Фестиваль кино Польши пройдет в Санкт-Петербурге

С 10 по 13 августа в киноцентре «Великан Парк» (Александровский парк, 4/3) пройдет ежегодный фестиваль кино Польши. Все показы будут бесплатными. Фестиваль организуют Польский институт в Санкт-Петербурге и киноклуб «Синемафия».

Анджей Вайда

В этом году лейтмотивом фестиваля станет тема: «Творческая личность и ее отношение с обществом». Все фильмы будут демонстрироваться на языке оригинала с русскими субтитрами.

Откроет фестиваль дебют молодого режиссера Яна Матушинского «Последняя семья» (2016). Это биографическая драма о семье известного эпатажного польского художника-сюрреалиста второй половины ХХ века Здислава Бексиньского (1929–2005). Показ состоится 10 августа, в 20:00 (зал 5).

Художник попробовал себя во многих жанрах: скульптуре, фотографии, графическом искусстве и, наконец, в живописи. Его стиль иногда сравнивают со стилем Ханса Гигера, создавшего знаменитый образ Чужого для фильма Ридли Скотта. При этом Бексиньский прославился не только благодаря шокирующим картинам, проникнутым ощущением смерти и наступившего апокалипсиса, но также из-за своего весьма эксцентричного характера, а его сын — известный радиожурналист Томек — был трудным подростком со склонностями к истерии и вскоре после смерти матери покончил с собой (ранее предприняв несколько неудачных попыток). Сам художник несколько лет спустя был жестоко убит в собственной квартире.

Ян Матушинский в своей картине рассказал о жизни семьи Бексиньского после 1977 года, когда Томек совершил первую попытку самоубийства, и семья пыталась его спасти. Роль Здислава Бексиньского виртуозно исполнил знаменитый польский актер Анджей Северин, на чьем счету более 70 ролей: самые известные его работы — в картинах «Дантон», «Индокитай», «Огнем и мечом» и «Список Шиндлера». В 1980 году Северин получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале за лучшую мужскую роль в картине «Дирижер» режиссера Анджея Вайды.

В 2016 году великий Вайда ушел из жизни. Фестиваль покажет самый неожиданный фильм режиссера — ироничную сатиру на поляков «Охота на мух» 1969 года. Картина будет показана 12 августа, в 20:00 (зал 5).

Влодека исключили из вуза после пятого семестра, и теперь он работает продавцом в книжном магазине. Он живет в двухкомнатной квартире с женой, сыном и родителями жены и ужасно угнетен душной домашней атмосферой. Однажды Влодек выходит якобы купить сигарет, а на самом деле — сбежать от семьи.

Он случайно попадает в общежитие «Академка», где знакомится с красавицей-студенткой Иреной, которая видит во Влодеке героя своего романа… «Охота на мух» снята по сценарию тогда 30-летнего литератора и фельетониста Януша Гловацкого. Для всех оказался неожиданным сарказм Вайды при показе нравов польского общества 1960-х, и режиссер подвергся нападкам с разных сторон.

Одни обвиняли лидера «польской киношколы» в измене самому себе и забвении принципов романтическо-трагического искусства, принесшего славу таким картинам, как «Канал» и «Пепел и алмаз». Другие считали, что живой классик (тогда Вайде было всего 43 года) напрасно старается угнаться за модным молодежным кино и вторгается на неведомую территорию, где хуже ориентируется и поневоле впадает в обличительный пафос.

Тем не менее, картина и сегодня смотрится актуальной — Вайда ярко и хлестко показал в ней проблему «тихого обуржуазивания», которую поднимал еще в фильме «Невинные чародеи» в 1960-м и выразил после «Охоты на мух» еще через девять лет в фильме «Без обезболивания», а в последний раз — в «Девочке Никто» (1996).

Фестиваль завершится российской премьерой последнего фильма Анджея Вайды «Послеобразы», который многие критики назвали художественным завещанием режиссера. Картина посвящена выдающемуся польскому художнику-авангардисту середины ХХ века — Владиславу Стржеминскому (1893–1952), восставшему против доктрины соцреализма.

За это его отстранили от преподавания в Лодзинской национальной школе изобразительных искусств и исключили из Союза художников, что привело жизнь Стржеминского к драматической развязке. Художника сыграл выдающийся польский актер Богуслав Линда, Польша выдвинула картину на премию «Оскар», она стала Лучшим польским фильмом 2016 года. Сеанс «Послеобразов» состоится 13 августа, в 20:00 (зал 5).

