К 100-летию пригородных резиденций русских царей начинается проект «Век музеев»

В 2018 году исполняется 100 лет музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга: музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село». Четыре музея объединились, чтобы масштабно отметить эпохальную дату. Совместный проект «Век музеев» стартует 28 января открытием лектория на Новой сцене Александринского театра.

семья Романовых

Тема первой лекции – «Женщины у власти в XVIII веке как феномен». Об этом расскажет известный историк и писатель Евгений Анисимов – профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник петербургского отделения Института российской истории РАН.

Евгений Анисмов

На лекции речь пойдет о женщинах, чье правление вошло в историю России под названием «век женщин», — Екатерине I (1725-1727), Анне Иоанновне (1730-1740), Анне Леопольдовне (1740-1741), Елизавете Петровне (1741-1761) и Екатерине II (1762-1796). Все они вступили в борьбу за власть, дорого заплатив за свое место на российском престоле. Их судьбы стали и судьбой России — страны, у которой, как писал Николай Бердяев, женская душа.

Императрица Анна

Цикл лекций продлится с января по июнь. В феврале профессор СПбГУ Татьяна Черниговская и гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая расскажут о том, как воспитать наследника – в императорских традициях и современных тенденциях (10 февраля). Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский расскажет о дворцах и искусстве (23 февраля).

Императрица Екатерина

Среди лекторов также: научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Михаил Сафонов, музыковед Наталья Энтелис, государственный герольдмейстер, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов, преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова, научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская, народный артист России Николай Буров. Эти лекции – о разных аспектах жизни императорских резиденций, о музейном веке, в котором отразилась история страны. Конкретные даты лекций будут уточняться.

Вход на все лекции – бесплатный, по регистрации на сайте: newstage.timepad.ru, начало — в 19:30. Регистрация ограничена вместимостью зала. Петербуржцы проявили огромный интерес к лекциям, поэтому рассматривается возможность организации трансляции в кафе Новой сцены. Прямая трансляция – на сайте театра: www.alexandrinsky.ru.

Проект «Век музеев» включает также выставку в ЦВЗ «Манеж», научные конференции, фестивали и культурные акции.

План лекций:
28 января

Евгений Анисимов, профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник СПбИИ РАН. «Женщины у власти в XVIII веке как феномен».

10 февраля

Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф». «Как воспитать наследника – императорские традиции и современные тенденции».

23 февраля

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея. «Дворцы и искусство».

Март

Михаил Сафонов, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. «Феномен Павла I: император и масоны».

Наталья Энтелис, музыковед. «Оперные затеи, домашние куртаги, придворные балы в императорских загородных резиденциях».

Апрель

Георгий Вилинбахов, государственный герольдмейстер; заместитель директора Государственного Эрмитажа. «Пригородные дворцы и гвардия».

Екатерина Станюкович-Денисова, старший преподаватель СПбГУ. «Архитектура на службе императора».

Май

Лариса Бардовская, научный сотрудник музея-заповедника «Царское Село». «Роза без шипов. Последний каприз Екатерины Великой».

Июнь

Николай Буров, Народный артист России. «Я был бы другим, если бы в моем детстве не было Павловска».

7 января 2018 // рубрика: Музеи / кино Стиль жизни

Театр Особняк

Живая комната в театре «Особняк»

Понятие «лирический хоррор» в российской культуре пока явно очень молодо. Пояснения ему, во всяком случае, ни один источник не дает. Среди поджанров литературы ужасов такого термина не встречается. Есть, правда, «романтические ужасы», где, согласно источникам, смешиваются черты любовной истории и элементы ужаса. Может быть, именно это имеют в виду постановщики спектаклей с такой формулировкой. Но поскольку содержание идет вразрез с этим предположением в плане «любовной истории», то скорее всего они преследуют другую задачу.

реставрация Оргии Котабринского

«Оргия»: смотреть и не дышать

В Русском музее проходит выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Ее главным открытием стала картина Вильгельма Котабринского «Оргия». Этот тот редкий случай, когда реставратор выходит за грань возможного и невозможного, возвращая миру бесценный шедевр. Специально к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» специалисты службы «Виртуальный Русский музей» при поддержке Благотворительного фонда «Система» создали фильм «Вильгельм Котарбинский. Искусством … мечтать». Его можно посмотреть в одном из залов Корпуса Бенуа, в котором расположилась экспозиция.

фильмы Хироси Тэсигахара

В «Родине» стартуют бесплатные показы фильмов легендарного японского режиссера

Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге совместно с киноцентром «Родина» (Караванная улица, 12) представляют ретроспективу фильмов японского режиссера Хироси Тэсигахара. Вход на все киносеансы – свободный.

выставка Виталия Тюленева

Виталий Тюленев — сюрреалист «оттепели»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (набережная канала Грибоедова. 103) проходит экспозиция работ необычного советского художника Виталия Тюленева. В соответствии с мечтательным изобразительным языком мастера она названа «Во сне и наяву».

40-летие Театра Бориса Эйфмана

В Петербурге появится детский театр балета Бориса Эйфмана

Во вторник, 13 февраля (20:00), на сцене Александринского театра (площадь Островского, 6) состоится спектакль-концерт «Вчера, сегодня, завтра», посвященный 40-летию Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. На днях знаменитый хореограф встретился с журналистами, чтобы рассказать о том, что ждет его театр и академию в будущем.

кадр из фильма "Статский советник", Олег Меньшиков

Новая книга Акунина: Фандорин побежден

Заканчивая 20-летнюю эпопею, писатель, уже не живущий в России, подводит черту под попыткой слить либеральные и охранительные чувства в одну идеологию.
Найти добро и благородство там, где их быть не могло, не удалось ни герою, ни его создателю.