора стал Эдуард Кротман, до этого работавший там хормейстером. Выпускник хорового училища имени Михаила Глинки и Санкт-Петербургской консерватории, он в 1991 году был удостоен диплома и специального приза на международном конкурсе хормейстеров в Таллинне (Эстония). Помимо занятий с университетским хором, Кротман был главным хормейстером Музыкального театра Консерватории, а также работал художественным руководителем камерного хора государственного концертного зала «Смольный собор».

Хор мальчиков Хорового училища имени Михаила Глинки всемирно известен. Его превосходным звучанием наслаждались слушатели многих стран включая такие, как Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Италия, Китай, Словения, США, Франция, Финляндия, Швейцария, Польша, Южная Корея. С 2014 года директором и художественным руководителем Хора мальчиков является заслуженный артист России Владимир Беглецов, на протяжении многих лет работавший с этим хором и воспитавший немало музыкантов, являющихся сегодня ведущими солистами крупнейших оперных сцен – от Большого театра в Москве до Михайловского в Санкт-Петербурге.

Наталия Шмитт (сопрано) – лауреат международных конкурсов, солистка Центрального концертного образцового концертного оркестра имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России и Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян».

Дмитрий Хромов (тенор) – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Герард Карпенко (баритон) – работал солистом Московского синодального хора, концертмейстером хора в Большом театре, солистом оркестра Aurea Juventus. В настоящее время исполняет партию графа Томского в опере «Пиковая дама» Чайковского в постановке проекта Troyka Multispace.

4 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

Владимир Фейертаг

Владимир Фейертаг: Публика всегда довольна

Владимира Фейертага без преувеличения можно назвать легендой российского джаза. Он первым в нашей стране написал книгу о джазе на русском языке: она вышла в 1960 году в издательстве «Музыка». Но задолго до этого события он руководил эстрадными и джазовыми коллективами. С 1966 года организовал в Ленинграде и других городах (Рига, Ярославль, Одесса, Донецк, Великий Новгород, Горький) джазовые филармонические абонементы и фестивали. С 1978 по 1992 год был художественным руководителем и ведущим ленинградского джазового фестиваля «Осенние ритмы». В 1990 году создал Ассоциацию джазовых музыкантов и менеджеров «Интерджаз», с помощью которой проводил ленинградские фестивали «Открытая музыка», организовывал фестивали в Калининграде, Мурманске и Витебске, а также отдельные концерты зарубежных музыкантов.

Geek Picnic

Geek Picnic: секс, ракеты и будущее

С 18 по 19 августа в ЦПКиО имени Кирова на Елагином острове пройдет восьмой фестиваль технологий, науки и искусства Geek Picnic. Будущее отношений и секса, эволюцию ракет и космической одежды, нейроинтерфейсы и теорию струн обсудят интересные эксперты и участники фестиваля. «Петербургский авангард» рассказывает, что посмотреть и послушать на Geek Picnic в этом году в Санкт-Петербурге.

Будь с городом!

«Будь с городом!»: Как это было (фото)

В воскресенье, 5 августа, на Дворцовой площади петербуржцы веселились на фестивале «Будь с городом!». Концерт, игры и квесты проходили в поддержку благотворительных организаций Санкт-Петербурга. Лучше всех смысл названия-призыва раскрыл руководитель волонтеров организации «Мята» Антон Кашкаров: «Город — это не улицы и фонтаны, это, прежде всего, люди, которые его населяют. Будьте с городом — будьте городом». Ему вторит вице-губернатор Константин Серов: «Наш город, переживший многое, знаменит тем, что всегда считал боль других и своей болью».

Музыки мира

Кого слушать на фестивале «Музыки мира»

С 11 по 12 августа в Шереметевском дворце (Музее музыки) в третий раз пройдет этнический фестиваль «Музыки мира». Сердце фестиваля – это, конечно, этническая музыка в блистательном исполнении современных звезд этно-рока и этно-джаза. А вены и артерии – это материальная культура, окружающая традиционную музыку разных регионов.
Самый этнический уикенд лета раскинется в центре Санкт-Петербурга, на набережной Фонтанки, 34, сразу на трех площадках. На парадном дворе Шереметевского дворца с 14:00 до 20:00 зрителей ждут башкирская, киргизская и тувинская юрты, уроки каллиграфии, акварели, рисунков хной и работы со стеклом, а главное – встречи с мастерами, которые строят этнические инструменты.

Дмитрий Мирапольский

Дмитрий Миропольский: Для России секретные службы — основа основ

Дмитрий Миропольский уже заслужил прозвище Петербургский Дюма. В августе издательство «Эксмо-АСТ» выпускает его новую книгу — роман «American’ец», посвященный приключениям и кругосветному путешествию, пожалуй, самого знаменитого русского авантюриста начала XIX века графа Федора Толстого.

Захватывающее повествование об этом ярком и противоречивом персонаже российской истории написал автор бестселлеров последних лет, названный «Медиаперсоной 2017 года», лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» Дмитрий Миропольский. Его роман «1916/Война и Мир» вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер», а по книге «1814/Восемнадцать-четырнадцать» были сняты одноименный фильм и сериал. Роман «Тайна трех государей» победил в литературном конкурсе «Книга года: Сибирь – Евразия», и только за первые месяцы после выхода в свет эта книга разошлась тиражом более 160 000 экземпляров.

Дарья Павленко, стоп-кадр видео

Дарья Павленко: Лучший балет — тот, который репетируешь

28 июля 2018 года прима Мариинского театра, заслуженная артистка России Дарья Павленко танцевала последний балет в родном театре, после чего покинула труппу, в которую влилась в 1996 году. В 2004 году Дарья Павленко стала самой молодой примой Мариинки. На сцене этого театра она станцевала почти четыре десятка спектаклей.
В 2000 году балерина награждена призом «Душа танца» от журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда», а в 2001-м получила специальную премию музыкального жюри фестиваля «Золотая маска» — за исполнение партии Королевы снежинок в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского.