В Петербурге пройдет Фестиваль кино Венгрии

В киноцентре «Великан Парк» (Александровский парк, 4/3) с 25 по 28 октября будет проходить четвертый Фестиваль кино Венгрии в Петербурге. В этом году он посвящен 80-летию режиссера Иштвана Сабо. Вход на все показы — бесплатный.

Фестиваль кино Венгрии

Иштван Сабо – без преувеличения живой гений и самый известный венгерский кинорежиссер в мире, которого по праву можно назвать венгерским ответом французской nouvelle vague (новой волне) и Франсуа Трюффо в кинематографе. «Именно фильмы Иштвана Сабо стали золотым фондом венгерского национального кинематографа второй половины XX века, — рассказал программный директор киноклуба «Синемафия» Андрей Смирнов. — Голосом поколения в цикле ранних фильмов Сабо, которые будут показаны в Петербурге, является герой, сыгранный популярным венгерским актером Андрашем Балинтом — подобно Антуану Дуанелю, его персонаж переходит здесь из фильма в фильм. Но, в отличие от взбунтовавшейся молодежи Запада, этот юноша, проходящий этапы взросления и духовных исканий, ничуть не собирается ни эпатировать общество, ни бросать ему вызов».

Откроет Фестиваль кино Венгрии программная картина Сабо «Отец — Дневник одной веры» 1966 года (спецпоказ состоится 25 октября, 20:00). Это вторая полнометражная лента режиссера, которую он снял в 28 лет. Она относится к условной полуавтобиографической трилогии, которая была начата «Порой мечтаний» (1964) и завершена «Фильмом о любви» (1970). По сюжету отец маленького Тако погиб в самом конце Второй мировой войны. Тако плохо его помнит — знает только, что он был врачом. Мальчик выдумывает об отце множество историй, в которых тот проявляет чудеса героизма, спасаясь от врагов, спрыгивает с движущегося трамвая, прячет евреев в подвале госпиталя или сражается с нацистами голыми руками. За все эти рассказы одноклассники называют его лжецом. Тако взрослеет и в процессе поисков правды об отце понимает, что не знает, кем является он сам…

Лента считается самой лиричной в фильмографии Иштвана Сабо: он анализирует с помощью детских фантазий самые больные темы венгерской и всей европейской истории середины XX века — Освенцим и Еврейский вопрос, Венгерскую революцию 1956 года, противоречия социалистического строя в Венгрии, и особенно — проблему поколения «детей-сирот войны», чьи отцы погибли во время Второй мировой войны. Драма «Отец — Дневник одной веры» была удостоена награды на пятом Московском международном кинофестивале в 1967 году, выдвинута Венгрией в лонг-лист 40-й премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а в 2010-м году включена в почетный список «12 лучших венгерских фильмов века» по мнению Ассоциации кинокритиков Венгрии.

«Фильм о любви» 1970 года будет показан 26 октября (20:00) — поэтический рассказ о самых важных темах юности Сабо, начатый в «Отце». В картине два героя: Янчи и Ката. Мы наблюдаем за их отношениями на протяжении двух десятилетий: начались они в раннем военном детстве, переплелись с судьбами многих других, свой отпечаток на них оставили исторические, политические и социальные процессы Венгрии. Они — эпицентр той гипнотической многофазовой, многофигурной, многоуровневой вселенной, что сотворил Иштван Сабо. История, рассказанная в «Фильме о любви» — это не собственность венгерского режиссера и это не история одной только Венгрии. Она принадлежит каждому: все мы в своих жизнях испытали (или ещё испытаем) что-то подобное и счастливы этим.

«Доверие» (1979 год) можно будет увидеть 27 октября (20:00) — это история драматической любви на фоне Второй мировой войны. Оккупированный нацистами Будапешт. Катю внезапно останавливают на пороге своего дома и сообщают, что ее муж — член Сопротивления, ушел в подполье, и что она не должна возвращаться домой, чтобы избежать ареста. С этого момента у девушки начинается новая жизнь, ей дают новое имя и новую биографию, у нее теперь новый поддельный муж Янош, который тоже член Сопротивления. В то время как Катя находится на грани нервного срыва и испытывает клаустрофобическое состояние, Янош циничен, насторожен, подозрителен и готов на все, чтобы остаться в живых. Из этого сочетания безнадежности положения и страха возникает странное чувство любви…

«Доверие» стало одной из вершин творчества Сабо: за этот фильм режиссер был удостоен «Серебряного медведя» на 30-м Берлинском кинофестивале в 1980 году и номинирован на 53-ю премию «Оскар».

Завершит фестиваль предпоследний фильм венгерского мэтра «Родственники» (2006) — показ состоится 28 октября (20:00). Он снят по хрестоматийному роману Жигмонда Морица. Роман написан в 1930 году, но если бы не видеоряд, тщательно реконструирующий облик предвоенной Венгрии, можно было бы с легкостью утверждать, что на экране — наши дни. Проверенная веками древняя венгерская традиция — голосовать не за, а против. Именно так Иштван Копьяс становится генеральным прокурором города Царатнок, замещая на посту продажного Макроца. Совесть Копьяса чиста, он беден, душа его полна прекрасных надежд на спасение мира. Однако полномочия генерального прокурора включают в себя не только служение Добру и Справедливости, но и необходимость противостоять огромной городской банде под названием «Свиноферма», равно как и многочисленным амбициям своих родственников. Те же далеко не невинны — кто-то занимается мелким жульничеством, а кто-то считает честью пособничество банде. Копьяс постепенно увлекается властью и одной из своих родственниц…

История, рассказанная в картине, вполне могла случиться в любой другой европейской стране, в том числе и в России. Возможно, именно поэтому так органично в венгерский актерский ансамбль вписался Олег Табаков, приглашенный Иштваном Сабо на одну из главных ролей — мэра города. Актер создал там необычный для него образ опытного и хитрого бюрократа, который умеет выйти из любой опасной ситуации (ранее Сабо работал с Табаковым в фильме «Мнение сторон»).

17 октября 2018 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.