В Доме композиторов состоится концерт, посвященный Николаю Малаховскому

В воскресенье, 3 декабря (19:00), в Доме композиторов (Большая Морская улица, 45) состоится концерт «Преемственность поколений», посвященный 125-летию со дня рождения и 75-летию со дня смерти Николая Александровича Малаховского, талантливого и малоизвестного ленинградского композитора (1892-1942).

концерт Малаховского

«Николай Александрович Малаховский — безвременно скончавшийся в Ленинграде зимой 1942 года, принадлежал к числу необычайно одаренных и высококвалифицированных композиторов… Необычайная природная скромность, а также особая склонность к работе на Радио послужили причиной того, что Николай Малаховский с самого начала своей композиторской деятельности избрал себе малозаметную область прикладной композиции — иллюстрацию радиоинсценировок…» — писал летом 1942 года в Ташкентской эвакуации учитель Николая Александровича, профессор Ленинградской консерватории Максимилиан Штейнберг.

Действительно, по воспоминаниям современников это был необычайно скромный и интеллигентный человек, несмотря на свои великолепные физические данные (был высок, строен, красив, переплывал Неву туда и обратно), два высших образования (до революции окончил историко-философский факультет университета) и боевое прошлое (с 1919 по 1921 год воевал на Латышском, Польском и Кавказском фронтах). Эта скромность, а также блокадная и послевоенная разруха послужили причиной того, что музыка Николая Малаховского практически неизвестна современному слушателю. Таков удел почти всех, чьи имена выбиты на мемориальной доске Союза композиторов, посвященной членам союза, погибшим в блокаду, – только живые могли донести свою музыку до публики. Большая часть нотного наследия Николая Александровича была утрачена в осажденном городе.

Из-за утраты значительной части нотных рукописей вклад композитора в развитие русской музыки сейчас сложно оценить, хотя известно, что он принимал активное участие в деятельности четверьтонового кружка, действовавшего в Петроградской консерватории в 1920-е годы, составляя вместе с Георгием Римским-Корсаковым (внуком Николая Римского-Корсакова) и Александром Кенелем его композиторскую секцию. Высокие оценки современников получила его «Симфониетта» для фисгармонии, арфы и двух настроенных в четверть тона роялей (1925 год).

Возрастающий в последнее время интерес к музыке 1920-х и 1930-х годов прошлого века позволяет по крупицам восстанавливать и доносить до слушателя казалось бы безнадежно канувшие в Лету произведения. Фильм 1931 года «Снайпер» с музыкой Николая Малаховского внезапно обретает популярность в интернете. В петербургской филармонии звучит его соната для трубы и фортепиано. И вот, в Доме композиторов, исполнят сразу несколько восстановленных по семейным архивам опусов — соната для фортепиано, вокальные сочинения для сопрано и баритона и чрезвычайно интересное скерцо для флейты и струнного квартета «У станка».

Во втором отделении будет исполнена вокальная музыка внучки Николая Александровича, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Владиславы Малаховской. Ее отцу, Владимиру Николаевичу, ныне доктору наук, профессору Военно-медицинской академии, было всего 3 года, когда он лишился своего отца. В память о нем он приложил громадные усилия, чтобы дочь получила соответствующее образование и смогла продолжить дело деда.

Заочный диалог через поколение, звучащий на универсальном языке музыки, и предстоит услышать посетителям концерта.

В концерте участвуют блестящие музыканты — Олеся Петрова, Николай Мажара, Александра Кабанова, Алексей Иванов, Полина Прокофьева, Сергей Осколков-младший, ансамбль «Арт-контраст», «Авангард-квартет».

Программа концерта:

I отделение

Николай Малаховский

«Закат» (слова З. Дорофеева)
«Песня русалок» (слова А. Пушкина)
«Осень» (слова А. Майкова)
Исполняют: Анна Князева (сопрано), Александр Гаврилюк (фортепиано)

Соната для фортепиано
1 Allegro
2 Scherzo
3 Nocturne
4 Finale
Исполняет: Николай Мажара (фортепиано)

«У станка» скерцо для флейты и струнного квартета
Исполняют: Полина Прокофьева (флейта), «Авангард-квартет» в составе Михаил Крутик (скрипка), Виктория Велькова (скрипка), Игорь Техтелев (альт), Елена Григорьева (виолончель).

II отделение

Владислава Малаховская

«И вот одна осталась я…»
пять стихотворений Анны Ахматовой для меццо-сопрано и фортепиано
Исполняют: Олеся Петрова (меццо-сопрано), Сергей Осколков-младший (фортепиано)

Три романса на стихи Алексанра Блока для мужского голоса и камерного ансамбля
Исполняют: Алексей Иванов (баритон), ансамбль «Арт-Контраст» в составе Александр Милютин (балалайка прима), Татьяна Потемкина (малая домра), Екатерина Широкова (альтовая домра), Анна Топоркова (басовая домра), Антон Стачев (баян), Сергей Федосеенко (контрабасовая балалайка).

Три песни на стихи Галактиона Табидзе для меццо-сопрано и камерного ансамбля
Исполняют: Олеся Петрова, ансамбль «Арт-Контраст».

30 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.