Фестиваль кино Польши пройдет в Санкт-Петербурге

С 10 по 13 августа в киноцентре «Великан Парк» (Александровский парк, 4/3) пройдет ежегодный фестиваль кино Польши. Все показы будут бесплатными. Фестиваль организуют Польский институт в Санкт-Петербурге и киноклуб «Синемафия».

Анджей Вайда

В этом году лейтмотивом фестиваля станет тема: «Творческая личность и ее отношение с обществом». Все фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.

Откроет фестиваль дебют молодого режиссера Яна Матушинского «Последняя семья» (2016). Это биографическая драма о семье известного эпатажного польского художника-сюрреалиста второй половины ХХ века Здислава Бексиньского (1929–2005). Показ состоится 10 августа, в 20:00 (зал 5).

Художник попробовал себя во многих жанрах: скульптуре, фотографии, графическом искусстве и, наконец, в живописи. Его стиль иногда сравнивают со стилем Ханса Гигера, создавшего знаменитый образ Чужого для фильма Ридли Скотта. При этом Бексиньский прославился не только благодаря шокирующим картинам, проникнутым ощущением смерти и наступившего апокалипсиса, но также из-за своего весьма эксцентричного характера, а его сын — известный радиожурналист Томек — был трудным подростком со склонностями к истерии и вскоре после смерти матери покончил с собой (ранее предприняв несколько неудачных попыток). Сам художник несколько лет спустя был жестоко убит в собственной квартире.

Ян Матушинский в своей картине рассказал о жизни семьи Бексиньского после 1977 года, когда Томек совершил первую попытку самоубийства, и семья пыталась его спасти. Роль Здислава Бексиньского виртуозно исполнил знаменитый польский актер Анджей Северин, на чьем счету более 70 ролей: самые известные его работы — в картинах «Дантон», «Индокитай», «Огнем и мечом» и «Список Шиндлера». В 1980 году Северин получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за лучшую мужскую роль в картине «Дирижер» режиссера Анджея Вайды.

В 2016 году великий Вайда ушел из жизни. Фестиваль покажет самый неожиданный фильм режиссера — ироничную сатиру на поляков «Охота на мух» 1969 года. Картина будет показана 12 августа, в 20:00 (зал 5).

Влодека исключили из вуза после пятого семестра, и теперь он работает продавцом в книжном магазине. Он живет в двухкомнатной квартире с женой, сыном и родителями жены и ужасно угнетен душной домашней атмосферой. Однажды Влодек выходит якобы купить сигарет, а на самом деле — сбежать от семьи.

Он случайно попадает в общежитие «Академка», где знакомится с красавицей-студенткой Иреной, которая видит во Влодеке героя своего романа… «Охота на мух» снята по сценарию тогда 30-летнего литератора и фельетониста Януша Гловацкого. Для всех оказался неожиданным сарказм Вайды при показе нравов польского общества 1960-х, и режиссер подвергся нападкам с разных сторон.

Одни обвиняли лидера «польской киношколы» в измене самому себе и забвении принципов романтическо-трагического искусства, принесшего славу таким картинам, как «Канал» и «Пепел и алмаз». Другие считали, что живой классик (тогда Вайде было всего 43 года) напрасно старается угнаться за модным молодежным кино и вторгается на неведомую территорию, где хуже ориентируется и поневоле впадает в обличительный пафос.

Тем не менее, картина и сегодня смотрится актуальной — Вайда ярко и хлестко показал в ней проблему «тихого обуржуазивания», которую поднимал еще в фильме «Невинные чародеи» в 1960-м и выразил после «Охоты на мух» еще через девять лет в фильме «Без обезболивания», а в последний раз — в «Девочке Никто» (1996).

Фестиваль завершится российской премьерой последнего фильма Анджея Вайды «Послеобразы», который многие критики назвали художественным завещанием режиссера. Картина посвящена выдающемуся польскому художнику-авангардисту середины ХХ века — Владиславу Стржеминскому (1893–1952), восставшему против доктрины соцреализма.

За это его отстранили от преподавания в Лодзинской национальной школе изобразительных искусств и исключили из Союза художников, что привело жизнь Стржеминского к драматической развязке. Художника сыграл выдающийся польский актер Богуслав Линда, Польша выдвинула картину на премию «Оскар», она стала Лучшим польским фильмом 2016 года. Сеанс «Послеобразов» состоится 13 августа, в 20:00 (зал 5).

Также фестиваль 11 августа представит самое заметное документальное кино Польши последних лет, объединенное темой детей в современном мире. «Папа пошел на рыбалку» режиссера Гжегожа Пацека расскажет о типичном прожигателе жизни из Кейптауна, который переехал в маленькую южноафриканскую деревушку Помфрет, где живут чернокожие дети-сироты.

Глазами одного человека мы увидим целый пласт жестокого прошлого ЮАР, которое пытается искупить герой ленты. Режиссер Гжегож Пацек лично представит картину петербургским зрителям.

