Камерный оркестр «Дивертисмент» исполнит «Черное, белое и между…»

В субботу, 2 марта (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии (Михайловская улица, 2) камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа представит программу «Черное, белое и между…». В нее вошли: сюита «Психо» Херрманна из музыки к фильму Хичкока; концерт для скрипки и струнного оркестра Броссе «Черное, белое и между...»; Green DNK Карманова для струнного ансамбля; «Хорошо темперированная красота» Мартынова; концерт для двух скрипок, препарированного фортепиано и камерного оркестра Tabula Rasa Пярта.

Илья Иофф, предоставлено Петербургской филармонией

«Черное, белое и между…» – программа, специально подготовленная оркестром «Дивертисмент» для выступления в Большом зале филармонии. В нее вошли пьесы, под разным углом преломляющие идею цвета. Они созданы композиторами, говорящими на разных музыкальных языках, и для очень разных целей – но, наряду с цветовой символикой, их объединяет также и время создания: главным образом, это последние тридцать лет.

На фоне строгой монохромности программы выделяется пьеса Павла Карманова Green DNK 2000 года, название которой наряду с намеком на, очевидно, вечную молодость при углублении в историю создания обнаруживает еще один смысл: музыка была написана для ансамбля Opus Posth и его руководителя Татьяны Гринденко, звучание ее фамилии и определило название партитуры. Зеленый – это средняя часть спектра, в каком-то смысле – равноудаленная как от черного, так и от белого, то самое заявленное в названии концерта «между».

В «черно-белую» же часть программы вошли сюита из музыки Бернарда Херманна к «Психо» Альфреда Хичкока 1960 года: культовая лента, сознательно снятая на черно-белой пленке в эпоху, когда зрители ждали цвета, по идее музыканта, должна была быть дополнена «черно-белой партитурой» – в итоге он задал планку, на которую до сих пор ориентируются кинокомпозиторы, а сама музыка стала едва ли не самой узнаваемой в истории мирового кинематографа.

«Черное, белое и между» (1998) – пьеса, созданная Дирком Броссе по заказу Фонда по борьбе с раком для танцевального перформанса, героинями которого стали женщины, пережившие заболевание. Бельгийский критик Венсан Горис писал: «Предмет пьесы – это истина, или точнее: истина, которой не существует. Мир бесконечно меняется – и это касается, как мыслей, так и материи. Сегодняшняя истина может завтра оказаться ошибочной и наоборот. Нет ни белого, ни черного, но скорее что-то лежащее между».

Монохромность «Хорошо темперированной красоты» Владимира Мартынова, созданной как подношение Баху – в следовании по всем мажорным тональностям равномерно темперированного строя – построенным как от белых, так и от черных клавиш. Tabula rasa – сочинение, созданное Арво Пяртом после восьмилетнего творческого молчания и одно из самых ранних, использующих разработанную композитором технику tintinnabuli. Именно это произведение, название которого можно перевести как «чистый лист», стало одним из первых
сочинений Пярта, завоевавших известность за пределами СССР.

22 февраля 2019 // рубрика: Театры / музыка

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.