В Александринку на Театральную олимпиаду приедут республиканские театры

В рамках Театральной олимпиады на сцене Александринского театра в Петербурге свои постановки представят театры из республик Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия), Карелия, Башкортостан и Чеченской республики.

Александринский театр

«Творить, объединяя!» — таков девиз Театральной олимпиады 2019 года. Показ спектаклей национальных сцен не только знакомит зрителей с новыми постановками, но и позволяет выработать общую систему координат, позволяющую воспринимать и осмысливать свою национальную культуру не изолировано, а в контексте традиций и новаций различных театральных культур.

Так, 11 и 12 октября программу национальных театров России на сцене Александринского театра откроет одна из лучших трупп страны – Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала (Казань). Зрители увидят новый спектакль главного режиссера Театра Камала заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Фарида Бикчантаева «Взлетел петух на плетень», созданный по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова. В центре сюжета — история нелепой соседской ссоры, с гоголевским размахом разгорающейся в татарской деревне в советские семидесятые. Сценический текст спектакля рождался в процессе репетиций, Фарид Бикчантаев впервые обратился к этюдному методу работы.

Бурятский государственный академический театр имени Хоца Намсараева (Улан-Удэ) покажет спектакль «Полет. Бильчирская история». Работа молодого режиссера Сойжин Жамбаловой создана по итогам творческой экспедиции и идет на булгатском диалекте бурятского языка. В основе спектакля – эпизоды повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и документальные истории жителей Осинского района Иркутской области, тех кто был свидетелями затопления земель в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре. Национальная музыкальная и пластическая культура, ритмы танцев и песен западных бурят создают особый строй спектакля, рассказывающего о том, как люди прощались со своей родиной, как гибли перелетные птицы не находя земли.

Театр «Олонхо» (Якутск) представит спектакль-олонхо «Воительница Джырыбына», погружающий современного зрителя в мир традицонного пения «тойук», шаманского обряда, уникальной национальной пластики и историю девушки-богатырки, сражающейся со злыми духами. В 2018 году спектакль был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». Автор спектакля – режиссер и актриса Матрёна Владимировна Корнилова (24 марта 1962 – 21 февраля 2019) внесла значительный вклад в изучение, сохранение и современное развитие древнего искусства олонхо.

Чеченский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова (Грозный) покажет в программе Театральной олимпиады два спектакля, созданных художественным руководителем-директором театра — народной артисткой Чеченской республики Хавой Ахмадовой — по пьесам народного писателя Чеченской республики Мусы Ахмадова.

«Свой дом – красный дом» или «Домой» — драма современного иммигранта, не желающего терять национальную идентичность в новом для себя мире. Эта тема вызывает самое пристальное внимание чеченского общества – пережив на рубеже нового века трагедию войны, сотни тысяч чеченцев оказались в статусе беженцев. Главный герой пытается устроить свою судьбу в Париже. Сможет ли он вернуться на родину?

Спектакль «Выше гор» создан по мотивам чеченских народных преданий. Три легенды: о милосердии и прощении, о жертвенной любви, и о верности слову соединены общей сюжетной линией и передают нравственный код народа, это и есть тот закон, который «Выше гор».

Национальный театр Карелии (Петрозаводск) тоже привезет на Театральную олимпиаду два спектакля. «Песни синего неба» рассказывает о судьбах простых людей в годы Второй мировой войны – в 1944 году три военнопленных карела из СССР батрачат на финском хуторе. Персонажи этого спектакля говорят на разных языках – финском и русском. Режиссер – Андрей Дежонов.

«Сын-медведь» создан по мотивам карельских сказок и идет одновременно на финском, карельском, вепсском и русском языках. В волшебный сюжет вплетены народные песни и обряды. Спектакль является лауреатом XIV Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», отмечен наградами Международного фестиваля национальных культур Kanteletar, фестиваля финно-угорских театров «Майатул». Режиссер — Вячеслав Поляков.

Завершит программу спектаклей национальных театров России спектакль Башкирского академического театр драмы имени Мажита Гафури (Уфа) «Зулейха открывает глаза». Инсценировку изданной в 2015 году и сразу ставшей знаменитой повести Гузель Яхиной сделала для театра драматург Ярослава Пулинович. Спектакль поставил режиссер Айрат Абушахманов. Тридцатые годы прошлого века, крестьянка Зулейха из маленькой татарской деревни вместе с другими ссыльными, людьми разных национальностей и конфессий борется в сибирской ссылке за жизнь.

Спектакли программы национальных театров России будут сопровождаться синхронным переводом или субтитрами на русском языке.

