В Царском Селе открылась выставка «Английский вкус императрицы»

В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Английский вкус императрицы. Царское Село Екатерины Великой». Экспозиция, посвященная 290-летию со дня рождения Екатерины II, разместилась Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Среди редчайших экспонатов – подлинные английские гравюры из царскосельской коллекции и предметы из знаменитого «Сервиза с зеленой лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа.

Царское Село

Для бывшей царскосельской императорской резиденции Екатерина II – ключевой персонаж. Став императрицей в 1762 году, она много времени проводила в Царском Селе. За ее 34-летнее правление дворцово-парковый ансамбль достиг наивысшего расцвета. Императрица лично участвовала во всех значительных архитектурных проектах, выступала в роли не только заказчицы, но и соавтора. Всё, что делала  Екатерина II в Царском Селе, носило отпечаток ее личности. Именно здесь в полной мере отразилась англомания императрицы.

Екатерина II никогда не была в Англии, но собирала виды знаменитых средневековых и современных построек, изучала архитектуру и паркостроение туманного Альбиона, которые были в конце XVIII века в моде в Европе. Обширная коллекция английских гравюр XVIII века, собранная императрицей, хранится в музее-заповеднике «Царское Село» (всего около ста листов). В собрании представлены виды английский городов и поместий: Стоу, Кью, Чизик, Ричмонд, Уилтон, Холл-Барн и другие. Некоторые изображения представлены на выставке. Палладиев мост в Екатерининском парке, павильон «Арсенал» в Александровском будто бы сошли с английских гравюр.

В 1771 году в Царское Село прибыл новый законодатель садовой моды — мастер Иоганн Буш, который приступил к созданию в резиденции английского сада. Позже здесь работал его сын Джозеф. Садовые мастера отец и сын Буши, три архитектора семьи Нееловых совместными усилиями создали новые парковые ландшафты, сохранив их естественные черты, но придав им характер модных английских парков. Сады наполнились замечательными мостиками, ротондами, обелисками, павильонами.

Императрица признавалась в письмах к Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резко определённые береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направленно, противному ее естественному течению; статуям отведены места в галереях, в передних и т.д., – одним словом, англомания овладела моею плантоманиею».

К содружеству парковых гениев вскоре присоединился Чарлз Камерон. Созданные им интерьеры Большого Царскосельского дворца, роскошные Агатовые комнаты и парковые сооружения – шедевры архитектуры XVIII века. Предметы обстановки, созданные по проектам знаменитого шотландца  для комнат Екатерины II  и ее сына великого князя Павла Петровича, также представлены на выставке.

Среди редких экспонатов выставки – детская двухместная  коляска (Англия, Лондон. Последняя четверть XVIII века), принадлежавшая внукам императрицы. Детские экипажи, в которые запрягали пони, осликов и даже коз, были распространенным явлением при европейских дворах. Катание в миниатюрной коляске было одним из развлечений царских детей, одновременно обучавшим их правилам этой части придворного быта.

Садовая коляска, приобретенная, скорее всего, по велению Екатерины II, проявлявшей заботу о воспитании внуков, изготовлена в Лондоне. Она представляет собой уменьшенный в размерах фаэтон — тип модного открытого экипажа.

Чрезвычайно интересны представленные на выставке предметы из «Сервиза с зелёной лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа. В 1777 году Юрий Фельтен построил путевой дворец, который назвали Кекерекексиненским (по названию этой местности – Кекерики, которое интерпретировалось как финское звукоподражание лягушачьему кваканью). Позже дворец переименовали в Чесменский в связи с  победой русского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря. Именно для этого дворца Екатерина II заказала британскому керамисту Джозайе Веджвуду сервиз с многочисленными видами Британии, которые, не повторяясь, должны были представлять готические постройки и пейзажные парки. Такая изобразительная программа соответствовала как личным вкусам Екатерины II, так и ее намерению всегда и во всём демонстрировать свои просвещенные взгляды. В 1774 году сервиз с 1222 топографически точными британскими пейзажами, состоящий из 944 предметов, прибыл в Россию. Для императрицы составили каталог видов на французском языке. Для облегчения идентификации пейзажей номера, соответствующие каталогу, были написаны краской на оборотах каждого изделия. Веджвуд назвал этот сервиз «Русским». В России этот керамический ансамбль стали называть в соответствии его принадлежности к екатерининскому путевому дворцу. Дольше всего просуществовало название «Чесменский сервиз». Как о «Сервизе с зеленой лягушкой» об этом памятнике стали писать только в начале ХХ века.

