В Петербурге пройдет Фестиваль кино Венгрии

В киноцентре «Великан Парк» (Александровский парк, 4/3) с 25 по 28 октября будет проходить четвертый Фестиваль кино Венгрии в Петербурге. В этом году он посвящен 80-летию режиссера Иштвана Сабо. Вход на все показы — бесплатный.

Фестиваль кино Венгрии

Иштван Сабо – без преувеличения живой гений и самый известный венгерский кинорежиссер в мире, которого по праву можно назвать венгерским ответом французской nouvelle vague (новой волне) и Франсуа Трюффо в кинематографе. «Именно фильмы Иштвана Сабо стали золотым фондом венгерского национального кинематографа второй половины XX века, — рассказал программный директор киноклуба «Синемафия» Андрей Смирнов. — Голосом поколения в цикле ранних фильмов Сабо, которые будут показаны в Петербурге, является герой, сыгранный популярным венгерским актером Андрашем Балинтом — подобно Антуану Дуанелю, его персонаж переходит здесь из фильма в фильм. Но, в отличие от взбунтовавшейся молодежи Запада, этот юноша, проходящий этапы взросления и духовных исканий, ничуть не собирается ни эпатировать общество, ни бросать ему вызов».

Откроет Фестиваль кино Венгрии программная картина Сабо «Отец — Дневник одной веры» 1966 года (спецпоказ состоится 25 октября, 20:00). Это вторая полнометражная лента режиссера, которую он снял в 28 лет. Она относится к условной полуавтобиографической трилогии, которая была начата «Порой мечтаний» (1964) и завершена «Фильмом о любви» (1970). По сюжету отец маленького Тако погиб в самом конце Второй мировой войны. Тако плохо его помнит — знает только, что он был врачом. Мальчик выдумывает об отце множество историй, в которых тот проявляет чудеса героизма, спасаясь от врагов, спрыгивает с движущегося трамвая, прячет евреев в подвале госпиталя или сражается с нацистами голыми руками. За все эти рассказы одноклассники называют его лжецом. Тако взрослеет и в процессе поисков правды об отце понимает, что не знает, кем является он сам…

Лента считается самой лиричной в фильмографии Иштвана Сабо: он анализирует с помощью детских фантазий самые больные темы венгерской и всей европейской истории середины XX века — Освенцим и Еврейский вопрос, Венгерскую революцию 1956 года, противоречия социалистического строя в Венгрии, и особенно — проблему поколения «детей-сирот войны», чьи отцы погибли во время Второй мировой войны. Драма «Отец — Дневник одной веры» была удостоена награды на пятом Московском международном кинофестивале в 1967 году, выдвинута Венгрией в лонг-лист 40-й премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а в 2010-м году включена в почетный список «12 лучших венгерских фильмов века» по мнению Ассоциации кинокритиков Венгрии.

«Фильм о любви» 1970 года будет показан 26 октября (20:00) — поэтический рассказ о самых важных темах юности Сабо, начатый в «Отце». В картине два героя: Янчи и Ката. Мы наблюдаем за их отношениями на протяжении двух десятилетий: начались они в раннем военном детстве, переплелись с судьбами многих других, свой отпечаток на них оставили исторические, политические и социальные процессы Венгрии. Они — эпицентр той гипнотической многофазовой, многофигурной, многоуровневой вселенной, что сотворил Иштван Сабо. История, рассказанная в «Фильме о любви» — это не собственность венгерского режиссера и это не история одной только Венгрии. Она принадлежит каждому: все мы в своих жизнях испытали (или ещё испытаем) что-то подобное и счастливы этим.

«Доверие» (1979 год) можно будет увидеть 27 октября (20:00) — это история драматической любви на фоне Второй мировой войны. Оккупированный нацистами Будапешт. Катю внезапно останавливают на пороге своего дома и сообщают, что ее муж — член Сопротивления, ушел в подполье, и что она не должна возвращаться домой, чтобы избежать ареста. С этого момента у девушки начинается новая жизнь, ей дают новое имя и новую биографию, у нее теперь новый поддельный муж Янош, который тоже член Сопротивления. В то время как Катя находится на грани нервного срыва и испытывает клаустрофобическое состояние, Янош циничен, насторожен, подозрителен и готов на все, чтобы остаться в живых. Из этого сочетания безнадежности положения и страха возникает странное чувство любви…

«Доверие» стало одной из вершин творчества Сабо: за этот фильм режиссер был удостоен «Серебряного медведя» на 30-м Берлинском кинофестивале в 1980 году и номинирован на 53-ю премию «Оскар».

Завершит фестиваль предпоследний фильм венгерского мэтра «Родственники» (2006) — показ состоится 28 октября (20:00). Он снят по хрестоматийному роману Жигмонда Морица. Роман написан в 1930 году, но если бы не видеоряд, тщательно реконструирующий облик предвоенной Венгрии, можно было бы с легкостью утверждать, что на экране — наши дни. Проверенная веками древняя венгерская традиция — голосовать не за, а против. Именно так Иштван Копьяс становится генеральным прокурором города Царатнок, замещая на посту продажного Макроца. Совесть Копьяса чиста, он беден, душа его полна прекрасных надежд на спасение мира. Однако полномочия генерального прокурора включают в себя не только служение Добру и Справедливости, но и необходимость противостоять огромной городской банде под названием «Свиноферма», равно как и многочисленным амбициям своих родственников. Те же далеко не невинны — кто-то занимается мелким жульничеством, а кто-то считает честью пособничество банде. Копьяс постепенно увлекается властью и одной из своих родственниц…

История, рассказанная в картине, вполне могла случиться в любой другой европейской стране, в том числе и в России. Возможно, именно поэтому так органично в венгерский актерский ансамбль вписался Олег Табаков, приглашенный Иштваном Сабо на одну из главных ролей — мэра города. Актер создал там необычный для него образ опытного и хитрого бюрократа, который умеет выйти из любой опасной ситуации (ранее Сабо работал с Табаковым в фильме «Мнение сторон»).

17 октября 2018 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.