В Петербургской филармонии прозвучит «Кармина Бурана»

Под эгидой XVIII Международного фестиваля «Адмиралтейская музыка» 10 декабря (20:00) в Большом зале Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится мировая премьера новой версии «Крамины Бураны» Карла Орфа.

Кармина Бурана

В исполнении этого музыкального сочинения примут участие Центральный концертный образцовый оркестр имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова, Академический хор Московского государственного университета имени Ломоносова, Хор Санкт-Петербургского государственного университета, Хор мальчиков Хорового училища имени Глинки. Солисты: Наталия Шмитт – сопрано; Дмитрий Хромов – тенор; Герард Карпенко – баритон.

«Кармина бурана» («Бойернские песни») – рукописный сборник средневековой поэзии вагантов, вдохновивший Карла Орфа на создание своего самого популярного сочинения. Название «с магической силой приковало мое внимание», писал Орф. На первой странице была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре – богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчанный короной, – «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, – «царствовал»; простертый внизу – «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, – «буду царствовать». И первым было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна:

Фортуны колесо вертеться не устанет:
низвергнут буду я с высот, уничиженный;
тем временем другой — возвысится, воспрянет,
все тем же колесом к высотам вознесенный.

24 стихотворения из сборника, вошедшие в орфовское сочинение – целый мир, которым правит судьба. Сам композитор считал эту партитуру истинным началом своего творческого пути. «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений».

Центральный концертный образцовый оркестр имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России – официальная музыкальная визитная карточка Российского Флота, его гордость и достояние. Залогом этого служат высочайший профессионализм, флотский шарм, верность морским традициям, а также присвоенное оркестру в год 150-летия великого русского композитора за выдающиеся заслуги перед российской музыкой имя Николая Андреевича Римского-Корсакова – первого инспектора военно-морских оркестров России. Основой репертуара оркестра служит русская и мировая музыкальная классика, современная музыка, бесценный фонд русских и советских песен о море и Военно-морском флоте России.

Кармина Бурана

Капитан первого ранга, начальник и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра имени Римского-Корсакова Военно-морского флота России Алексей Карабанов – пропагандист музыки, написанной для духового оркестра. Безупречная дирижерская техника, блестящие комментарии к концертам, регулярные выступления на различных теле- и радиоканалах в передачах, посвященных военной музыке России, сделали его настоящим любимцем публики. Музыкант неоднократно вставал за дирижерский пульт ведущих военных и симфонических оркестров Европы и Санкт-Петербурга. В 1996 году был удостоен почетного звания Заслуженный артист Российской Федерации.

Кармина Бурана

Народный коллектив, лауреат Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Академический хор Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова ведет свою историю с конца XVIII века и считается старейшим любительским хором. Хор создан спустя 20 лет после основания самого университета и 25 января 2015 года отметил свое 240-летие. Во все времена с коллективом сотрудничали выдающиеся деятели российской музыкальной культуры, его неизменно возглавляли великолепные хормейстеры.

С 1997 года Академическим хором МГУ руководит заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат педагогических наук Мирза Аскеров – яркий и темпераментный музыкант, знаток вокально-хорового искусства. Коллектив под его руководством выступает на самых разных площадках, гастролирует в России и за рубежом.

Другой любительский хор — Хор студентов Санкт-Петербургского государственного университета — был создан в 1889 году. Руководителями коллектива в свое время были известные музыканты Штейнберг, Майкапар, Гаук. С 1949 года хор возглавил Григорий Моисеевич Сандлер, который проработал в нем 45 лет, участвовал в более чем 1400 концертах, выступал в Москве, Ленинграде, других городах Советского Союза и за рубежом (в Финляндии, Германии, Франции, Италии, Польше, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии).

С 1994 года художественным руководителем хора стал Эдуард Кротман, до этого работавший там хормейстером. Выпускник хорового училища имени Михаила Глинки и Санкт-Петербургской консерватории, он в 1991 году был удостоен диплома и специального приза на международном конкурсе хормейстеров в Таллинне (Эстония). Помимо занятий с университетским хором, Кротман был главным хормейстером Музыкального театра Консерватории, а также работал художественным руководителем камерного хора государственного концертного зала «Смольный собор».

