Открылся Лионский зал в Екатерининском дворце Царского Села

Лионский зал Екатерининского дворца обрел прежнее великолепие. Для музея-заповедника «Царское Село» это историческое событие: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Ее Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова и Лионский зал.

Царское Село, Лионский зал

Дворцовая церковь после масштабной реставрации, выполненной на средства «Газпрома», открылась для посетителей в апреле этого года.

Лионский зал 5 июня предстал во всем блеске декоративной отделки. Он производит такое же ошеломляющее впечатление, как и столетия назад, благодаря таланту и умению российских и французских мастеров. В роскоши отделки и мастерстве исполнения Лионский зал не уступает знаменитой Янтарной комнате.

У этого интерьера, созданного по воле венценосных владельцев царскосельской резиденции лучшими зодчими прошлого, драматичная, но в то же время счастливая судьба. По мнению специалистов, это редчайший случай, когда последующие существенные изменения только улучшили зал и сделали его одним из самых нарядных дворцовых интерьеров XIX века. В 1941 году, перед фашистской оккупацией, предметы лазуритового гарнитура изумительной красоты, картины и люстру удалось эвакуировать. Живопись потолка, уникальная отделка стен шелком и лазуритом были уничтожены. Но похищенный фашистами паркет обнаружили в Берлине и в 1947-м вернули в Царское Село. В последние годы о былой роскоши интерьера напоминала акварель Луиджи Премацци, а о возрождении зала музейщики могли только мечтать.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Редкий по изысканности эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. На отделку из лазурита мастера израсходовали почти полторы тонны камня, в декоре дверей и паркета использовали «разноцветных заморских 12 сортов дерев» и перламутр.

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены. Также интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели (выполненный по эскизам Монигетти) и люстра из лазурита с декором золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма.
В таком виде Лионский зал, запечатленный в 1878 году на акварели Луиджи Премацци, просуществовал до 1941 года.

Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы войны. Поскольку от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии, было принято решение воссоздавать отделку интерьера на время Александра II.

Шелковую отделку восстанавливали французские мастера, а работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату, возрождали Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца.

6 июня 2019 // рубрика: Музеи / кино

В БДТ начинаются гастроли Гоголь-центра

В клубе-фестивале «Морзе» пройдет встреча с кинорежиссером Андреем Звягинцевым

Театр «Мастерская» в День святого Валентина покажет «Анну Каренину»

Ресторанный критик сравнит на Квартирнике высокую кухню с искусством

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о царе-миротворце, после которого наступила пора войн и революций

На творческой встрече с Григорием Козловым гости отпразднуют сразу два юбилея

Стилист Надежда Корнева расскажет на «Модной среде» о синем цвете

В Петербурге исполнят вокальный цикл, написанный на стихи женщин-поэтов

Театр ТРУ представит текстоцентричный балет пограничных состояний

В арт-пространстве mArs открывается выставка Александра Гущина «Продолжение путешествия»

Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике, почему реформы Александра II привели к трагедии

В Петербурге покажут спектакль о миллениалах

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.

Книги 2020

Книги с петербургской пропиской

Петербург для художественной и научно-популярной литературы — тема неисчерпаемая. Ежегодно выходит несколько десятков книг, посвященных городу. Автор «Петербургского авангарда» узнал, чего стоит ждать преданным читателям в 2020 году. Представляем вашему вниманию книги про Петербург, произведения петербургских авторов, и романы, действие которых происходит в Петербурге.

Оскар

«Паразиты» в топе

Фильм «Паразиты» завоевал четыре «Оскара» в главных номинациях. «Петербургский Авангард» размышляет об итогах премии.

Василий Соловьев-Седой

Василий Соловьев-Седой: Сейчас я бы не рискнул выйти и два часа читать Бродского без музыки

Внук советского классика, артист художественного слова Василий Соловьев-Седой рассказывает «Петербургскому Авангарду» о метаморфозах этого жанра, изменении театрального ландшафта и зрительского восприятия. Владимир Соловьев-Седой 12 февраля прочитает на Квартирнике несколько «зимних» произведений Александра Пушкина, Бориса Пастернака и Давида Самойлова.

Андрей Зорин

Отправить бы Толстого к психотерапевту…

В декабре издательство «Новое литературное обозрение» выпустило краткую биографию Льва Толстого, которую написал Андрей Зорин. «Петербургский авангард» объясняет, чем же так хороша очередная книга о классике.