В Русском музее к 130-летию Ахматовой откроется выставка ее портретов

В среду, 19 июня, в Садовом вестибюле Русского музея откроется выставка «Анна Ахматова. К 130-летию со дня рождения». Экспозиция включает в себя шесть живописных, графических и скульптурных портретов Анны Ахматовой из собрания Русского музея, созданных современниками поэта.

А.Ахматовой.1914 год. Натан Альтман

Русский музей обладает небольшой, но весьма значительной коллекцией прижизненных изображений Анны Ахматовой, 130-летие которой пришлось на 11 июня 2019 года. Они сохраняют очарование ее непосредственного присутствия и позволяют воссоздать ее облик на разных этапах жизни. Эти портреты рассказывают о том, какой видели Ахматову современники. На выставке будут представлены работы Натана Альтмана, Натальи Данько, Елены Данько, Вениамина Белкина, Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Тырсы, Ильи Слонима.

В 1910-е годы — время взлета ранней славы Ахматовой. Тогда она была законодательницей мод, ее стиль был предметом восторженного подражания. В 1913 году портрет Ахматовой написал Натан Альтман. Созданный им образ, утонченный и хрупкий, но в то же время полный внутренней силы, стал одним из символов серебряного века с его культом стиля и тревожными предгрозовыми предчувствиями.

Портрет, созданный в 1922 году Кузьмой Петровым-Водкиным — памятник другой эпохе. Пестрый мир петербургской богемы развеян войной и революцией — расстрелян Николай Гумилев, первый муж Ахматовой, покидают Россию ее друзья. И все же 1922 год был для нее временем творческого расцвета и широкого общественного признания. Если Альтман в своей картине создал икону стиля, то Петров-Водкин лишает образ примет моды — он стирает все случайные черты ее облика. Тревожное и строгое лицо словно противостоит безжалостному ветру времени.

С середины 1920-х годов Ахматова жила в Фонтанном доме (Шереметевский дворец на набережной Фонтанки), в квартире своего третьего мужа Николая Пунина — искусствоведа и критика, видного деятеля русского авангарда. С его художественным окружением связано несколько портретов Ахматовой. Это и виртуозные, эмоционально напряженные рисунки Николая Тырсы, и фарфоровая статуэтка сестер Данько, выпущенная Ленинградским фарфоровым заводом.

Первоначальный вариант портрета, созданного Вениамином Белкиным, был написан в 1924 году, но позже автор продолжил работу и закончил его уже в 1941. Датировка портрета включает в себя самые трагические годы биографии Ахматовой: в 1925-1939 ее произведения не издавались, в 1938 году, в разгар сталинских репрессий, был арестован ее сын Лев Гумилев. «Судьба ничем не обошла меня. Все, что может человек испытать, все выпало на мою долю», — говорила она о себе. Нерукотворным памятником, который создала себе Ахматова, были не только ее стихи, но и вся ее жизнь, ее внешний облик. Она творила искусство и олицетворяла его, была не только поэтом, но и музой. В галерее ее портретов отразились история России в ХХ веке и судьба русского искусства.

Выставка будет работать до 26 августа.

17 июня 2019 // рубрика: Литература Музеи / кино

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.