В Царском Селе до конца 2019 года выставят Клад Нарышкиных

В Царском Селе до конца 2019 года будет открыта экспозиция, в которую войдут предметы из так называемого Клада Нарышкиных. Коллекцию разместят в левом крыле Александровского дворца.

Клад Нарышкиных

Предметы клада будут изучать и публиковать в каталогах. Реставрация находок не проводилась, так как большая часть вещей Нарышкиных-Трубецких находится в отличном состоянии. Стоимость коллекции составляет 190 млн рублей, сообщает портал Музеи России.

Клад был найден в марте 2012 года, во время реконструкции дворовых флигелей особняка Нарышкиных-Трубецких (улица Чайковского, 29). В коллекции — более двух тысяч предметов, выполненных лучшими ювелирами известнейших российских (Игнатия Сазикова, Павла Овчинникова, Карла Фаберже) и европейских (Falize, Aucoc Aine, Harleux) фирм.

Предметы были переданы на хранение в музей-заповедник «Царское Село». Раритетная коллекция вещей конца XVIII – начала XX века пополнила музейный фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней. Хранители музейных коллекций сразу начали кропотливую и ответственную работу по описанию предметов.

Специалисты отмечают прекрасную сохранность вещей, некоторые были завернуты в газеты «Русская воля», датированные июлем – сентябрем 1917-го. Во время составления описи установили предполагаемого последнего владельца: им, судя по всему, был поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сергеевич Сомов – участник Первой мировой и Гражданской войн. Он был женат на Наталье Васильевне Нарышкиной – дочери владельца особняка на улице Чайковского, чиновника Министерства иностранных дел Василия Львовича Нарышкина.

Имя Сергея Сомова указано в документах, найденных в одной из шкатулок в замурованной комнате: увольнительный билет воспитанника Императорского училища Сомова от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия (револьвера, охотничьего ружья); свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте Ордена белого орла). В числе наград – орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом – скорее всего, он тоже принадлежал Сергею Сомову.

Среди изделий фамильного серебра – дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер французской фирмы с марьяжными гербами Сомовых и Нарышкиных: по-видимому, это был свадебный подарок.

Вероятно, Сомов стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда, и принимал непосредственное участие в сокрытии клада. Позже Сергей Сомов тоже эмигрировал во Францию. Умер в 1976 году в Париже, а через два года умерла его жена. Наследников у них не осталось.

«Клад Нарышкиных» можно считать самым крупным в отечественной истории (почти все вещи российских дворянских родов после революции были или вывезены за границу, или экспроприированы, переданы в музеи или распроданы по отдельности). Этот клад во многом уникален: он включает более двух тысяч предметов из серебра XIX – начала XX века (несколько предметов имеют ювелирные клейма, относящиеся к концу XVIII века).

Коллекция цельная, принадлежала одной семье. На большинстве предметов – княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых – герб Сомовых. В комплект входят образцы посуды, столового серебра от ситечек до серебряных пятикилограммовых самоваров, бульотки, предметы быта – от крошечных булавок, расчесок, ювелирных украшений, часов, туалетных приборов до канделябров весом почти в 20 килограммов. В кладе были обнаружены также памятные знаки, ордена, медали – отечественные и иностранные.

В коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в русском стиле Игнатия Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие предметов служат наглядным примером высочайшего мастерства ведущих русских ювелиров, многие их которых были поставщиками императорского Двора.

При изготовлении предметов в неорусском стиле мастера использовали пословицы, поговорки, шутливый тон которых передавал истинную народность. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная: «И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам», «Доброе братство лучше богатства», «Пей, да дело разумей».

Фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней ГМЗ «Царское Село» включает около тысячи единиц хранения. Среди них – предметы с содержанием благородных металлов и драгоценных камней, а также предметы из недрагоценных металлов, входящие в комплект (крышки, подставки, наконечники и т.п.). Наиболее ценны предметы из исторической коллекции. Таких в фонде несколько сотен единиц. Остальные приобретались музеем на аукционах, у частных коллекционеров, в антикварных магазинах, или были подарены меценатами, частными коллекционерами, переданы государственными структурами.

Особняк Трубецких-Нарышкиных знаменит тем, что в конце 1770 – начале 1780-х годов в нем жил Абрам Петрович Ганнибал – знаменитый «арап Петра Великого». Впоследствии домом владели: старший сын Абрама Петровича – Иван Абрамович Ганнибал (военный, участник Чесменской битвы, строитель крепости и города Херсона), в 1820-х годах – сенатор Иван Николаевич Неплюев, позже – его дочь Мария с супругом, в 1850-х годах – князь Петр Никитич Трубецкой (действительный статский советник, петербургский уездный предводитель дворянства).

При Трубецком архитектор Гаральд Боссе основательно переделал фасад особняка. Елизавета Эсперовна, супруга Петра Никитича, любила роскошную жизнь, в особняк часто съезжались многочисленные гости, устраивались блестящие балы, которые посещали государь и члены царской фамилии. Непомерные траты привели к тому, что Трубецкие были вынуждены сдавать дом в наём. Одно время здание занимало посольство Италии.

В 1874 году особняк был продан зятю, князю Павлу Павловичу Демидову, но уже через год Демидов перепродал дом, его владельцем становится камер-юнкер, чиновник Министерства иностранных дел Василий Львович Нарышкин. Василий Львович был женат на княжне Феодоре Орбелиани. По его заказу особняк перестроил архитектор Роберт Гёдике.

После революционных событий 1917 года Нарышкины навсегда покинули родину. Большинство ценностей из особняка пополнили коллекции Эрмитажа и Русского музея.

26 марта 2019 // рубрика: Музеи / кино

В Петербурге и пригородах выходит в прокат комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2»

В Санкт-Петербурге выбрали самых добрых жителей

На Квартирнике в Росбалте эксперты расскажут, как правильно загадывать желание на Новый год

В Росбалте пройдет Квартирник «Семейные новогодние традиции в семье художника Юрия Васнецова»

На Квартирнике в Росбалте художник Надя Кузнецова расскажет об Италии

В арт-пространстве mArs открывается выставка Игоря Шаймарданова «Здравствуй, Старый новый год»

В Росбалте «Литературное подполье» обсудит коренных петербуржцев

В Театре ЦЕХЪ покажут «Лабрум»

Мигель посетил Петербург с эксклюзивным мастер-классом

На Квартирнике в Росбалте Полина Фрадкина расскажет о пользе грусти

В Петербургской филармонии выступит Шарль Дютуа и Лейф Ове Андснес

Александринка представит новую премьеру «Бани» Маяковского

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.