Фильм о Пьере Жильяре можно будет посмотреть в Обществе «Знание» и Президентской библиотеке

«Возвращение Пьера Жильяра» – так называется документальный фильм, посвященный учителю французского языка детей последнего российского императора Николая II, наставнику наследника цесаревича Алексея. Работа над ним в 2018 году завершена на киностудиии «Натакам», авторы сценария и режиссеры – Людмила Шахт и Константин Козлов. Ближайшие показы киноленты состоятся 20 марта в Обществе «Знание» (Литейный проспект, 42) и 24 апреля в Президентской библиотеке (Сенатская площадь, 3).

Пьер Жильяр

О Пьере Жильяре (1879-1962) и его судьбе рассказывают внучатые племянники – писатель Пьер-Фредерик Жильяр и врач Жак Мозер. Фильм основан на хроникальных кадрах и фотографиях, на воспоминаниях учителя императорских детей. После возвращения из России в Швейцарию он написал и издал книгу «Трагическая семья Николая II и его семьи». Позже она была переиздана под названием «13 лет при дворе Романовых», сообщила пресс-служба Царского Села.

Швейцарец Пьер Жильяр сначала давал уроки французского языка великим княжнам Ольге и Татьяне, затем – Марии и Анастасии. Впервые он начал учить французскому цесаревича Алексея, когда тому было восемь с половиной лет. Жильяр был одним из тех, кто добровольно отправился за семьей Николая II в ссылку в Тобольск. Затем переехал с царскими детьми в Екатеринбург, но в Ипатьевский дом не был допущен и вернулся обратно в Тобольск. В 1920 году через Владивосток вместе с Александрой Теглевой (1884-1955), служившей в Александровском дворце «старшей комнатной девушкой», эмигрировал в Европу. Ему удалось спасти свой архив – дневники, письма, памятные реликвии, фотографии. В 1922-м женился на Александре. Жили в Лозанне, родном городе Жильяра.

вещи Пьера Жильяра, предоставлено Царским Селом

Потомки Пьера Жильяра передали в дар музею «Царское Село» несколько мемориальных предметов. Это фотокамера Bulls Eye Eastman фирмы Kodak, на которую он снимал императорскую семью в Царском Селе и позже в ссылке. По словам господина Мозера, его мать, крестница Жильяра, унаследовала эту камеру и объясняла, что «дядя Пьер» сделал ею все фотографии при русском Дворе, и что «сам император держал ее в руках». Она показывала снимки – в частности тот, на котором Жильяр вместе с царем пилил дрова в Тобольске. Эти фотографии в фильме иллюстрируют драматическую судьбу последнего российского императора и его семьи.

Музей также получил в дар от племянниц Жильяра чайный комплект и набор столовых предметов (подарок Жильяру от великой княжны Анастасии Николаевны), а также брошь мастерской Карла Фаберже и золотые карманные часы Павла Буре, подаренные императрицей Александре Теглевой.

19 марта 2019 // рубрика: Музеи / кино

В России стартует акция «День короткометражного кино-2019»

Мариинский театр подготовил премьеру музыкальной сказки «Белоснежка»

В Петербурге стартует Книжный салон и культурологический марафон «Все грани Гранина»

Девушка из Санкт-Петербурга победила в проекте «Пацанки»

В Karlsson Haus начинается серия новогодних сказок

В Петербурге стартовал Фестиваль японского кино

В KGallery открылась выставка одного шедевра Эдгара Дега

Симфонический оркестр КДЦ «Московский» даст бесплатный концерт

В Росбалте пройдет Квартирник «Семейные новогодние традиции в семье художника Юрия Васнецова»

На Квартирнике в Росбалте художник Надя Кузнецова расскажет об Италии

В арт-пространстве mArs открывается выставка Игоря Шаймарданова «Здравствуй, Старый новый год»

В Музее городской скульптуры состоится выставка об экспедиции Беллинсгаузена

Екатерина Айвазова, гример Театра музкомедии

Екатерина Айвазова: У нашей крови клубничный вкус

В год 90-летия Театра музыкальной комедии, который совпал с Годом театра, «Петербургский авангард» решил познакомить своих читателей с театральными профессиями, представителей которых зритель не видит, но их слаженная работа за кулисами – залог успешного показа спектакля. Одна из таких «невидимок» — Екатерина Айвазова, заведующая гримерным цехом Театра музкомедии, в котором она работает уже пять лет. Екатерина Айвазова по образованию актер драматического театра, но по профессии не успела поработать ни дня. Конечно, в первое время осваиваться в гримерном цехе было тяжело, потому что у нее не было опыта. Но желание учиться, совершенствоваться в мастерстве и огромный интерес помогли постепенно втянуться в работу.

