В Музее музыки открылся «Симфонический оркестр»

В Шереметевском дворце – Музее музыки появилась новая постоянная экспозиция «Симфонический оркестр» (набережная Фонтанки, 34). Яркая, современная мультимедийная экспозиция наглядно, доступно и эффектно рассказывает о главном европейском музыкальном инструменте – симфоническом оркестре – от его рождения до полного расцвета в середине XX века.

Музей музыки

Авторы экспозиции неординарно подошли к необъятной задаче. В центре зала – гигантская витрина, в которой собраны инструменты симфонического оркестра от середины XVIII до середины XX века. Старинные скрипки, деревянные гобои моцартовских времен, натуральные старинные трубы соседствуют с современными инструментами. Расположены они по группам – так, как сидят оркестранты на сцене.

Чтобы разобраться, кто есть кто, не требуется экскурсовод: инструменты оркестров Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Вагнера и Малера высвечиваются специально созданной аудиосветовой программой при одном касании планшета, который располагается у витрины. Мультимедийная программа рассказывает об изменениях оркестровых составов в разные времена и дает полную органологическую справку о каждом из инструментов витрины (с фотографиями важных деталей и элементов конструкции).

Еще три планшета, инсталлированные в центре зала, это кладезь самой разнообразной информации, доступной для взрослых и детей. Алиса и Чеширский кот – проводники в мир симфонической музыки – предлагают пойти направо или налево, послушать все инструменты, почитать о них, посмотреть рассказы музыкантов о своих любимых «орудиях труда», фрагменты репетиций знаменитых дирижеров и оркестровые пьесы, в которых флейты или, к примеру, барабаны поданы с самой яркой стороны.

Ящики гигантской витрины выдвигаются: это можно делать самостоятельно. В каждом отдельный сюжет – о дирижере Евгении Мравинском, об исполнениях Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде или об истории Заслуженного коллектива России Симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В экспозиции представлена музейная коллекция дирижерских палочек, позволяющая совершить путешествие в историю профессии дирижера – от Берлиоза и Вагнера, Рубинштейна, Балакирева и Направника до выдающихся дирижеров XX века.

Экспозицию дополняет рассказ об истории возникновения в 1882 году Придворного оркестра (до 1897 года – Придворного музыкантского хора) и о его руководителе бароне Константине Карловиче Штакельберге. По инициативе Штакельберга, поддержанной императором Александром III, в 1880-е годы при Придворном оркестре и стал создаваться первый в России Музей музыки. Его собрание по сей день составляет значительную часть современной музейной коллекции. От Придворного оркестра ведет свою историю и симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Музей музыки

Авторы и создатели экспозиции «Симфонический оркестр»: руководитель проекта – заведующая научно-экспозиционным отделом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Роза Садыхова; научные кураторы – старший научный сотрудник Елена Грумад, ведущий научный сотрудник, хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев; дизайн-проект – художник Юрий Сучков, архитектор Кира Лисенковская; художник-исполнитель – Сергей Милаш.

Над экспозицией также работали Виктор Бочаров, Александр Гришин, Ирина Зартайская, Варвара Летягина, Юлия Лурье, Людмила Мочалова. Мультимедийная группа – Андрей Алексеев, Антон Брунов, Андрей Васильев, Сергей Людвиг.

4 апреля 2019 // рубрика: Музеи / кино

Юрий Смекалов

«Приют комедианта» совместит балет с драмой

В петербургском Пассаже открылась выставка «О чем молчит балет», которая предваряет премьеру нового спектакля хореографа Юрия Смекалова по сценарию Александра Цыпкина «Три товарища?». Показы пройдут 30 ноября и 1 декабря 2019 года, а также 21-22 января 2020 года. На спектакли этого года уже нет билетов, сообщил на открытии выставки директор «Приюта комедианта» Виктор Минков.

Коля Садовник на фоне своих картин

Коля Садовник: Во всеобщую методу счастья я не верю

Коля Садовник — петербургский художник, который работает в жанрах метафизической живописи, экспрессионизма, наивного искусства, эклектики и психореализма. Кроме того, он является основателем музыкального коллектива «Земля Сомнамбулы», выступающего в жанре психореализма уже более 10 лет на петербургской андеграундной сцене. Дебют состоялся летом 2017 года в Санкт-Петербургском Street Art Museum, где была выставлена философская семичастная работа «Зеленая комната» […]

Ирина Дудина

Ирина Дудина: Цель западной цивилизации — сокращение населения и тотальный контроль

Ирина Дудина известна как литератор, победитель первого петербургского слэма, автор множества поэтических сборников, культовой книги «Пение птиц в положении лежа», романов «Предводитель маскаронов», «Нежные и надломленные» и сборника «Богема с Невского проспекта». Ее стихи переведены на немецкий и английский языки. В частности, в Австрии в 2006 году была издана книга стихов билингва «Ад и рай».

выставка Константина Сомова в Русском музее

Поэзия линии и цвета

Выставка к 150-летию со дня рождения Константина Сомова (1869-1939) в Русском музее продлена до 17 ноября. На ней можно увидеть более ста пятидесяти работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (музей-квартира Исаака Бродского) и частных коллекций.

мюзикл Шелк, фото предоставлено пресс-службой Мюзик-холла

Мюзик-Холл в чувственном «Шелке»

На большой сцене театра «Мюзик-Холл» 18 октября 2019 года состоялась премьера мюзикла «Шелк», созданного по мотивам одноименного романа Алессандро Барикко. Это первая в России сценическая версия одного из самых популярных произведений современного европейского писателя в жанре мюзикла, красивая история о любви на фоне экзотичной Японии и изысканной Франции. Режиссер спектакля – Лев Рахлин.

Антон Танонов

Антон Танонов: Рад, когда рядом есть люди, которые вдохновляют

Музыка Антона Танонова снискала успех и популярность в России и за ее пределами. Продолжатель славных традиций Ленинградской-Петербургской композиторской школы, ученик классика современной музыки Сергея Слонимского, Танонов уже в самом начале своего творческого пути заявил о себе громкими премьерами своих сочинений. Неповторимый творческий почерк, необычный и смелый синтез идей академического искусства с технологией и принципами современной музыкальной жизни принесли Танонову небывалый для композиторов его возраста успех. Молодой композитор работает в разных жанрах: он автор произведений камерной, симфонической и электронной музыки. «Симфониетта» (2000), «In Techno и Самба» для симфонического оркестра (2003-2005), «25 мобильных прелюдий» для симфонического оркестра (2005), опера «Вий» (2005), рок-мюзикл «Вий» (2009), Концерт для синтезатора с оркестром (2008), балет «Шакунтала и Душьянта» (2008), Фантазия для сопрано и симфонического оркестра «Разлучница-зима» (2008-2009), Симфония (2009), балет «Похороны сардинки» (2011) – вот далеко не полный список произведений Танонова, исполненных в России, Австрии, Германии, Италии и США.