«Аврора» четыре вечера подряд показывает фильмы Антониони

С 15 по 18 февраля в кинотеатре «Аврора» (Невский проспект, 60) покажут четыре фильма легендарного режиссера Микеланджело Антониони. Картины будут демонстрироваться на итальянском языке с русскими субтитрами. Кинопоказы организует «Иноекино» при поддержке журнала «Искусство кино».

Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони — легенда европейского кино, режиссер, за которым навсегда закрепилось звание поэта отчуждения и некоммуникабельности. Его знаменитая тетралогия об одиночестве — «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня» — стала ключом к многолетней творческой работе по исследованию современного человека, окруженного толпой и стеклянными фасадами небоскребов, потерявшегося в мире, которым он окружен.

В центре каждого фильма Антониони лежит пустота. Герои картин — «бездомные», как бы вычеркнутые из существования, стремятся обрести утраченную стабильность, но неизменно терпят провал. В мире, где пейзаж, архитектура, вещи становятся тотально чужими, остаются лишь тревога, неопределенность и страх, через которые прорывается неистовое желание близости.

Истории о любви и о невозможности ее обрести завоевали мировую славу, став визитной карточкой целого периода в итальянском кино. Гениальные мизансцены, несравненные Моника Витти, Марчелло Мастроянни и Ален Делон, завораживающая операторская работа Джанни ди Венанцо и Карло Ди Пальмы, — все это зрители увидят в «Авроре».

Расписание:

15 февраля

«Приключение» (Италия, Франция, 1960 год): авторы сценария — Микеланджело Антониони, Элио Бартолини, Тонино Гуэрра, оператор — Альдо Скавардо. В главных ролях: Моника Витти, Леа Массари, Габриэли Ферцетти.

Группа людей оказывается на пустынном острове в море. После того, как одна из них пропадает, Сандро и Клаудиа, любовник и подруга исчезнувшей, начинают ее искать.

Традиционная для Антониони схема любовного треугольника с отсутствующим третьим раскрывается в истории странствий двух чужих друг другу людей, пытающихся почувствовать любовь, дрейфуя в безлюдных пейзажах. Мастерски выстроенный кадр, глубокие ракурсы и отказ от привычной логики выстраивания сюжета сделали «Приключение» настоящим прорывом в европейском авторском кино, влияние которого сложно переоценить. Фильм получил приз жюри на Каннском кинофестивале в 1960-м году.

16 февраля

«Ночь» (Италия, Франция, 1961 год): авторы сценария — Эннио Флайано, Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, оператор — Джанни Ди Венанцо. В главных ролях: Жанна Моро, Марчелло Мастроянни, Моника Витти.

Сутки из жизни успешного миланского писателя и его жены, которые, несмотря на внешнее благополучие, все больше отдаляются друг от друга. Джованни, разочарованный в своем таланте, но умело манипулирующий словами, и Лидия, отчаянно желающая спастись от тревоги и одиночества, блуждают по вечеринкам, ночным клубам и светским приемам, убегая друг от друга в страхе остаться наедине.

Стеклянные поверхности, прямые линии и белая пустота стен — пейзаж, на фоне которого разыгрывается трагедия человеческой разобщенности. Фильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля — «Золотого медведя», а также премию итальянской Киноакадемии за лучшую режиссуру.

17 февраля

«Затмение» (Италия, Франция, 1962 год): авторы сценария — Элио Бартолини, Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, Отиеро Отиери, оператор — Джанни Ди Венцанцо. В главных ролях: Моника Витти, Ален Делон.

Получившая специальный приз жюри Каннского кинофестиваля лента «Затмение» завершает своеобразную «трилогию отчуждения», начатую фильмом «Приключение». В этот раз Антониони показывает нам мужчину, целиком поглощенного страстью к биржевой игре и больше заботящегося о вмятине на машине, чем о жизни другого человека, и уставшую и разочарованную женщину, все еще стремящуюся к любви. Герои, переживающие роман, чувствуют себя друг с другом «словно в чужой стране».

Возможно, лучший фильм Антониони и вершина его творческого метода, окончательно растворяющего обреченных на отчуждение персонажей в окружающем их мире и самой материи кино.

18 февраля

«Красная пустыня» (Италия, Франция, 1964 год): авторы сценария — Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, оператор — Карло Ди Пальма. В главных ролях: Моника Витти, Ричард Харрис, Карто Кьонетти, Ксения Вальдери.