«Оптимист» Крыспина Плуты — увлекательный тонкий рассказ о событиях из жизни 8-летнего героя, который обучается основам парусного спорта в группе для самых маленьких. Фильм не только впечатляет своим визуальным рядом (захватывающие приключения на воде, эффектные съемки камерой GoPro), но и может использоваться в качестве образовательного материала для повышения мотивации детей, которые начинают заниматься каким-либо видом спорта, а также их родителей. Фильм получил Гран-при на Фестивале спортивного кино Maraton в Ольштыне в 2015 году.

Бесплатный вход на все сеансы строго по предварительной онлайн-регистрации. Подробности на сайте cinemafia.ru.

31 июля 2017 // рубрика: Музеи / кино

ПроТоАрт

«ПроТоАрт»: Город будущего по Мондриану

С 21 по 22 июля в Манеже на Исаакиевской площади появится город будущего, созданный по фантазиям Мондриана. Посетить его не составит труда — достаточно прийти на выставку «ПроТоАрт». В зданиях и на площадях арт-города посетители увидят современную живопись, скульптуру, музыку, видеоарт, механические объекты, инсталляции, посвященные феномену композиции в искусстве и в жизни.
«ПроТоАрт» — это еще и серия концертов, и перфоманс, и театральное действие, и масштабный арт-объект, в создании которого принимают участие зрители. Организаторы предлагают новый формат зрелищного мероприятия, который примерно можно обозначить как иммерсивный фестиваль.

балет

Санкт-Петербург принял балетный «Оскар» (фото)

Вот уже 25 лет на лучших театральных площадках мира проходит гала-концерт артистов балета «Звезды 21 века» — как назвал его Олег Виноградов, «своеобразный балетный «Оскар»», самое престижное событие в мире балета. Организовывают его Соломон и Надя Тенсер. Соломон Тенсер — генеральный продюсер антрепризы Stars of the 21-st Sentury, а Надя Веселова-Тенсер — арт-директор антрепризы. Именно благодаря этой паре в прошлом году в Санкт-Петербурге состоялось чествование народного артиста СССР, лауреата государственных премий Олега Виноградова, более 20 лет руководившего балетом Мариинского (ранее Кировского) театра, которому в прошлом году исполнилось 80 лет. Теперь балетмейстер представлял гала-концерт звезд балета как его арт-директор.

Федор Достоевский

День Достоевского, или Добродетель на кону

День Достоевского в Петербурге — праздник уникальный. Это не просто карнавал, фестиваль музеев и театральных акций: город раскрывается как необычайное место силы. Петербург Достоевского, навсегда ставший частью пространства северной столицы, и притягателен, и весел, но и мрачен, а порой даже пугающ. Праздник традиционно отмечается в первую июльскую субботу. В этом году он проходит уже в девятый раз. В связи с Чемпионатом мира по футболу его перенесли из Кузнечного переулка, где находится Музей Достоевского, на остров Новая Голландия.

Роман Рудица

Роман Рудица: Массовая музыка безобиднее академической

Роман Рудица — не только композитор, но и музыкальный теоретик и критик, пианист и клавесинист. Он состоит в Союзе композиторов России, является автором серьезной музыки и музыковедческих работ. Произведения Романа Рудицы исполнялись в залах Петербургской филармонии, в Эрмитажном театре, Русском музее, Консерватории, Доме композиторов.

Фортепианный и клавесинный репертуар Романа Рудицы включают произведения Шамбоньера, д’Англебера и других представителей французской клавесинной школы, Франка, Листа, Глинки, венских классиков. Концертные выступления состоялись в залах Московской и Петербургской консерваторий, Новгородской и Псковской филармоний, Музее-квартире Римского-Корсакова, Доме композиторов.

Данила Козловский, Ирина Горбачева

Данила Козловский: Мы сами пишем правила нашего успеха

Как его только не величают в Сети: российская суперзвезда, главный секс-символ, герой нашего времени… Данила Козловский считает себя петербуржцем, хотя родился в Москве, а работает сейчас по всему миру. Встреча со знаменитостью собрала полный зал в петербургском кинотеатре «Англетер», где был представлен фильм Козловского, посвященный футболу.

По сюжету картины главный герой — Юрий Столешников — знаменитый футболист, которого пригласили выступать в сборную страны. Невероятному взлету и блестящей карьере помешал неудачный пенальти и громкий скандал. Спортсмен пытается реализовать себя на посту наставника провинциальной команды…

Виталий Пушницкий

Виталий Пушницкий: Талант симулировать невозможно

Один из самых известных современных российских художников живет и работает в Санкт-Петербурге. Английское издательство Phaidon включило Виталия Пушницкого в международный список из 115 художников, определяющих новые перспективы в живописи. Его персональные выставки проходили в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Московском Музее современного искусства. Художник сотрудничает с крупными российскими и иностранными галереями. Его произведения регулярно экпонируются в США, Испании, Венгрии, Финляндии, Дании, Италии, Великобритании, Кореи, Чехии, Австрии, Индии, Германии. «Петербургский авангард» побеседовал с Виталием Пушницким о том, как отличить художника от мошенника.