В Музее политической истории вспомнили «Ленинградское дело»

В Музее политической истории России (улица Куйбышева, 2-4) в пятницу, 3 мая, открывается выставка «Ленинградское дело», приуроченная к 70-летию фабрикации этого самого дела и 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

выставка Ленинградское дело, Музей политической истории

«Ленинградское дело» – один из последних сфабрикованных сталинским режимом политических процессов. Его жертвами стали все руководители областной, городской и районных партийных организаций Ленинграда, а также большинство управленцев, выдвинутых в послевоенное время из Ленинграда в Москву и в регионы. Уникальные фотографии и документы, протоколы обысков, дневники, личные вещи представят биографию репрессированных на фоне истории Ленинграда. Выставка показывает этапы и механизм фабрикации «Ленинградского дела» в 1949-1952 годах, аресты и казнь обвиняемых, судьбы членов их семей.

Начинается выставка с рассказа о формировании нового поколения управленцев. Выставка освещает различные направления работы руководителей Ленинграда в период блокады: формирование народного ополчения, создание оборонительных укреплений, эвакуация предприятий и населения, перестройка промышленности, организация Дороги Жизни, решение продовольственного вопроса, предотвращение эпидемий и т. д.

Выставка показывает, как в послевоенные годы в руководстве СССР сформировалась особая «ленинградская группа». Для восстановления разрушенного народного хозяйства требовались новые руководители – ими стали многие выходцы из Ленинграда, которые заняли посты в Москве и регионах. Эти люди умели действовать самостоятельно и осознавали необходимость перемен в системе, и вскоре Сталин осознал, что они могут стать угрозой режиму.

Фабрикация «Ленинградского дела» началась в 1949 году, когда вышло постановление «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП (б) т. Кузнецова А. и кандидатов в члены ЦК ВКП (б) тт. Родионова М. и Попкова П.». В опале оказался и Председатель Госплана СССР Николай Вознесенский. Арестованных обвиняли в создании «антипартийной группы» и «ведении вредительской работы», в пропаганде «ленинградской исключительности» и приверженности к «ленинградскому квасному патриотизму». Инициатором и сценаристом этого судебного фарса был сам Сталин. Вопрос о физическом уничтожении арестованных был предрешен задолго до процесса, состоявшегося 29-30 сентября 1950 года в Ленинграде. Спустя час после оглашения приговора Алексей Кузнецов, Михаил Родионов, Пётр Попков, Николай Вознесенский, Яков Капустин и Пётр Лазутин были расстреляны.

На этом судебные процессы не закончились. Всего по этому «делу» было расстреляно 26 человек. Свыше 300 человек, в том числе члены семей, были приговорены к тюремному и лагерному заключению, к ссылке. Больше 2 тысяч человек были уволены с работы, исключены из партии. Репрессиям подверглись хозяйственные, профсоюзные, военные работники, ученые, творческая интеллигенция. В Ленинградском университете были уволены более 300 сотрудников, в том числе 18 деканов. Был ликвидирован Музей обороны Ленинграда, в Музее Революции уничтожались собранные в блокадные годы экспонаты, напоминавшие о репрессированных руководителях. Аресты были проведены в Крыму, Рязани, Саратове, Новгороде, Пскове, Петрозаводске, Ярославле, Таллине, Мурманске. «Ленинградское дело» окончательно похоронило послевоенные надежды на возможность модернизации и демократизации общества в рамках сталинского государства.

Сегодня среди всех музейных собраний наша коллекция наиболее полно отражает масштаб и характер «Ленинградского дела». Музей за последние годы получил от членов семей репрессированных уникальные, чудом сохранившиеся материалы из личных архивов. Посетители смогут увидеть дневник заключенного, личные письма и открытки из лагеря, фотографии, самодельные предметы тюремного творчества.

Выставка создана при участии Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга.

1 мая 2019 // рубрика: Музеи / кино

Юлия Галкина

Юлия Галкина: Люди всегда интереснее, чем оконная фурнитура и дореволюционный паркет

В декабре в издательстве «Бомбора» вышла книга «Истории домов Петербурга, рассказанные их жителями». Ее написали краевед Максим Косьмин, который известен подписчикам в Инстаграме как maax_sf и журналистка Юлия Галкина, автор телеграм-канала fake empire. Фотографом выступил Антон Акимов, работавший над аналогичной книгой про московские дома. «Петербургский авангард» встретился с Юлией Галкиной, чтобы поговорить о книге, которую спустя месяц после ее выхода уже едва найдешь в книжных, о жителях домов, встречающих журналистов едва ли не со сковородкой, и о городе, где каждый район — это почти отдельный мир.

Виктор Косаковский

Ты меня больше не любишь!

Петербургский режиссер-документалист Виктор Косаковский не получит Оскар в этом году — его картина «Акварель» не попала в шорт-лист. В феврале на Берлинале он покажет новый фильм «Гунда», снова снятый на 96 кадров секунду (быстрее, чем «Хоббит»). По мнению режиссера, скоро все кинематографисты перейдут на этот стандарт скорости изображения. Автор «Петербургского Авангарда» рассказывает, как менялось отношение режиссера к герою и куда его приведет новая технология.

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.