К 100-летию пригородных резиденций русских царей начинается проект «Век музеев»

В 2018 году исполняется 100 лет музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга: музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село». Четыре музея объединились, чтобы масштабно отметить эпохальную дату. Совместный проект «Век музеев» стартует 28 января открытием лектория на Новой сцене Александринского театра.

семья Романовых

Тема первой лекции – «Женщины у власти в XVIII веке как феномен». Об этом расскажет известный историк и писатель Евгений Анисимов – профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник петербургского отделения Института российской истории РАН.

Евгений Анисмов

На лекции речь пойдет о женщинах, чье правление вошло в историю России под названием «век женщин», — Екатерине I (1725-1727), Анне Иоанновне (1730-1740), Анне Леопольдовне (1740-1741), Елизавете Петровне (1741-1761) и Екатерине II (1762-1796). Все они вступили в борьбу за власть, дорого заплатив за свое место на российском престоле. Их судьбы стали и судьбой России — страны, у которой, как писал Николай Бердяев, женская душа.

Императрица Анна

Цикл лекций продлится с января по июнь. В феврале профессор СПбГУ Татьяна Черниговская и гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая расскажут о том, как воспитать наследника – в императорских традициях и современных тенденциях (10 февраля). Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский расскажет о дворцах и искусстве (23 февраля).

Императрица Екатерина

Среди лекторов также: научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Михаил Сафонов, музыковед Наталья Энтелис, государственный герольдмейстер, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов, преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова, научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская, народный артист России Николай Буров. Эти лекции – о разных аспектах жизни императорских резиденций, о музейном веке, в котором отразилась история страны. Конкретные даты лекций будут уточняться.

Вход на все лекции – бесплатный, по регистрации на сайте: newstage.timepad.ru, начало — в 19:30. Регистрация ограничена вместимостью зала. Петербуржцы проявили огромный интерес к лекциям, поэтому рассматривается возможность организации трансляции в кафе Новой сцены. Прямая трансляция – на сайте театра: www.alexandrinsky.ru.

Проект «Век музеев» включает также выставку в ЦВЗ «Манеж», научные конференции, фестивали и культурные акции.

План лекций:
28 января

Евгений Анисимов, профессор НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Европейского университета в Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник СПбИИ РАН. «Женщины у власти в XVIII веке как феномен».

10 февраля

Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ, Елена Кальницкая, генеральный директор музея-заповедника «Петергоф». «Как воспитать наследника – императорские традиции и современные тенденции».

23 февраля

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея. «Дворцы и искусство».

Март

Михаил Сафонов, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН. «Феномен Павла I: император и масоны».

Наталья Энтелис, музыковед. «Оперные затеи, домашние куртаги, придворные балы в императорских загородных резиденциях».

Апрель

Георгий Вилинбахов, государственный герольдмейстер; заместитель директора Государственного Эрмитажа. «Пригородные дворцы и гвардия».

Екатерина Станюкович-Денисова, старший преподаватель СПбГУ. «Архитектура на службе императора».

Май

Лариса Бардовская, научный сотрудник музея-заповедника «Царское Село». «Роза без шипов. Последний каприз Екатерины Великой».

Июнь

Николай Буров, Народный артист России. «Я был бы другим, если бы в моем детстве не было Павловска».

7 января 2018 // рубрика: Музеи / кино Стиль жизни

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.