В Александринку на Театральную олимпиаду приедут республиканские театры

В рамках Театральной олимпиады на сцене Александринского театра в Петербурге свои постановки представят театры из республик Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия), Карелия, Башкортостан и Чеченской республики.

Александринский театр

«Творить, объединяя!» — таков девиз Театральной олимпиады 2019 года. Показ спектаклей национальных сцен не только знакомит зрителей с новыми постановками, но и позволяет выработать общую систему координат, позволяющую воспринимать и осмысливать свою национальную культуру не изолировано, а в контексте традиций и новаций различных театральных культур.

Так, 11 и 12 октября программу национальных театров России на сцене Александринского театра откроет одна из лучших трупп страны – Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала (Казань). Зрители увидят новый спектакль главного режиссера Театра Камала заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Фарида Бикчантаева «Взлетел петух на плетень», созданный по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова. В центре сюжета — история нелепой соседской ссоры, с гоголевским размахом разгорающейся в татарской деревне в советские семидесятые. Сценический текст спектакля рождался в процессе репетиций, Фарид Бикчантаев впервые обратился к этюдному методу работы.

Бурятский государственный академический театр имени Хоца Намсараева (Улан-Удэ) покажет спектакль «Полет. Бильчирская история». Работа молодого режиссера Сойжин Жамбаловой создана по итогам творческой экспедиции и идет на булгатском диалекте бурятского языка. В основе спектакля – эпизоды повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и документальные истории жителей Осинского района Иркутской области, тех кто был свидетелями затопления земель в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре. Национальная музыкальная и пластическая культура, ритмы танцев и песен западных бурят создают особый строй спектакля, рассказывающего о том, как люди прощались со своей родиной, как гибли перелетные птицы не находя земли.

Театр «Олонхо» (Якутск) представит спектакль-олонхо «Воительница Джырыбына», погружающий современного зрителя в мир традицонного пения «тойук», шаманского обряда, уникальной национальной пластики и историю девушки-богатырки, сражающейся со злыми духами. В 2018 году спектакль был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». Автор спектакля – режиссер и актриса Матрёна Владимировна Корнилова (24 марта 1962 – 21 февраля 2019) внесла значительный вклад в изучение, сохранение и современное развитие древнего искусства олонхо.

Чеченский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова (Грозный) покажет в программе Театральной олимпиады два спектакля, созданных художественным руководителем-директором театра — народной артисткой Чеченской республики Хавой Ахмадовой — по пьесам народного писателя Чеченской республики Мусы Ахмадова.

«Свой дом – красный дом» или «Домой» — драма современного иммигранта, не желающего терять национальную идентичность в новом для себя мире. Эта тема вызывает самое пристальное внимание чеченского общества – пережив на рубеже нового века трагедию войны, сотни тысяч чеченцев оказались в статусе беженцев. Главный герой пытается устроить свою судьбу в Париже. Сможет ли он вернуться на родину?

Спектакль «Выше гор» создан по мотивам чеченских народных преданий. Три легенды: о милосердии и прощении, о жертвенной любви, и о верности слову соединены общей сюжетной линией и передают нравственный код народа, это и есть тот закон, который «Выше гор».

Национальный театр Карелии (Петрозаводск) тоже привезет на Театральную олимпиаду два спектакля. «Песни синего неба» рассказывает о судьбах простых людей в годы Второй мировой войны – в 1944 году три военнопленных карела из СССР батрачат на финском хуторе. Персонажи этого спектакля говорят на разных языках – финском и русском. Режиссер – Андрей Дежонов.

«Сын-медведь» создан по мотивам карельских сказок и идет одновременно на финском, карельском, вепсском и русском языках. В волшебный сюжет вплетены народные песни и обряды. Спектакль является лауреатом XIV Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», отмечен наградами Международного фестиваля национальных культур Kanteletar, фестиваля финно-угорских театров «Майатул». Режиссер — Вячеслав Поляков.

Завершит программу спектаклей национальных театров России спектакль Башкирского академического театр драмы имени Мажита Гафури (Уфа) «Зулейха открывает глаза». Инсценировку изданной в 2015 году и сразу ставшей знаменитой повести Гузель Яхиной сделала для театра драматург Ярослава Пулинович. Спектакль поставил режиссер Айрат Абушахманов. Тридцатые годы прошлого века, крестьянка Зулейха из маленькой татарской деревни вместе с другими ссыльными, людьми разных национальностей и конфессий борется в сибирской ссылке за жизнь.

