В «Авроре» начинается ретроспектива Ингмара Бергмана

С 20 по 29 апреля в кинотеатре «Аврора» (Невский проспект, 60) пройдет ретроспектива фильмов режиссера Ингмара Бергмана в честь 100-летия со дня его рождения. Гений, научивший кинематографистов всего мира смотреть человеку прямо в лицо, пристальный и безжалостный наблюдатель, подмечающий в повседневности симптомы бесконечного одиночества, потерянности и отчужденности людей от мира и друг от друга, его влияние на мировое кино сравнимо с влиянием целых течений.

Ингмар Бергман

В любви к нему неоднократно признавались Вим Вендерс, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Вуди Аллен, Аки Каурисмяки, Чжан Имоу и многие другие.

Компания «Иноекино» и Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге присоединяются к празднованию 100-летия мастера и возвращают на большой экран шесть его знаковых картин: «Седьмая печать» (1957 год), «Земляничная поляна» (1957 год), «Персона» (1966 год), «Осенняя соната» (1978 год), «Фанни и Александр» (1982 год) и «Сарабанда» (2003 год). Также в течение праздничного события состоятся эксклюзивные показы трех документальных фильмов об Ингмаре Бергмане и его творчестве.

Фильмы Ингмара Бергмана представят кинокритик Михаил Трофименков и театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход. Все фильмы будут показаны в оригинале с русскими субтитрами.

Программа:

20 апреля

18:30 — «Гуннар», документальный фильм, посвященный шведскому кинооператору Гуннару Фишеру, снявшему с Ингмаром Бергманом 12 фильмов, среди которых — «Седьмая печать» и «Земляничная поляна». Эрлинг Гуннар Эмиль Фишер (1910−2011) работал также с Карлом Теодором Дрейером и Жаком Тати. В проект вошли эксклюзивные интервью с Йенсом Фишером (кинооператор, сын Гуннара Фишера), Йоргеном Перссоном (кинооператор — «Пелле-завоеватель»), Биргиттой Петтерссон (актриса — «Девичий источник») и кинокритиком Мортеном Блумквистом.

Просмотр «Гуннара» осуществляется по билету на сеанс «Седьмая Печать».

19:30 — «Седьмая печать»

Разочарованный и уставший рыцарь встречает Смерть на пустынном пляже и бросает ей вызов, предлагая сыграть в шахматы на свою жизнь. Он соглашается, и между ними завязывается диалог, вокруг которого оказывается выстроенным весь фильм. В поисках существования Бога, герои путешествуют по миру греха и страданий, где театральность и шутовство становятся прикрытием для истерзанных и не имеющих никакой надежды людей.

Именно с «Седьмой печати» началась всемирная слава Ингмара Бергмана и 27-летнего актера Макса фон Сюдова. Ошеломляюще смелая и лаконичная картина Бергмана о поиске человеком смысла собственного существования на долгие годы стала эталоном серьезного авторского кино, а образ рыцаря Антониуса Блока, сидящего напротив Смерти у шахматной доски, стал мгновенно узнаваемой иконой для любого синефила.

Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.

21 апреля

19:30 — «Земляничная поляна»

Профессор Исак Борг путешествует по заветным уголкам собственной памяти на пути из Стокгольма в Лунд. Он — успешный и уважаемый врач. Вместе с женой сына он едет на вручение почетной докторской степени, проезжая места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых. Вся его жизнь ретроспективно проходит перед нами чередой воспоминаний, фантазий и снов, вплетенных во внутренний монолог героя.

Во многом автобиографическая «Земляничная поляна» стала одним из первых случаев обращения режиссера к своему личному опыту, интимным переживаниям в большом кино. Сыграть пожилого профессора Бергман позвал своего кумира, одного из отцов шведской кинематографии, Виктора Шёстрема. Одержимый его визуальным стилем, он долгое время пытался дать своеобразный ответ на творчество Шёстрема. Таким ответом стала «Земляничная поляна». Именно тут появляются приемы, которые впоследствии станут для Бергмана ключевыми — выразительные крупные планы, единое пространство яви и сна, бесконечный самоанализ, богоискательство, мучительные диалоги с близкими. Фильм стал легендой и до сих пор остается одним из самых известных фильмов Бергмана.

Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.

22 апреля

19:30 — «Персона»

Для Бергмана, который к середине 1960-х был уже признанным мастером, «Персона» стала переходом на новый уровень. Безжалостно препарируя человеческую личность, он сталкивает двух главных героинь — знаменитую актрису, госпожу Фоглер, в один день замолчавшую прямо на сцене и с тех пор не сказавшую ни слова, и медсестру Альму, которая должна помочь ей излечиться. Изоляция и замкнутое пространство провоцируют в них неожиданные изменения и заставляют зрителя увидеть, что слово есть лишь «упражнение в пустоте и тоске».

