В Петербурге пройдет двадцать первый Open Look

С 13 по 17 августа 2019 года поклонников современного танца ждет XXI International contemporary dance festival Open Look. Международный фестиваль современного танца традиционно будет проходить на Новой сцене Александринского театра (набережная реки Фонтанки, 49А).

Оpen look

В программе этого года — спектакли танцевальных компаний из Кореи, Германии, Японии, Швейцарии, Финляндии, Израиля. Вектор фестиваля развернут на восток — будут представлены сразу три корейские танцевальные компании. Это самый технологичный Open Look в истории фестиваля: 3D и VR-проекты, видео- и танцевальные перформансы, а завершится все планетарными танцами от французского мультимедиа-артиста Пьера Жинера с уникальной танцевальной проекцией на купол Планетария.

Педагоги из Голландии, Испании, Бельгии, Швейцарии, Франции, Германии и даже Индии проведут мастер-классы для российского танцевального сообщества, которое уже более 20 лет ежегодно собирается в Санкт-Петербурге на фестивале Open Look. Несколько сотен танцовщиков со всей России приедут в город на Неве, чтобы пять дней провести в танцевальном интенсиве.

Фестиваль откроется российской премьерой финского проекта «Дыхание» (13 и 14 августа). Двое всемирно признанных мастеров — хореограф-танцовщик Теро Сааринен и аккордеонист Киммо Похьонен — померяются силами на сцене. Два существа, бьющихся в конвульсиях, каждое — на своем подиуме. Равномерно пульсирующий электронный бит, горизонт, медленно заполняющийся светом — это обладатель премии Бесси, волшебник сценографии и световых эффектов Микки Кунтту добавляет в работу своей магии. Происходящее на сцене, захватывает все чувства зрителя. Свет, звук и движение как будто ведут свою собственную линию в спектакле. В спектакле присутствуют интенсивные стробоскопические световые эффекты.

В те же дни — 13 и 14 августа — воцарится «МатчАтрия» (Германия/Япония). Это мультимедийная танцевальная инсталляция, которая предлагает зрителям войти в контакт с сердцем. В сотрудничестве со всемирно известным визуальным художником и кинорежиссером Ёсимаса Исибаси японская танцовщица Юи Кавагучи придумала и воплотила в жизнь чайно-сердечную церемонию. Танцовщица выдает каждому из 30 зрителей по силиконовому сердцу натуральной величины, которое, пока идет перформанс, вибрирует как настоящее. Тело танцовщицы взаимодействует с 3D-видеопроекциями, звуковыми и голосовыми ландшафтами посредством специально разработанного блока сердцебиения. Этот прибор, как стетоскоп, фиксирует сердцебиение Юи и через динамик транслирует его в режиме реального времени — зрители физически связаны с танцовщицей. И так по три показа в день.

Второй проект, который танцовщица представит 16 августа — «andropolaroid 1.1.». В основе постановки — личный опыт эмиграции из Японии в Германию. Чтобы поделиться своими наблюдениями, она сконструировала сложную модель из звука и света, зародив новый организм, в который она погрузила себя всю — и тело, и душу.

В этом году фестиваль обращает свое внимание на одно из течений в современном танце — документальная хореография. Для тех, кто следит за опытами и экспериментами Open Look, пора вcпомнить про уличную прогулку Dancewalk по Санкт-Петербургу танцовщика и перформера — Фуфуа д’Имобилите в 2017 году. Это был один из эпизодов в многолетнем проекте танцевальной Компании Неопост Фуфуа, которая длилась четыре года. Работа «Dancewalk — Ретроперспектива» — это аналитический и исторический отчет о четырехстах километрах, протанцованных Фуфуа д’Имобилите по всему миру с 2015 года.

Впервые в истории фестиваля Open Look покажет корейский танец одним блоком. Несмотря на молодость, корейский современный танец, давно и успешно завоевывает международные танцевальные площадки. Компании Siga, Bora и, наконец, компания Modern Table будут представлять взгляд из Кореи. Каждая из компаний, имея общие национальные корни, демонстрируют свой собственный и уникальный почерк.

«Корейский современный танец — это очень интересно и открывает новые перспективы для сотрудничества и профессионального общения. Изучение мирового опыта как художественного, так и организационного позволяет российскому танцу искать свой путь. Фестиваль Open Look всегда был и остается такой уникальной платформой для строительства танцевальных мостов», — рассказал директор петербургского фестиваля Вадим Каспаров. Он отметил, что задача Open Look — отнюдь не поиск танцевальных хитов. Фестиваль интересуется теми проектами, идеями и концепциями, которые завтра станут хитами, трендами и целыми новыми течениями в мировом современном танце.

Уже по традиции, Open Look представляет премьеры российских хореографов. Так, 14 августа в пространстве «Севкабель Порт», состоится показ спектакля Ксении Михеевой «Неуместный человек». Это — проект, вдохновленный Чеховым и самой жизнью. Пять солистов создают историю о хрупкости, о вечном безысходном порыве души и надежде, как основе, позволяющей продолжать жить.

В программе фестиваля всегда особое значение уделялось совместным проектам. В этом году танцовщики Дома танца «Каннон Данс» будут работать с хореографом Лиат Вайсборт (Нидерланды), а специально для фестиваля в пространстве Новой сцены будет поставлен и снят VR-проект Фабиана Приовиля (Германия).

В день закрытия, 17 августа, публика приглашается на ночной рейв в Планетарий №1 (набережная Обводного канала, 74 Ц). Пьер Жинер — художник, сценограф, признанный мэтр в искусстве, связанном с новыми технологиями — смоделировал 3D-персонажей, костюмы для которых нарисовали кутюрье Кристиан Лакруа и Иссей Мияке, а движения сочинил известный французский хореограф Кристиан Риццо. В результате появилась масштабная мультимедийная инсталляция, премьера которой состоялась на международном фестивале моды в Йере на Лазурном берегу, потом была показана в гигантском кинотеатре Жеод в Париже.

В режиме реального времени художник микширует хореографию фантастических существ, создавая уникальную 3D-проекцию в 360 градусов на планетарном куполе, в такт музыке, исполняемой известными французскими ди-джеем Патриком Видал. Он выводит электронную музыку из гетто субкультуры ночных клубов и устраивает грандиозный танцевальный праздник с взрывной энергетикой настоящего карнавала.

Оpen look

Подробнее о программе фестиваля — на его официальном сайте.

6 августа 2019 // рубрика: Театры / музыка

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.