В «Авроре» начинается ретроспектива Ингмара Бергмана

С 20 по 29 апреля в кинотеатре «Аврора» (Невский проспект, 60) пройдет ретроспектива фильмов режиссера Ингмара Бергмана в честь 100-летия со дня его рождения. Гений, научивший кинематографистов всего мира смотреть человеку прямо в лицо, пристальный и безжалостный наблюдатель, подмечающий в повседневности симптомы бесконечного одиночества, потерянности и отчужденности людей от мира и друг от друга, его влияние на мировое кино сравнимо с влиянием целых течений.

Ингмар Бергман

В любви к нему неоднократно признавались Вим Вендерс, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Вуди Аллен, Аки Каурисмяки, Чжан Имоу и многие другие.

Компания «Иноекино» и Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге присоединяются к празднованию 100-летия мастера и возвращают на большой экран шесть его знаковых картин: «Седьмая печать» (1957 год), «Земляничная поляна» (1957 год), «Персона» (1966 год), «Осенняя соната» (1978 год), «Фанни и Александр» (1982 год) и «Сарабанда» (2003 год). Также в течение праздничного события состоятся эксклюзивные показы трех документальных фильмов об Ингмаре Бергмане и его творчестве.

Фильмы Ингмара Бергмана представят кинокритик Михаил Трофименков и театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход. Все фильмы будут показаны в оригинале с русскими субтитрами.

Программа:

20 апреля

18:30 — «Гуннар», документальный фильм, посвященный шведскому кинооператору Гуннару Фишеру, снявшему с Ингмаром Бергманом 12 фильмов, среди которых — «Седьмая печать» и «Земляничная поляна». Эрлинг Гуннар Эмиль Фишер (1910−2011) работал также с Карлом Теодором Дрейером и Жаком Тати. В проект вошли эксклюзивные интервью с Йенсом Фишером (кинооператор, сын Гуннара Фишера), Йоргеном Перссоном (кинооператор — «Пелле-завоеватель»), Биргиттой Петтерссон (актриса — «Девичий источник») и кинокритиком Мортеном Блумквистом.

Просмотр «Гуннара» осуществляется по билету на сеанс «Седьмая Печать».

19:30 — «Седьмая печать»

Разочарованный и уставший рыцарь встречает Смерть на пустынном пляже и бросает ей вызов, предлагая сыграть в шахматы на свою жизнь. Он соглашается, и между ними завязывается диалог, вокруг которого оказывается выстроенным весь фильм. В поисках существования Бога, герои путешествуют по миру греха и страданий, где театральность и шутовство становятся прикрытием для истерзанных и не имеющих никакой надежды людей.

Именно с «Седьмой печати» началась всемирная слава Ингмара Бергмана и 27-летнего актера Макса фон Сюдова. Ошеломляюще смелая и лаконичная картина Бергмана о поиске человеком смысла собственного существования на долгие годы стала эталоном серьезного авторского кино, а образ рыцаря Антониуса Блока, сидящего напротив Смерти у шахматной доски, стал мгновенно узнаваемой иконой для любого синефила.

Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.

21 апреля

19:30 — «Земляничная поляна»

Профессор Исак Борг путешествует по заветным уголкам собственной памяти на пути из Стокгольма в Лунд. Он — успешный и уважаемый врач. Вместе с женой сына он едет на вручение почетной докторской степени, проезжая места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых. Вся его жизнь ретроспективно проходит перед нами чередой воспоминаний, фантазий и снов, вплетенных во внутренний монолог героя.

Во многом автобиографическая «Земляничная поляна» стала одним из первых случаев обращения режиссера к своему личному опыту, интимным переживаниям в большом кино. Сыграть пожилого профессора Бергман позвал своего кумира, одного из отцов шведской кинематографии, Виктора Шёстрема. Одержимый его визуальным стилем, он долгое время пытался дать своеобразный ответ на творчество Шёстрема. Таким ответом стала «Земляничная поляна». Именно тут появляются приемы, которые впоследствии станут для Бергмана ключевыми — выразительные крупные планы, единое пространство яви и сна, бесконечный самоанализ, богоискательство, мучительные диалоги с близкими. Фильм стал легендой и до сих пор остается одним из самых известных фильмов Бергмана.

Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.

22 апреля

19:30 — «Персона»

Для Бергмана, который к середине 1960-х был уже признанным мастером, «Персона» стала переходом на новый уровень. Безжалостно препарируя человеческую личность, он сталкивает двух главных героинь — знаменитую актрису, госпожу Фоглер, в один день замолчавшую прямо на сцене и с тех пор не сказавшую ни слова, и медсестру Альму, которая должна помочь ей излечиться. Изоляция и замкнутое пространство провоцируют в них неожиданные изменения и заставляют зрителя увидеть, что слово есть лишь «упражнение в пустоте и тоске».

«Персона» — «белый кит» уже нескольких поколений кинокритиков, стремящихся разгадать, расшифровать послание Бергмана, создавшего абсолютно гениальную форму, призванную противостоять однозначному и единодушному анализу. Рассказывая историю о том, какую невероятную силу может иметь созданный образ, Бергман обращается к природе кино, целлулоиду, пленке, не скрывая, а наоборот подчеркивая материальность изображения. Завораживающее противостояние в кадре света и тьмы, рифма к диалектике тишины и голоса, знаменитый на весь мир крупный план двух лиц, заполняющий экран, — и «Персона», шедевр Бергмана и Нюквиста, навсегда впечатан в историю искусства и человечества.

Фильм представит кинокритик Михаил Трофименков.

26 апреля

19:30 — «Осенняя соната»

Шарлотта, всемирно известная пианистка, потеряв любимого человека, с которым жила многие годы, принимает приглашение своей дочери Евы приехать к ней в Норвегию и погостить в загородном доме. Счастливая, казалось бы, встреча оборачивается яростным противостоянием, когда оказывается, что кроме Евы в доме живет и ее сестра, вторая дочь Шарлотты, Хелена, страдающая нервным заболеванием. В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…».

Голливудская звезда и однофамилица режиссера Ингрид Бергман никогда прежде с ним не работала, а Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в его фильмах. Камерное кино-«па-де-де», с точностью и изяществом снятое великим Свеном Нюквистом, входит в число лучших фильмов Бергмана. Крупные планы в замкнутом, почти клаустрофобичном пространстве дома, усиливают напряжение, нарастающее между женщинами до тех пор, пока они вдруг — после стольких лет — не начинают разговаривать, задыхаясь от упреков, захлебываясь болью и обидой, копившейся несколько лет.

Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.

27 апреля

19:30 — «Вспоминая Ингмара Бергмана»

В честь столетия со дня рождения Ингмара Бергмана финский писатель и режиссер Йорн Доннер делится воспоминаниями о своем друге и единомышленнике. Фильм в основном базируется на двух телеинтервью с Бергманом, которые Доннер снял в 1975 и 1987 годах. Материалы из этих интервью впервые будут демонстрироваться широкой публике.

Йорн неоднократно подолгу работал в Швеции, в частности, был директором Шведского киноинститута. Его фильм «Сентябрьское воскресенье» (1963) получил награду за лучший режиссерский дебют на венецианском МКФ. Среди его наиболее известных работ — «Портреты женщин» (1970) и «Отвали! Образы из Финляндии» (1971). На международной арене известен более всего как продюсер фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». На счету режиссёра более 30 короткометражных, документальных, телевизионных, игровых картин.

После просмотра зрители смогут задать режиссеру любые вопросы.

28 апреля

16:00 — «Фанни и Александр»

В 1907 году мальчик Александр и его сестра Фанни довольно счастливо живут в шведском городе вместе с родителями, которые управляют умеренно прибыльным театром. В Рождество они сперва ставят пьесу, потом устраивают вечеринку. Счастье рушится, когда их отец внезапно умирает, а овдовевшая мать выходит замуж за строгого Епископа, и вся семья переезжает к нему.

«Фанни и Александр» — семейная сага, в которой Бергман вновь обращается к постоянным для него темам религии, семьи, искусства, сочетая меланхолию, тревогу и радостную теплоту. Множество персонажей, причудливая, почти алхимическая атмосфера фильма сильно отличают его от «классического» Бергмана, за которым, казалось бы, уже закрепилось амплуа аскета и минималиста. По его собственному признанию, у «Фанни и Александра» два отца: Гофман и Диккенс. Фильм считается самым понятным произведением Бергмана.

Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.

29 апреля

17:00 — «Остров Бергмана»

В фильме Бергману 88 лет, более 60 из них он провел, занимаясь режиссурой. Здесь он впервые представляет нам свой уединенный и загадочный мир острова Форё в Балтийском море. В этот мир можно проникнуть через синюю калитку, на которой висит табличка, гласящая, разумеется, на шведском, «Частная территория. Осторожно, собака». Никакой собаки тут не было с тех пор, как отсюда 30 лет назад уехала такса, принадлежавшая Лив Ульманн. Но табличка ясно дает понять, что живущий здесь человек хочет, чтобы его оставили в покое. Человек, спутниками которого остаются лишь море и его собственные демоны.

Вместе с режиссером фильма Мари Нюрерёд он оглядывается на свою жизнь и долгую карьеру в кино, театре и на телевидении. В фильм включены кадры из многих картин Бергмана, а также уникальные материалы со съемочной площадки фильмов из личного архива режиссера.

Ингмар Бергман снял пять из своих фильмов на Форё, среди которых «Персона» и «Сцены из супружеской жизни». Но что важнее, здесь он нашел место отдохновения. Здесь он нашел свой дом.

19:00 — «Сарабанда»

«Сарабанда» — последний фильм, снятый Бергманом, — начинается с медленного рассматривания фотографий. Воспоминания, дети, общие беды — вот, что связывает бывших супругов. И еще — ее желание непременно увидеть его. Неспешная и мудрая картина уже 86-летнего Бергмана возвращает нас к героям из его сериала для шведского телевидения «Сцены супружеской жизни», Юхану и Марианне. Приехав к Юхану через много лет после развода, Марианна застает его семью в состоянии абсолютной растерянности и подавленности после потери Анны, невестки Юхана.

Беспощадно честная картина об утрате, зависимости и просветлении, и самый музыкальный его фильм. Название — «Сарабанда» — название танца, который всегда исполняет пара, поэтому в кадре здесь всегда присутствуют двое — во всех десяти сценах и в эпилоге танцующие свой танец, в режиссуре которого Бергман до самого конца остается верен себе.

Фильм представит театральный критик и кандидат искусствоведения Наталья Скороход.

17 апреля 2018 // рубрика: Музеи / кино Театры / музыка

Музей стрит-арта предлагает свою экспертизу граффити на улицах Петербурга

«Родина» зовет на русские короткометражки

В Ленинградском зоопарке 27 января вспомнят о героях, сохранивших зверинец в годы блокады

На премьеру «Beef: Русский хип-хоп» в Петербурге соберутся Оксимирон, Нигатив и Жиган

В Александринском театре состоится премьера балета «Эффект Пигмалиона»

В Республике кошек до февраля открыта «Кота Nostra. Хозяева улиц и дворов»

В Петербурге пройдет мопсоелка в стиле «Великого Гэтсби»

На Обводном канале появилась работа легендарного Мишеля Дюше

В Мраморном дворце открывается V Фотобиеннале современной фотографии

В Президентской библиотеке состоится концерт к 75-летию освобождения Ленинграда от блокады

Театр на Васильевском посвятил премьеру «Мой бедный Марат» 75-летию снятия блокады Ленинграда

В Санкт-Петербурге прозвучит «Арфа. Лето» Александра Болдачева

Владимир Тюрин, рок-группа Астера

Владимир Тюрин: Запреты властей — это хороший пиар

Петербургская рок-команда «Астера» представляет в нашем городе один из самых интересных и красивых жанров альтернативной музыки — классический heavy metal. Сами музыканты называют свой стиль «Metal с добрым лицом». В 2018 году группа записала второй номерной альбом «Темный век» и в декабре презентовала его для своих поклонников. «Петербургский авангард» побеседовал с руководителем и гитаристом группы «Астера» Владимиром Тюриным о том, почему развитие и продвижение в России тяжелой музыки запаздывает по сравнению с Европой, в то время как рэп покоряет молодежь и телевидение.

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!