Театр имени Веры Комиссаржевской празднует 75-летие

Театру имени Веры Комиссаржевской 18 октября исполняется 75 лет. Он был образован в 1942 году из актеров блокадного Ленинграда. Одним из инициаторов его создания стала поэт Ольга Берггольц — Голос блокадного города. Жители осажденного Ленинграда так и окрестили театр Блокадным.

Театр Комиссаржевской-75

Театру имени Веры Комиссаржевской 18 октября исполняется 75 лет. Он был образован в 1942 году из актеров блокадного Ленинграда. Одним из инициаторов его создания стала поэт Ольга Берггольц — Голос блокадного города. Жители осажденного Ленинграда так и окрестили театр Блокадным.

Театр Комиссаржевской-75

Театр Комиссаржевской находится на Итальянской улице. Когда-то это здание являлось частью Пассажа, построенного графом Эссен-Стенбок-Фермором (графский шведский род, находящийся в родстве со шведской короной) по проекту архитектора Р. А. Желязевича. Славу «Пассажу» принесли не сколько торговля, сколько развлечения, а с 1860 года торговое заведение превратилось в культурно-просветительский центр, где проходили лекции и литературные вечера.

В 1900-1901 годах концертный зал подвергся капитальной перестройке и стал театром, на сцене которого работали антрепризы. В 1904 году в этом помещении открыла свой Драматический театр — Театр свободного актера, театр духа — великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Несмотря на короткую жизнь, этот театр оставил в истории глубокий след. После того, как театр Веры Комиссаржевской переехал в здание на Офицерской улице, на сцене Пассажа гастролировали украинские оперно-драматические коллективы, оперетты, московские антрепризы, труппа Сабурова. После революции в помещении была студия Акдрамы, где ставили свои режиссерские опыты ученики Л. Вивьена. Наконец, именно здесь в 1930-е и до начала 1942 года работал Театр Сергея Радлова.

Театр Комиссаржевской-75

В начале Великой Отечественной войны оставшиеся в городе актеры по инициативе Ольги Берггольц прочли на ленинградском радио пьесу Константина Симонова «Русские люди». По многочисленным просьбам слушателей радиоспектакль решили перенести на сцену, и 18 октября 1942 года, в самое суровое время блокады, спектакль «Русские люди» ознаменовал рождение нового театра – «Городского», который жители блокадного города сразу нарекли «Блокадным». С 1944 года он был переименован в Ленинградский драматический, а с 1959 года стал носить имя Веры Комиссаржевской.

Театр Комиссаржевской-75

На сцене театра свои первые шаги делали молодые актеры, составившие гордость русской сцены: Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, блистали Иван Дмитриев и Владимир Честноков, Мария Бабанова и братья Боярские, Галина Короткевич, Станислав Ландграф. Здесь работали Ирина Асмус (знаменитая клоунесса и «Ириска» из АБВГДейки), Дора Вольперт (родная тетя Иосифа Бродского) и множество других замечательных личностей. Здесь впервые ставились пьесы Григория Горина, Нодара умбадзе, Даниила Гранина, Эмиля Брагинского, Михаила Шатрова, Ольги Берггольц и других.

Театр Комиссаржевской-75

Несмотря на громкие имена и талантливые постановки послевоенного времени, театру не удавалось обрести творческое лицо до той поры, пока не появился художественный лидер. Им стал Рубен Сергеевич Агамирзян — режиссер, актер, театральный педагог, участник войны. Именно он в самое короткое время сумел построить театр-дом со своей уникальной атмосферой. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими учениками театрального института. До сих пор в театре служат девять его актеров – народный артист РФ Георгий Корольчук, заслуженные артисты РФ Татьяна Кузнецова, Татьяна Самарина, Елена Симонова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Александр Вонтов, артисты Светлана Слижикова, Константин Демидов. Постановка трилогии Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», впервые полностью поставленная на театральной сцене, стала творческим скачком театра.

Театр Комиссаржевской-75

С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Агамирзяна и унаследовавший идею «театра-дома». Тем не менее, Виктор Новиков выстроил новый принцип театра, основанный на режиссерском многообразии.

Сегодня в Театре Комиссаржевской ставят спектакли режиссеры разных поколений. Многообразен и жанровый диапазон театра. Труппа — активный участник Новой европейской театральной акции (New European Theatre Action — NETA). Коллектив театра с удовольствием выезжает на зарубежные гастроли и фестивали (в Израиль, Италию, Венгрию, Чехию, Албанию, Македонию, Словению, Германию, США, Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Турцию, Кубу, Румынию, Грузию), в города России, Ленинградскую область.

Театр Комиссаржевской-75

Интерьеры театра, бережно отреставрированные в 2003 году, поражают своей красотой. Это и похожий на дорогую шкатулку зрительный зал с удобными дубовыми креслами, и светлые фойе с анфиладой легких залов, и знаменитое окно Большого фойе с великолепной панорамой на галерею Пассажа.

В малом фойе театра, там, где когда-то располагалась гримуборная Комиссаржевской, расположена фотовыставка, посвященная становлению театра. С противоположных стен смотрят друг на друга глаза актеров прошлого и тех, кто сегодня царит на сцене.

К 75-летию театра труппа готовит праздничный концерт, который состоится 18 октября.

Театр Комиссаржевской-75

11 октября 2017 // рубрика: Театры / музыка

Александра Магелатова

Александра Магелатова: Зрители даже сами не знают, что они единомышленники

Александра Магелатова известна по ролям Гимназистки, написавшей письмо губернатору («Губернатор», режиссер Андрей Могучий) и Черного Ангела («Zholdak Dreams: похитители чувств», режиссер Андрий Жолдак), которые она сыграла на сцене БДТ. За роль Черного ангела в этой постановке Александра Магелатова была номинирована на «Золотой софит» 2016 года. В том же году актрису номинировали и на премию «Прорыв». В интервью «Петербургскому авангарду» актриса БДТ Александра Магелатова рассказала про репетиции с Андреем Могучим, как попала в главный театр Санкт-Петербурга и почему зрители играют особенную роль.

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.