В Александринку на Театральную олимпиаду приедут республиканские театры

В рамках Театральной олимпиады на сцене Александринского театра в Петербурге свои постановки представят театры из республик Татарстан, Бурятия, Саха (Якутия), Карелия, Башкортостан и Чеченской республики.

Александринский театр

«Творить, объединяя!» — таков девиз Театральной олимпиады 2019 года. Показ спектаклей национальных сцен не только знакомит зрителей с новыми постановками, но и позволяет выработать общую систему координат, позволяющую воспринимать и осмысливать свою национальную культуру не изолировано, а в контексте традиций и новаций различных театральных культур.

Так, 11 и 12 октября программу национальных театров России на сцене Александринского театра откроет одна из лучших трупп страны – Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала (Казань). Зрители увидят новый спектакль главного режиссера Театра Камала заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Фарида Бикчантаева «Взлетел петух на плетень», созданный по повести классика татарской литературы Аяза Гилязова. В центре сюжета — история нелепой соседской ссоры, с гоголевским размахом разгорающейся в татарской деревне в советские семидесятые. Сценический текст спектакля рождался в процессе репетиций, Фарид Бикчантаев впервые обратился к этюдному методу работы.

Бурятский государственный академический театр имени Хоца Намсараева (Улан-Удэ) покажет спектакль «Полет. Бильчирская история». Работа молодого режиссера Сойжин Жамбаловой создана по итогам творческой экспедиции и идет на булгатском диалекте бурятского языка. В основе спектакля – эпизоды повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и документальные истории жителей Осинского района Иркутской области, тех кто был свидетелями затопления земель в ходе строительства Братской ГЭС на Ангаре. Национальная музыкальная и пластическая культура, ритмы танцев и песен западных бурят создают особый строй спектакля, рассказывающего о том, как люди прощались со своей родиной, как гибли перелетные птицы не находя земли.

Театр «Олонхо» (Якутск) представит спектакль-олонхо «Воительница Джырыбына», погружающий современного зрителя в мир традицонного пения «тойук», шаманского обряда, уникальной национальной пластики и историю девушки-богатырки, сражающейся со злыми духами. В 2018 году спектакль был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска». Автор спектакля – режиссер и актриса Матрёна Владимировна Корнилова (24 марта 1962 – 21 февраля 2019) внесла значительный вклад в изучение, сохранение и современное развитие древнего искусства олонхо.

Чеченский государственный драматический театр имени Ханпаши Нурадилова (Грозный) покажет в программе Театральной олимпиады два спектакля, созданных художественным руководителем-директором театра — народной артисткой Чеченской республики Хавой Ахмадовой — по пьесам народного писателя Чеченской республики Мусы Ахмадова.

«Свой дом – красный дом» или «Домой» — драма современного иммигранта, не желающего терять национальную идентичность в новом для себя мире. Эта тема вызывает самое пристальное внимание чеченского общества – пережив на рубеже нового века трагедию войны, сотни тысяч чеченцев оказались в статусе беженцев. Главный герой пытается устроить свою судьбу в Париже. Сможет ли он вернуться на родину?

Спектакль «Выше гор» создан по мотивам чеченских народных преданий. Три легенды: о милосердии и прощении, о жертвенной любви, и о верности слову соединены общей сюжетной линией и передают нравственный код народа, это и есть тот закон, который «Выше гор».

Национальный театр Карелии (Петрозаводск) тоже привезет на Театральную олимпиаду два спектакля. «Песни синего неба» рассказывает о судьбах простых людей в годы Второй мировой войны – в 1944 году три военнопленных карела из СССР батрачат на финском хуторе. Персонажи этого спектакля говорят на разных языках – финском и русском. Режиссер – Андрей Дежонов.

«Сын-медведь» создан по мотивам карельских сказок и идет одновременно на финском, карельском, вепсском и русском языках. В волшебный сюжет вплетены народные песни и обряды. Спектакль является лауреатом XIV Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», отмечен наградами Международного фестиваля национальных культур Kanteletar, фестиваля финно-угорских театров «Майатул». Режиссер — Вячеслав Поляков.

Завершит программу спектаклей национальных театров России спектакль Башкирского академического театр драмы имени Мажита Гафури (Уфа) «Зулейха открывает глаза». Инсценировку изданной в 2015 году и сразу ставшей знаменитой повести Гузель Яхиной сделала для театра драматург Ярослава Пулинович. Спектакль поставил режиссер Айрат Абушахманов. Тридцатые годы прошлого века, крестьянка Зулейха из маленькой татарской деревни вместе с другими ссыльными, людьми разных национальностей и конфессий борется в сибирской ссылке за жизнь.

Спектакли программы национальных театров России будут сопровождаться синхронным переводом или субтитрами на русском языке.

Подробнее о спектаклях Театральной олимпиаде на ее официальном сайте.

21 марта 2019 // рубрика: Театры / музыка

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.