В Фонтанном доме начинаются лекции Открытой литературной школы

С 15 по 28 августа 2019 года в Музее Анны Ахматовой (Литейный проспект, 53) пройдут лекции Открытой литературной школы «Россия: диалог культур». Проект адресован как профессионалам – молодым авторам, публицистам, филологам, культурологам, – так и широкой общественности: всем, кто хочет познакомиться с современным литературным процессом в России и научиться «вдумчивому чтению» художественного текста. Участие — бесплатное.

Музей Анны Ахматовой, школа

Курс состоит из 12 встреч. Каждая предполагает вводную лекцию куратора, спектакль-читку фрагмента произведения и мастер-класс автора. Кураторы проекта – писатели Андрей Аствацатуров и Дмитрий Орехов. Режиссер читок Ксения Никитина. Автор идеи и руководитель проекта Мила Кудряшова.

Среди участников: писатель и сценарист, председатель союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов, лауреат Букеровской премии Михаил Елизаров, прозаик и литературный критик Вадим Левенталь, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер», Наринэ Абгарян, лауреат премии имени Александра Грина, романисты Герман Садулаев, Ильдар Абузяров, Мария Ануфриева, мастер короткого рассказа Валерий Айрапетян, Арслан Хасавов, лауреат независимой литературной премии «Дебют» и другие.

Прямая трансляция встреч будет проходить в паблике Музея Анны Ахматовой (vk.com/akhmatova.museum). Видеоархив проекта планируется опубликовать на сайте музея.

Проект приурочен к 130-летию со дня рождения Анны Ахматовой и 30-летию музея поэта в Фонтанном Доме, а также к столетию знаменитого Дома Искусств, объединившего когда-то молодых поэтов и писателей в тяжелые послереволюционные годы и ставшего площадкой для творческого диалога и эксперимента.

Участие бесплатное — необходима регистрация на сайте музея.

Программа:

15 августа (18.00) Встреча с Александром Снегиревым. Мастер-класс «Почему мы читаем и пишем?». Литература – это не книги, не выступления писателей, не складные, будоражащие истории. Литература – это побочный продукт духовного пути автора. Эта лекция — попытка понять, почему мы читаем, почему пишем, и в каком направлении развивается литература сегодня.

16 августа (18.00) Встреча с Алисой Ганиевой. Мастер-класс «Искусство как прием». Попробуем поиграть в русских формалистов. Разбор классического текста на литературные приемы, а потом из данных приемов каждый соберет свой собственный текст. Слушатели познакомятся с перипетиями, архетипами, тропами и другими загадочными и полезными паразитами, живущими внутри романов или рассказов.

17 августа (18.00) Встреча с Арсланом Хасавовым. Мастер-класс «Рождение текста». Рождение текста: от первых попыток к развитию способностей. Журналистика и литература – о пересечениях и особенностях подготовки произведений. Личный опыт и фантазия – как «переплавить» впечатления в прозу и сделать это по-своему. Как организован литературный процесс и как заявить о себе: «толстые» литературные журналы, издательства, форумы писателей и премии.

18 августа (18.00) Встреча с Александром Прокоповичем. Мастер-класс «От рукописи до книги». Разговор о том, что такое издательство, и о его главных принципах деятельности. О критериях отбора, этапах прохождения рукописей, стадиях роста авторов. О том, как преодолеть бутылочное горлышко и попасть к редактору. О том, что в состоянии сделать издательство для того, чтобы ваша книга пробилась к читателю. Немного о качестве бумаги, почему обложки именно такие, и зачем нужны иллюстрации. О лицензионном контракте и очень коротко об авторском праве.

20 августа (18.00) Встреча с Ильдаром Алуязовым. Мастер-класс «Организация художественного текста». Существует множество способов сделать текст целостным, единым, правдоподобным. И тем не менее, материал нередко сопротивляется процессу соединения. В такой ситуации тексту необходимы дополнительные конструкции, сдерживающие центростремительные силы. В определенных случаях такими конструкциями становятся другие тексты, символы, мифы, ритуалемы.