«Персона» — «белый кит» уже нескольких поколений кинокритиков, стремящихся разгадать, расшифровать послание Бергмана, создавшего абсолютно гениальную форму, призванную противостоять однозначному и единодушному анализу. Рассказывая историю о том, какую невероятную силу может иметь созданный образ, Бергман обращается к природе кино, целлулоиду, пленке, не скрывая, а наоборот подчеркивая материальность изображения. Завораживающее противостояние в кадре света и тьмы, рифма к диалектике тишины и голоса, знаменитый на весь мир крупный план двух лиц, заполняющий экран, — и «Персона», шедевр Бергмана и Нюквиста, навсегда впечатан в историю искусства и человечества.

Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.

26 апреля

19:30 — «Осенняя соната»

Шарлотта, всемирно известная пианистка, потеряв любимого человека, с которым жила многие годы, принимает приглашение своей дочери Евы приехать к ней в Норвегию и погостить в загородном доме. Счастливая, казалось бы, встреча оборачивается яростным противостоянием, когда оказывается, что кроме Евы в доме живет и ее сестра, вторая дочь Шарлотты, Хелена, страдающая нервным заболеванием. В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…».

Голливудская звезда и однофамилица режиссера Ингрид Бергман никогда прежде с ним не работала, а Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в его фильмах. Камерное кино-«па-де-де», с точностью и изяществом снятое великим Свеном Нюквистом, входит в число лучших фильмов Бергмана. Крупные планы в замкнутом, почти клаустрофобичном пространстве дома, усиливают напряжение, нарастающее между женщинами до тех пор, пока они вдруг — после стольких лет — не начинают разговаривать, задыхаясь от упреков, захлебываясь болью и обидой, копившейся несколько лет.

Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.

27 апреля

19:30 — «Вспоминая Ингмара Бергмана»

В честь столетия со дня рождения Ингмара Бергмана финский писатель и режиссер Йорн Доннер делится воспоминаниями о своем друге и единомышленнике. Фильм в основном базируется на двух телеинтервью с Бергманом, которые Доннер снял в 1975 и 1987 годах. Материалы из этих интервью впервые будут демонстрироваться широкой публике.

Йорн неоднократно подолгу работал в Швеции, в частности, был директором Шведского киноинститута. Его фильм «Сентябрьское воскресенье» (1963) получил награду за лучший режиссерский дебют на венецианском МКФ. Среди его наиболее известных работ — «Портреты женщин» (1970) и «Отвали! Образы из Финляндии» (1971). На международной арене известен более всего как продюсер фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». На счету режиссёра более 30 короткометражных, документальных, телевизионных, игровых картин.

После просмотра зрители смогут задать режиссеру любые вопросы.

28 апреля

16:00 — «Фанни и Александр»

В 1907 году мальчик Александр и его сестра Фанни довольно счастливо живут в шведском городе вместе с родителями, которые управляют умеренно прибыльным театром. В Рождество они сперва ставят пьесу, потом устраивают вечеринку. Счастье рушится, когда их отец внезапно умирает, а овдовевшая мать выходит замуж за строгого Епископа, и вся семья переезжает к нему.

«Фанни и Александр» — семейная сага, в которой Бергман вновь обращается к постоянным для него темам религии, семьи, искусства, сочетая меланхолию, тревогу и радостную теплоту. Множество персонажей, причудливая, почти алхимическая атмосфера фильма сильно отличают его от «классического» Бергмана, за которым, казалось бы, уже закрепилось амплуа аскета и минималиста. По его собственному признанию, у «Фанни и Александра» два отца: Гофман и Диккенс. Фильм считается самым понятным произведением Бергмана.

Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.

29 апреля

17:00 — «Остров Бергмана»

В фильме Бергману 88 лет, более 60 из них он провел, занимаясь режиссурой. Здесь он впервые представляет нам свой уединенный и загадочный мир острова Форё в Балтийском море. В этот мир можно проникнуть через синюю калитку, на которой висит табличка, гласящая, разумеется, на шведском, «Частная территория. Осторожно, собака». Никакой собаки тут не было с тех пор, как отсюда 30 лет назад уехала такса, принадлежавшая Лив Ульманн. Но табличка ясно дает понять, что живущий здесь человек хочет, чтобы его оставили в покое. Человек, спутниками которого остаются лишь море и его собственные демоны.