По материалам выставки подготовлен научный каталог, статьи в который написали сотрудники ГМЗ «Царское Село» и Государственного Эрмитажа. В каталоге впервые опубликованы многие гравюры из собрания Екатерины II,  а также портреты четы Буш ‒ Джона и его супруги Энн, находящиеся в частном собрании (Великобритания).

29 июня 2019 // рубрика: Музеи / кино

Игорь Шибанов, актер ТЮЗа, из личного архива

Игорь Шибанов: театр, театр и еще раз театр

Народный артист России Игорь Шибанов отмечает юбилей 14 сентября 2019 года. Обаятельный, с легкостью импровизирующий, глубокий и нестандартно мыслящий актер служит в ТЮЗе имени Брянцева с 1964 года. Выдающийся ученик Зиновия Корогодского к своему 75-летию — корифей труппы и любимец зрителей. За время работы в ТЮЗе артист сыграл более 90 ролей. Вспомним вошедшие в летопись театра художественные образы Игоря Шибанова, каждый из которых являет крупицу удивительного дарования артиста.

джазовый фестиваль "Большой джем", пресс-служба

Чудеса «Большого Джема» в Сестрорецке

В минувшие выходные, 7 и 8 сентября 2019 года, прошел пятый юбилейный джазовый фестиваль «Большой Джем», который ежегодно считается самым продолжительным джазовым openair-джемом в мире. Этот семейный фестиваль открыл свои двери в историческом центре Сестрорецка — на территории культурного креативного пространства «Петровский арсенал», где два дня звучал высококлассный джаз. Более 22 тысяч гостей фестиваля порадовал бесплатный вход и созданные организаторами лаундж-зоны. Все детские и спортивные зоны фестиваля работали абсолютно бесплатно, чтобы каждый желающий мог беспрепятственно все попробовать и во всем поучаствовать.

Мертвые души. Фото Юлии Смелкиной предоставлено пресс-службой Театра Ленсовета

Мертвые души: Поэма застоя

В апреле этого года в Театре имени Ленсовета состоялась премьера по поэме «Мертвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. Режиссер постановки — Роман Кочержевский, уже получивший за спектакль «Золотой софит» в номинации «За лучший режиссерский дебют». Эта постановка ни на что не похожа – в прямом, изначальном смысле этих слов. Она не претендует на что-то чрезвычайное, из ряда вон, и ее выразительные средства напоминают те, что публика видит на других сценических площадках города. Но нет! отличия огромные.

Диорама Блокада Ленинграда

Ленинград — это Мы. Ленинград — это Я

На сцене театра «Суббота» 7 и 8 сентября 2019 года состоялись первые показы спектакля «872 дня. Голоса блокадного города». Премьера была приурочена к 75-й годовщине освобождения Ленинграда от блокады 1941-1944 годов. На основе «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, текстов и дневников Лидии Гинзбург, Дмитрия Лихачева, Ирены Дубицкой, Геннадия Гора, Павла Зальцмана, Татьяны Великотной, Веры Берхман и других очевидцев труппа театра создала совершенно особый спектакль, который необходимо увидеть всем петербуржцам от мала до велика. В спектакле заняты артисты Софья Андреева, Иван Байкалов, Анна Васильева, Владислав Демьяненко, Марина Конюшко, Анастасия Резункова, Екатерина Рудакова, Григорий Сергеенко, Снежана Соколова, Оксана Сырцова, Григорий Татаренко, Владимир Шабельников, Дарья Шиханова, Кристина Якунина.

Блокадный хлеб, фото Военно-медицинского музея

В городе проходят мероприятия в память о жертвах Блокады Ленинграда

В воскресенье, 8 сентября (12.00), в городе на Неве проходя публичные чтения списков погибших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 годов. К акции Дня памяти присоединились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Анны Ахматовой, Капелла, Дом журналиста, Дом актера, Театр “Балтийский дом”, Театр имени Ленсовета, Музей Достоевского, Российская национальная библиотека, библиотека Маяковского и ее филиалы, Библиотека Гоголя и многие другие площадки (более 30), список которых постоянно расширяется.

Светлана Лаврецова

Светлана Лаврецова: 98-й сезон ТЮЗа будет очень насыщенным

Санкт-Петербургский театр юных зрителей открывает сезон 1 сентября 2019 года, в унисон со школьниками, празднующими День знаний. Театр живет активной жизнью, являясь частью культурного наследия Санкт-Петербурга. Новый, 98-й, сезон будет наполнен премьерами, гастролями и грандиозными международными фестивалями. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова в интервью «Петербургскому авангарду» подвела итоги предыдущего года и поделилась планами на следующий. Она рассказала, какие премьеры запланированы в ТЮЗе и в каких городах спектакли театра можно будет посмотреть.