Спектакли программы национальных театров России будут сопровождаться синхронным переводом или субтитрами на русском языке.

Подробнее о спектаклях Театральной олимпиаде на ее официальном сайте.

21 марта 2019 // рубрика: Театры / музыка

Премия Сергея Курехина

Культурный СПА-салон в Центре Курехина

В воскресенье, 21 апреля (19:00), в Санкт-Петербурге будут определены победители Премии имени Сергея Курехина. Единственная петербургская награда в области современного искусства отличается от столичных тем, что отдает предпочтение новаторским, революционным, концептуальным и мультижанровым проектам. Ведь именно эти принципы развивал Сергей Курехин вместе с «Поп-Механикой».
До 16 мая в Центре современного искусства имени Курехина на Лиговском проспекте, 73, продлится выставка проектов, вошедших в лонг-лист Премии Сергея Курехина. В экспозицию вошли 72 произведения, по которым можно оценить, как развивается современное искусство.

Мертвые души Гоголя, предоставлено пресс-службой Театра на Васильевском

Бал у Сатаны на Васильевском острове

Театр на Васильевском не первый год радует зрителя неординарным и непредвзятым подходом к классике. Хотя очевидно, что именно такой подход гарантирует внимание публики. Но на сей раз этот островной театр превзошел себя, представив петербургскому зрителю премьеру по мотивам поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». Эта постановка — вполне осознанный и удавшийся эксперимент, хорошо срежиссированный и подготовленный. Такие эксперименты стали модны в последнее время, но не всем и не всегда удается придать им глубокий смысл и внятную форму, доступную пониманию не только махровых критиков и театроведов, которые разглядят в постановке влияние Мейерхольда и Вахтангова, но и для простых смертных.

Валерий Фокин

Валерий Фокин покидает секретариат СТД

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин написал заявление на имя премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы Минкультуры России Владимира Мединского о выходе из секретариата Союза театральных деятелей (СТД). Валерий Фокин объяснил, что сделал это в знак протеста против позиции союза по поводу объединения Александринки и Волковского театра.

Евгений Водолазкин, фото предоставлено писателем

Евгений Водолазкин: «Близкие друзья» – спектакль для театральных гурманов

В мире современной литературы есть множество фамилий, но мало имен. Евгений Водолазкин – один из немногих, чье творчество заняло определенную литературную нишу и нашло свою публику среди читателей разных социокультурных кругов. Романы «Соловьев и Ларионов», «Лавр» и «Авиатор» – удивительные произведения, отразившие особое отношение автора к историческому процессу и личности человека. Евгений Водолазкин – финалист престижных литературных премий, таких как «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Книга года», лауреат премий «Ясная Поляна», «Большая книга», «Русский Рим», Премии Александра Солженицына, национальной премии «Русские рифмы, Русское слово» и других.

Молодежный театр на Фонтанке, Нас обвенчает прилив

Неутоленная страсть в морской пене

Удивительное впечатление производит камерная сцена Молодежного театра на Фонтанке: как будто это красивая шкатулка из детства, в которой хранятся все дорогие сердцу ребенка сокровища — красивая шелковая ленточка от коробки конфет, ракушка из лета, флакон из-под маминых духов, красивый камешек и… что там еще приберегают дети, склонные мечтать? Спектакли, которые идут на этой сцене, — предельно лиричные, построенные на соприкосновении душ, удивительно трогательные. Они возвращают надежду, желание остановиться и заглянуть в себя, туда, где вроде бы все отжило, но вдруг понимаешь — нет, еще что-то бьется в ритме сердца.

Осень русского средневековья

Духовные поиски в эпоху перемен (фото)

До 13 мая в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея продлится выставка «Осень русского Средневековья». В экспозицию вошли около 500 произведений из музейных собраний. Впервые посетителям представлена столь обширная картина развития изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства в России от Смутного времени до 1700-х годов. На выставке можно увидеть образы и техники, распространенные в разные годы в Москве, Ярославле, Костроме, на русском Севере. Некоторые произведения демонстрируются впервые или с новой атрибуцией.