Вместе с режиссером фильма Мари Нюрерёд он оглядывается на свою жизнь и долгую карьеру в кино, театре и на телевидении. В фильм включены кадры из многих картин Бергмана, а также уникальные материалы со съемочной площадки фильмов из личного архива режиссера.

Ингмар Бергман снял пять из своих фильмов на Форё, среди которых «Персона» и «Сцены из супружеской жизни». Но что важнее, здесь он нашел место отдохновения. Здесь он нашел свой дом.

19:00 — «Сарабанда»

«Сарабанда» — последний фильм, снятый Бергманом, — начинается с медленного рассматривания фотографий. Воспоминания, дети, общие беды — вот, что связывает бывших супругов. И еще — ее желание непременно увидеть его. Неспешная и мудрая картина уже 86-летнего Бергмана возвращает нас к героям из его сериала для шведского телевидения «Сцены супружеской жизни», Юхану и Марианне. Приехав к Юхану через много лет после развода, Марианна застает его семью в состоянии абсолютной растерянности и подавленности после потери Анны, невестки Юхана.

Беспощадно честная картина об утрате, зависимости и просветлении, и самый музыкальный его фильм. Название — «Сарабанда» — название танца, который всегда исполняет пара, поэтому в кадре здесь всегда присутствуют двое — во всех десяти сценах и в эпилоге танцующие свой танец, в режиссуре которого Бергман до самого конца остается верен себе.

Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.

17 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Гете-институт

Гёте-институт дарит на свой юбилей Фестиваль немецкого кино

С 25 по 28 октября в киноцентре «Родина» пройдет Фестиваль немецкого кино. Публика сможет насладиться премьерами новейших немецких фильмов, которые уже принимали участие в Берлинском кинофестивале. Этот год стал для кинематографа Германии очень успешным, и четыре картины с Берлинале можно будет увидеть в рамках 15-го Фестиваля немецкого кино в Петербурге. Организатором мероприятия, как и в предыдущие 14 лет, выступает Гёте-институт, который в 2018-м отмечает 25-летие своей деятельности в Петербурге.

Андрей Плахов

Андрей Плахов: «Кино сверхреальности» — грань игрового и документального

Международный кинофестиваль с 30-летней историей — «Послание к человеку» — зарождался как смотр документальных фильмов, но за три десятка лет оброс программами анимации, экспериментального кино и игровых картин. Современный кинофестиваль не заканчивается на церемонии награждения — его эхо еще долго разносится по городам и странам.

Терем-квартет

«Терем-квартет»: Мурашка — главный критерий в музыке

Самый яркий инструментальный коллектив в России «Терем-квартет», создавший необычное и увлекательное музыкальное направление кроссовер, собирает на берегах Невы претендентов на «Золотую мурашку». С 22 октября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (набережная Мойки, 20) начнется V Международный музыкальный турнир «Терем Кроссовер». Он, как Ноев ковчег, берет на борт самых разнообразных исполнителей, играющих на классических, а подчас — необычных и редких, музыкальных инструментах. И эта музыка не укладывается ни в один формат или стиль. «Терем Кроссовер» — это всегда захватывающее приключение, которое преподносит сюрпризы и открытия, стирая границы музыкальных направлений и даже стран.

Татьяна Юрьева

Юбилей великого человека и верного друга

18 октября свой юбилей встречает яркая представительница петербургского арт-мира — Татьяна Семеновна Юрьева. Она носит гордое звание заслуженного деятеля искусств РФ, является доктором искусствоведения, профессором кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, директором Музея современных искусств имени Дягилева СПбГУ.

Нужен ли искусству супермаркет?

В течение минувших выходных — 13 и 14 октября — петербургский Музей стрит-арта на шоссе Революции стал площадкой для выставки-ярмарки Sam Fair. На это время музей превратился в большой супермаркет, где художники сами оформили стенды своими работами, а любители и коллекционеры современного искусства смогли не только купить произведения, но и пообщаться с авторами. Среди участников — 120 художников и арт-объединений из разных регионов России. Также в программу были включены лекции, концерт, дискуссия, перформансы и тату-бар, а в одной из социальных сетей прошел онлайн-аукцион.

Cosmoscow-2018

Что сейчас покупают на выставках

Cosmoscow-2018 – арт-ярмарка современного искусства, которая раз в год предлагает вниманию публики актуальные работы российских художников, а также знакомит с лучшими галереями России. Это мероприятие собирает в одном месте всех ценителей, знатоков, коллекционеров, галеристов, художников и просто интересующихся искусством людей. Основательница успешнейшего арт-рынка страны – Маргарита Анатольевна Пушкина – искусствовед, коллекционер, директор Cosmoscow.