Джулиана и ее маленький сын, пытаясь приспособиться к новой жизни, бродят по индустриальным пейзажам в клубах ядовитого дыма. Мастерское использование цвета, щепетильностью к которому славится Антониони, специально подобранные шумы и неестественные звуки, сопровождающие визуальный ряд, позволяют зрителю проникнуть вглубь души главной героини, передвигающейся внутри кадра практически на ощупь.

«Красная пустыня» получила приз 25-го Венецианского кинофестиваля за лучший фильм, укрепив Антониони в позиции живого классика и титана мирового кино.

Начало сеансов — в 19:00. Фильмы представит публике кинокритик Михаил Трофименков. Подробности — здесь.

9 февраля 2018 // рубрика: Музеи / кино

Христос в темнице, предоставлено пресс-службой Манежа

Христос в ГУЛАГе

На выставке в петербургском Манеже умудрились создать странный синтез голливудского хоррора с русским севером. Есть в русском искусстве такое потрясающее явление, как деревянная скульптура XVII—XIX веков, иногда называемая «пермской» — по тому региону, где собраны, кажется, лучшие ее образцы. Пермская скульптура печальна и даже трагична. Как правило, это Христос, сидящий в темнице. Измученный. Окровавленный. В терновом венце. Ждущий казни и размышляющий о том, почему же его оставил Отче.

Светлана Лаврецова, директор ТЮЗа

Светлана Лаврецова: Детские театры должны быть в приоритете

Санкт-Петербургский ТЮЗ имени Брянцева входит в 2019 год с невероятным количеством планов и параллельно готовящихся премьер. Большое здание театра напоминает улей: тут и репетиции, и елки, и детские спектакли в течение дня, рядом с театром шумит новогодняя ярмарка с музыкой, веселыми коробейниками, катком. А вечером сюда идут взрослые зрители. В эти новогодние дни корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с директором ТЮЗа Светланой Лаврецовой.

дирижер Владимир Беглецов

В Петербургской филармонии состоится концерт к 55-летию Владимира Беглецова

В среду, 23 января (20:00), в Большом зале Петербургской филармонии имени Шостаковича (Михайловская улица, 2) состоится юбилейный концерт к 55-летию дирижера, заслуженного артиста России Владимира Беглецова. В программу включены сцены и арии из оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», а также оратория Сергея Прокофьева «На страже мира» на стихи Самуила Маршака для чтеца, солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Фантазии Фарятьева в Приюте комедианта

«Фантазии Фарятьева» вне времени и пространства

Потери в театре трагичны как нигде: слишком ярко освещены подмостки, слишком много людей их видят. Уход из жизни драматурга Аллы Соколовой — огромная утрата для ее коллег по цеху и для преданной публики. Премьера ее «Фантазий Фарятьева» состоялась 21 декабря 2018 года, на следующий день после того, как стало известно о смерти автора, отчего постановка приобрела еще более пронзительное звучание. Впрочем в спектакле театра «Приют комедианта» трагическое тесно переплетено с комическим, смех со слезами, преходящее с вечным, что и отличает талантливые и глубокие произведения от остальных, быть может, тоже имеющих свой смысл.

Алексей Васильев, Сказ про Федота-стрельца

Алексей Васильев: У артиста должна быть гражданская позиция

Алексей Васильев пока мало известен широкой публике, хотя к своим 39 годам успел поработать во многих театрах Северной столицы и сняться в нескольких фильмах. Человек бескомпромиссный и ищущий, он не стал связывать свою жизнь ни с одним театральным коллективом, уйдя на «вольные хлеба». По словам Алексея, все в его жизни происходит случайно, хотя у стороннего наблюдателя по этому поводу возникают сомнения. Закончив школу с серебряной медалью, он с первого раза поступил в театральный вуз и завершил обучение с красным дипломом. А это редко кому удается сделать случайно!

Евгений Водолазкин

Евгений Водолазкин: Писатель всегда приоткрывает тайну

Автор бестселлеров «Лавр» и «Авиатор» Евгений Водолазкин в конце декабря 2018 года представил в «Доме книги» свой новый роман «Брисбен». Даже беглого взгляда на собравшихся было достаточно, чтобы понять: Водолазкин одинаково интересен как представителям старшего поколения, так и молодежи. В первом ряду корреспондент «Петербургского авангарда» заметил даже заслуженного артиста России Леонида Мозгового, сыгравшего Ленина, Чехова и Гитлера в фильмах Александра Сокурова. Корреспондент «Петербургского авангарда» побеседовал с Евгением Водолазкиным о его новом романе, отношениях с властью и миссии русского писателя в современном мире.