Хор мальчиков Хорового училища имени Михаила Глинки всемирно известен. Его превосходным звучанием наслаждались слушатели многих стран включая такие, как Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Италия, Китай, Словения, США, Франция, Финляндия, Швейцария, Польша, Южная Корея. С 2014 года директором и художественным руководителем Хора мальчиков является заслуженный артист России Владимир Беглецов, на протяжении многих лет работавший с этим хором и воспитавший немало музыкантов, являющихся сегодня ведущими солистами крупнейших оперных сцен – от Большого театра в Москве до Михайловского в Санкт-Петербурге.

Наталия Шмитт (сопрано) – лауреат международных конкурсов, солистка Центрального концертного образцового концертного оркестра имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России и Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян».

Дмитрий Хромов (тенор) – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Герард Карпенко (баритон) – работал солистом Московского синодального хора, концертмейстером хора в Большом театре, солистом оркестра Aurea Juventus. В настоящее время исполняет партию графа Томского в опере «Пиковая дама» Чайковского в постановке проекта Troyka Multispace.

4 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

Иван Пинженин

Иван Пинженин: Хочу завести вечный двигатель обмена энергией

Петербургский поэт и музыкант Иван Пинженин родом из Екатеринбурга. Он сотрудничает со многими современными музыкантами и рок-группами. Его первая книга «В моем magazine» вышла в петербургском издательстве «Геликон Плюс» в 2012 году. К слову сказать, это издательство основано писателем Александром Житинским, который одним из первых обратился к созданию летописи российской рок-музыки.

двор Санкт-Петербурга

Новые пешеходные маршруты в Петербурге: свет и тень

Санкт-Петербург — город, который невозможно узнать до конца. Все три столетия он развивается, меняется, преподносит сюрпризы своим жителям, а уж гостям на этот город и вовсе невозможно насмотреться. Вот недавно новые пешеходные маршруты по Северной столице предложило предприятие «Ленсвет» и петербургских архитектор Екатерина Новикова.

Елена Боброва

Елена Боброва: Петербуржцы заново открывают свой город

В город, кажется, пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД будет велопробег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

Босх и Брейгель

Северное Возрождение в Северной столице

В одном из самых популярных арт-пространств Санкт-Петербурга «Этажи» до конца мая можно посетить выставку «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны», посвященную творчеству двух величайших мастеров Северного Возрождения. Оба художника мало изучены и их наследие невелико в количественном смысле, однако сложно оспорить ценность их вклада в мировую культуру. В России их работ нет ни в музеях, ни в частных собраниях, поэтому «Этажи» собрали на своей площадке качественные репродукции наиболее известных картин, и объявили девизом мероприятия лозунг «Мистическому городу — мистическая выставка».

Уланбек Баялиев

Уланбек Баялиев: «Зимняя сказка» Шекспира примеряет маску комедии

«Зимняя сказка» — предпоследняя пьеса, написанная Уильямом Шекспиром и уже не для «Глобуса». По некоторым источникам, пьесу сыграли при дворе короля за пять лет до смерти драматурга. Пьеса грустна, хотя жанр ее — трагикомедия, а название по-детски волшебное и безоблачное. На самом деле все полно предгрозового настроения и ощущения близкого конца — жизнь автора на излете, пора подводить итоги.

Конюшенная площадь

Театр ЦЕХЪ: мастерская футуризма среди памятников прошлого

Один из самых авангардных театров Санкт-Петербурга ЦЕХЪ расположен в потаенном уголке ядра культурной жизни и общественной активности города — на Конюшенной площади, в одном из скрытых корпусов большого нарядного здания. Неформальный храм нимфы субкультур и андеграунда обставлен по-молодежному аскетично и неприхотливо. Ведь в пору юности людям не нужны элегантные интерьеры, мягкие кресла, изысканное меню и избыток деталей. Для бунтарских порывов все это не более чем рамки и условности. Это естественное явление, но если бунт происходит ради самого бунта, он приводит лишь к разрушениям.