В Русском музее к 130-летию Ахматовой откроется выставка ее портретов

В среду, 19 июня, в Садовом вестибюле Русского музея откроется выставка «Анна Ахматова. К 130-летию со дня рождения». Экспозиция включает в себя шесть живописных, графических и скульптурных портретов Анны Ахматовой из собрания Русского музея, созданных современниками поэта.

А.Ахматовой.1914 год. Натан Альтман

Русский музей обладает небольшой, но весьма значительной коллекцией прижизненных изображений Анны Ахматовой, 130-летие которой пришлось на 11 июня 2019 года. Они сохраняют очарование ее непосредственного присутствия и позволяют воссоздать ее облик на разных этапах жизни. Эти портреты рассказывают о том, какой видели Ахматову современники. На выставке будут представлены работы Натана Альтмана, Натальи Данько, Елены Данько, Вениамина Белкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Тырсы, Ильи Слонима.

В 1910-е годы — время взлета ранней славы Ахматовой. Тогда она была законодательницей мод, ее стиль был предметом восторженного подражания. В 1913 году портрет Ахматовой написал Натан Альтман. Созданный им образ, утонченный и хрупкий, но в то же время полный внутренней силы, стал одним из символов серебряного века с его культом стиля и тревожными предгрозовыми предчувствиями.

Портрет, созданный в 1922 году Кузьмой Петровым-Водкиным — памятник другой эпохе. Пестрый мир петербургской богемы развеян войной и революцией — расстрелян Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, покидают Россию ее друзья. И все же 1922 год был для нее временем творческого расцвета и широкого общественного признания. Если Альтман в своей картине создал икону стиля, то Петров-Водкин лишает образ примет моды — он стирает все случайные черты ее облика. Тревожное и строгое лицо словно противостоит безжалостному ветру времени.

С середины 1920-х годов Ахматова жила в Фонтанном доме (Шереметевский дворец на набережной Фонтанки), в квартире своего третьего мужа Николая Пунина — искусствоведа и критика, видного деятеля русского авангарда. С его художественным окружением связано несколько портретов Ахматовой. Это и виртуозные, эмоционально напряженные рисунки Николая Тырсы, и фарфоровая статуэтка сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом.

Первоначальный вариант портрета, созданного Вениамином Белкиным, был написан в 1924 году, но позже автор продолжил работу и закончил его уже в 1941. Датировка портрета включает в себя самые трагические годы биографии Ахматовой: в 1925-1939 ее произведения не издавались, в 1938 году, в разгар сталинских репрессий, был арестован ее сын Лев Гумилев. «Судьба ничем не обошла меня. Все, что может человек испытать, все выпало на мою долю», — говорила она о себе. Нерукотворным памятником, который создала себе Ахматова, были не только ее стихи, но и вся ее жизнь, ее внешний облик. Она творила искусство и олицетворяла его, была не только поэтом, но и музой. В галерее ее портретов отразились история России в ХХ веке и судьба русского искусства.

Выставка будет работать до 26 августа.

17 июня 2019 // рубрика: Литература Музеи / кино

учебный театр на Моховой

Стартовал первый «Молодой театр. Санкт-Петербург»

В Петербурге стартовал первый фестиваль студенческих спектаклей российских театральных школ «Молодой театр. Санкт-Петербург» — он проходит с 16 по 20 ноября 2019 года. Лучшие учебные постановки зрителю представят студенты ведущих театральных вузов Москвы (ГИТИС), Новосибирска (НГТИ), Екатеринбурга (ЕГТИ), Ярославля (ЯГТИ) и Санкт-Петербурга (РГИСИ). Большинство событий фестиваля петербуржцы смогут посетить бесплатно. Вход на большинство событий фестиваля – свободный, по регистрации.

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.