В Царском Селе открылась выставка «Английский вкус императрицы»

В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Английский вкус императрицы. Царское Село Екатерины Великой». Экспозиция, посвященная 290-летию со дня рождения Екатерины II, разместилась Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Среди редчайших экспонатов – подлинные английские гравюры из царскосельской коллекции и предметы из знаменитого «Сервиза с зеленой лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа.

Царское Село

Для бывшей царскосельской императорской резиденции Екатерина II – ключевой персонаж. Став императрицей в 1762 году, она много времени проводила в Царском Селе. За ее 34-летнее правление дворцово-парковый ансамбль достиг наивысшего расцвета. Императрица лично участвовала во всех значительных архитектурных проектах, выступала в роли не только заказчицы, но и соавтора. Всё, что делала  Екатерина II в Царском Селе, носило отпечаток ее личности. Именно здесь в полной мере отразилась англомания императрицы.

Екатерина II никогда не была в Англии, но собирала виды знаменитых средневековых и современных построек, изучала архитектуру и паркостроение туманного Альбиона, которые были в конце XVIII века в моде в Европе. Обширная коллекция английских гравюр XVIII века, собранная императрицей, хранится в музее-заповеднике «Царское Село» (всего около ста листов). В собрании представлены виды английский городов и поместий: Стоу, Кью, Чизик, Ричмонд, Уилтон, Холл-Барн и другие. Некоторые изображения представлены на выставке. Палладиев мост в Екатерининском парке, павильон «Арсенал» в Александровском будто бы сошли с английских гравюр.

В 1771 году в Царское Село прибыл новый законодатель садовой моды — мастер Иоганн Буш, который приступил к созданию в резиденции английского сада. Позже здесь работал его сын Джозеф. Садовые мастера отец и сын Буши, три архитектора семьи Нееловых совместными усилиями создали новые парковые ландшафты, сохранив их естественные черты, но придав им характер модных английских парков. Сады наполнились замечательными мостиками, ротондами, обелисками, павильонами.

Императрица признавалась в письмах к Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резко определённые береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направленно, противному ее естественному течению; статуям отведены места в галереях, в передних и т.д., – одним словом, англомания овладела моею плантоманиею».

К содружеству парковых гениев вскоре присоединился Чарлз Камерон. Созданные им интерьеры Большого Царскосельского дворца, роскошные Агатовые комнаты и парковые сооружения – шедевры архитектуры XVIII века. Предметы обстановки, созданные по проектам знаменитого шотландца  для комнат Екатерины II  и ее сына великого князя Павла Петровича, также представлены на выставке.

Среди редких экспонатов выставки – детская двухместная  коляска (Англия, Лондон. Последняя четверть XVIII века), принадлежавшая внукам императрицы. Детские экипажи, в которые запрягали пони, осликов и даже коз, были распространенным явлением при европейских дворах. Катание в миниатюрной коляске было одним из развлечений царских детей, одновременно обучавшим их правилам этой части придворного быта.

Садовая коляска, приобретенная, скорее всего, по велению Екатерины II, проявлявшей заботу о воспитании внуков, изготовлена в Лондоне. Она представляет собой уменьшенный в размерах фаэтон — тип модного открытого экипажа.

Чрезвычайно интересны представленные на выставке предметы из «Сервиза с зелёной лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа. В 1777 году Юрий Фельтен построил путевой дворец, который назвали Кекерекексиненским (по названию этой местности – Кекерики, которое интерпретировалось как финское звукоподражание лягушачьему кваканью). Позже дворец переименовали в Чесменский в связи с  победой русского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря. Именно для этого дворца Екатерина II заказала британскому керамисту Джозайе Веджвуду сервиз с многочисленными видами Британии, которые, не повторяясь, должны были представлять готические постройки и пейзажные парки. Такая изобразительная программа соответствовала как личным вкусам Екатерины II, так и ее намерению всегда и во всём демонстрировать свои просвещенные взгляды. В 1774 году сервиз с 1222 топографически точными британскими пейзажами, состоящий из 944 предметов, прибыл в Россию. Для императрицы составили каталог видов на французском языке. Для облегчения идентификации пейзажей номера, соответствующие каталогу, были написаны краской на оборотах каждого изделия. Веджвуд назвал этот сервиз «Русским». В России этот керамический ансамбль стали называть в соответствии его принадлежности к екатерининскому путевому дворцу. Дольше всего просуществовало название «Чесменский сервиз». Как о «Сервизе с зеленой лягушкой» об этом памятнике стали писать только в начале ХХ века.

По материалам выставки подготовлен научный каталог, статьи в который написали сотрудники ГМЗ «Царское Село» и Государственного Эрмитажа. В каталоге впервые опубликованы многие гравюры из собрания Екатерины II,  а также портреты четы Буш ‒ Джона и его супруги Энн, находящиеся в частном собрании (Великобритания).

29 июня 2019 // рубрика: Музеи / кино

В филармонии выступит кричащий дирижер из Финляндии

В БДТ начинаются гастроли Гоголь-центра

В клубе-фестивале «Морзе» пройдет встреча с кинорежиссером Андреем Звягинцевым

Театр «Мастерская» в День святого Валентина покажет «Анну Каренину»

Ресторанный критик сравнит на Квартирнике высокую кухню с искусством

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о царе-миротворце, после которого наступила пора войн и революций

На творческой встрече с Григорием Козловым гости отпразднуют сразу два юбилея

Стилист Надежда Корнева расскажет на «Модной среде» о синем цвете

В Петербурге исполнят вокальный цикл, написанный на стихи женщин-поэтов

Театр ТРУ представит текстоцентричный балет пограничных состояний

В арт-пространстве mArs открывается выставка Александра Гущина «Продолжение путешествия»

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике, почему реформы Александра II привели к трагедии

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.