Полина Фрадкина

Полина Фрадкина: Понимание музыки помогает ориентироваться в жизни

Пианистка Полина Фрадкина проведет в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» лекцию «Музыка и эмоциональный интеллект. О пользе грусти». Она начала заниматься музыкой в пять лет, позже окончила Музыкальный лицей при Санкт-Петербургской консерватории, затем — Петербургскую консерваторию и аспирантуру, а также Академию музыки имени Рубина Тель-Авивского университета и Санкт-Петербургский Институт глубинной психологии. Сейчас Полина Фрадкина выступает как солирующая пианистка и лектор в России и за рубежом. Сотрудничает с современными композиторами, пишущими музыку специально для нее. Участвует в международных музыкальных фестивалях. Ее аудитория: от академических залов, таких как Капелла, Филармония и Концертный зал Мариинского театра, до арт-пространств, лофтов и джазовых клубов.

Елена Щелчкова

Елена Щелчкова: В обнаженке меня увлекает накал и незащищенность

В конце сентября 2019 года в арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3, состоялась выставка «Рисунки на обоях» Елены Щелчковой — художницы, создающей самобытную, загадочную и пронизанную темными лучами эротизма графику. Елена родилась в 1960 году в Зеленогорске, в литературной семье. Она была одаренным ребенком, с детства много читала и любила рисовать. Позже училась в Ленинградском художественно-графическом училище, попала в самое сердце петербургского андеграунда, подружилась с Олегом Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом, за него она вышла замуж. Семья Щелчковых-Гоосс всегда привлекала к себе чуть ли не весь питерский андеграунд, а их дом стал одним из центров современной культуры.

Кадр из фильма "Грех" Андрея Кончаловского

В «Родине» — жаркий итальянский RIFF

До 8 декабря 2019 года в киноцентре «Родина» уже в шестой раз проходит Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, самый крупный италоязычный кинофестиваль России. В этом году на RIFF в Петербурге представлена самая большая программа итальянских фильмов – 26 отборных премьер. Среди картин, которые нельзя пропустить: проект 2017 года «Чамбра» Мартина Скорсезе, мировая премьера которого состоялась на 70-м Каннском фестивале. Фильм был отобран от Италии претендентом в номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» на 90-ю церемонию «Оскара», принимал участие в кинофестивале «Санденс», завоевал итальянский «Оскар» – премию «Давид ди Донателло» – и множество других наград.

Satori, Сергей Полунин

Просветление от Сергея Полунина

Сергей Полунин – имя широко известное не только в балетном мире. В этом можно было убедиться и совсем недавно: в городах России, в огромных залах — например, в Москве это был «Крокус Сити Холл» вместимостью до семи тысяч зрителей — прошел тур его программы «Сатори». А начался он в начале октября 2019 года представлением в петербургском БКЗ «Октябрьский», после чего танцовщики показали балет в шести городах России.

Дирижер Иван Демидов. Фото Daniel Biskup из личного архива Ивана Демидова.

Иван Демидов: Музыку, которой занимаюсь в данный момент, считаю лучшей на земле

Иван Демидов в 2009 году с отличием закончил теоретико-композиторское отделение Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, а в 2014 году — Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова по классу оперно-симфонического дирижирования.

Он дирижировал в театре «Санкт-Петербург Опера» и в театре Санкт-Петербургской консерватории такими операми, как «Евгений Онегин» Чайковского, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Паяцы» Леонковалло, а также многочисленными концертами симфонической музыки. Дирижировал оперой «Евгений Онегин» во время гастролей театра «Санкт-Петербургъ опера» в Ярославле (2014). С 2014 по 2017 год преподавал на кафедре оперной подготовки Санкт-Петербургской консерватории.