К 100-летию пригородных резиденций русских царей начинается проект «Век музеев»

В 2018 году исполняется 100 лет музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга: музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село». Четыре музея объединились, чтобы масштабно отметить эпохальную дату. Совместный проект «Век музеев» стартует 28 января открытием лектория на Новой сцене Александринского театра.

семья Романовых

Тема первой лекции – «Женщины у власти в XVIII веке как феномен». Об этом расскажет известный историк и писатель Евгений Анисимов – профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник петербургского отделения Института российской истории РАН.

Евгений Анисмов

На лекции речь пойдет о женщинах, чье правление вошло в историю России под названием «век женщин», — Екатерине I (1725-1727), Анне Иоанновне (1730-1740), Анне Леопольдовне (1740-1741), Елизавете Петровне (1741-1761) и Екатерине II (1762-1796). Все они вступили в борьбу за власть, дорого заплатив за свое место на российском престоле. Их судьбы стали и судьбой России — страны, у которой, как писал Николай Бердяев, женская душа.

Императрица Анна

Цикл лекций продлится с января по июнь. В феврале профессор СПбГУ Татьяна Черниговская и гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая расскажут о том, как воспитать наследника – в императорских традициях и современных тенденциях (10 февраля). Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский расскажет о дворцах и искусстве (23 февраля).

Императрица Екатерина

Среди лекторов также: научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Михаил Сафонов, музыковед Наталья Энтелис, государственный герольдмейстер, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов, преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова, научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская, народный артист России Николай Буров. Эти лекции – о разных аспектах жизни императорских резиденций, о музейном веке, в котором отразилась история страны. Конкретные даты лекций будут уточняться.

Вход на все лекции – бесплатный, по регистрации на сайте: newstage.timepad.ru, начало — в 19:30. Регистрация ограничена вместимостью зала. Петербуржцы проявили огромный интерес к лекциям, поэтому рассматривается возможность организации трансляции в кафе Новой сцены. Прямая трансляция – на сайте театра: www.alexandrinsky.ru.

Проект «Век музеев» включает также выставку в ЦВЗ «Манеж», научные конференции, фестивали и культурные акции.

План лекций:
28 января

Евгений Анисимов, профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник СПбИИ РАН. «Женщины у власти в XVIII веке как феномен».

10 февраля

Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф». «Как воспитать наследника – императорские традиции и современные тенденции».

23 февраля

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея. «Дворцы и искусство».

Март

Михаил Сафонов, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. «Феномен Павла I: император и масоны».

Наталья Энтелис, музыковед. «Оперные затеи, домашние куртаги, придворные балы в императорских загородных резиденциях».

Апрель

Георгий Вилинбахов, государственный герольдмейстер; заместитель директора Государственного Эрмитажа. «Пригородные дворцы и гвардия».

Екатерина Станюкович-Денисова, старший преподаватель СПбГУ. «Архитектура на службе императора».

Май

Лариса Бардовская, научный сотрудник музея-заповедника «Царское Село». «Роза без шипов. Последний каприз Екатерины Великой».

Июнь

Николай Буров, Народный артист России. «Я был бы другим, если бы в моем детстве не было Павловска».

7 января 2018 // рубрика: Музеи / кино Стиль жизни

Иннокентий Волкоморов

Иннокентий Волкоморов: Хотим, чтобы наша публика развивалась вместе с нами

На площади Островского с 27 по 29 июля в четырнадцатый раз пройдет международный «Петроджаз». В 2017 году он стал самым востребованным российским джазовым фестивалем на открытом воздухе. В этом году представители десяти стран станут участниками трехдневной программы, причем не только музыканты, но и танцоры будут перенимать эстафету джазовых импровизаций.

В Санкт-Петербург едут более 25 коллективов из Аргентины, Дании, Испании, Германии, Израиля, Эстонии, Литвы, Латвии, России. Впервые участниками «Петроджаза» становятся музыканты из Норвегии, Болгарии, Аргентины и Республики Сербской. Хэдлайнерами станут не только иностранные коллективы, но и всемирно известный джазмен, руководитель Петербургской Джазовой филармонии Давид Голощекин.

Точка доступа. Трехгоршковая опера

«Точка доступа» началась с мест общего пользования

Самый изысканный фестиваль, который всегда радует любого заядлого театрала, «Точка доступа» начался в Северной столице с приема в Social Club 19 июля и представлением в дамском туалете отеля Hilton ExpoForum 20 июля. Последовательность посещений одного и другого места отнюдь не свидетельствует о том, что прием был гастрономически провальным. Роскошный туалет гостиницы выбран для необычного представления — «Трехгоршковой оперы», которая никак не скомпрометировала себя местом действия.

Синие носы, ПроТоАрт

Александр Шабуров: Современное искусство — это симуляция творческой деятельности

В петербургском Манеже 21-22 июля пройдет «ПроТоАрт» — фестиваль современного искусства, организованный по принципу иммерсивного спектакля. Пространство Манежа трансформируется в город будущего, созданный по фантазиям Мондриана, в зданиях и на площадях которого будет представлена современная живопись, скульптура, музыка, видеоарт, механические объекты, инсталляции, а гости смогут принять участие в творческом процессе, поставив себя на место художника.

«ПротоАрт» предлагает большую перфомативную программу: тут будет и московский Театр.doc со спектаклем Всеволода Лисовского, и финский перформер Пиа Линди, и Джулиен Хамильтон, обладатель многочисленных наград Европейских театральных фестивалей, основоположник модного сейчас в Европе направления physical theatre, и перфоманс «Живые шахматы», в ходе которого люди станут фигурами на доске, а управлять ими будет компьютерная программа.

Гатчинский дворец

Гатчинский дворец — эпицентр искусства

Так случилось, что Гатчинский дворцово-парковый ансамбль относительно недавно — в 1985 году — последним из пригородных дворцов вновь стал музеем. А до Великой Отечественной войны это был крупнейший из пригородных музеев и лучший по собранию произведений искусства. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. Уже несколько лет они он становится главным местом притяжения, благодаря проводимым праздникам и концертам open air. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком».

Безликие

Спецпрограмма «Точки доступа»: новая грань привычного

Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Это — иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Не смотря на то, что эти постановки уже не первый сезон идут на различных площадках, они не теряют своей актуальности и привлекательности. Их объединяет активная роль зрителя в действе.

Центр мультимедиа Русского музея

Шесть самых невероятных спектаклей лета

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа. Это — уникальное международное событие в мире театра, современного искусства и паблик-арта. В его программу вошли иммерсивные и site-specific-спектакли, проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.

Как всегда, программа фестиваля условно делится на три части: собственные спектакли «Точки доступа», созданные силами организаторов, гастрольные спектакли и спецпрограмма. «Петербургский авангард» представляет шесть самых ярких постановок — собственных и гастрольных.