Подробнее о спектаклях Театральной олимпиаде на ее официальном сайте.

21 марта 2019 // рубрика: Театры / музыка

В Петербурге покажут фильм о хореографе Мерсе Каннингеме

Режиссер Илья Мощицкий поставит спектакль во время спектакля

Пианистка Полина Фрадкина расскажет на Квартирнике, как гармонизироваться Моцартом

Психолог Мая Килошенко раскроет на Квартирнике то, что скрывается за модой

Писательница Надежда Кузнецова прочитает в Росбалте семейную переписку

Историк Даниил Коцюбинский расскажет на Квартирнике о поисках настоящего царя

Дмитрий Губин на Квартирнике в Росбалте расскажет об эволюции денег

«Порядок слов» в честь десятилетия откроет видеосалон и проведет кассетную дискотеку

Стилист Надежда Корнева расскажет на Квартирнике, как правильно сочетать цвета в одежде

В арт-пространстве mArs пройдет персональная выставка Арона Зинштейна

Историк Даниил Коцюбинский расскажет об удивительных парадоксах Александра I и Павла I

Художник Игорь Шаймарданов расскажет про сказки и волшебство

Рождество и Новый год

Театральные проводы 2019 года

Многие петербуржцы наверняка захотят провести 31 декабря 2019 года в приятной атмосфере театров, которые приготовили для взрослых и маленьких зрителей новогоднее меню на любой вкус — и веселое, и музыкальное, и романтичное, и задумчивое. Это касается не только больших залов и площадок, расположенных в центре города и всегда выглядящих респектабельно и празднично. Спальные районы Петербурга уже давно не отстают в стремлении к культурному и интеллектуальному досугу и не желают делать расслабляющий перерыв даже в главный праздник года.

Татьяна Семенова, реквизиторский цех Театра музыкальной комедии

Татьяна Семенова: Принесенные мной стаканы семь лет «работают» на сцене

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» знакомит своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Татьяна Семенова заведует реквизиторским цехом. Профессия реквизитора – одна из немногих в театре, которую не преподают ни в одном учебном заведении. Этому можно научиться только на месте. Главное – желание и хороший пример перед глазами.

Михаил Шемякин

Пикассо в диалоге с Шемякиным

До 5 апреля 2020 года в выставочном центре Михаила Шемякина на Садовой улице проходит необычная экспозиция — «Шемякин. Пикассо. Веласкес. Картины как модели. История трансформаций». Это еще один из способов великого художника современности совместить в познании мира и себя два подхода — научный и артистический. Мастера разных жанров и искусств обращаются к работам своих предшественников, чтобы получить вдохновение, воздать должное великому творцу или переосмыслить оригинал, а возможно — превзойти его. Обычно каждая индивидуальная реакция на старое произведение искусства представляет собой синтез намерений художника: зафиксировать, интерпретировать и учиться.

Костюмеры женской стороны. В центре - Маринэлла Лукинская

Маринэлла Лукинская: Артисты – существа не от мира сего

«Петербургский авангард» предлагает своим читателям историю Маринэллы Лукинской, заведующей женским костюмерным цехом Театра музыкальной комедии Петербурга. Мы продолжаем цикл интервью представителей театральных профессий, которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музкомедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице.

Светлана Воронцова, помощник режиссера в Театре музыкальной комедии

Светлана Воронцова: Мне дали прозвище «Главная по чрезвычайным ситуациям»

«Петербургский авангард» продолжает знакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, предлагаем захватывающие истории «бойцов невидимого фронта», которые обеспечивают безупречную и слаженную работу одного из самых ярких театральных коллективов на Итальянской улице. Следующий рассказ — о Светлане Воронцовой, которая вот уже 22 года работает в Театре музкомедии помощником директора труппы, помощником режиссера.

Легенды ретро fm

Торжество вечной молодости

В Ледовом дворце 21 декабря 2019 года свое 15-летие отметил фестиваль «Легенды ретро FM», объединяющий звезд 1970-х, 1980-х и 1990-х. Шоу артистов, пик популярности которых пришелся на вторую половину прошлого столетия, состоялось при полном аншлаге, смешав безудержное веселье с легкой грустью и обманув время. В этот раз в «Легендах» приняли участие зарубежные звезды E-Type, Dschinghis Khan, Ottawan, Lian Ross, Lou Bega, Thomas Anders. Из отечественных исполнителей – Татьяна Буланова, Ирина Салтыкова, Игорь Корнелюк и Сергей Васюта.