В Музее музыки открылся «Симфонический оркестр»

В Шереметевском дворце – Музее музыки появилась новая постоянная экспозиция «Симфонический оркестр» (набережная Фонтанки, 34). Яркая, современная мультимедийная экспозиция наглядно, доступно и эффектно рассказывает о главном европейском музыкальном инструменте – симфоническом оркестре – от его рождения до полного расцвета в середине XX века.

Музей музыки

Авторы экспозиции неординарно подошли к необъятной задаче. В центре зала – гигантская витрина, в которой собраны инструменты симфонического оркестра от середины XVIII до середины XX века. Старинные скрипки, деревянные гобои моцартовских времен, натуральные старинные трубы соседствуют с современными инструментами. Расположены они по группам – так, как сидят оркестранты на сцене.

Чтобы разобраться, кто есть кто, не требуется экскурсовод: инструменты оркестров Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Вагнера и Малера высвечиваются специально созданной аудиосветовой программой при одном касании планшета, который располагается у витрины. Мультимедийная программа рассказывает об изменениях оркестровых составов в разные времена и дает полную органологическую справку о каждом из инструментов витрины (с фотографиями важных деталей и элементов конструкции).

Еще три планшета, инсталлированные в центре зала, это кладезь самой разнообразной информации, доступной для взрослых и детей. Алиса и Чеширский кот – проводники в мир симфонической музыки – предлагают пойти направо или налево, послушать все инструменты, почитать о них, посмотреть рассказы музыкантов о своих любимых «орудиях труда», фрагменты репетиций знаменитых дирижеров и оркестровые пьесы, в которых флейты или, к примеру, барабаны поданы с самой яркой стороны.

Ящики гигантской витрины выдвигаются: это можно делать самостоятельно. В каждом отдельный сюжет – о дирижере Евгении Мравинском, об исполнениях Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде или об истории Заслуженного коллектива России Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В экспозиции представлена музейная коллекция дирижерских палочек, позволяющая совершить путешествие в историю профессии дирижера – от Берлиоза и Вагнера, Рубинштейна, Балакирева и Направника до выдающихся дирижеров XX века.

Экспозицию дополняет рассказ об истории возникновения в 1882 году Придворного оркестра (до 1897 года – Придворного музыкантского хора) и о его руководителе бароне Константине Карловиче Штакельберге. По инициативе Штакельберга, поддержанной императором Александром III, в 1880-е годы при Придворном оркестре и стал создаваться первый в России Музей музыки. Его собрание по сей день составляет значительную часть современной музейной коллекции. От Придворного оркестра ведет свою историю и симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Музей музыки

Авторы и создатели экспозиции «Симфонический оркестр»: руководитель проекта – заведующая научно-экспозиционным отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Роза Садыхова; научные кураторы – старший научный сотрудник Елена Грумад, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев; дизайн-проект – художник Юрий Сучков, архитектор Кира Лисенковская; художник-исполнитель – Сергей Милаш.

Над экспозицией также работали Виктор Бочаров, Александр Гришин, Ирина Зартайская, Варвара Летягина, Юлия Лурье, Людмила Мочалова. Мультимедийная группа – Андрей Алексеев, Антон Брунов, Андрей Васильев, Сергей Людвиг.

4 апреля 2019 // рубрика: Музеи / кино

Петербургский кинотеатр вошел в список лучших артхаусных залов Европы

Философ Александр Секацкий объяснит, для чего люди нужны друг другу

Историк Даниил Коцюбинский расскажет, почему самодержавие и конституция несовместимы

В театре «Суббота» прочитают пьесы о преступлении и похмелье

На фестиваль «Звезды белых ночей» приедут Анна Нетребко, Пласидо Доминго и Диана Вишнева

В БДТ пройдет премьера спектакля Яна Фабра

В Петербурге состоится международный фестиваль «Посвящение Маэстро»

В арт-пространстве mArs покажут остросоциальные плакаты

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на «Квартирнике» об императрице Александре и «старце» Распутине

Дмитрий Губин расскажет на «Квартирнике», как эволюционирует собственность

Современная Корея — страна патриархата и бунтарства

Главным героем нового спектакля Дмитрия Волкострелова станет русская классика

Сталин

Про Родину. Про Сталина

В день смерти Сталина в прокат вышел документальный фильм Сергея Лозницы «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). О ложной гармонии, разрушающейся на экране с помощью статистики, — кинокритик Наталия Эфендиева.

Dmitry_Mirilenko_Coronavirus

Героиня на карантине: запираемся дома от вируса книгами и трансляциями

Пришлось в четырех стенах спасаться от коронавируса? Это повод узнать много нового — и бесплатно.

Аустерлиц

Театр текста или театр Сафоновой?

Автор «Петербургского Авангарда» разбирается в одном из самых сложных и важных спектаклей сезона.

Григорий Козлов

Актеры и режиссеры о Григории Козлове молвят слово

В 2020 году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. «Петербургский Авангард» вместе с «Мастерской» собрал смешные и трогательные истории о Мастере.

Виктория Исакова

Российские сериалы, которые мы ждём в 2020 году

Нынешний год обещает широкий выбор разноплановых многосерийных проектов, затрагивающих и страницы давней истории, и нынешнюю реальность. «Петербургский авангард» рассказывает об отечественных сериалах, которые должны выйти в 2020 году.

Григорий Козлов

В театре не должно быть духа соревнования. Цитатник Григория Козлова

В этом году художественному руководителю Санкт-Петербургского театра «Мастерская» Григорию Михайловичу Козлову исполняется 65 лет. Свой первый юбилей — 10 лет — в 2020 году отметит и сама «Мастерская». «Петербургский Авангард» сердечно поздравляет Григория Михайловича и публикует десять цитат Мастера о театре и не только.