«Святая Русь» Нестерова впервые за 100 лет будет отреставрирована

Русский музей отправил на первую за 100 лет реставрацию полотно Михаила Нестерова «Святая Русь». Специалисты заметили провисание основы, мелкие вмятины и трещины на поверхности холста.

"Святая Русь" Нестерова

Русский музей в четверг снял с постоянной экспозиции полотно Михаила Нестерова «Святая Русь» и отправил его на первую крупную реставрацию со времени создания картины в начале ХХ века. Реставраторы более 10 лет запрещали вывозить картину на выставки из-за ее состояния, передает ТАСС.

«Объяснимо желание Русского музея наконец привести в порядок и сделать выездной одну из знаковых работ — картину Михаила Нестерова «Святая Русь», которая около 10 лет по рекомендации реставраторов не покидает стен Русского музея. Она находится в стабильном состоянии, но требующем огромной реставрационной работы», — рассказала журналистам перед снятием картины главный хранитель Русского музея Ольга Бабина.

Во время обследования состояния картины реставраторы заметили провисание основы, мелкие вмятины и фалды, деформацию по углам, кракелюр (мелкие трещины) на поверхности холста, плохую связь красочного слоя с грунтом. Специалисты отмечают, что картина могла бы дальше демонстрироваться в зале, но для того, чтобы обезопасить ее от дальнейшего ухудшения состояния, а также чтобы иметь возможность ее показывать на выездных выставках, ей необходима комплексная реставрация. Специалисты Русского музея изготовят новый подрамник, устранят дефекты и загрязнения холста, укрепят красочный слой, удалят старые реставрационные записи и тонировки, восстановят живописный слой в местах утраты.

«Полотно уходит на реставрацию где-то на полгода, после чего сможет представлять русское собрание не только в стенах музея, но и за его пределами», — сказала главный хранитель. Она рассказала, что Русский музей проводит около 100 выставок в год. «Это огромный поток, и ни одна работа на выставки не отправляется без профессионального глаза реставраторов — обязательно проходит реставрационный совет», — отметила Бабина. В Русском музее работают более 80 реставраторов, за год через них проходит примерно 4,6 тысячи произведений.

Картина Михаила Нестерова «Святая Русь» считается одним из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры. Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа: к Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. «Святая Русь» была показана широкой публике на персональной выставке художника в 1907 году в Петербурге, она понравилась императору Николаю II, но в обществе была воспринята неоднозначно. Прямо с выставки произведение было приобретено для Музея императорской академии художеств.

В 1909 году картину отправили на Международную выставку в Мюнхен, где она получила золотую медаль первой степени и была воспроизведена во многих зарубежных изданиях. В 1921 году «Святую Русь» передали в Русский музей. Первоначально она была в экспозиции, но в конце 1920-х годов произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х годов, а затем стало вновь доступно для посетителей музея.

21 марта 2019 // рубрика: Музеи / кино

Сергей Курехин

По следам «Поп-механики»

Выставка к 65-летию Сергея Курехина проходит в центре его имени на Лиговском проспекте. Сергею Курехин — легендарная личность, один из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальный композитор и пианист, создатель и руководитель уникального оркестра «Поп-механика», автор музыки к кинофильмам и основатель звукозаписывающей фирмы, организатор своего Центра космических исследований и собиратель кактусов, издатель и библиофил, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.

Камерный театр "Круг"

Русская готика в театре «Круг»

Камерный драматический театр «Круг» на Касимовской улице, 5, в Санкт-Петербурге придерживается тех позиций, от которых все дальше отходят «большие», парадные театры, являющиеся культурным лицом Санкт-Петербурга, — это «психологический театр, во всем многообразии жанров исследующий жизнь человеческого духа». «Петербургский авангард» продолжает свой рассказ о небольших и мало известных театрах Северной столицы, притаившихся как в центре города, так и в самых отдаленных его уголках.

Радуга, ТЮЗ, Нора

«Радуга»: Много философии и особая эстетика

Международный театральный фестиваль «Радуга» оставил богатое послевкусие. В Петербурге много фестивалей, но «Радуга» — особый. В нем есть широкий спектр экспериментов и свободного режиссерского поиска. Санкт-Петербургский ТЮЗ проводит фестиваль уже в двадцатый раз. Старая афиша, встретившаяся у проходной «Красного треугольника», напомнила, с чего начинался фестиваль этого года. Со спектакля знаменитого англичанина Питера Брука «Узник».

Томас Азир

Томас Азир: самое главное в жизни — это делиться настоящим

23-й Международный фестиваль SKIF прошел на Новой сцене Александринского театра две недели назад. За хедлайнером — культовой группой Goblin — несколько потерялись остальные участники: берлинский дуэт CEEYS, британцы Blurt, Lau Nau из Финляндии, белорус Егор Забелов и другие. «Петербургский аванград» много лет поддерживает проекты ЦСИ имени Сергея Курёхина, и на этот раз корреспонденту агентства удалось в общей суматохе фестиваля не проглядеть очень неординарное и интересное выступление молодого нидерландского исполнителя Томаса Азира. Судя по реакции аудитории, его уже ждут здесь снова. Сразу после окончания своего очередного европейского тура Томас дал интервью нашему корреспонденту.

спектакль Нора

Номофобия по мотивам Ибсена

В рамках XX Международного фестиваля «Радуга», который на днях завершился в Петербурге, 23 и 24 мая состоялись показы спектакля «Нора, или Кукольный дом» Тимофея Кулябина. Швейцарский театр Шаушпильхаус играет спектакль уже полгода, и за это время критиками было написано множество противоречивых статей. Спектакль анализирует мультимедийное пространство современного человека, границы личного и общественного, а также готовность на поступок. На протяжении всего спектакля герои общаются с помощью мобильных телефонов, подчеркивающих огромное расстояние между близкими людьми.

Клаудио Симонетти

Клаудио Симонетти: Современные группы повторяют то, что Goblin сделал 40 лет назад

Итальянский композитор и клавишник Клаудио Симонетти прославился в первую очередь как автор музыки к культовым хоррорам Дарио Ардженто и Джорджа Ромеро. Недавно он посетил Россию вместе со своей собственной версией группы Goblin, которой в этом году исполнилось 44 года. Сегодня в ней нет никого из «золотого состава», кроме самого Клаудио. Однако это не мешает обновленному коллективу в свежих концертных аранжировках передавать напряженную атмосферу великих фильмов ужасов. Да и сам Клаудио не сидел в Goblin’е как привязанный — то уходя, то возвращаясь в группу, он успел сольно поработать с такими режиссерами, как Руджеро Деодато, Умберто Ленци, Лучио Фульчи и Ламберто Бава.