В Доме композиторов состоится концерт, посвященный Николаю Малаховскому

В воскресенье, 3 декабря (19:00), в Доме композиторов (Большая Морская улица, 45) состоится концерт «Преемственность поколений», посвященный 125-летию со дня рождения и 75-летию со дня смерти Николая Александровича Малаховского, талантливого и малоизвестного ленинградского композитора (1892-1942).

концерт Малаховского

«Николай Александрович Малаховский — безвременно скончавшийся в Ленинграде зимой 1942 года, принадлежал к числу необычайно одаренных и высококвалифицированных композиторов… Необычайная природная скромность, а также особая склонность к работе на Радио послужили причиной того, что Николай Малаховский с самого начала своей композиторской деятельности избрал себе малозаметную область прикладной композиции — иллюстрацию радиоинсценировок…» — писал летом 1942 года в Ташкентской эвакуации учитель Николая Александровича, профессор Ленинградской консерватории Максимилиан Штейнберг.

Действительно, по воспоминаниям современников это был необычайно скромный и интеллигентный человек, несмотря на свои великолепные физические данные (был высок, строен, красив, переплывал Неву туда и обратно), два высших образования (до революции окончил историко-философский факультет университета) и боевое прошлое (с 1919 по 1921 год воевал на Латышском, Польском и Кавказском фронтах). Эта скромность, а также блокадная и послевоенная разруха послужили причиной того, что музыка Николая Малаховского практически неизвестна современному слушателю. Таков удел почти всех, чьи имена выбиты на мемориальной доске Союза композиторов, посвященной членам союза, погибшим в блокаду, – только живые могли донести свою музыку до публики. Большая часть нотного наследия Николая Александровича была утрачена в осажденном городе.

Из-за утраты значительной части нотных рукописей вклад композитора в развитие русской музыки сейчас сложно оценить, хотя известно, что он принимал активное участие в деятельности четверьтонового кружка, действовавшего в Петроградской консерватории в 1920-е годы, составляя вместе с Георгием Римским-Корсаковым (внуком Николая Римского-Корсакова) и Александром Кенелем его композиторскую секцию. Высокие оценки современников получила его «Симфониетта» для фисгармонии, арфы и двух настроенных в четверть тона роялей (1925 год).

Возрастающий в последнее время интерес к музыке 1920-х и 1930-х годов прошлого века позволяет по крупицам восстанавливать и доносить до слушателя казалось бы безнадежно канувшие в Лету произведения. Фильм 1931 года «Снайпер» с музыкой Николая Малаховского внезапно обретает популярность в интернете. В петербургской филармонии звучит его соната для трубы и фортепиано. И вот, в Доме композиторов, исполнят сразу несколько восстановленных по семейным архивам опусов — соната для фортепиано, вокальные сочинения для сопрано и баритона и чрезвычайно интересное скерцо для флейты и струнного квартета «У станка».

Во втором отделении будет исполнена вокальная музыка внучки Николая Александровича, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Владиславы Малаховской. Ее отцу, Владимиру Николаевичу, ныне доктору наук, профессору Военно-медицинской академии, было всего 3 года, когда он лишился своего отца. В память о нем он приложил громадные усилия, чтобы дочь получила соответствующее образование и смогла продолжить дело деда.

Заочный диалог через поколение, звучащий на универсальном языке музыки, и предстоит услышать посетителям концерта.

В концерте участвуют блестящие музыканты — Олеся Петрова, Николай Мажара, Александра Кабанова, Алексей Иванов, Полина Прокофьева, Сергей Осколков-младший, ансамбль «Арт-контраст», «Авангард-квартет».

Программа концерта:

I отделение

Николай Малаховский

«Закат» (слова З. Дорофеева)
«Песня русалок» (слова А. Пушкина)
«Осень» (слова А. Майкова)
Исполняют: Анна Князева (сопрано), Александр Гаврилюк (фортепиано)

Соната для фортепиано
1 Allegro
2 Scherzo
3 Nocturne
4 Finale
Исполняет: Николай Мажара (фортепиано)

«У станка» скерцо для флейты и струнного квартета
Исполняют: Полина Прокофьева (флейта), «Авангард-квартет» в составе Михаил Крутик (скрипка), Виктория Велькова (скрипка), Игорь Техтелев (альт), Елена Григорьева (виолончель).

II отделение

Владислава Малаховская

«И вот одна осталась я…»
пять стихотворений Анны Ахматовой для меццо-сопрано и фортепиано
Исполняют: Олеся Петрова (меццо-сопрано), Сергей Осколков-младший (фортепиано)

Три романса на стихи Алексанра Блока для мужского голоса и камерного ансамбля
Исполняют: Алексей Иванов (баритон), ансамбль «Арт-Контраст» в составе Александр Милютин (балалайка прима), Татьяна Потемкина (малая домра), Екатерина Широкова (альтовая домра), Анна Топоркова (басовая домра), Антон Стачев (баян), Сергей Федосеенко (контрабасовая балалайка).

Три песни на стихи Галактиона Табидзе для меццо-сопрано и камерного ансамбля
Исполняют: Олеся Петрова, ансамбль «Арт-Контраст».

30 ноября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.