В Музее политической истории открывается выставка «Политический театр времен СССР»

В Музее политической истории (улица Куйбышева, 2-4) с 8 ноября 2019 года открывается выставка «Политический театр времен СССР». Выставка, приуроченная к Году театра в России, расскажет о важной общественной роли, которую играл театр в советскую эпоху.

Георгий Товстоногов и актеры БДТ

Фотографии, афиши, программы спектаклей, фрагменты рецензий и отзывов зрителей покажут, как театр влиял на мировоззрение и нравственные установки советского человека. Выставка основана на экспонатах музейной коллекции. Она охватывает период от хрущевской оттепели до перестройки.

Феномен «политического театра» появился после смерти Сталина и исчез в начале 1990-х годов. Содержание пьес отражало как историко-революционное прошлое страны, так и современные социальные вопросы. Политический театр был одновременно и рупором идеологических установок, и голосом запрещенной правды. В знаковых постановках БДТ, «Современника», Театра на Таганке, МХАТа ярко звучало гражданственное начало, актёров на сцене волновали те же вопросы, что и людей, сидящих в зале.

Главные герои выставки – яркие представители поколения шестидесятников: драматурги Михаил Шатров и Александр Гельман, режиссеры Олег Ефремов и Юрий Любимов, Георгий Товстоногов и Зиновий Корогодский. Они стремились раскрепостить сознание зрителя, привить ему способность самостоятельно мыслить. Так, пьесы Шатрова открывали для широкой публики неизвестные страницы советского прошлого, вычеркнутые из истории имена. На выставке можно будет увидеть подлинную рукопись пьесы Шатрова «30 августа» («Большевики») с правкой автора. Пьеса была поставлена к 50-летию Октябрьской революции, однако спектакль не понравился Институту марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, а председатель цензурного комитета Павел Романов усмотрел в нем крамолу. Показ пьесы состоялся только благодаря личному разрешению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой.

В драматургии Гельмана отразились противоречия плановой административно-командной экономики. Он создавал идеал «производственной демократии», где рабочий не меньше директора заинтересован в конечном результате, а подчиненный может указать начальству на его ошибки. Чтобы обойти советскую цензуру, театры изощрялись в искусстве намеков, в создании подтекста, а зрители учились их разгадывать. Находясь под впечатлением после спектакля, люди думали, переживали. Этот диалог советского театра с обществом отражают представленные на выставке письма зрителей, газетные рецензии и отзывы критиков.

В экспозицию вошли материалы, рассказывающие об успехах советского театра за рубежом. Зрители увидят афишу знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», выпущенную во время гастролей московского театра «Ленком» во Франции и проспект, посвященный этому спектаклю с автографами его создателей.

Подробности можно найти на сайте Музея политической истории.

2 ноября 2019 // рубрика: Музеи / кино

В Петербурге покажут фильм о хореографе Мерсе Каннингеме

Режиссер Илья Мощицкий поставит спектакль во время спектакля

Пианистка Полина Фрадкина расскажет на Квартирнике, как гармонизироваться Моцартом

Психолог Мая Килошенко раскроет на Квартирнике то, что скрывается за модой

Писательница Надежда Кузнецова прочитает в Росбалте семейную переписку

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о поисках настоящего царя

Дмитрий Губин на Квартирнике в Росбалте расскажет об эволюции денег

«Порядок слов» в честь десятилетия откроет видеосалон и проведет кассетную дискотеку

Стилист Надежда Корнева расскажет на Квартирнике, как правильно сочетать цвета в одежде

В арт-пространстве mArs пройдет персональная выставка Арона Зинштейна

Историк Даниил Коцюбинский расскажет об удивительных парадоксах Александра I и Павла I

Художник Игорь Шаймарданов расскажет про сказки и волшебство

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.