21 августа (18.00) Встреча с Германом Садулаевым. Мастер-класс «Роман идей» в истории словесности и в современной культуре: от Платона к Пелевину». Одним из секретов долговечности и популярности учения Платона было то, что он гениально использовал форму «романа идей», вместо того, чтобы сухо изложить свои суждения. Кажется, он одним из первых в европейской культуре понял: «хочешь рассказать философию – напиши роман».

22 августа (18.00) Встреча с Вадимом Левенталем. Мастер-класс «Как писать о том, чего не знаешь?». Ленин писал: «Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно». И был абсолютно прав. Однако написал же Толстой роман о событиях, происходивших задолго до его рождения. А Джордж Мартин – цикл романов о том, о чем в принципе не может быть известно, потому что никакого Вестероса никогда не существовало. Как писателям удается обмануть ленинское правило?

23 августа (18.00) Встреча с Марией Ануфриевой. Мастер-класс «Реалистический роман: от замысла до воплощения». Взаимодействие действительности и вымысла: как трансформировать отправную точку в настоящем в то, чего никогда не было? Художественная правда против правды жизни. Литература и журналистика – грани соприкосновения. Как использовать журналистские методы сбора информации так, чтобы они пошли на благо, а не превратили художественный текст в публицистику.

24 августа (18.00) Встреча с Наринэ Абгарян. Мастер-класс «Трудности начинающего автора». Мастер-класс посвящен тому, как справляться с неуступчивостью текста и героев, которые в какой-то миг начинают жить отдельной жизнью и не всегда слушаются автора. Мукам творчества, выдуманным и невыдуманным. Своенравию вдохновения. А также тому, что представляет собой писательство, и чего в нем больше: счастья или ощущения безысходности.

25 августа (18.00) Встреча с Валерием Айрапетяном. Мастер-класс «Как сочинить рассказ?». Состоится беседа об одном из самых сложных жанров. Слушатели узнают, чем рассказ отличается от записи в блоге, от очерка, эссе, зарисовки. Лектор коснется некоторых особенностей работы над рассказом. Поговорит о том, почему издательства предпочитают романы сборникам рассказов, почему писать стало снова модно, каково влияние социальных сетей на литературу.

27 августа (18.00) Встреча с Валерием Поповым. Мастер-класс «Век такой, какой напишешь». Писатель должен очень четко уловить – что вообще он хочет. Предел возможного! Точку счастья. Это верный компас. Чужие идеи – только губят, превращают жизнь в каторгу. Не ошибись! Если ищешь, как жену, с острым азартом – непременно найдешь. Для меня таким «первым звонком» оказались атланты у соседнего дома – один нормально босой, другой почему-то в ботинках. Я сразу возликовал – мое! Но не все сразу это оценили – на то, что бы поделиться восторгом, ушла жизнь.

28 августа (18.00) Встреча с Михаилом Елизаровым. Мастер-класс «Сверхкороткий и сверхдлинный нарративы». Как правило, начинающий автор одержим химерой «объема» и не способен оценить возможности фабулы и идеи. Он либо оставляет тему нераскрытой, либо перегружает ее лишними деталями. Во время мастер-класса мы постараемся понять, как на уровне семантики выстраивается ритм повествования, который и определяет условную «протяженность» текста.

9 августа 2019 // рубрика: Музеи / кино

Режиссер Кирилл Серебренников закончил съемки нового фильма

В Петербурге покажут фильм о хореографе Мерсе Каннингеме

Режиссер Илья Мощицкий поставит спектакль во время спектакля

Пианистка Полина Фрадкина расскажет на Квартирнике, как гармонизироваться Моцартом

Психолог Мая Килошенко раскроет на Квартирнике то, что скрывается за модой

Писательница Надежда Кузнецова прочитает в Росбалте семейную переписку

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о противоречивом Александре I

Дмитрий Губин на Квартирнике в Росбалте расскажет об эволюции денег

«Порядок слов» в честь десятилетия откроет видеосалон и проведет кассетную дискотеку

Стилист Надежда Корнева расскажет на Квартирнике, как правильно сочетать цвета в одежде

В арт-пространстве mArs пройдет персональная выставка Арона Зинштейна

Историк Даниил Коцюбинский расскажет об удивительных парадоксах Александра I и Павла I

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.