В Петербургской филармонии прозвучит «Кармина Бурана»

Под эгидой XVIII Международного фестиваля «Адмиралтейская музыка» 10 декабря (20:00) в Большом зале Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится мировая премьера новой версии «Крамины Бураны» Карла Орфа.

Кармина Бурана

В исполнении этого музыкального сочинения примут участие Центральный концертный образцовый оркестр имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова, Академический хор Московского государственного университета имени Ломоносова, Хор Санкт-Петербургского государственного университета, Хор мальчиков Хорового училища имени Глинки. Солисты: Наталия Шмитт – сопрано; Дмитрий Хромов – тенор; Герард Карпенко – баритон.

«Кармина бурана» («Бойернские песни») – рукописный сборник средневековой поэзии вагантов, вдохновивший Карла Орфа на создание своего самого популярного сочинения. Название «с магической силой приковало мое внимание», писал Орф. На первой странице была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре – богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями. Человек наверху со скипетром, увенчанный короной, – «царствую»; справа, спешащий за упавшей короной, – «царствовал»; простертый внизу – «есмь без царства»; слева, взбирающийся вверх, – «буду царствовать». И первым было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна:

Фортуны колесо вертеться не устанет:
низвергнут буду я с высот, уничиженный;
тем временем другой — возвысится, воспрянет,
все тем же колесом к высотам вознесенный.

24 стихотворения из сборника, вошедшие в орфовское сочинение – целый мир, которым правит судьба. Сам композитор считал эту партитуру истинным началом своего творческого пути. «Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, — говорил композитор издателю, — можете уничтожить. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений».

Центральный концертный образцовый оркестр имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России – официальная музыкальная визитная карточка Российского Флота, его гордость и достояние. Залогом этого служат высочайший профессионализм, флотский шарм, верность морским традициям, а также присвоенное оркестру в год 150-летия великого русского композитора за выдающиеся заслуги перед российской музыкой имя Николая Андреевича Римского-Корсакова – первого инспектора военно-морских оркестров России. Основой репертуара оркестра служит русская и мировая музыкальная классика, современная музыка, бесценный фонд русских и советских песен о море и Военно-морском флоте России.

Кармина Бурана

Капитан первого ранга, начальник и художественный руководитель Центрального концертного образцового оркестра имени Римского-Корсакова Военно-морского флота России Алексей Карабанов – пропагандист музыки, написанной для духового оркестра. Безупречная дирижерская техника, блестящие комментарии к концертам, регулярные выступления на различных теле- и радиоканалах в передачах, посвященных военной музыке России, сделали его настоящим любимцем публики. Музыкант неоднократно вставал за дирижерский пульт ведущих военных и симфонических оркестров Европы и Санкт-Петербурга. В 1996 году был удостоен почетного звания Заслуженный артист Российской Федерации.

Кармина Бурана

Народный коллектив, лауреат Всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Академический хор Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова ведет свою историю с конца XVIII века и считается старейшим любительским хором. Хор создан спустя 20 лет после основания самого университета и 25 января 2015 года отметил свое 240-летие. Во все времена с коллективом сотрудничали выдающиеся деятели российской музыкальной культуры, его неизменно возглавляли великолепные хормейстеры.

С 1997 года Академическим хором МГУ руководит заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, кандидат педагогических наук Мирза Аскеров – яркий и темпераментный музыкант, знаток вокально-хорового искусства. Коллектив под его руководством выступает на самых разных площадках, гастролирует в России и за рубежом.

Другой любительский хор — Хор студентов Санкт-Петербургского государственного университета — был создан в 1889 году. Руководителями коллектива в свое время были известные музыканты Штейнберг, Майкапар, Гаук. С 1949 года хор возглавил Григорий Моисеевич Сандлер, который проработал в нем 45 лет, участвовал в более чем 1400 концертах, выступал в Москве, Ленинграде, других городах Советского Союза и за рубежом (в Финляндии, Германии, Франции, Италии, Польше, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии).

С 1994 года художественным руководителем хора стал Эдуард Кротман, до этого работавший там хормейстером. Выпускник хорового училища имени Михаила Глинки и Санкт-Петербургской консерватории, он в 1991 году был удостоен диплома и специального приза на международном конкурсе хормейстеров в Таллинне (Эстония). Помимо занятий с университетским хором, Кротман был главным хормейстером Музыкального театра Консерватории, а также работал художественным руководителем камерного хора государственного концертного зала «Смольный собор».

Хор мальчиков Хорового училища имени Михаила Глинки всемирно известен. Его превосходным звучанием наслаждались слушатели многих стран включая такие, как Австрия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Италия, Китай, Словения, США, Франция, Финляндия, Швейцария, Польша, Южная Корея. С 2014 года директором и художественным руководителем Хора мальчиков является заслуженный артист России Владимир Беглецов, на протяжении многих лет работавший с этим хором и воспитавший немало музыкантов, являющихся сегодня ведущими солистами крупнейших оперных сцен – от Большого театра в Москве до Михайловского в Санкт-Петербурге.

Наталия Шмитт (сопрано) – лауреат международных конкурсов, солистка Центрального концертного образцового концертного оркестра имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России и Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян».

Дмитрий Хромов (тенор) – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Герард Карпенко (баритон) – работал солистом Московского синодального хора, концертмейстером хора в Большом театре, солистом оркестра Aurea Juventus. В настоящее время исполняет партию графа Томского в опере «Пиковая дама» Чайковского в постановке проекта Troyka Multispace.

4 декабря 2017 // рубрика: Театры / музыка

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного Ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. А в 2017 году ее номинировали на премию «Прорыв» за роль Гимназистки. В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр дождей

«Театр дождей» в «Доме, который построил Свифт»

«Театр дождей» нарастил жирок историй и юбилеев. Только недавно он отпраздновал 30-летие спектакля «Дом, который построил Свифт» и вот уже грядет новая дата — пятилетие «Белых флагов» по Нодару Думбадзе. «Театр дождей» удивительным образом общается со зрителями: выбирая уже ставшие классическими произведения, он подает их неожиданно, весело, но не легковесно. Этот мир наполнен мыслеформами, с помощью которых разговаривают артисты и все, кто хоть раз побывал в «Театре дождей». Как говорится, достаточно одного спектакля…

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».