В Петербурге пройдет Фестиваль кино Венгрии

В киноцентре «Великан Парк» (Александровский парк, 4/3) с 25 по 28 октября будет проходить четвертый Фестиваль кино Венгрии в Петербурге. В этом году он посвящен 80-летию режиссера Иштвана Сабо. Вход на все показы — бесплатный.

Фестиваль кино Венгрии

Иштван Сабо – без преувеличения живой гений и самый известный венгерский кинорежиссер в мире, которого по праву можно назвать венгерским ответом французской nouvelle vague (новой волне) и Франсуа Трюффо в кинематографе. «Именно фильмы Иштвана Сабо стали золотым фондом венгерского национального кинематографа второй половины XX века, — рассказал программный директор киноклуба «Синемафия» Андрей Смирнов. — Голосом поколения в цикле ранних фильмов Сабо, которые будут показаны в Петербурге, является герой, сыгранный популярным венгерским актером Андрашем Балинтом — подобно Антуану Дуанелю, его персонаж переходит здесь из фильма в фильм. Но, в отличие от взбунтовавшейся молодежи Запада, этот юноша, проходящий этапы взросления и духовных исканий, ничуть не собирается ни эпатировать общество, ни бросать ему вызов».

Откроет Фестиваль кино Венгрии программная картина Сабо «Отец — Дневник одной веры» 1966 года (спецпоказ состоится 25 октября, 20:00). Это вторая полнометражная лента режиссера, которую он снял в 28 лет. Она относится к условной полуавтобиографической трилогии, которая была начата «Порой мечтаний» (1964) и завершена «Фильмом о любви» (1970). По сюжету отец маленького Тако погиб в самом конце Второй мировой войны. Тако плохо его помнит — знает только, что он был врачом. Мальчик выдумывает об отце множество историй, в которых тот проявляет чудеса героизма, спасаясь от врагов, спрыгивает с движущегося трамвая, прячет евреев в подвале госпиталя или сражается с нацистами голыми руками. За все эти рассказы одноклассники называют его лжецом. Тако взрослеет и в процессе поисков правды об отце понимает, что не знает, кем является он сам…

Лента считается самой лиричной в фильмографии Иштвана Сабо: он анализирует с помощью детских фантазий самые больные темы венгерской и всей европейской истории середины XX века — Освенцим и Еврейский вопрос, Венгерскую революцию 1956 года, противоречия социалистического строя в Венгрии, и особенно — проблему поколения «детей-сирот войны», чьи отцы погибли во время Второй мировой войны. Драма «Отец — Дневник одной веры» была удостоена награды на пятом Московском международном кинофестивале в 1967 году, выдвинута Венгрией в лонг-лист 40-й премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а в 2010-м году включена в почетный список «12 лучших венгерских фильмов века» по мнению Ассоциации кинокритиков Венгрии.

«Фильм о любви» 1970 года будет показан 26 октября (20:00) — поэтический рассказ о самых важных темах юности Сабо, начатый в «Отце». В картине два героя: Янчи и Ката. Мы наблюдаем за их отношениями на протяжении двух десятилетий: начались они в раннем военном детстве, переплелись с судьбами многих других, свой отпечаток на них оставили исторические, политические и социальные процессы Венгрии. Они — эпицентр той гипнотической многофазовой, многофигурной, многоуровневой вселенной, что сотворил Иштван Сабо. История, рассказанная в «Фильме о любви» — это не собственность венгерского режиссера и это не история одной только Венгрии. Она принадлежит каждому: все мы в своих жизнях испытали (или ещё испытаем) что-то подобное и счастливы этим.

«Доверие» (1979 год) можно будет увидеть 27 октября (20:00) — это история драматической любви на фоне Второй мировой войны. Оккупированный нацистами Будапешт. Катю внезапно останавливают на пороге своего дома и сообщают, что ее муж — член Сопротивления, ушел в подполье, и что она не должна возвращаться домой, чтобы избежать ареста. С этого момента у девушки начинается новая жизнь, ей дают новое имя и новую биографию, у нее теперь новый поддельный муж Янош, который тоже член Сопротивления. В то время как Катя находится на грани нервного срыва и испытывает клаустрофобическое состояние, Янош циничен, насторожен, подозрителен и готов на все, чтобы остаться в живых. Из этого сочетания безнадежности положения и страха возникает странное чувство любви…

«Доверие» стало одной из вершин творчества Сабо: за этот фильм режиссер был удостоен «Серебряного медведя» на 30-м Берлинском кинофестивале в 1980 году и номинирован на 53-ю премию «Оскар».

Завершит фестиваль предпоследний фильм венгерского мэтра «Родственники» (2006) — показ состоится 28 октября (20:00). Он снят по хрестоматийному роману Жигмонда Морица. Роман написан в 1930 году, но если бы не видеоряд, тщательно реконструирующий облик предвоенной Венгрии, можно было бы с легкостью утверждать, что на экране — наши дни. Проверенная веками древняя венгерская традиция — голосовать не за, а против. Именно так Иштван Копьяс становится генеральным прокурором города Царатнок, замещая на посту продажного Макроца. Совесть Копьяса чиста, он беден, душа его полна прекрасных надежд на спасение мира. Однако полномочия генерального прокурора включают в себя не только служение Добру и Справедливости, но и необходимость противостоять огромной городской банде под названием «Свиноферма», равно как и многочисленным амбициям своих родственников. Те же далеко не невинны — кто-то занимается мелким жульничеством, а кто-то считает честью пособничество банде. Копьяс постепенно увлекается властью и одной из своих родственниц…

История, рассказанная в картине, вполне могла случиться в любой другой европейской стране, в том числе и в России. Возможно, именно поэтому так органично в венгерский актерский ансамбль вписался Олег Табаков, приглашенный Иштваном Сабо на одну из главных ролей — мэра города. Актер создал там необычный для него образ опытного и хитрого бюрократа, который умеет выйти из любой опасной ситуации (ранее Сабо работал с Табаковым в фильме «Мнение сторон»).

17 октября 2018 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергей Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.