Также фестиваль 11 августа представит самое заметное документальное кино Польши последних лет, объединенное темой детей в современном мире. «Папа пошел на рыбалку» режиссера Гжегожа Пацека расскажет о типичном прожигателе жизни из Кейптауна, который переехал в маленькую южноафриканскую деревушку Помфрет, где живут чернокожие дети-сироты.

Глазами одного человека мы увидим целый пласт жестокого прошлого ЮАР, которое пытается искупить герой ленты. Режиссер Гжегож Пацек лично представит картину петербургским зрителям.

«Оптимист» Крыспина Плуты — увлекательный тонкий рассказ о событиях из жизни 8-летнего героя, который обучается основам парусного спорта в группе для самых маленьких. Фильм не только впечатляет своим визуальным рядом (захватывающие приключения на воде, эффектные съемки камерой GoPro), но и может использоваться в качестве образовательного материала для повышения мотивации детей, которые начинают заниматься каким-либо видом спорта, а также их родителей. Фильм получил Гран-при на Фестивале спортивного кино Maraton в Ольштыне в 2015 году.

Бесплатный вход на все сеансы строго по предварительной онлайн-регистрации. Подробности на сайте cinemafia.ru.

31 июля 2017 // рубрика: Музеи / кино

книги, библиотеки

Издательство Ивана Лимбаха и его планы

В 2018 году Издательство Ивана Лимбаха выпустит минимум девять новинок, которые порадуют книгочеев. И одним из первых изданий этого года станет собрание культурологических этюдов петербургского интеллектуала Александра Черноглазова «Приглашение к Реальному».

выставка Елены Марттила

Елена Марттила: история блокадного художника

Накануне 75-летия со Дня прорыва блокады Ленинграда в выставочных залах Союза художников (Большая Морская улица, 38) открылась выставка знаменитой блокадной художницы Елены Марттила «Миг между прошлым и будущим». Она также приурочена к 95-летию мастера, сделавшего центральной темой своего творчества героизм простых ленинградцев в осажденном городе.

7

Они были молодыми…

В январе народ России отмечает много праздников, но для петербуржцев есть две особые даты — 18 и 27 января — прорыв блокады Ленинграда и полное освобождение города от фашистских захватчиков, Ленинградский День Победы. Сейчас в Северной столице проходят мероприятия, связанные с этими датами: музеи и библиотеки открывают выставки и проводят лекции, театры дают концерты и спектакли. Все петербуржцы помнят и любят своих героев, бабушек и дедушек, отстоявших родной и самый прекрасный город на Земле. А в январе, с наступлением крещенских морозов, память сердца становится острее…

Источник жизни. Светлана Мучнова

Свет души и камня в «Тутти Кванти»

В творческом пространстве «Тутти Кванти», расположенном в самом центре Санкт-Петербурга, на улице Рылеева, 3, продолжается выставка Светланы Мучновой «Свет души» (или «Внутренний свет»). Работы художницы можно увидеть до 31 января. Арт-площадка «Тутти Кванти» в начале своего творческого пути (2012 год) занималась в основном путешествиями, праздниками, публичными мероприятиями — как коммерческими, так и независимыми. Но затем на этой почве было создано пространство, занимающееся выставками, поддержкой и пиаром художников и создателей авторских сувениров.

Дом культуры Ильича

Дом культуры без Ильича

Ведущее учреждение культуры Московского района Санкт-Петербурга 20 лет назад отказалось от имени, которым его назвали в советское время, но сохранило исторический облик и предназначение. Речь идет о Культурно-досуговом центре «Московский», который ранее назывался Дом культуры имени Ильича. Здание построено по проекту советского архитектора Николая Демкова и в наши дни оно признано памятником конструктивизма. В нем удивительно сочетаются суровость серых блоков и легкое настроение, витающее в этих стенах.

Белые ночи, Городской театр

Зимние «Белые ночи» в Русском музее

Странное это состояние — театр. Порой отсутствие красивых костюмов и декораций убивает всякий интерес, а иногда вдруг возбуждает такую фантазию, что удивляешься: откуда что берется в твоей, в общем, рациональной голове! В бездействии и безмолвии иногда такая бездна смысла, которой не найдешь и в самом страстном монологе. А вдруг случается и такое: придя на спектакль по Достоевскому, которого знаешь почти наизусть, вдруг понимаешь, что… ничего не понимаешь.